бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности беременных женщин бесплатно рефераты

Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности беременных женщин

РЕФЕРАТ

Основной идеей диплома выступает мысль, что занятия акватренингом необходимы для снижения тревожности беременной женщины. Вода обладает уникальным свойством не только помогать физически, но и влияет на психоэмоциональное состояние.

Изученные теоретические источники и практический эксперимент призваны дать ответ на вопрос: «Могут ли занятия в бассейне улучшить психическое состояние женщины во время беременности».

ОГЛАВЛЕНИЕ

    • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
    • 2. СОСТОЯНИЕ ПСИХИКИ И ТРЕВОЖНОСТИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
      • 2.1 Психика с точки зрения перинатальной психологии
      • 2.2 Структура и сущность тревожности во время беременности
      • 2.3 Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности
    • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
      • 3.1 Обследование контрольной и экспериментальной группы на выявление тревожности
      • 3.2 Комплекс занятий в бассейне на снижение тревожности
      • 3.3 Итоговое обследование на выявление уровня тревожности
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    • ПРИЛОЖЕНИЕ Тесты на выявление тревожности

ВВЕДЕНИЕ

Уникальность состояния беременности трудно переоценить. Все женщины, прошедшие через этот период, отмечают его как совершенно непохожий, очень сильный по уровню переживаний, специфичный по комплексу ощущений. Кто-то выделяет позитивную сторону этого периода жизни, кто-то -- негативные ощущения, боли, болезни. Но всегда это период значимый, неповторимый, непохожий на другие периоды жизни женщины.

Проблема сохранения здоровья матери и ребенка является одной из фундаментальной проблем современного общества. С этим связано существование большого количества клинических и другого рода работ, в которых освещаются различные аспекты беременности. То есть это не только медицинская, но и социальная проблема, имеющая и экономические, и нравственные, и общественные составляющие. До последнего времени изучалась в основном биологическая сторона этого явления. Лишь в последние годы возник интерес к психологическим проблемам беременности. Если первоначально исследовательский интерес ограничивался только психологическим обезболиванием при родах, то теперь начинают привлекать внимание и другие стороны.

Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на беременность и роды. Выделяется внутриутробная гипоксия, нарушение плацентарного кровообращения, аномалии родовых сил и течения родов (А.О. Сырина, Г. Дик-Рид и др.).

Г.Б. Малыгина, Е.Г. Ветчанина, Т.А. Пронина выявили, что характерными патологиями беременных с эмоциональным стрессом являются токсикоз первой половины беременности (46,26%),раннее развитие гестозов (45,45%), хроническая плацентарная недостаточность в третьем триместре (56,65%). В результате новорожденные в 76% случаев рождаются в состоянии гипоксии различной степени и в28,21% случаев им требуется длительная реабилитационная терапия. Беременность у женщин с признаками эмоционального стресса в 16,63% случаев заканчивается преждевременными родами, в 10,86% - выкидышами.

А.И. Захаровым систематизированы психологические факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности, среди которых не последнюю роль играет тревожность - склонность к беспокойству и страхам.

Таким образом, мы видим, что психологический стресс несет с собой целый комплекс перинатальных проблем. Своевременная коррекция психологического состояния является аналогом профилактики аномалий родовой деятельности, безболезненности родовых схваток.

В последнее время появляется все больше центров, где проводят специальную гимнастику для беременных, но на поздних сроках женщинам иногда тяжело заниматься. Альтернативой являются занятия в бассейне.

Вода действует путем особого взаимодействия сил. Сила тяжести, тянущая тело вниз, действует в направлении, противоположном подъемной силе воды. За счет этого упражнения в воде оказывают особенно щадящее воздействие на суставы, позвоночник и межпозвонковые диски, а, как известно, нагрузка на позвоночник во время беременности возрастает. Одновременно даже самые медленные движения в воде обладают более высоким тренировочным эффектом, т.к. для их выполнения требуется преодоление сопротивления воды. Занятия в воде оказывают влияние не только на мускулатуру, но и на кровообращение, дыхание и психическое самочувствие женщины.

Цель данной работы - выявить влияние психопрофилактических занятий, включающих в себя упражнения в бассейне (акватреннинг), на уровень тревожности у женщин во время беременности.

