бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Зависимость уровня психологической безопасности среды от ценностных ориентаций студентов бесплатно рефераты

Зависимость уровня психологической безопасности среды от ценностных ориентаций студентов

30

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

Кафедра психологии

Курсовая работа

"Зависимость уровня психологической безопасности среды от ценностных ориентаций студентов"

Выполнила

студентка группы ПР-21

Шарова Юлия

Москва 2010

Содержание

  • Введение
    • Потребность в безопасности
    • Ценности
    • Ценности и ценностные представления
    • Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений (1986 г.)
    • Методика исследования
    • Характеристика группы исследуемых
    • Результаты исследований
    • Выводы
    • Литература
    • Приложения
    • Приложение 1
    • Приложение 2
    • Приложение 3
    • Приложение 4

Введение

Психологическая безопасность - это защищённость психики, целостности личности, защита душевного здоровья и духовности. Человек нуждается в безопасности. Это связано, прежде всего, с очень сильным инстинктом самосохранения. Психологическая безопасность, проявляющаяся, в частности, в адаптивности субъекта, в его готовности к принятию решений, в большей степени приобретает значимость в трудовой деятельности человека, но и, будучи результатом психической активности субъекта, влияет на формирование его личностных качеств. Личность формируется под воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или его склонности к опасности - не только врожденное качество, но и результат развития личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни" [2, 3, 9].

Ценности - это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности.

Цель - это образ желаемого результата (вещи, состояния, положения, ситуации, в которых человек хотел бы оказаться).

Ценность - важность, значение; значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик.

Средство - приём, способ действия для достижения чего-нибудь. [1]

Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. В настоящее время существует очень мало работ посвященных профессиональным ценностям, а также нет четкого определения профессиональных ценностей. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее. Проблема исследования профессиональных ценностей является актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия профессиональных ценностей; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей [8].

Потребность в безопасности

После удовлетворения основных физиологических потребностей наиболее актуальной для индивида становится потребность в безопасности. Более детально ее можно определить как потребность защищенности, стабильности, отсутствии страха, тревоги и хаоса; потребность сохранения физического и психического здоровья; потребность в структурированности и упорядоченности окружающего мира; в законе и регуляции социального поведения; в помощи и покровительстве и т.д. Стремление к безопасности может превратиться в первостепенную потребность человека и всецело определять его поведение.

Безопасность можно разделить на два вида: простую физическую безопасность и более сложную - духовную и социальную безопасность. Уже на уровне физической безопасности обнаруживается, что эта потребность по-разному воспринимается людьми и влияет на их поведение. Сервисная деятельность всегда сталкивается с потребностью в безопасности: это личная безопасность клиента (например, в туризме), безопасность функционирования технических средств-приспособлений, безопасность окружающей среды, имущества, денежных средств, информационная безопасность. Фирма, дающая надежные гарантии безопасности, берет на себя решение важных для клиента проблем и может приобрести большие преимущества в развитии своей деятельности.

Потребность в безопасности может удовлетворяться не только такими простыми и очевидными способами, как физическая охрана людей, имущества или защита информации. Социальный аспект безопасности включает в себя стремление иметь надежное место работы, счет в банке, различные страховки, социальные гарантии (здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение). В обществе существует потребность не только в личной, но и в общественной безопасности - это государственная, финансовая, продовольственная безопасность страны. Недостаточное обеспечение государством этих направлений личной и общественной безопасности (что имеет место сейчас в России) закономерно повышает спрос на соответствующие сервисные услуги негосударственных организаций.

Наконец, в самом обобщенном виде стремление человека к безопасности выражается в предпочтении старых вещей новым и знакомого неизвестному. Поэтому с потребностью в безопасности связано даже стремление к формированию религиозного или философского мировоззрения. Религия или философия организуют знания о природе и обществе в логически связанное содержательное целое, взаимосвязанную систему. Тем самым мир становится более понятным и предсказуемым, а следовательно, менее опасным. В этом смысле удовлетворение потребности в познании приводит и к удовлетворению потребности в безопасности.

Стремление к сохранению мира постоянным и неизменным характерно для разных периодов истории общества. В своем крайнем, болезненном виде оно наблюдается в поведении больных некоторыми видами невроза. Страдающие ими люди всеми силами стремятся упорядочить и стабилизировать условия своей жизни так, чтобы ни в коем случае не могло возникнуть никаких неуправляемых и неожиданных явлений. Если же какое-то неожиданное событие происходит, такие больные считают его страшной угрозой своей безопасности и впадают в панику.

