бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности беременных женщин бесплатно рефераты

Для понимания сущности тревожности крайне важно рассмотрение внутренних, физиологических особенностей человека сопутствующих склонности к переживанию чувства тревоги. Это важно как для понимания определенных физиологических механизмов, возникающих в ответ на некоторые ситуации, так и для хотя бы примерного представления о том, насколько тревожность биологическое, насколько социальное явление; насколько она обусловлена генотипом, а насколько средой. Такие данные помогают определиться в ряде вопросов, например, понять, насколько можно помочь тревожной личности «изжить» тревогу, а в каких случаях необходимо помочь личности адаптироваться и использовать себе во благо некоторые индивидуальные особенности.

В большинстве зарубежных исследований основное внимание сосредоточено на изучении эмоциональных расстройств у беременных. При этом совершенно упускаются из виду другие формы гестационных пограничных нервно-психических расстройств.

Особенностью пограничных нервно-психических расстройств при беременности является неизменное включение в их клиническую картину тех или иных психопатологических феноменов, непосредственно связанных с беременностью: различных опасений за благополучное протекание беременности, навязчивых страхов за судьбу плода, ожидания родов, условнорефлекторных страхов, связанных с неблагоприятными в прошлом беременностями и родами Коваленко Н.П., Смагин С.Ф. Нервно-психические расстройства у женщин до и после родов. // Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. - СПб., 2001. - с.-173..

Наличие конфликтности или тревожности в материнской сфере проявляются в таких же характеристиках образа ребенка, себя как матери, своей матери и себя как ребенка своей матери. Таким образом, психологические особенности, относящиеся к материнской сфере женщины и провоцирующие нарушение течения беременности, во-первых, являются общими характеристиками, проявляющимися на всех этапах развития материнской сферы (до беременности и после нее), а во-вторых, могут быть выявлены как факторы группы риска до наступления беременности.

Данные, полученные в течение последних лет при исследовании женщин до беременности, во время беременности и матерей с детьми позволяют выделить три группы показателей, характеризующих женщин с нарушениями репродуктивной функции:

1. Свойства личности, определяющие неадекватные механизмы преодоления стрессовых (и вообще кризисных) ситуаций: личностная незрелость и несформированность адекватных адаптационных механизмов

2. Дезадаптивный способ разрешения внутреннего конфликта, проявляющийся в соматизации или особой форме телесного отреагирования (нарушение репродуктивной функции не всегда является угрозой здоровью, поэтому отнесение этого нарушения к соматическому отреагированию - как отреагированию нарушением соматического здоровья - не всегда корректно).

3. Психологическая неготовность к материнству, проявляющаяся в конфликте между острым желанием иметь ребенка и несформированностью материнской позиции.

Полученные данные позволили выделить симптомокомплекс психологических особенностей женщин с нарушением репродуктивной функции. Эти особенности можно представить в виде шести шкал, каждая из которых является двухполюсной и может быть оценена по степени выраженности каждого из разнополюсных показателей:

1. Направленность агрессии (гетероагрессия и аутоагрессия);

2. Выраженность составляющей тревоги (эмоциональная и функциональная)

3. Склонность к переживанию фрустрации (реактивно-взрывчатая и депрессивная)

4. Соотношение вербальных и невербальных образов ребенка, себя и своей матери (позитивный - негативный)

5. Отношение к беременности и ребенку (реальная ценность и декларация сверхценности)

6. Характер внутреннего конфликта в материнской сфере (по типу «Конфликтность» и «Тревожность»)

В каждом случае будет своя картина сочетания этих особенностей, которая и определит конкретную направленность и содержание психологической помощи.

Все вышесказанное характеризует наличную картину психологических особенностей у женщин, уже имеющих патологию репродуктивной функции (бесплодие, невынашивание, патология беременности), но не всегда сопровождает психологическую неготовность к материнству, которая может выражаться в других формах (например, неадекватное отношение к ребенку, не сопровождаемое нарушением репродуктивной функции). В последнем случае не будет наблюдаться комплекс особенностей, характеризующих женщину как личностно незрелую, дезадаптивную и обладающую неконструктивными способами разрешения внутреннего конфликта. Чаще это женщины высоко адаптированные, реагирующие на стрессовые или фрустирирующие ситуации в форме рационализации, игнорирования, реже тревоги, реализующейся в гиперконтроле ситуации или ее преобразовании в соответствии со своими целями. В целом они отличаются наличием пониженной ценности ребенка и себя как матери, эти ценности имеют статус ценности-средства (а не ценности-цели). При адаптации к беременности и материнству у них не возникает невротических или соматических проявлений. Эти женщины обычно не становятся объектом исследования или терапии в перинатальной психологии и медицине. Однако они представляют группу риска развития ребенка, причем в двух направлениях:

1. Риск нарушения физического и психического развития ребенка, для которого такие матери создают неадекватную психологическую среду развития.