Задачи, которые решались в процессе работы;

1. изучение становления и современного состояния психопрофилактики;

2. изучение состояния психики и тревожности во время беременности;

3. рассмотрение занятий в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности;

4. выявление уровня тревожности у беременных;

5. разработка комплекса занятий в бассейне на снижение тревожности;

6. нахождение оптимальных путей снятия тревожности у беременных при помощи занятий в бассейне (аквагимнастика).

Методы, используемые при написании работы:

- теоретический анализ литературных источников;

- наблюдение;

- тестирование;

- обработка результатов.

Гипотеза: нами было выдвинуто предположение, что беременные женщины, занимающиеся аквагимнастикой, имеют более низкий уровень тревожности, чем беременные женщины, которые не посещают занятия бассейне.

Исследование проводилось на базе женской консультации №1 Ленинского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 30 беременных женщин в возрасте от 20 до 30 лет.

1 ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

Одной из причин возникновения перинатальной психологии явились противоречия, которые ощутили и специалисты, занимающиеся родоразрешением, и родители (матери, отцы), и желающие иметь детей. С одной стороны, медицина развилась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого организма. С другой стороны, при этом успешность родов и здоровье потомства систематически ухудшаются.

Психогигиена и психопрофилактика (от греч. hygienos -- целебный и prophylaktikos -- предохранительный) -- области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информацию населения и т. д. Специальными задачами современной психопрофилактики являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п.

Формирование перинатальной психотерапии в качестве отдельного направления во многом вызвано необходимостью приостановки тенденции роста количества новорожденных с нервно-психическими расстройствами. Причин этого явления много: и успехи медицины, приводящие к уменьшению смертности детей с патологией в прошлые годы несовместимой с жизнью, и неудовлетворительная психопрофилактическая работа с беременными, и ошибки родовспоможения, и ухудшение экологии, и рост наркомании.

К особенностям перинатальной психотерапии на современном этапе ее развития следует отнести:

- диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (системы «беременная-плод» или «мать-дитя»);

- семейный характер проблем, которые она предназначена решать;

- низкий уровень осведомлённости пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности её получения;

- необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психотерапии и формирования у них мотивации на лечение;

- ятрогенный и психологогенный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению психотерапии;

- последовательную смену задач, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции;

- необходимость тесного сотрудничества перинатального психотерапевта с другими специалистами (акушерами-гинекологами, неонатологами, психологами);

- предпочтение краткосрочных психотерапевтических методик;

- дефицит специфического психологического инструментария и методических разработок в области психотерапии;

- недостаточное количество грамотных специалистов, способных осуществлять перинатальную психотерапию;

- профилактическую направленность.

Среди отечественных ученых одним из первых о психопрофилактике в акушерстве заговорил И.З. Вельвовский. В 1954 году он защитил докторскую диссертацию по теме: «Система психопрофилактического обезболивания родов», которая быстро нашла практическое применение во многих роддомах страны. Работы учеников и последователей Вельвовского Гройсмана и Кришталя можно найти в избранных трудах харьковской школы.

Данная система базировалась на условно-рефлекторной теории академика И.П. Павлова. Психопрофилактика, буквально «предотвращение силой разума», включает в себя отвлекающие методы, направленные на уменьшение восприятия боли и дискомфорта во время схваток. Эти методы основаны на различных приемах управляемого грудного дыхания, лёгкого массажа живота и концентрации взгляда на объекте. Упор делался на разумно-активное поведение женщины в родах для поддержания тонуса коры, чтобы возможным становился волевой контроль болевых ощущений.

Некоторые техники системы И.З. Вельвовского берутся на вооружение современными школами подготовки к родам, но в своих концепциях они отошли от учения И.П. Павлова в сторону теории о бессознательном, о чём будет сказано ниже. Основная ценность работы Вельвовского состоит в том, что он сделал попытку внедрения психопрофилактической практики в общемедицинскую сеть путем просвещения врачей акушеров-гинекологов и среднего медперсонала, повышения уровня врачебной этики. Впервые в историях беременности в женских консультациях стали учитывать тип личности женщины, ее жизненный опыт, волевые и адаптационные качества, особенности психики. Вельвовский подчёркивал, что психопрофилактика должна начинаться с первого обращения пациентки в консультацию и диагностирования у нее беременности. Одной из ошибок он и его коллеги считали отрыв медицинского наблюдения от психотерапии и нарушение лечебно-охранительного режима в женских консультациях. Неосторожные высказывания медперсонала могут вызвать итрогенные психопатологические реакции у предрасположенных беременных, если учесть еще, что период раннего материнства филогенетически характеризуется повышенной ранимостью, впечатлительностью и внушаемостью женщин. В качестве отрицательного примера автор даже приводит фразу работника «консультации» на одной из лекций по психопрофилактике: «Если распилить по средней линии труп женщины, умершей во время родов, то вы увидите, что тазовые органы у нее расположены также как у вас». С первого взгляда данный пример покажется из ряда вон выходящим, но по материалам писем и бесед с молодыми матерями можно предположить, что такие недопустимые оплошности встречаются нередко.