Представление об опасности всего нового и необычного широко распространено у народов и племен, находящихся на уровне первобытнообщинного строя. Так, известный этнограф Лев Николаевич Гумилев отмечал, что туземные племена очень плохо относятся к попыткам европейских миссионеров "усовершенствовать" примитивный уклад их жизни. К таким деятелям относятся враждебно, иногда их просто убивают. Главная ценность для племени - сохранить устоявшийся уклад жизни, только это обеспечивает аборигенам безопасность и уверенность в будущем.

Механизмы процесса формирования и развития психологической безопасности личности детерминированы её поведением в различных ситуациях. Выбор способа поведения определяется субъективным пониманием ситуации. Например, чувство угрозы или страх возникает, когда человек оценивает ситуацию как опасную и не располагает, на его взгляд, достаточно надёжными способами её решения (завышение объективной опасности). Следовательно, угроза сама по себе ещё не является источником психологической опасности. Люди, которые сформировали навыки работы в опасных условиях и овладели способами устранения личностной угрозы, как правило, не испытывают страха, неуверенности или подавленности. В том случае, когда угроза возникает неожиданно, человеку приходиться искать выход из ситуации, изменяя ранее существовавшие формы поведения и планы действий. Ощущение угрозы может возникнуть, если у человека нет возможности удовлетворить существенные для него потребности. Эти размышления приводят к очевидному выводу: чем выше уровень определённости и знаний о способах действия, которые позволяют решить проблему в определённых условиях, тем выше уровень психологической безопасности [5].

Ценности

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей

Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение - ценностной ориентацией.

Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:

нормы - правила поведения,

ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.

Предписания - это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека - ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы их исполняем не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж. - П. Сартра) - выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.

Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму "не убий", предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

Цель нашего исследования заключается в изучении зависимости уровня психологической безопасности образовательной среды вуза от ценностных ориентаций студентов. Рассматриваются такие характеристики безопасности среды, как психологическая защищенность, психологическая комфортность и психологическая удовлетворенность образовательной средой [6].

Рассмотрим, что изучалось ранее классиками отечественной психологии.

Д.А. Леонтьев "Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени":

Ценности и ценностные представления

Понятия "ценностные представления" и "ценности" в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В работах, посвященных междисциплинарному изучению ценностей, мы обосновали ошибочность понимания ценностей как порождений сознания и необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании; последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям. Проанализировав множество раз личных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, социологии, этике и психологии, мы пришли к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую 1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали. Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями.

Признание ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений субъекта о собственных ценностях.

В 70-е гг. различные авторы стали обращать внимание на проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями. Наиболее детальный анализ методической стороны этой проблемы был осуществлен группой одесских социологов, а наиболее убедительные эмпирические факты получены в оригинальном психологическом эксперименте, проведенном Насиновской Е.Е., которая использовала методику косвенного постгипнотического внушения.

Испытуемым, которым предстояло выполнять личностно нейтральные задания, например, воспроизводить "на глаз" длину предъявляемых отрезков с максимальной точностью, предварительно в состоянии гипноза внушались инструкции типа "если... то... ", где условием "если" было преувеличение или преуменьшение длины отрезков, а внушенным следствием "то" - реализация той или иной ценности. Направление и степень искажения длины отрезков после выхода из состояния гипноза служили надежным и правдивым индикатором реальной побудительной силы разных ценностей, Было зафиксировано заметное расхождение между декларируемой значимостью этих ценностей и степенью их влияния на постгипнотическую деятельность,

М.Б. Кунявский, В.Б. Моин и И.М. Попова называют четыре группы причин, которыми могут объясняться расхождения между декларируемыми ценностными конструктами сознания и реально побуждающими деятельность человека личностными ценностями;

1. При адекватном осознании и вербальном выражении ценностей их включение в практическую регуляцию деятельности может не происходить; из-за отсутствия возможностей реализации, наличия конкурирующих или противоречивых ценностей.

2. Реально действующие ценности не всегда адекватно осознаются и вербализуются субъектом; в силу ограниченности его интеллектуальных возможностей, действия защитных механизмов и др.

3. Адекватно осознаваемые ценности - могут неадекватно вербально репрезентироваться в силу речевых табу и другого рода преград.

