бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Зависимость темперамента от типа личности бесплатно рефераты

Таким образом мы видим, что меланхолики больше всего склонны к интроверсии, что подтверждается и методикой Лейни М. Экстравертов среди подобного темперамента нет или неясно выражены (в случае амбидексторности).

Для математического подтверждения наших результатов мы прибегли к корреляционному методу по Пирсону. Для метрических величин применяется коэффициент корреляции Пирсона, точная формула которого была введена Фрэнсисом Гальтоном:

Пусть X,Y - две случайные величины, определённые на одном вероятностном пространстве. Тогда их коэффициент корреляции задаётся формулой:

,

где cov - ковариация, D - дисперсия.

Развернутый вариант формулы:

,

где - математическое ожидание.

Для графического представления подобной связи можно использовать прямоугольную систему координат с осями, которые соответствуют обеим переменным. Каждая пара значений маркируется при помощи определенного символа. Такой график называется "диаграммой рассеяния".

Метод вычисления коэффициента корреляции зависит от вида шкалы, к которой относятся переменные. Так, для измерения переменных с интервальной и количественной шкалами необходимо использовать коэффициент корреляции Пирсона (корреляция моментов произведений). Если по меньшей мере одна из двух переменных имеет порядковую шкалу, либо не является нормально распределённой, необходимо использовать ранговую корреляцию Спирмена или ф (тау) Кендала. В случае, когда одна из двух переменных является дихотомической, используется точечная двухрядная корреляция, а если обе переменные являются дихотомическими: четырёхполевая корреляция. Расчёт коэффициента корреляции между двумя недихотомическими переменными не лишён смысла только тогда, когда связь между ними линейна (однонаправлена).

Коэффициемнт коррелямции или парный коэффициемнт коррелямции в теории вероятностей и статистике - это показатель характера взаимного стохастического влияния изменения двух случайных величин. Коэффициент корреляции обозначается латинской буквой R в математической статистике (r в статистике) и может принимать значения от ?1 до +1. Если значение по модулю находится ближе к 1, то это означает наличие сильной связи, а если ближе к 0 - связь слабая или вообще отсутствует.

В нашей курсовой работе мы получили корреляционный коэффициент равный 0.563, что говорит о том, что полученные нами данные достоверны и могут использоваться в статистических исследованиях и таблицах.

Заключение

Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.

Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.

Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.

В классической психологии считается, что каждый человек обладает смешанным темпераментом, т.е. демонстрирует признаки всех темпераментов в различных пропорциях, но это верно только в том случае, если мы будем рассматривать исключительно поведенческие признаки темпераментов. Однако, есть множество различных факторов, таких как, например, тип психики, пол, возраст, состояние здоровья, в том числе и психического, которые оказывают влияние на отдельные поступки и поведение человека в целом. Поэтому весьма трудно отделить в поведении признаки, относящиеся исключительно к темпераменту человека, в разные моменты времени один и тот же человек может демонстрировать признаки различных темпераментов, выраженные в той или иной степени.

"Течение психической жизни подобно водному потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой, многоводной реке, психическая жизнь течет медленно с большим внутренним напором".

Приложения

Приложение 1

Тест Лейни М., "Непобедимый интроверт".

Просмотрите утверждения, приведенные ниже. Какой список, по-вашему, подходит вам больше? Или в основном подходит (не все к вам относится)? Отвечайте так, как есть, а не так, как вам хочется, чтобы было. Основывайтесь на первом впечатлении.

Список А:

Мне нравится быть в гуще событий.

Люблю разнообразие, одно и то же надоедает.

Знаю много людей, считаю их друзьями.

С удовольствием болтаю с людьми, даже с чужими.

Действие заряжает меня, с нетерпением хватаюсь за следующее дело.

Говорю или действую, не испытывая необходимости сначала подумать.

Я в целом довольно энергичный человек.

Я склонен больше говорить, чем слушать.

Список Б:

Предпочитаю расслабляться в одиночестве или в узком кругу близких друзей.

Друзьями считаю только тех людей, с которыми создались глубокие отношения.

Нуждаюсь в отдыхе после какой-то внешней деятельности, даже если развлекаюсь.

Кажусь спокойным, уравновешенным, люблю наблюдать.

Как правило, сначала думаю, а потом уже говорю или действую.

Испытываю пустоту в голове, когда нахожусь в группе людей или под стрессом.

Не люблю чувствовать себя перегруженным работой.

