бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Зависимость от азартных игр, гэмблинг-зависимость бесплатно рефераты

Р - достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами.

Из приведенных в таблице данных видно, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной было получено меньшее количество баллов практически по всем шкалам (за исключением шкалы «Креативность»). При этом в отношении шкал «Спонтанность», «Самоуважение», «Взгляд на природу человека», «Принятие агрессии» различия между группами носили статистически достоверный характер. Также следует отметить, что в отношении шкал «Сензитивность» и «Познавательные способности» различия приближались к статистически достоверным.

Описанные выше различия наглядно можно увидеть на диаграмме №1.

Диаграмма № 1. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным опросника А.Маслоу

Результаты сравнения средних баллов по шкалам А. Маслоу у исследуемых групп показывают, что практически по всем шкалам (за исключением шкалы «Креативность») у экспериментальной группы средний балл ниже, чем в контрольной группе. Это означает, что в среднем, исследуемые респонденты, зависимые от азартных игр, обладают более низким уровнем самоактуализации, чем не имеющие зависимости.

Низкий балл у экспериментальной группы по шкале «Спонтанность» означает, что респонденты, зависимые от азартных игр, опасаются, открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении, что свидетельствует о замкнутости (скрытности) характера. Высокий балл по данной шкале у контрольной групп говорит о том, что люди, не имеющие зависимости, способны выражать свои чувства в заранее не продуманных действиях.

Анализируя шкалу «Самоуважение», можно заключить, что не имеющие зависимости респонденты выше ценят себя, больше нравятся сами себе (по сравнению с экспериментальной группой), причем при условии, что для этого есть объективные основания. Зависимые респонденты, напротив, обладают низкой самооценкой, то есть низким самоуважением. Это выражается в неуверенности поведения, страхе доверять самому себе, что отрицательно сказывается на психике человека.

Различие показателей по шкале «Взгляд на природу человека» говорит о разном понимании человеческой природы. Респонденты контрольной группы более способны находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, любовь и похоть, эгоизм и бескорыстие, не являются антагонистическими. Респонденты экспериментальной группы менее способны осмысленно связывать противоречивые жизненные явления.

Низкий балл у экспериментальной группы по шкале «Принятие агрессии» отражает низкую способность принимать свою агрессивность. Из этого следует, что респонденты, зависимые от азартных игр стремятся скрыть это качество, отказаться от агрессии, подавить ее в себе. Это также свидетельствует о замкнутости, закрытости, не способности принимать себя, свой внутренний мир таким, какой он есть. Респонденты контрольной группы лучше понимают, что агрессивность и гнев свойственны природе человека и могут проявляться в межличностных контактах.

Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда - Г. Шмишека

Данные распределения психологических типов в исследуемых группах представлены в таблице № 3.

Таблица № 3. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах.

№ п/п

Название типа характера по К. Леонгарду

Количество случаев в группах

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

Гипертимный

4

1

2

Возбудимый

5

4

3

Эмотивный

1

2

4

Дистимический

2

2

5

Тревожно-боязливый

1

1

6

Аффективно-экзальтированный

3

3

7

Аффективно-лабильный

1

2

8

Застревающий (неуравновешен-ный)

2

1

9

Педантичный

0

2

10

Демонстратив-ный

1

2

При анализе распределения психологических типов в двух исследуемых группах каких-либо статистически достоверных различий не получено (метод сравнения долей). Хотя по данным литературы (Егоров, 2003) для людей, зависимых от азартных игр наиболее характерен гипертимный психологический тип.

Диаграмма № 2. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах.

На диаграмме № 2 видно, что в экспериментальной группе больше человек, которым характерен гипертимный тип по сравнению с контрольной группой. Остальные психологические типы в равной степени присущи обеим исследуемым группам.

Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина

При изучении выраженности типов тревожности был вычислены средние баллы по каждому типу тревожности у исследуемых групп. Степень различия показателей между группами определялась с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 4.

Таблица № 4. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным Шкалы Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина

№ п/п

Типы тревожности

Группы

Экспериментальная

Контрольная

Р

1

Ситуативная

47,9 + 8,97

40,2 + 5,99

0,0461

2

Личностная

54 + 12,61

35,8 + 5,77

0,0006

Р - достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами.

Из приведенных в таблице данных видно, что изучаемые группы существенно различались по обоим видам тревожности. Так, экспериментальная группа характеризовалась достоверно более высокой суммой баллов как в отношении ситуативной, так и в отношении личностной тревожности. При этом различие в отношении личностной тревожности больше, чем в отношении ситуативной (реактивной) тревожности. Эти различия также можно увидеть на диаграмме № 3.