4. Рассогласования могут определяться наличием конкурирующих компонентов вербального поведения или сознания Психологический анализ приводит к аналогичным выводам, за исключением первого случая, когда нет оснований говорить о реальных ценностях. Во-первых, недостаточно устоявшаяся и плохо структурированная система личностных ценностей и/или недостаточно развитая рефлексия не позволяют человеку адекватно определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни. Во-вторых, значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться под действием механизмов стабилизации (декларируемым), и к реально значимым ценностям. Так, Ч. Моррис (С. Моrris) различал ценности оперативные (действенные) и сознаваемые, не пользуясь понятием "ценностные ориентации", К. Клакхон (К. Kluckhohn) же определяет ценности как аспект мотивации, а ценностные ориентации - как определенные концепции. М Рокич (M. Rokeaclh) называет убеждения, диагностируемые с помощью его известного метода прямого ранжирования, ценностями а в отечественной литературе те же данные интерпретируются в понятиях ценностных ориентаций. Предметом нашего исследования выступают ценностные представления, независимо от того, как они обозначаются в конкретных работах: понятиями "ценность", "ценностная ориентация" или как-нибудь иначе.

Определим ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических, Ценностные представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям, даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями (ЦО) присутствуют и другие самые различные ценностные представления. Назовем наиболее существенные из них, не претендуя при этом на полноту классификации.

Прежде всего, исходя из очевидного факта несовпадения систем ценностей индивида и социальной группы, к которой он принадлежит (даже если речь идет о референтной группе, и эти две системы ценностей отличаются в целом хорошей согласованностью), а также из способности индивида репрезентировать нормативные (социально желательные) ценности группы или общества, выделим такую категорию ценностных представлений, как ценностные стереотипы (ЦС). ЦС отражают, по сути, ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им. Следует учитывать, что в сознании одного человека может отражаться одновременно несколько систем ЦС разных социальных групп. Вместе с тем очевиден большой индивидуальный разброс в степени дифференцированности восприятия систем ценностей разных социальных групп от единого недифференцированного "они" работника физического труда со слабо развитой рефлексией до подробной карты ценностного ландшафта всего общества в сознании профессионального социолога или политолога.

В качестве еще одной категории ценностных представлений мы выделяем ценностные идеалы (ЦИ). Сочетание "ценностные идеалы" на первый взгляд напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой мы опирались на понятие "идеал". Смысл понятия ЦИ состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. ЦИ, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего "Я", выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении). Наряду с ЦИ можно также говорить о ценностной перспективе, которая отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10,20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ЦО и ЦИ. Существует и ценностная ретроспектива - представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад. Выделение разновидностей ценностных представлений основано не только на феноменологическом анализе, но и на эмпирических исследованиях автора, часть из которых приводится в данной статье. Эти разновидности возможно эмпирически дифференцировать с помощью различных инструкций к заполнению одних и тех же вербальных методик, в частности методики прямого ранжирования ценностей М. Рокича. В категорию ценностных представлений входят также представления о системах ценностей конкретных людей, будь то политические лидеры или просто знакомые. Как показывает опыт, задача воспроизведения системы ценностей другого человека не вызывает больших затруднений, хотя степень адекватности этого воспроизведения может существенно различаться. Так или иначе, многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных представлений, и их разновидностей делает весьма интересным эмпирическое изучение.

Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений (1986 г.)

Сопоставление трех видов ценностных представлений - цель нашего исследования, проведенного в 1986 г. на выборке студентов IV курса факультета психологии МГУ (всего 78 чел., из них 51 женщина и 27 мужчин) с помощью методики изучения ЦО Рокича. Были взяты списки терминальных и инструментальных ценностей (ТЦ и ИЦ), адаптированные В.А. Ядовым с соавторами, которые каждый из испытуемых ранжировал три раза, выполняя разные инструкции:

1) стандартная инструкция ранжирования в соответствии с собственными предпочтениями,

2) инструкция "социальной желательности": представить себя в максимально благоприятном свете и 3) инструкция "идеал"; проранжировать списки, как это сделал бы совершенный во всех отношениях человек. С помощью этих инструкций мы рассчитывали получить ценностные иерархии, отражающие ЦО, ЦС и ЦИ.

Результаты приведены в таблицах 1 (ТЦ) и 2 (ИЦ). Сравнение разных подвыборок проводилось по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена между групповыми иерархиями (средние по выборке значения рангов всех ценностных категорий вторично ранжировались по возрастанию). Рассмотрим наиболее интересные из полученных результатов.

По первой инструкции получены высокие корреляции между иерархиями испытуемых - мужчин и женщин (р=0,784 для ТЦ и 0,763 для ИЦ; р<0.001). Мужчины существенно выше, чем женщины, ценят познание, самостоятельность, свободу, ответственность и самоконтроль и ниже - счастливую семейную жизнь, чуткость и воспитанность.