Какой список лучше вас описывает? Если список А, значит, вы экстраверт. Если Б, то вы интроверт. Вы, возможно, обладаете не всеми характеристиками из списка, но, тем не менее, один подходит больше, чем другой. Поскольку все мы живем в обществе, ориентированном на экстравертов, и работа или семья до определенной степени требуют проявления качеств экстраверта, вам, возможно, покажется затруднительным определить, который из списков больше соответствует вашему характеру. Если вы не уверены, задайте себе вопрос: "Когда я ощущаю себя более отдохнувшим: после спокойного отдыха ("внутренник") или активного ("внешник")? Если вы по-прежнему не можете определиться, воспользуйтесь приведенной ниже формой для самооценки на интровертность.

Оценка собственной интровертности.

Проведите тест на интровертность в тот день, когда будете пребывать в спокойном, расслабленном состоянии. Устройтесь где-нибудь в укромном уголке, так чтобы никто вас не прерывал. Каждое утверждение обдумывайте на предмет его соответствия или несоответствия вашей личности в целом, не учитывая то, что вам хотелось бы видеть в себе, а также то, как вы себя ощущаете время от времени. Ничего не анализируйте и не задумывайтесь глубоко над каждым пунктом. Первое впечатление обычно бывает самым правильным. Для оценки со стороны лучше призвать на помощь приятеля или подругу. Сравните собственные оценки с его или ее оценкой. Если мнения не совпадают, обсудите обе точки зрения.

Отвечайте на вопросы словами "Верно" или "Неверно", затем просуммируйте ответы "Верно" и посмотрите на комментарии в конце списка, чтобы определить, кто вы: интроверт, находитесь посередине континуума или экстраверт. Итак:

Когда мне нужно отдохнуть, я предпочитаю проводить время в одиночестве или с одним-двумя близкими людьми, а не в группе.

Когда я работаю над проектом, мне удобнее долго не прерываться, я не люблю делать работу маленькими порциями.

Я иногда репетирую то, что мне предстоит сказать, время от времени делаю для себя письменные пометки.

В целом я предпочитаю скорее слушать, чем говорить.

Люди иногда думают, что я спокойный, таинственный, отчужденный или тихий.

Мне больше нравится отмечать какие-то особые случаи с одним или несколькими близкими друзьями, а не устраивать большие праздники.

Мне обычно требуется подумать, перед тем как отреагировать или что-то сказать.

Я склонен замечать те детали, которые многие не видят.

Если до моего прихода двое спорили, я ощущаю, как напряжение витает в воздухе.

Если я говорю, что сделаю что-то, то почти всегда это делаю.

Я чувствую беспокойство, если у меня сжатые сроки, чтобы закончить проект, не могу расслабиться.

Я могу "отключиться", если слишком много всего происходит.

Мне нравится понаблюдать за какой-то деятельностью, перед тем как подключиться к ней.

Я создаю прочные, длительные отношения.

Не люблю прерывать других и не люблю, когда меня прерывают.

Когда я получаю много информации, мне требуется время, чтобы разобраться в ней.

Я не люблю чрезмерно возбуждающую обстановку. Не представляю, зачем люди ходят смотреть фильмы ужасов или катаются на "американских горках".

Иногда меня сильно раздражают запахи, вкус, пища, погода, шум и т.д.

Я творческая личность, и у меня хорошо развито воображение.

После общественных мероприятий чувствую опустошенность, даже если мне было хорошо.

Предпочитаю, чтобы меня представляли, а не представлять других.

Могу начать брюзжать, если слишком долго нахожусь в окружении людей или в гуще дел.

Я часто чувствую себя некомфортно в новой обстановке.

Мне нравится, когда люди приходят ко мне домой, но не люблю, когда они задерживаются подолгу.

Часто я с ужасом думаю о необходимости сделать ответный телефонный звонок.

Иногда чувствую пустоту в голове, когда знакомлюсь с людьми или когда меня неожиданно просят что-то сказать.

Говорю медленно и делаю паузы в разговоре, особенно если устал или если пытаюсь одновременно думать и говорить.

Я не считаю случайных знакомых друзьями.

Я не чувствую, что могу ознакомить других людей со своими идеями, пока работа не будет полностью закончена.

Люди удивляют меня, когда думают, что я умнее, чем сам себе кажусь.

Сложите все ответы "Верно". Теперь прочитайте следующие комментарии, чтобы определить, к какой категории вы относитесь.

20-29 "Верно": Вы глубоко интровертны. Таким образом, вам крайне необходимо понимать, как направлять поток вашей энергии и каким образом ваш мозг обрабатывает информацию. Вы связаны с жизнью посредством идей, впечатлений, надежд и ценностей. Внешняя среда не властна над вами. Эта книга может помочь вам использовать внутреннее знание, чтобы начертать собственный путь.

