бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Зависимость от азартных игр, гэмблинг-зависимость бесплатно рефераты

4. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодина-мическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвя-зи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера.

По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, (СТ), возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожи-дание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие не-благоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, пре-стижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в под-верженности действию различных стрессоров. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испы-тывать СТ...» (Вопросы психологии. -- 1978. -- № 6. -- С. 95). Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самосто-ятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Результаты оцениваются в градациях:

до 30 баллов -- низкая;

31-45 баллов -- средняя;

46 баллов и более -- высокая тревожность.

Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Ситуативная тревожность (СТ) определяется по ключу:

СТ = (3,4,6, 7,9,12,13,14,17,18)- (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)+ 50

Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу:

ЛТ = (2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20) - (1,6,7,10,13,16,19) + 35

Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревож-ности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:

1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожно-сти, открывается возможность оценки параметра реактивности лич-ности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в си-туацию взаимодействия внутреннего и внешнего, а также проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая -- флегматика, а низкая реактивность -- холерика и вслед за ним -- санг-виника.

2. Рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), по-лученному для активной, личностной тревожности, можно предвари-тельно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует, по нашей модели лично-сти, сангвинии и меланхолии, а низкая -- флегматии и холерии, -- лич-ностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типам характера.

Описание исследования. Объект исследования

В ходе исследования все респонденты были разделены на две группы: зависимые от азартных игр (экспериментальная группа) и не имеющие какой-либо зависимости (контрольная группа).

Экспериментальную группу составили 20 человек, зависимых от азартных игр в возрасте от 22 до 42 лет, из них 16 мужчин и 4 женщины.

В контрольную группу вошло 20 человек, играющих в азартные игры, но не страдающих какой-либо формой зависимости в возрасте от 19 до 43 лет, из них 14 мужчин и 6 женщин. В ходе исследования испытуемые самостоятельно заполняли разработанную анкету.

Математическая обработка результатов проводилась с помощью программы STATISTICA.

Различия результатов, полученных с помощью анкеты в экспериментальной и контрольной группах, определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Внутригрупповые связи были получены с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

Глава 3. Результаты исследования и интерпретация результатов

Характеристика исследуемых групп

В результате обработки первой части анкеты (общие сведения) были выявлены характеристики исследуемых, приведенные в таблице № 1.

Таблица № 1.Характеристика (общие сведения) исследуемых групп.

Наименование характеристики

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Чел.

%

Чел.

%

Пол: мужской

женский

16

4

80

20

14

6

70

30

Возраст: минимальный - максимальный

средний

22-42

29

Х

19-43

28

Х

Образование: среднее

среднее - специальное

высшее

1

7

12

5

35

60

1

8

11

5

40

55

Семейное положение: неженат/не замужем

женат/за мужем

разведен(а)

11

5

4

55

25

20

6

12

2

30

60

10

Наличие детей: да

нет

7

13

35

65

10

10

50

50

Материальное положение: низкое

среднее

высокое

2

15

3

10

75

15

1

18

1

5

90

5

Жилищные условия: отдельная квартира

коммунальная

снимают квартиру

12

4

4

60

20

20

12

2

6

60

10

30

Психические заболевания в семье: да

нет

1

19

5

95

0

20

0

100

Зависимости членов семьи: да

нет

18

2

90

10

14

6

70

30

Играли ли члены семьи в азартные игры: да

нет

17

3

85

15

13

7

65

35

В какие виды азартных игр играют:

казино

игровые автоматы

лото

карты и домино

Х

11

47

14

28

Х

12

41

Частота посещения игровых клубов:

3 - 4 раза в неделю

1 - 2 раза в неделю

1 раза в месяц и менее

не посещают

10

10

0

0

50

50

0

0

0

0

14

6

0

0

70

30

Непреодолимое влечение к игре: да

нет

16

4

80

20

0

20

0

100

Посещают игровые залы: одни

с кем-то

не посещают

15

5

0

75

25

0

6

9

5

30

45

25

Отношение к игре близких людей

играют вместе

нейтральное

отрицательное

резко-отрицательное

0

5

11

4

0

25

55

20

4

15

1

0

20

75

5

0

Из приведенных в таблице данных видно, что экспериментальная и контрольная группы различались по семейному положению. Количество не состоящих в браке людей из экспериментальной группы было больше по сравнению с контрольной группой. Эти различия имели статистически достоверный характер. Кроме того, члены экспериментальной группы имели детей достоверно реже по сравнению с контрольной группой. Если рассматривать зависимость членов семьи от алкоголя, табакокурения, наркотиков и пр., то также можно отметить преобладание этого фактора в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Также можно отметить, что семьи людей из экспериментальной группы чаще увлекались азартными играми, чем в контрольной группе. Следует обратить внимание на то, что все члены экспериментальной группы значительно чаще посещают игровые клубы - 1-4 раза в неделю, в то время как члены контрольной группы - 1 раз в месяц и менее. Также значительное различие получено по фактору непреодолимое влечение к игре: большинство членов экспериментальной группы чувствовали непреодолимое влечение к игре, в контрольной группе чувство непреодолимого влечения к игре полностью отсутствовало. Кроме того, члены экспериментальной группы чаще посещают игровые залы одни, а члены контрольной группы чаще с кем-то. У членов экспериментальной группы преобладает отрицательное отношение близких людей к игре, а у членов контрольной группы - нейтральное. По остальным факторам достоверных различий не полоучено.

Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу

Для выявления различий психологических характеристик экспериментальной и контрольной групп по 14 шкалам проводилось сравнение полученных результатов (количества баллов). Степень различия показателей между группами определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 2.

Таблица № 2. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным опросника А.Маслоу

Название шкалы

Эксперименталь-ная группа

Контрольная

группа

p

п/п

1

«Ориентация во времени»

8,51 + 1,58

9,66 + 2

0,1742

2

«Поддержка»

41,22 + 8,52

46,77 + 4,82

0,1021

3

«Ценностные ориентации»

9,84 + 2,25

11,22 + 3,63

0,3138

4

«Гибкость поведения»

11,41 + 2,99

12,66 + 3,54

0,4092

5

«Сензитивность»

6,4 + 1,17

7,88 + 2,15

0,0741

6

«Спонтанность»

4,82 + 1,69

6,88 + 1,83

0,0192

7

«Самоуважение»

5,83 + 2,57

9,22 + 2,28

0,0072

8

«Самопринятие»

9,35 + 3,13

11,44 + 2,74

0,1325

9

«Взгляд на природу человека»

3 + 1,25

4,88 + 1,96

0,0216

10

«Синергичность»

3,77 + 1,34

3,88 + 1,54

0,7779

11

«Принятие агрессии»

6,11 + 3,31

9,22 + 2,33

0,0313

12

«Контактность»

8,95 + 3,35

10,11 + 3,18

0,4313

13

«Познавательные способности»

3,9 + 1,66

5,33 + 1,58

0,0719

14

«Креативность»

6,92 + 3,7

5,88 + 2,26

0,4880

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7