Результаты ранжирования по второй инструкции существенно иные. Все четыре коэффициента корреляции между первой и второй ранжировками (для мужчин и женщин; для ТЦ и ИЦ) варьируют в пределах от 0,269 до 0,414; только один из них (для ТЦ у женщин) достигает уровня значимого сходства (р<0,05). Как у мужчин, так и у женщин при выполнении второй инструкции уменьшился разброс оценок, Повысилось ранговое место следующих ценностей (разность рангов не менее 5); хорошая общая обстановка в стране, равенство, исполнительность, непримиримость к недостаткам; понизилось - любовь, здоровье, жизнерадостность, независимость, терпимость.

Результаты ранжирования по третьей инструкции необходимо дифференцировать в зависимости от пола воображаемого идеального человека, который требовалось указать после завершения ранжирования.58% мужчин описывали мужчину, остальные - "абстрактного" человека (пол не играл роли). Интересно, что 50% женщин описывали "абстрактного" человека, 40% - мужчину и лишь 10% - женщину, причем обобщенные иерархии для всех трех "идеалов" у них значимо коррелируют между собой (0,573<р<0,707; р<0,01), исключение составляет лишь ИЦ идеального мужчины и идеальной женщины (р=0,408, р<0,1). В то же время наблюдаются различия по отдельным ценностям: для идеального мужчины важнее познание, работа, активная жизнь, самоконтроль, рационализм и ответственность. Идеалы испытуемых-мужчин более дифференцированы; по сравнению с испытуемыми-женщинами они выше ценят в идеальном мужчине материально обеспеченную жизнь, уверенность в себе, аккуратность, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам, смелость.

Сравним результаты по первой и третьей инструкциям. ЦО женщин далеки от их же ЦИ (для ТЦ р=0,345; р>0,05). Особенно далеки от идеала ранги жизненной мудрости, материальной обеспеченности, свободы, независимости, непримиримости к недостаткам, эффективности в делах; более низкое место в ЦИ должны занимать любовь, семейная жизнь, творчество, работа. Расхождение ЦО и ЦИ испытуемых-мужчин еще больше (0,036<p<0,284). Динамика отдельных ценностей сходна с динамикой у женщин, но есть и отличия. Так, резкий скачок вверх обнаруживают такие ценности, как аккуратность, рациональность, чуткость, а вниз - образованность, ответственность, самоконтроль, воля, терпимость. Интересно, что женские представления об идеальном мужчине ближе к ЦО реальных мужчин, чем мужские ЦИ. Но лучше всего женским представлениям об идеальном мужчине соответствует мужской ЦС (р=0,612; р<0,01), который далек от ЦИ самих мужчин (р=0,295) Высокие ранги здесь занимают хорошая общая обстановка в стране, активная жизнь, жизненная мудрость и интересная работа; отвергаются самостоятельность, уверенность в себе и удовольствия.

В "абстрактном" ЦИ и мужчины и женщины видят нечто среднее между своим и противоположным полом. Подчеркиваются общие для обоих полов требования, а различия сглаживаются. Реальные ЦО у женщин ближе к их абстрактному ЦИ, чем у мужчин, хотя для ТЦ обе корреляции незначимы. Наконец, значимые корреляции между результатами второго и третьего ранжирования отсутствуют (0,063<р<0,295). Максимальные сдвиги вниз обнаруживают: равенство, интересная работа, ответственность; вверх - материально обеспеченная жизнь (как у мужчин, так и у женщин).

Таким образом, использованный нами методический прием позволил дифференцировать виды ценностных представлений, имеющихся у респондентов, а именно - ЦО, ЦС и ЦИ. Иерархии ЦО студентов-психологов отражают прежде всего их реальный образ жизни, обусловленный молодостью, отсутствием (как правило) семьи и родом занятий, предоставляющим относительно большую свободу и не требующим высокой личной ответственности. Иерархии ЦС отражают образ обезличенного человека, построенный по образцу газетных штампов середины 80-х годов. Характерно, что на первые места здесь выдвигаются абстрактные ценности, иррелевантные индивидуальной деятельности (хорошая общая обстановка в стране, равенство). ЦИ отличаются большим разнообразием; обобщенные ЦИ как у мужчин, так и у женщин характеризуют человека, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своей индивидуальности.