10-19 "Верно": Вы находитесь где-то посередине. Как амбидекстры, вы и интровертны, и экстравертны. Вы можете чувствовать, что разрываетесь между потребностью побыть в одиночестве и желанием выйти на люди. Поэтому вам будет очень полезно обращать внимание, какая обстановка и какие ситуации всегда заряжают вас энергией. Вы судите себя посредством собственных размышлений и ощущений и через стандарты, принятые в обществе. Это обеспечивает нам широкий кругозор, но временами может оказаться, что вы видите ситуацию с обеих сторон и не знаете, какова ваша позиция. Очень важно для вас научиться оценивать свой темперамент, чтобы быть в состоянии поддерживать энергетический баланс. Подробнее об этом мы поговорим в главе 2.

1-9 "Верно": Вы скорее экстравертны. Вы судите о себе в свете ценностей и реальности других людей. Чтобы произвести изменение, вы действуете в пределах того, что существует. Когда вы достигнете среднего возраста, то с удивлением можете обнаружить, что хотите отдохнуть от общения и что испытываете потребность иметь время для себя, но не будете знать, как этого добиться. Вы можете разработать приемы и помочь себе запомнить, что нужно делать, когда вам требуется одиночество. Чтобы это сделать, вам понадобится уравновесить свои экстравертные навыки. Этого можно добиться, научившись некоторым более интровертным навыкам.

Если вы все еще не уверены, "внутренних" вы или "внешник", подумайте, как ответить на следующий вопрос: в кризисной ситуации склонны ли вы чувствовать, что закрылись и как-то отделились от всего, и реагируете медленным движением? Или вы склонны немедленно физически двигаться, предпринимать действия, не думая? Когда происходит какое-то стрессовое событие, мы возвращаемся к самой базовой, заложенной в нас схеме поведения. Если вы склонны отступить назад и тишина наваливается на вас, как густой туман, значит, вы в большей степени интроверт. Если же вы более экстравертны, то реагируете, немедленно приводя себя в действие. И в той, и в другой реакции есть своя ценность.

Приложение 2

Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.

Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.

Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?

Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

Считаете ли Вы себя беспечным человеком?

Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"?

Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?

Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

Смущаете ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

Вас легко обидеть?

Любите ли Вы часто бывать в компании?

Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?

Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?

Часто ли Вы мечтаете?

Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

Часто ли Вас тревожит чувство вины?

Все ли ваши привычки хороши и желательны?

Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

Считают ли Вас человеком живым и веселым?

После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?

Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?

Вы иногда сплетничаете?

Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?

Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?

Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"?

Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

Вы раздражительны?

Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

Верно ли, что Вас не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

Вы ходите медленно и неторопливо?

Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?

Часто ли Вам снятся кошмары?

Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?

Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?

Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

Любите ли Вы подшутить над другими?

Страдает ли Вы от бессонницы?

Обработка теста ("ключ").

Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.

Шкала лжи.

Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36.

Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Сосчитайте сумму. Если результат от 4 и больше баллов, это значит, что у Вас появилась так называемая социальная желательность: Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны. Если результат меньше 4 баллов, Ваши ответы искренни. Пожалуйста, продолжайте.

Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.

Шкала экстраверсии.

Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.

Сосчитайте сумму.

Шкала эмоциональной устойчивости.

Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Сосчитайте сумму.

Список используемой литературы

1. В.С. Мерлин "Очерк теории темперамента (1973)

2. С.Л. Рубенштейн "Основы общей психологии" (1946)

3. Э. Кречмер "Строение тела и характер" (1924)

4. Я. Стреляц "Роль темперамента в психологии" (1982)

5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Academia, 1996. - 464 с.

6. Кроль В.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 423 с.

7. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.1. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 688 с.

8. Психология / Под ред. Крутецкого В.А. - М.: Просвещение, 1974. - 304 с.

9. Психология / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 602 с.

10. Психология и педагогика / Под ред. Николаенко В.Н. - М.: Инфра-М, 2002. - 175 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа Пресс, 1995.

13. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Макаренко. - М.: Просвещение, 1987.

14. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр "Академия", 1999.

15. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984 г.

16. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.

17. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

18. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

19. Столяренко Л.Д. Основы психологии.4-е изд., перераб. и доп. (Серия "Учебники, учебные пособия") - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Дополнительная литература:

20. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

21. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.

22. Психология личности. Хрестоматия / Под ред. Райгородского Д.А. - Самара: БАХРАХ, 1999. - 570 с.

23. Райгородский Д.А. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: БАХРАХ, 1997. - 640 с.

24. Фельдтштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Просвещение, 1994.

Литература в Интернете:

25. Гиппенрейтер Ю.Б. Характер

26. Блюм Г. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ

27. Выготский Л.С. К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ДЕТСКОГО ХАРАКТЕРА

28. Личко А.Е. ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

29. Небылицын В.Д. Темперамент

30. Свободная Интернет-энциклопедия "Википедия"

Страницы: 1, 2, 3, 4