Зависимость от азартных игр, гэмблинг-зависимость
4. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодина-мическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвя-зи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера.
По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, (СТ), возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожи-дание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие не-благоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, пре-стижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в под-верженности действию различных стрессоров. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испы-тывать СТ...» (Вопросы психологии. -- 1978. -- № 6. -- С. 95). Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самосто-ятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Результаты оцениваются в градациях:
до 30 баллов -- низкая;
31-45 баллов -- средняя;
46 баллов и более -- высокая тревожность.
Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.
Ситуативная тревожность (СТ) определяется по ключу:
СТ = (3,4,6, 7,9,12,13,14,17,18)- (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)+ 50
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу:
ЛТ = (2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20) - (1,6,7,10,13,16,19) + 35
Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревож-ности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:
1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожно-сти, открывается возможность оценки параметра реактивности лич-ности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в си-туацию взаимодействия внутреннего и внешнего, а также проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая -- флегматика, а низкая реактивность -- холерика и вслед за ним -- санг-виника.
2. Рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), по-лученному для активной, личностной тревожности, можно предвари-тельно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует, по нашей модели лично-сти, сангвинии и меланхолии, а низкая -- флегматии и холерии, -- лич-ностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типам характера.
Описание исследования. Объект исследования
В ходе исследования все респонденты были разделены на две группы: зависимые от азартных игр (экспериментальная группа) и не имеющие какой-либо зависимости (контрольная группа).
Экспериментальную группу составили 20 человек, зависимых от азартных игр в возрасте от 22 до 42 лет, из них 16 мужчин и 4 женщины.
В контрольную группу вошло 20 человек, играющих в азартные игры, но не страдающих какой-либо формой зависимости в возрасте от 19 до 43 лет, из них 14 мужчин и 6 женщин. В ходе исследования испытуемые самостоятельно заполняли разработанную анкету.
Математическая обработка результатов проводилась с помощью программы STATISTICA.
Различия результатов, полученных с помощью анкеты в экспериментальной и контрольной группах, определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Внутригрупповые связи были получены с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
Глава 3. Результаты исследования и интерпретация результатов
Характеристика исследуемых групп
В результате обработки первой части анкеты (общие сведения) были выявлены характеристики исследуемых, приведенные в таблице № 1.
Таблица № 1.Характеристика (общие сведения) исследуемых групп.
Наименование характеристики
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная
группа
|
|
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
|
Пол: мужской
женский
|
16
4
|
80
20
|
14
6
|
70
30
|
|
Возраст: минимальный - максимальный
средний
|
22-42
29
|
Х
|
19-43
28
|
Х
|
|
Образование: среднее
среднее - специальное
высшее
|
1
7
12
|
5
35
60
|
1
8
11
|
5
40
55
|
|
Семейное положение: неженат/не замужем
женат/за мужем
разведен(а)
|
11
5
4
|
55
25
20
|
6
12
2
|
30
60
10
|
|
Наличие детей: да
нет
|
7
13
|
35
65
|
10
10
|
50
50
|
|
Материальное положение: низкое