Изменения ценностных представлений в социальном времени (1997 г)

В 1997 г. исследование проводилось повторно по той же методике, материалу и инструкциям, что и в 1986 г. Испытуемыми были 59 студентов IV курса факультета психологии МГУ, в том числе 42 женщины и 17 мужчин. Мы исходили из гипотезы, что ценностные представления подвержены изменениям, отражающим сдвиги, происходящие в различных сферах общественной жизни. В частности, с учетом изменений общественного сознания за прошедшие 11 лет, а также принадлежности нашей выборки к группам с опережающими изменениями сознания мы ожидали повышения индивидуальной вариативности ценностных представлений, а также "размывания" ЦС. Вместе с тем мы предполагали получить и определенную преемственность результатов Тем самым мы ориентировали второе исследование (1997 г) на задачи "когортного" сравнения (сравнения данных разных лет).

Результаты этого исследования также приведены в таблицах 1 (ТЦ) и 2 (ИЦ) Главный результат заключался в значительном сходстве иерархий ЦО выборок из разных когорт. Наличие высокозначимых корреляций выборок студентов 1986 и 1997 гг., как женщин (р=0,662, р<0,01 для ТЦ и р=0,811, р<0,001 для ИЦ), так и мужчин (р=0,796 для ТЦ и р=0,798 для ИЦ; р<0,001) позволяет сделать вывод о том, что групповые представления студентов о своей системе ценностей существенно не изменяются от поколения к поколению. Качественный анализ среднегрупповых рангов показывает, что самыми значимыми для студентов, как и раньше, остаются такие ТЦ, как любовь, интересная работа, наличие друзей, и такие ИЦ, как честность, ответственность, жизнерадостность. Значимость же таких ТЦ, как равенство, удовольствия, общая хорошая обстановка, и таких ИЦ, как непримиримость к недостаткам, высокие запросы, по-прежнему низкая. Вместе с тем можно отметить и некоторые различия в структурах ЦО рассматриваемых когорт. Так, женщины стали выше ценить уверенность в себе, мужчины - независимость, и те и другие - материально обеспеченную жизнь. Ранг общей хорошей обстановки в стране значительно снизился.

Сходство иерархий, отражающих ЦО разных когорт, может указывать как на наличие высокой степени преемственности ЦО студентов, так и на момент влияния системы ценностей макросоциума. На последнее указывает и значимое сходство иерархий ценностных ориентации разных половозрастных, а также профессиональных групп. Общие изменения, наблюдаемые в системе ЦО студентов, могут свидетельствовать, с одной стороны, об усложнении требований, предъявляемых социальными условиями к современной молодежи, а с другой - о повороте к так называемому "индивидуалистскому" типу ориентации, поощряемому массовой культурой и обществом потребления. Данная тенденция, впрочем, не является ведущей. В этой связи мы можем говорить как об определенных условиях существования и развития студентов, так и о специфике их возрастного этапа.

Совершенно иную картину являют ЦС, Корреляционные связи между иерархиями групповых представлений студентов 1986 и 1997 гг., как женщин, так и мужчин, оказались незначимыми для ТЦ (0,281 и 0.31) и значимыми для ИЦ (0,545 и 0,627; р<0,01). Терминальные ЦС утратили характер единообразия, некоторой шаблонности, которая была им свойственна 10-12 лет назад Представления студентов о системе ролевых ожиданий, предъявляемых им различными социальными группами, в 1997 г. стали более разобщенными. По всей видимости, они складываются скорее в рамках малых социальных групп, нежели под влиянием макросоциальных стереотипов. Примечательно, что в групповой иерархии ценностных стереотипов студентов 1986 г. на первые места выдвигаются абстрактные ценности, иррелевантные контексту индивидуальной жизнедеятельности: общая хорошая обстановка в стране (ранг 1 у женщин и 2 - у мужчин), равенство (3 и 1) - У студентов 1997 г. такого не наблюдается, хотя эти абстрактные ценности все же имеют более высокие ранги, чем в иерархии ЦО. Несмотря на то что терминальные ЦС студентов 1997 г. сходны с их ЦО (р=0,645, р<0,01 у женщин и р-0,805, р<0,01 у мужчин), в иерархиях ЦС не прослеживается четких тенденций, о которых мы говорили при обсуждении ЦО.

Инструментальные ЦС не обнаруживают столь выраженной динамики, так как соответствующие индивидуальные иерархии и в 1986 г. не отличались высоким единообразием. По всей видимости, ценности-средства менее чувствительны к переменам, происходящим в жизни социума.