Диаграмма № 3. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным Шкалы Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина

Высокая ситуативная тревожность у респондентов экспериментальной группы отражает высокую реактивность личности, вовлеченность в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего, также высокой ситуативной тревожности соответствует тип темперамента меланхолик. Респондентам контрольной группы в большей степени соответствует сангвинический или холерический тип темперамента. Это объясняется тем, что зависимые игроки и игроки, не имеющие зависимости, по-разному воспринимают игру. Для зависимых игра - это доминирующая часть жизни, требующая много сил и времени, от которой они не в силах отказаться. Для игроков, не имеющих зависимости игра - это просто приятное времяпровождение.

Высокая личностная тревожность у респондентов экспериментальной группы отражает высокую активность личности, которая соответствует меланхолии и сангвинии.

Корреляционный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах

Корреляционные связи между показателями, полученными при анализе данных в экспериментальной и контрольной группах, рассчитывались с помощью коэффициента корреляции Спирмена (R).

Экспериментальная группа

Статистически значимые связи в экспериментальной группе обнаружены между следующими переменными:

1. Возрастная характеристика положительно коррелирует с показателем личностной тревожности (R=0,90);

2. У респондентов, состоящих в браке, наблюдался более высокий балл по шкале личной тревожности (R=0,81);

3. У респондентов, имеющих детей наблюдался более низкий балл по шкале «Сензитивность» (R=0,81);

4. Величина дохода респондентов отрицательно коррелирует с показателем по шкале «Принятие агрессии» (R=-0,65);

5. У респондентов, проживающих в более плохих жилищных условиях, наблюдался более низкий балл по шкале «Сенситивность» (R=0,89) и более высокий балл по шкале «Самоприятие» (R=-0,65);

6. Показатель наличие зависимости у членов семьи респондентов положительно коррелирует с уровнем ситуативной тревожности (R=0,70), а также отрицательно коррелирует с количеством баллом по шкалам «Гибкость поведения» (R=-0,63), «Спонтанность» (R=-0,65) и «Контактность» (R=-0,65);

7. Показатель частоты посещения игровых залов отрицательно коррелирует с количеством баллов по шкале «Гибкость поведения» (R=-0,71).

Возрастание показателя личностной тревожности с увеличением возраста может быть объяснено тем, что надежды игроков, зависимых от азартных игр, не оправдываются, что свидетельствует о неадекватном восприятии жизненной реальности.

Наличие семьи, увеличивающая личностную тревожность, вызывает у зависимого игрока напряженность в поведении, то есть, можно сказать, что семья угнетает его, заставляет чувствовать себя ущемленным, является для него обузой. Аналогичная ситуация происходит с наличием детей у зависимых игроков. Дети для зависимого игрока являются подавляющим фактором, конкурентами, то есть он чувствует ущербность, поэтому способность тонко ощущать себя, свои собственные переживания и потребности снижается.

Связь величины дохода и показателем по шкале «Принятие агрессии», означает, что чем хуже материальное положение игрока, тем более агрессивным он становится. Этим объясняется склонность к совершению преступления, при большом проигрыше и больших долгах.

Связь жилищных условий и сензитивности выражается в снижении способности ощущать собственные переживания и уделении большего внимания внешним обстоятельствам. Повышение уровня самопринятия с ухудшением жилищных условий связано с тем, что патологические игроки пытаются оправдать свои слабые стороны плохими жилищными условиями.

Связь наличия зависимости у членов семьи и повышенным уровнем ситуативной тревожности, низким уровнем гибкости поведения, спонтанности и контактности можно отнести к наследственным факторам формирования зависимости у игрока. Низкий балл по шкале «Гибкость поведения» означает догматизм, неспособность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Низкие баллы по шкалам «Спонтанность» и «Контактность» отражает закрытость характера, трудности в выражении своих чувств и эмоций, трудности в общении и установлении межличностных контактов.

Связь частоты посещения игровых залов и гибкостью говорит о том, что чем больше человек втягивается в игру, тем труднее от нее отказаться.

Контрольная группа

Статистически значимые связи в контрольной группе обнаружены между следующими переменными:

1. У женщин наблюдался более высокий балл по шкале «Взгляд на природу человека» (R=0,50);

2. Уровень образования респондентов положительно коррелирует с количеством баллов по шкале «Взгляд на природу человека» (R=0,75);

3. У респондентов, состоящих в браке, наблюдался более низкий балл по шкале «Поддержка» (R=-0,73);

4. У респондентов, имеющих детей наблюдался более низкий балл по шкале «Ценностные ориентации» (R=-0,71);

5. У респондентов, имеющих более высокий доход, наблюдалась более высокая частота посещения игровых залов (R=0,71), положительное отношение родственников к игре (R=0,80) и более высокий балл по шкале «Самоуважение» (R=0,69), а также более низкий уровень ситуативной тревожности (R=0,67);

6. У респондентов, проживающих в более плохих жилищных условиях, более высокая частота посещения игровых залов (R= -0,83);

7. У респондентов, посещающих игровые залы с друзьями или родственниками, наблюдается более высокий показатель посещения игровых залов (R=0,67);

8. Отрицательному отношению родственников к игре соответствует более высокий балл по шкале «Принятие агрессии» (R=-0,68).