среднее
высокое
|
2
15
3
|
10
75
15
|
1
18
1
|
5
90
5
|
|
Жилищные условия: отдельная квартира
коммунальная
снимают квартиру
|
12
4
4
|
60
20
20
|
12
2
6
|
60
10
30
|
|
Психические заболевания в семье: да
нет
|
1
19
|
5
95
|
0
20
|
0
100
|
|
Зависимости членов семьи: да
нет
|
18
2
|
90
10
|
14
6
|
70
30
|
|
Играли ли члены семьи в азартные игры: да
нет
|
17
3
|
85
15
|
13
7
|
65
35
|
|
В какие виды азартных игр играют:
|
казино
игровые автоматы
лото
карты и домино
|
Х
|
11
47
14
28
|
Х
|
12
41
|
|
Частота посещения игровых клубов:
|
3 - 4 раза в неделю
1 - 2 раза в неделю
1 раза в месяц и менее
не посещают
|
10
10
0
0
|
50
50
0
0
|
0
0
14
6
|
0
0
70
30
|
|
Непреодолимое влечение к игре: да
нет
|
16
4
|
80
20
|
0
20
|
0
100
|
|
Посещают игровые залы: одни
с кем-то
не посещают
|
15
5
0
|
75
25
0
|
6
9
5
|
30
45
25
|
|
Отношение к игре близких людей
|
играют вместе
нейтральное
отрицательное
резко-отрицательное
|
0
5
11
4
|
0
25
55
20
|
4
15
1
0
|
20
75
5
0
|
|
|
Из приведенных в таблице данных видно, что экспериментальная и контрольная группы различались по семейному положению. Количество не состоящих в браке людей из экспериментальной группы было больше по сравнению с контрольной группой. Эти различия имели статистически достоверный характер. Кроме того, члены экспериментальной группы имели детей достоверно реже по сравнению с контрольной группой. Если рассматривать зависимость членов семьи от алкоголя, табакокурения, наркотиков и пр., то также можно отметить преобладание этого фактора в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Также можно отметить, что семьи людей из экспериментальной группы чаще увлекались азартными играми, чем в контрольной группе. Следует обратить внимание на то, что все члены экспериментальной группы значительно чаще посещают игровые клубы - 1-4 раза в неделю, в то время как члены контрольной группы - 1 раз в месяц и менее. Также значительное различие получено по фактору непреодолимое влечение к игре: большинство членов экспериментальной группы чувствовали непреодолимое влечение к игре, в контрольной группе чувство непреодолимого влечения к игре полностью отсутствовало. Кроме того, члены экспериментальной группы чаще посещают игровые залы одни, а члены контрольной группы чаще с кем-то. У членов экспериментальной группы преобладает отрицательное отношение близких людей к игре, а у членов контрольной группы - нейтральное. По остальным факторам достоверных различий не полоучено.
Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу
Для выявления различий психологических характеристик экспериментальной и контрольной групп по 14 шкалам проводилось сравнение полученных результатов (количества баллов). Степень различия показателей между группами определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 2.
Таблица № 2. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным опросника А.Маслоу
№
|
Название шкалы
|
Эксперименталь-ная группа
|
Контрольная
группа
|
p
|
|
п/п
|
|
|
|
|
|
1
|
«Ориентация во времени»
|
8,51 + 1,58
|
9,66 + 2
|
0,1742
|
|
2
|
«Поддержка»
|
41,22 + 8,52
|
46,77 + 4,82
|
0,1021
|
|
3
|
«Ценностные ориентации»
|
9,84 + 2,25
|
11,22 + 3,63
|
0,3138
|
|
4
|
«Гибкость поведения»
|
11,41 + 2,99
|
12,66 + 3,54
|
0,4092
|
|
5
|
«Сензитивность»
|
6,4 + 1,17
|
7,88 + 2,15
|
0,0741
|
|
6
|
«Спонтанность»
|
4,82 + 1,69
|
6,88 + 1,83
|
0,0192
|
|
7
|
«Самоуважение»
|
5,83 + 2,57
|
9,22 + 2,28
|
0,0072
|
|
8
|
«Самопринятие»
|
9,35 + 3,13
|
11,44 + 2,74
|
0,1325
|
|
9
|
«Взгляд на природу человека»
|
3 + 1,25
|
4,88 + 1,96
|
0,0216
|
|
10
|
«Синергичность»
|
3,77 + 1,34
|
3,88 + 1,54
|
0,7779
|
|
11
|
«Принятие агрессии»
|
6,11 + 3,31
|
9,22 + 2,33
|
0,0313
|
|
12
|
«Контактность»
|
8,95 + 3,35
|
10,11 + 3,18
|
0,4313
|
|
13
|
«Познавательные способности»
|
3,9 + 1,66
|
5,33 + 1,58
|
0,0719
|
|
14
|
«Креативность»
|
6,92 + 3,7
|
5,88 + 2,26
|
0,4880
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|