Что касается результатов ранжирования по инструкции "идеал", то студенты 1997 г. по сравнению со студентами 1986 г. в качестве идеала чаще описывали женщину (35% мужчин и 45% женщин, в то время как в 1986 г. - никто из мужчин и только 10% женщин). Как и в первом исследовании, у мужчин "идеалы" разных полов четко различаются между собой, а у женщин, напротив, демонстрируют выраженные корреляции (0,775< p<0,809; p<0,001). Здесь и далее в обсуждении ЦИ рассматриваются только ТЦ, ИЦ не выявили отчетливых тенденций.

При этом можно видеть, что иерархии, приписываемые "мужским", "женским", а также "абстрактным" идеалам в двух изучавшихся когортах, не коррелируют между собой. Таким образом, испытуемые в 1997 г. по-другому представляют себе ЦИ, нежели в 1986 г. Особенно интересными оказались отличия в идеалах, описываемых в соответствии с собственным полом. В 1986 г. ЦИ испытуемых, совпадающие с собственным полом, были, как правило, далеки от их ЦО и ЦС. В 1997 г. мы наблюдаем иную картину. Так, у мужчин все три "идеала" близки к собственным ЦО (0,616<р<0,675; р<0,01), однако их же "идеал-мужчина" далек от ЦС (р=0,320), чего не наблюдается в отношении "идеала-женщины" и "абстрактного идеала", которые, напротив, похожи на их ЦС (р=0,578, р<0,01 и р=0,508, р<0,05). У женщин картина обратная: все три "идеала" близки к их ЦС (0,538<р<0,781; р<0,05), однако "идеал-женщина" далек от ЦО (р=0,148), в то время как "идеал-мужчина" и "абстрактный идеал" с их ЦО весьма сходны (р=0,496 и р=0,446, р<0,05).

Итак, в 1997 г. идеальные представления, соотносимые с собственным полом, специфическим образом связаны как с ЦО, так и с ЦС По-видимому, ценностные идеалы, являясь довольно динамичными структурами общественного сознания, способны по-разному проявляться в различных социально-исторических условиях. Если у студентов в 1984-1986 гг. ЦИ были далеки от ЦО и ЦС, конституирующих соответственно Я-реальное и Я-демонстрируемое, то у студентов 1996-97 гг. они, напротив, связаны с последними. При этом у мужчин, у которых идеалы разных полов независимы друг от друга (в отличие от женщин, у которых нет четкого разделения), представления об "идеале-мужчине" связаны с ЦО, т.е. с представлением о самом себе, и не связаны с ЦС, те с представлениями о социальных ожиданиях, предъявляемых к ним. У женщин же представления о "своем" идеале, т.е. идеале-женщине, не связаны с их ЦО, т.е. носят подчеркнуто абстрактный, собственно "идеальный" характер. Это позволяет предположить, что ЦО мужчин характеризуются устремленностью к идеалам, выступают как еще не реализованные цели или ориентиры, задающие вектор развития личности, в то время как у женщин ЦО носят более заземленный, прагматичный характер [7].

Методика исследования

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Именно эту методику мы и использовали в своем исследовании.М. Рокич различает два класса ценностей: цели-ценности (терминальные) - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; средства-ценности (инструментальные) - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке (см. Приложение 1). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Выявляется приоритетная структуры целей-ценностей и средств-ценностей в соответствии с рангом 2-8 [4].

Для оценки психологической комфортности, защищенности и психологической удовлетворенности образовательной средой мы воспользовались модифицированной формой опросника "Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС)" для студентов. Респонденту предоставляется бланк ответов (см. Приложение 2), где он комментирует суждения, разбитые на вышеперечисленные блоки, по принципу: полностью согласен - 4; скорее согласен - 3; трудно сказать - 2; скорее не согласен - 1; совершенно не согласен - 0. По каждой характеристике подсчитывался суммарный балл.

Характеристика группы исследуемых

Исследования проводились в 2009 - 2010 гг. в РХТУ им.Д.И. Менделеева, в нем принимали участие 47 студентов второго курса, обучающихся по направлениям:

Химия

Экология и природопользование

Безопасность жизнедеятельности

Социология

Специфика этих специальностей - работа с вредными веществами (1,2), большая ответственность (1,2,3,4), связанная с этим психологическая напряженность. Работа по этим специальностям требует умения находить общий язык с другими людьми, умение договариваться, и в то же время действовать в рамках существующего законодательства. Возрастает психологическая небезопасность.