2. Риск нарушения формирования родительской сферы ребенка (как будущего родителя), поскольку такие матери представляют неадекватную модель для идентификации и построения образов ребенка и родителя.

Для практических задач диагностики и психологической профилактики и коррекции неготовности к материнству имеет смысл разделять факторы, влияющие на адаптацию женщины к беременности и материнству, которые могут сочетаться по-разному и соответственно, определять собой различную стратегию и тактику психологической помощи Филиппова Г.Г. Психологические факторы нарушения беременности и материнства. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции. / Под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. - с.-34-35..

Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (струтктурам) индивидуума:

- личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками;

- эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию;

- когнитивный уровень: передача знаний;

- операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком);

- психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии (табл. 2.2).

Таблица 2.2 - Уровни и методы воздействия

Уровни воздействия

Методы воздействия

Личностный

Групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры

Эмоциональный

Арттерапия, ролевые игры, телесноориентирванная терапия, групповая психотерапия

Когнитивный

Лекции, семинары

Операциональный

Отработка навыков

Психофизический

Аутотренинг, арттерапия, телесноориентированная терапия

В значительной мере семья нуждается, прежде всего, в психологической поддержке. Работа с семьей и ее членами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, семья выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими семьями с аналогичными заботами и получает от них поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя толерантность по отношению к чужому мнению. Задача психолога способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности.

В каждой семье к моменту зачатия ребенка, как и в любой структуре, присутствуют здоровые и разрушительные силы. В результате всего комплекса мер психологической поддержки можно ожидать усиления конструктивных факторов и снижения воздействия разрушительных факторов (табл. 2.3).

Таблица 2.3 - Ожидаемые результаты психологической работы с семьей Ланцбург М.Е. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. // Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999г., Санкт-Петербург - Иваново, 2000. - С.312-320..

Усиление конструктивных факторов

Ослабление разрушительных факторов

принятие на себя ответственности за семью, ребенка и род

Эмоциональное безразличие

самоанализ и самосовершенствование

отношение к ребенку как к объекту

повышение родительской компетентности

ослабление негативных чувств: вины, страха, тревоги, агрессии, уныния

уважение к ребенку и взаимодействие с ним

принятие жизни в развитии, изменений в себе, близких и семье

уважение к проявлениям многообразия в природе и культуре

усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокойствия, любви

Работа психолога имеет свои специфические задачи и осуществляется специфическими психологическими методами. Те необходимые им установки, знания и навыки, которые родители могут приобрести на занятиях психолога в школе по подготовке к материнству и отцовству, они не могут получить ни от каких других специалистов. Потребность родителей в этих знаниях и заинтересованность общества в их приобретении родителями приведет, в конце концов, к тому, что посещение будущими родителями школ подготовки к отцовству и материнству станет неотъемлемой частью социальной помощи молодой семье наравне с наблюдением в женских консультациях

2.3 Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности

В течение 9 месяцев беременности тело непрерывно изменяется. Выделяющиеся гормоны ослабляют и размягчают связки, удерживающие суставы, и скелет становится более гибким в процессе подготовки к родам. Увеличивается количество жидкости в теле, что заставляет сердце работать с большей нагрузкой, чтобы перекачать значительно больший объем крови и обеспечить ее проникновение сквозь плаценту, а также кровоснабжение ваших жизненно важных органов. Повышается нагрузка на почки, которые должны обеспечить переработку отходов жизнедеятельности не только вашей, но и вашего малыша. Кроме того, замедляется процесс пищеварения из-за гормонального размягчения мускулов пищеварительного тракта.

Гидроаэробика (авкааэробика, акватренинг) - это вид оздоровительно-рекреативной физической культуры, в которой используется сочетания традиционных и нетрадиционных упражнений, выполняемых в водной среде.

По словам греческого философа Гераклита, «Вода - источник всего во Вселенной». Вода составляет около 79% общего веса человека (50% - содержится в мышцах, 13% - в костях, 5% - в крови, 16% - в печени, 0,4% - в селезенке).