Корреляция уровня образования респондентов и количества баллов по шкале «Взгляд на природу человека» отражает повышение понимания природы человека как сочетание добра и зла, бескорыстия и корыстолюбия, бесчувственности и чувствительности.

Понижение балла по шкале «Поддержка» с появлением семьи отражает значимость мнения семьи в принятии решений, ориентированность на интересы семьи. При появлении детей в семьях у происходит реструктуризация ценностей, то есть большее внимание уделяется детям, а себя родители отодвигают на второй план.

У контрольной группы связи уровня материального положения с различными показателями носят прагматический характер. Чем выше доход у игроков, тем чаще они могут позволить себе играть в азартные игры, тем выше у них уровень самоуважения, тем меньше их критикуют родственники и ниже ситуативная тревожность.

Обратная зависимость между качеством жилищных условий и частотой посещения игровых залов показывает, что свою неудовлетворенность жилищными условиями игрок реализует тем, что уходит из дома и посещает игровой клуб.

Игроки, посещающие игровые залы с друзьями, играют чаше. Это можно объяснить тем, что они просто любят проводить время в компании и посещают игровые клубы с целью приятного времяпровождения и получения удовольствия от игры и общения.

Связь отношения родственников к игре и количества баллов по шкале «Принятие агрессии» отражает адекватное соразмерное отношение к критике.

Сравнение корреляционных связей в группах

1. Семья. Для зависимых игроков семья и дети - подавляющий, угнетающий фактор, связанный с повышением напряженности и тревожности. Здоровым игрокам семья оказывает поддержку. В семье они не чувствуют себя одинокими. Происходит переориентация ценностей в соответствии с интересами семьи.

2. Материальные и жилищные условия. У зависимых игроков плохие материальные условия повышают агрессивность. Здоровые игроки, в этом случае, компенсируют это, проводя больше времени с друзьями, развлекаются, играя в азартные игры.

3. Наследственные факторы. У зависимых игроков имеют огромное значение и оказывают влияние на многие личностные характеристики (гибкость, спонтанность, контактность, уровень ситуативной тревожности, самоуважение). У здоровых игроков не имеют существенного значения.

4. Частота посещения игровых залов. У здоровых игроков зависит от уровня материального положения. У больных игроков этот фактор влияет на гибкость поведения.

Заключение

Цель работы может считаться достигнутой. Однако, изучение личностных характеристик лиц, страдающих зависимостью от азартных игр необходимо продолжать, поскольку все еще остается значительный пробел в наших знаниях в этой области.

Гипотеза о том, что личностные характеристики людей, зависимых от азартных игр существенно отличаются от личностных характеристик здоровых испытуемых, подтвердилась.

По моему мнению, для решения проблемы гэмблинг-зависимости необходимо проведение более масштабного исследования зависимости от азартных игр с привлечением психологов, врачей и других специалистов, а также необходимо сотрудничество с игорными заведениями.

В связи с этим необходима разработка хорошей комплексной методики, позволяющей рассчитать все необходимые показатели, позволяющей быстро и надежно получать практически значимые и научно обоснованные результаты.

Также для решения проблемы гэмблинг-зависимости необходим государственный контроль игорных заведений. Должен быть разработан жесткий свод ограничений для организации казино или другого игрового клуба, а также осуществление контроля за его исполнением.

Только при объединении усилий по борьбе с зависимостью от азартных игр можно достичь существенных положительных результатов. В этом заключается сложность решения проблемы.

Выводы

1. Личностные характеристики зависимых игроков существенно отличаются от личностных характеристик людей, не имеющих такой зависимости.

2. Лица, зависимые от азартных игр отличаются более низким уровнем самоактуализации и более высоким уровнем тревожности.

3. Зависимых игрокам присуще такие характерологические особенности как неуравновешенность, неуверенность в себе, нерешительность, обидчивость, мнительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении.

4. Для зависимых игроков характерны такие состояния как подавленное настроение, быстрое утомление, плохо осваиваются с изменившимися условиями жизни, трудность выбора.

5. Зависимые игроки испытывают трудность в общении, в установлении межличностных контактов, отношениях с семьей. Характерна замкнутость, закрытость, агрессивность, негативное отношение к природе человека.