Результаты исследований

Проведя опрос студентов, мы выяснили структуру приоритетных целей-ценностей и средств-ценностей. Общими для студентов являются цели-ценности: любовь, наличие хороших друзей, развитие и жизненная мудрость; средства-ценности: образованность, честность и воспитанность. Приоритетные цели-ценности юношей включают развлечения, продуктивную жизнь и познание, которые демонстрируют их направленность на самореализацию; средства-ценности: рационализм, широта взглядов, аккуратность, исполнительность. Приоритетные цели-ценности девушек: активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь и уверенность в себе, которые раскрывают более традиционный характер ценностей; средства-ценности: воспитанность, чуткость, ответственность, твердая воля, самоконтроль.

Выявлены следующие значимые различия в ценностных ориентациях между юношами и девушками: у юношей преобладают цели-ценности: наличие хороших друзей и свобода, средство-ценность смелость; в отличие от юношей у девушек более выражены цель-ценность познание и средства ценности непримиримость, образованность, рационализм.

Результаты исследования характеристик психологической безопасности образовательной среды вуза раскрыли, что у юношей преобладает средний уровень психологической защищенности (80%) и психологической комфортности (80%) и высокий уровень психологической удовлетворенности образовательной средой (60%). У девушек - средний уровень психологической защищенности (76%), психологической комфортности (52%) и психологической удовлетворенности образовательной средой (95%).

В соответствии с целями исследования у девушек были обнаружены на уровне тенденций следующие взаимосвязи (см. Приложение 3, Рисунок 1):

Чем выше психологическая защищенность, тем более выражены средства-ценности аккуратность, воспитанность и высокие запросы, и менее всего цель-ценность общественное признание и средство-ценность - ответственность.

Чем выше психологическая комфортность, тем более выражены средства-ценности высокие запросы и ответственность, менее средство-ценность независимость.

Чем выше психологическая удовлетворенность образовательной средой, тем менее выражена средство-ценность жизнерадостность.

Юноши продемонстрировали следующие высоко значимые взаимосвязи (см. Приложение 4, Рисунок 2):

Чем выше психологическая защищенность, тем менее выражены цели-ценности любовь, материально обеспеченная жизнь, свобода и средство-ценность аккуратность, более выражено средство-ценность чуткость.

Чем выше психологическая комфортность, тем более выражены цели-ценности общественное признание, счастьем других, средства-ценности непримиримость и честность; наименее выражены цели-ценности красота природы и искусства, познание, творчество, средства-ценности - воспитанность, образованность, рационализм и терпимость.

Чем выше психологическая удовлетворенность образовательной средой, тем выше цель-ценность высокие запросы, средства-ценности широта взглядов и эффективность, и тем меньше цели-ценности продуктивность, счастливая семейная жизнь, средства-ценности исполнительность и твердая воля.

Выводы

На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы.

Если девушки будут проявлять аккуратность, воспитанность и высокие запросы, то они будут чувствовать себя психологически защищенными. Не ясно, почему ответственность оказалась наименее значимой. Общественное признание для психологической защищенности конечно необходимо, но добиться абсолютного признания никогда не удастся, и обязательно найдутся люди, которые будут представлять опасность. Таким образом, наименьшая значимость общественного признания вполне объяснима. Для психологической комфортности наиболее ценны высокие запросы и ответственность, и при этом совсем не обязательно девушке быть независимой и жизнерадостной, как показывают результаты исследования. Образовательная среда приносит психологическое удовлетворение, когда к ней, к окружающим и себе предъявляют высокие запросы. Итак, из выше сказанного, получаем, что психологическая безопасность образовательной среды у девушек, прежде всего, связана с такими жизненными ценностями как высокие запросы, аккуратность, ответственность, и наименее с ценностями, которые больше направлены на личность самой девушки (жизнерадостность, независимость, общественное признание). То есть у студенток в образовательной среде безопасность, в том числе и психологическая, наиболее зависит от взаимодействия многих людей, а удовлетворение личных потребностей, в соответствии с ценностными ориентациями, при этом отодвигается на второй план.

У юношей психологическая защищенность значимо взаимосвязана с чуткостью. То есть возможность предусматривать поведение других людей, точно определять их возможную реакцию. Психологическая комфортность у них значимо взаимосвязана с общественным признанием. В этом основное отличие от девушек. У юношей чаще появляются абстрактные ценности, и ценности связанные в большей степени с внутренним Я. При этом наблюдается нежелание делать усилия в ходе образовательного процесса. Об этом свидетельствуют наименьшие связи с продуктивностью, счастливой семейной жизнью, исполнительностью и твердой волей, а также сильная связь эффективности с чувством удовлетворенности образовательной средой.

