бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Зависимость от азартных игр, гэмблинг-зависимость бесплатно рефераты

Зависимость от азартных игр, гэмблинг-зависимость

65

Диплом.

Зависимость от азартных игр. Гэмблинг-зависимость. Содержание

  • Введение 3
  • Глава 1. Литературный обзор 5
    • Понятие аддиктивного поведения 6
    • Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения 8
    • Этапы становления аддиктивного поведения 11
    • Классификация аддиктивного поведения 14
    • Особенности зависимости от азартных игр 24
    • Особенности зависимости от компьютерных игр 38
  • Глава 2. Методы исследования 41
    • Методы исследования 42
    • Экспериментально - психологические методики 43
    • Описание исследования. Объект исследования 50
  • Глава 3. Результаты исследования и интерпретация результатов 51
    • Характеристика исследуемых групп 52
    • Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу 54
    • Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда - Г. Шмишека 56
    • Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера -- Ю. Л. Ханина 58
    • Корреляционный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах 59
  • Заключение 64
  • Выводы 65
  • Список использованной литературы 66

Введение

В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).

Данная работа посвящена изучению вопроса зависимости людей от азартных игр или гэмблинг зависимости. Страсть к азартным играм имеет длительную и насыщенную историю. Чтобы представить эмоциональную напряженность обсуждаемого вопроса достаточно изучить произведения таких известных писателей, как Ф. Достоевский, А. Куприн, Дж. Лондон и А. Грин, т.е. людей, которые и сами были игроками. Многочисленные истории и широко известные факты о выигранных и проигранных состояниях в большинстве случаев также связаны со страстью к игре. Жизнь человека, подверженного зависимости от игры, становится отличной от привычно нормальной жизни и подчиняется полностью новой сверх ценности.

Зависимость от азартных игр (игромания, лудомания и гэмблинг-зависимость) широко распространена в мире и, в частности, в России. Сейчас в азартные игры вовлекаются слои населения, различные по возрастному составу (от подростков до лиц пожилого возраста), материальному обеспечению, кругу общения, этнической принадлежности и т.д. Этот факт объясняется широчайшим разнообразием видов и форм азартных игр, рассчитанных на разные категории населения с различным уровнем дохода и интересами. Кроме того, в азартную игру способен играть каждый, поскольку в большинстве азартных игр не требуется особых умений.

Данная проблема стала особенно актуальной в нынешнее время развитых коммуникаций. С появлением интернета казино стало доступным в каждом доме, где есть компьютер. Сегодня, чтобы играть в азартные игры можно не вставать с дивана. Такие интернент-казино привлекательны еще и тем, что в них отсутствуют ограничения по возрасту, и гарантируется полная анонимность игроков. Благодаря этому возможность играть в азартные игры имеют и дети, которым запрещен этот вид занятий в силу возраста, и пожилые люди, не посещающие игорные клубы по причине нездоровья. С другой стороны стало широко распространенным участие в некоторых телевизионных лотереях целых семей, когда создаются условия развития тяги к игре у младших членов семьи.

Необходимо также отметить возникновение в последнее время зависимости и от компьютерных игр. Распространение такой зависимости обуславливается проникновением компьютерных технологий во все сферы деятельности человека, а также развитием высокой реалистичности и сложности компьютерных игр.

Несмотря на давнюю историю и широкую распространенность проблемы азартных игр, многое в появлении и развитии такой аддикций у человека остается не изученным и недостаточно освещенным.

Исходя из этого, целью данной дипломной работы является изучение теоретических и практических аспектов возникновения и развития зависимости от азартных игр, определение психологического портрета патологических игроков, а также поиск возможных путей решения проблемы.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

· теоретическое изучение различных видов и факторов развития аддиктивного поведения человека

· изучение и выявление психологических особенностей патологически зависимых от азартных и компьютерных игр

· сравнение их с показателями контрольной группы

· выявление возможных вариантов решения проблемы лудомании

Объект исследования: люди, страдающие зависимостью от азартных игр.

Гипотеза: личностные черты зависимых от азартных игр существенно отличаются от здоровых испытуемых.

Понятие аддиктивного поведения

Для определения аддиктивного поведения требуется рассмотреть такие термины как поведенческая норма, поведенческая патология и девиантное поведение.

Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответству-ет понятиям поведенческой нормы. Норма же (по мнению К.К. Платонова) - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов груп-пы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, созда-ющих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимо-действуют и, отражая, формируют его.

Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков как склонность к дезадаптации, тотальность, стабильность. Под склонностью к дезадаптации понимается существование Шаблонов поведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности; взаимодействиями с окружающими людьми, противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Признак тотальности указывает на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в ко-торых оказывается человек, т.е. они проявляются «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств. Поведенческая патология может быть обусловлена психопатологическими факторами, а также базироваться на па-тологии характера, сформированной в процессе социализации.

Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических про-цессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. (В.Д. Менделевич, 2003 г.)

Аддиктивное поведение (от англ, addiction -- пагубная, порочная склонность) -- одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния. (Большой психологический словарь, 2003 г.)

Наличие аддиктивного поведения указывает на нару-шенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и, макросреды. Аддиктивное поведение, по определению Короленко и Сига-ла (1991), характеризуется стремлением к уходу от реально-сти посредством изменения своего психического состояния.

Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Уход от реальности путем из-менения психического состояния может происходить при ис-пользовании разных способов. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего его в дан-ный момент. Для реализации этой цели человек "вырабатывает" индивидуальные подхо-ды, становящиеся привычками, стереотипами. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связан-ное с изменением психического состояния, начинает домини-ровать в сознании, становясь центральной идеей, вторгаю-щейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии. (Короленко, Дмитриева, 2001 г.)

Механизм ухода от реальности выглядит следующим об-разом. Выбранный человеком способ подействовал, понра-вился и зафиксировался в сознании как наконец-то найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние.

В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, авто-матически заменяется приятным уходом от проблемы с пере-носом ее решения "на завтра". Постепенно волевые усилия снижаются, так как аддиктивные реализации "бьют" по воле-вым функциям, способствуя выбору тактики наименьшего сопротивления. Снижение переносимости трудностей, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешенных проблем.

Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения

Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния (Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В., 2000 г.)

Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирова-ния на различные воздействия, например, на алкоголь. Заме-чено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. Американские ученые также выделяют такой фактор как генетическая предрасположенность к различным формам аддиктивного поведения, передающаяся по наследству.

Под социальными факторами, влияющими на развитие аддиктивного поведения, понимаются дезинтеграция обще-ства и нарастание изменений с невозможностью к ним сво-евременно адаптироваться.

Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе.

Большинство отклонений в поведении несовершенно-летних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один ис-точник -- социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптирован-ный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие де-фекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей.

Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим харак-тером, безоговорочным доминированием одного из роди-телей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказа-ния.

Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным об-разом сказаться на формировании личности ребенка, по-дростка и также способствуют его десоциализации.

Проблемная семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее по-ложение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми.

Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицате-льные факторы, как правонарушения, совершаемые роди-телями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей.

Криминогенная семья. Такая семья, члены которой со-вершают преступления. Иногда приходится констатиро-вать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом.

К психологическим факторам относятся личностные осо-бенности, отражение в психике психологических травм в раз-личных периодах жизни.

Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения считаются нервно-психическая не-устойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неу-стойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возра-ста (Лично А. Е., 1986, Жмуров В. А., 1994, Шабанов Я. Д., Штакельберг О. Ю., 2000, Овчарова Р. В., 2000 и др.). К этим факторам необходимо отнести особенности, обу-словленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и фор-мирующимися сексуальным влечениям (Личко А. Е., 1986).

Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невы-носимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое.

За последнее время увеличилось число синдромов, от-носящихся к аддиктивному и компульсивному поведе-нию. Под компульсивным поведением подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсив-ного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт (Гоголева А.В.,2002 г.). Такие паттерны поведения могут быть внут-ренними (мысли, образы, чувства) или внешними (работа, игра). Компульсивное поведение дает возможность ими-тации хорошего самочувствия на короткий период, не раз-решая внутриличностных проблем. Такое поведение можно считать патологическим, если оно отражает единственный способ совладения со стрес-сом (Кулаков С. А., 2000).

Анализируя особенности аддиктивной личности, В.Д. Менделевич ссылается на Е. Берна и через призму его теории раскрывает сущность аддиктивной личности. По мнению Е. Берна, у человека существует шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структурированию времени, голод по инициативе.

У аддиктивной личности каждый вид голода обостря-ется. Они не находят удовлетворения чувству голода в реа-льной жизни и стремятся снять дискомфорт и неудовлет-ворение реальностью стимуляцией тех или иных видов де-ятельности. Таким образом, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поис-ку эмоциональных запредельных переживаний даже це-ной серьезного риска для жизни и неспособность быть от-ветственным за свои поступки.

Этапы становления аддиктивного поведения

Становление аддиктивного поведения отличается ши-роким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Становления аддиктивного поведения:

1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультуральных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим
за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ - алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышлен-ными химикатами. Обычно оно присуще младшему по-дростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для дру-гих -- сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих -- качество вызываемых эффек-тов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разво-рачивается в компании и оформляется по алкогольному типу -- для веселья, раскованности, обострения восприя-тия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно актив-ное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими ве-ществами фильтр коробки противогаза). По мере прохож-дения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте после 15 лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения В. Каган (1999) отличает моносубстантное, когда и первые про-бы, и поисковое экспериментирование определяется до-минирующей культуральной традицией (самогон в сель-ских районах России, гашиш, опиаты, и т. д. - в других эт-носоциальных средах).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7