Вера в могучую силу воды рождала у народов различные обычаи и обряды. Так, в древней Индии вода считалась эликсиром жизни, люди верили, что омовение водой дает десять преимуществ: ясность ума; свежесть; бодрость; здоровье; силу; красоту; молодость; чистоту; приятный цвет кожи; внимание красивых женщин. Православное таинство крещения также связано с водой.

Вода - самое доступное средство, позволяющее укреплять здоровье и бороться с разными недугами. Водные процедуры оказывают многообразное воздействие на организм, улучшая терморегуляцию, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Оздоровительное воздействие плавания связано с физическими, термическими и механическими свойствами водной среды. Гиппократ писал: «Чтобы излечиться и быть здоровым, надо черпать жизненную силу, которая находится в Природе». Меньшуткина Т.Г отмечает, что, «занимаясь, можно использовать разнообразные упражнения: купание, плавание, водная гимнастика, специальные плавательные упражнения, гидропроцедуры и массаж, упражнения на дыхание и расслабление. Все это способствует гармоничному развитию организма и укреплению мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывает хороший закаливающий эффект» Меньшуткина Т.Г., Непочатых М.Г. Аквафитнес и питание. - М., 2005..

К специфическим особенностям плавания относятся не только особенности среды, в которой осуществляется двигательная деятельность, но и характер движений. При проведении занятий в воде необходимо учитывать специфические особенности водной среды по сравнению с привычной для человека воздушной средой: теплоемкость воды в 25-28 раз больше теплоемкости воздуха; плотность воды в 800 раз больше плотности воздуха.

Даже простое движение, а тем более тренировки в воде благоприятно влияют на самочувствие. Существует много оснований для того, чтобы сменить «земную твердь» на воду, чтобы совершенно по-новому раскрыться телесно и духовно:

1. Выталкивающая сила воды и относительная невесомость: вес тела в воде составляет лишь одну десятую веса на суше.

2. Суставы почти не испытывают нагрузки.

3. Эффективность от упражнений в воде вдвое выше, т. к. сила тяжести в воде ниже обычной, и каждое движение приходится совершать, преодолевая сопротивление воды. Это ощутимо, даже когда необходимо просто поднять и опустить колено.

4. Воздух над водой богат кислородом, как, например, лесной воздух. В некоторых бассейнах его специально обогащают ионами йода, соли, фтора и других веществ.

5. В воде кровообращение интенсивнее, чем на суше.

6. Даже теплая вода все равно охлаждает кожу и облегчает выполнение всей программы упражнений без боязни перегрева.

Физическому здоровью сегодня придается большое значение в обществе. Беременные женщины должны тоже нести физические нагрузки для того, чтобы оставаться или стать здоровыми и работоспособными. Благодаря этому они берут на себя ответственность за свое собственное здоровье и за здоровье своего ребенка. Если еще совсем недавно беременные женщины приговаривались к абсолютному покою, и любое физическое напряжение было запрещено, то сегодня специалисты едины в том, что спортивные занятия во время беременности положительно влияют на здоровье, хорошее самочувствие и работоспособность. Они вселяют мужество и показывают беременным, каким нагрузкам они способны подвергаться и что у них будет достаточно сил для родов. Многие женщины потеряли большую часть своего страха перед родами, когда узнали, насколько они сильные.

А после родов женщины хотят стать как можно скорее такими же, какими они были до беременности. Этому существенно способствует регулярная реабилитационная гимнастика.

Водная среда именно для беременных и родивших женщин предоставляет дополнительные возможности сохранения здоровья и представляет собой особую нагрузку для всего организма. За счет подъемной силы воды и определенной невесомости гимнастические упражнения воспринимаются очень приятно.

У.Мелхерм считает, что «вода действует путем своего особого взаимодействия сил. Сила тяжести, тянущая тело вниз, действует в направлении, противоположном подъемной силе воды. За счет этого упражнения в воде оказывают особенно щадящее воздействие на суставы, позвоночник и межпозвоночные диски. Одновременно требуются повышенное усилие для того, чтобы бежать в воде, и, следовательно, повышенная работа мускулатуры. Даже самые медленные движения в воде обладают более высоким тренировочным эффектом, чем быстрые движения на суше» Мелхерм У. Плавание для беременных. - М.: АСТ: Астрель, 2004. - с.-5..

Важное значение для беременной женщины имеет акватическая подготовка - длительное плавание и ныряние с ритмичной задержкой дыхания. Уникальные свойства воды позволяют вести активный образ жизни вплоть до момента родов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9