Итак, отличия ценностных ориентаций и базирующейся на них психологической безопасности показали, что юноши в большей степени, чем девушки, связывают психологическую безопасность с целями-ценностями саморазвития. В отличие от них, девушки демонстрируют взаимосвязи характеристик психологической безопасности образовательной среды со средствами-ценностями, раскрывающими, что образ действий или свойство личности является для них предпочтительным в любой ситуации.

Исследования в этой области очень актуальны и интересны. В дальнейшем, мы считаем, стоит провести исследования в этой же группе для уточнения результатов по специальностям. Для изучения зависимостей психологической безопасности от ценностных ориентаций нужно вовлечь в исследование студентов старших курсов аналогичных и других специальностей (например, обучающихся по специальности химия).

Литература

1. "Основные типы ценностей. Ценности - цели, ценности - средства". http://support. sibsiu.ru/LiteratureView. asp? intLiteratureIndex=12&intContentIndex=11&blnHideOtherLiterature=

2. "Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности" http://www.mirrabot.com/work/work_74439.html.

3. "Психология безопасности" http://psychosafety.ru/

4. "Тест Рокича "Ценностные ориентации"" http://azps.ru/tests/tests_rokich.html

5. Ефимова Н.С. "Безопасность человека: психологический аспект" - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2009 - 155 с.

6. Кравченко А.И. "Культурология: Учебное пособие для вузов." - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001 - 496 с.

7. Леонтьев Д.А. "Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени" // Психологическое обозрение, 1998, №1, с.13-25

8. Соломин В.П., Михайлов Л.А., Маликова Т.В., Шатрова О.В. "Психологическая безопасность: учебное пособие" - М.: Дрофа, 2008. - 292 с.

9. Шаров А.А. "Исследование ценностных ориентаций". www.psyadvise.ru

Приложения

Приложение 1

Таблица 1. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича.

Список А

Я-р

Я-и

От

Ма

Список В

Я-р

Я-и

От

Ма

Активная деятельная жизнь

аккуратность

жизненная мудрость

воспитанность

здоровье

высокие запросы

интересная работа

жизнерадостность

Красота природы и искусства

исполнительность

Любовь

независимость

материально обеспеченная жизнь

непримиримость

наличие хороших друзей

образованность

общественное признание

ответственность

познание

рационализм

продуктивная жизнь

самоконтроль

развитие

смелость

развлечения

твердая воля

свобода

терпимость

счастливая семейная жизнь

широта взглядов

Счастье других

честность

творчество

эффективность

уверенность в себе

чуткость

Приложение 2

Таблица 2. Опросник "Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС)" для студентов.

полностью согласен - 4; - скорее согласен - 3; - трудно сказать - 2; - скорее не согласен - 1; - совершенно не согласен - 0.

Суждения

Баллы

Блок 1.

0

1

2

3

4

Я чувствую себя защищённым от унижения и оскорбления со стороны деканата и преподавателей.

Среди однокурсников не принято высмеивать друг друга

От преподавателей можно услышать угрозы в свой адрес. *

Я чувствую к себе недоброжелательное отношение со стороны других однокур\в. *

В вузе мне приходится подвергаться давлению и принуждению со стороны преподавателей. *

Мне кажется, что некоторые однокурсники меня игнорируют. *

Блок 2.

0

1

2

3

4

В вузе у меня преобладает хорошее настроение.

Если у меня случаются неприятности в вузе, я уверен (а), что все разрешится благополучно.

В вузе я чувствую себя человеком.

На занятиях и во вне их я редко испытываю чувство дискомфорта.

Большую часть времени я хочу проводить со своими однокурсниками.

У меня есть взрослый человек в вузе, которому я могу доверить свои секреты и встречу понимание и сочувствие.

Блок 3.

0

1

2

3

4

В нашем вузе происходит много важных, интересных и радостных событий.

Наши преп\ли всегда окажут помощь и поддержку в трудную минуту.

В вузе я могу свободно высказать свою точку зрения в общении со преп\ми и однокурсниками.

Я считаю, что в нашем вузе созданы все условия для удовлетворения моих интересов и развития моих способностей.

Я думаю, что в вузе нас по-настоящему готовят к самостоятельной проф\ой жизни.

Наш курс - дружный и сплоченный коллектив.

Приложение 3

Рисунок 1. Корреляции ценностных ориентаций и критериев психологической безопасности у девушек.

Приложение 4

Рисунок 2. Корреляции ценностных ориентаций и критериев психологической безопасности у юношей.