Список использованной литературы

1. Арзуманов Ю.Л. "О медицинских аспектах игромании. Методы выявления, реабилитации и профилактики. Опыт решения проблем игровой зависимости за рубежом" http://www.vesti.ee/avgust02/22/press.htm

2. Белых А.Н. Ставка больше чем игра http://www.izvestia.ru/science/ article22536

3. Бирин А.Ю. "Преступность в сфере игорного бизнеса и её социальные аспекты" http://www.vesti.ee/avgust02/22/press.htm

4. Боголепова М. После тяжелого и продолжительного азарта.: Комерсантъ ДЕНЬГИ / http://www.cabin.ru/history.php3?icN23

5. В.В. Панькин Проблема игромании в России. Опыт зарубежных стран. Методы борьбы и профилактики игромании в России" http://www. vesti.ee/avgust02/22/press.htm

6. Великанова Л. П. "О медицинских аспектах игромании. Методы выявления, реабилитации и профилактики" http://www.vesti.ee/avgust02/22/ press.htm

7. Ги Лефрансуа Теории научного формирования поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 278 с.

8. Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. "Формирование зависимости от азартных игр у молодежи и лиц зрелого возраста" http://www. vesti.ee/avgust02/22/press.htm

9. Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в подростково-молодежной среде: личностные особенности, клинические проявления, половые различия. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2003 (3). № 1. С.10-16

10. Иванов В.Д. "Тенденции развития игорного бизнеса. Возможные пути решения проблемы игромании." http://supol.narod.ru/archive/2002.HTM

11. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психологический журнал, 1999. том 20, 1, с 94 - 102.

12. Комер Р. Патопсихология поведения, нарушение и патологии психики. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 608 с.

13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М.: Смысл, 1998. - 195 с.

14. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 864 с.

15. Макаров В.В. Психотерапия нового века. - М.: Академический проспект, 2001 - 496 с.

16. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 328 с.

17. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисами и проблемными ситуациями. - М.: Смысл, 2002. - 182 с.

18. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

19. Панченко Л.Ф."О медицинских аспектах игромании. Методы выявления, реабилитации и профилактики" http://www.vesti.ee/avgustpress.htm

20. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. - СПб.: Питер, 2003. - 1312 с.

21. Раен А.А. Психология подростка. Полное руководство. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.

22. Фомичева Ю.В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми//Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991./3. С. 27-39.

23. Холмс Д. Анормальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.

24. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999. том 20, 1, с 86 - 94.

25. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Юнити, 1995 - 122 с.

26. Arcuri, A F., Lester, D. & Smith, F.O. (1985) Формирования увлеченности азартными играми у подростков. Поведение. Подростковый период, 20, 935-938

27. Becona, E. (1996) Опросы по распространенности чрезмерной и патологической увлеченности азартными играми в Европе: Германия, Голландия и Испания (журнал «Исследование азартной игры»), 12,2, 179-192.

28. Becona, E. и Gestal, С. (1996) Патологическая азартная игра

29. Custer, R. L. (1982) Краткий обзор одержимости азартной игрой. В P. A. Carone, S. F. Yoles. S. N.

30. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (Forth Edition). Primary Cake Version. APA. Washington DS. 1996. - 239 p.

31. Dickerson, M. (1993) Внутренние и внешние детерминанты зависимости от азартных игр: проблемы разграничения разных видов азартных игр. Журнал «Исследование азартной игры» 6, 3, 225-246.

32. Fisher, S.E. (1992) Оценка патологической увлеченности детей азартными играми : игровые автоматы в Великобритании, журнал «Исследование азартной игры» , 8, 3, 263-285.

33. Fisher, S.E. (1993b). Азартная игра и патологическая азартная игра среди подростков. Журнал «Исследование азартной игры», 9, 3, 277-287.

34. Fisher, S.E.. (1996) Азартная игра и нездоровая увлеченность азартной игрой среди постоянных посетителей казино. Подготовлено к консорциуму индустрии казино Великобритании, Плимут, Англия: Университет Плимута: Центр исследования социального воздействия азартной игры.

35. Gaboury, А. и Ladouceur, R. (1993). Предотвращение патологической азартной игры среди подростков. Журнал «Начальный превентивный этап» 14, 21-28.

36. Griffiths, M. D. и Sutherland. Я. (1998). Участие подростков в азартных играх и использование наркотиков. Журнал сообщества и прикладной социальной психологии.

37. Gupta, R. и Derevensky, J. (1999). Участие молодежи в азартных играх.

38. Kieffer, L. Krinsky (редакторы). Болезненная зависимость: алкоголизм, наркомания, азартные игры (стр. 107-124) Нью-Йорк: Human Sciences Press

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7