Также И.З. Вельвовский предостерегал от подготовки к родам «залпом», по сокращенной программе, неверных, чересчур оптимистичных установок на роды у психотерапевта и его пациенток. Автор подчеркивал, что адекватная психотерапевтическая подготовка беременной является залогом успешных родов и гладкого прохождения послеродового периода. По результатам своей работы он видел, что женщины, посещавшие психотерапевтические группы, скорее восстанавливались после родов физически и психологически, испытывали меньше затруднений с налаживанием грудного кормления и контакта со своим малышом Вельвовский И.З. Система психопрофилактического обезболивания родов. - М.: Просвещение, 1986. - с.-14-18..

И.З. Вельвовский сделал открытие, что страх создает излишнее напряжение мышц, они вместо того, чтобы расслабится, и дать ребенку спокойно родится, напряжены. Напряжение и вызывает боль. Чтобы побороть боль, надо преодолеть страх. Каким образом? Объяснив женщине, что с ней происходит, Как в ней живет ребенок, как он родиться, а так же научив ее расслаблять мышцы, избавится от нервного напряжения, делать необходимые физические и дыхательные упражнения, которые подготовят ее к родам. Одним словом информировать ее обо всем.

Несмотря на недостатки, этот метод, безусловно, сыграл в своё время прогрессивную роль. К сожалению, авторы этого метода почти совсем не уделяли внимания ребёнку и его отношениям с матерью. Материнско-детские отношения изучались в советской детской психологии Л.С. Выготским и его учениками, но вне перинатологии. В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского исследовалась роль взрослого (особенно матери) в развитии ребенка как представителя человеческого рода, как субъекта познавательной активности. Основная работа Л.С. Выготского, посвященная младенческому возрасту, в которой он рассматривал пренатальный период, как выходящий за рамки психологического исследования, считая момент рождения нижней границей детской психологии Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - с.-103-106..

Основоположники детского психоанализа А. Freud (1929) и М. Klein (1932), придавали большое значение отношениям матери и младенца, считая их важнейшими среди факторов, влияющих на формирование психики и особенностей личности.

А. Freud при проведении психоанализа ребёнка привлекала к сотрудничеству его родителей, изучала особенности привязанности ребёнка к матери. М. Klein не делала этого. Её интерес к младенцам объяснялся уверенностью в том, что лишь исследуя их психическую деятельность, можно понять болезни, возникающие в старшем возрасте. При этом особую роль она придавала переживаниям зависти, агрессии или благодарности, испытываемыми младенцами по отношению к материнской груди. Материнская грудь, с её точки зрения, является «первым объектом окружающей среды, который выделяет младенец, и в зависимости от того удовлетворяет ли этот объект его потребности, ребёнок дает ему соответствующую оценку («добрая грудь», «злая грудь»)» Цит. по: Добряков И.В. Перинатальная психология. - СПб.: Речь, 2004. - с.-3-5.. М.Klein удалось показать, что негативные эмоции ослабевают, если мать способна интроецировать чувства ребёнка и при этом оставаться в уравновешенном состоянии. Интеграция личности, по мнению М. Klein, может состояться лишь тогда, «когда пациент начнёт строить свои отношения с окружающим миром, обретя вновь чувство безопасности, которое испытывал в утробе матери (in utero)» Там же..

Многие выдающиеся семейные психотерапевты писали о том, что семья, ожидающая рождения ребёнка, стоит на пороге серьезных изменений, а значит, семейная система становится уязвимой, нестабильно её функционирование. Нередко такая семья становится источником психической травмы для её членов. Появление ребёнка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи, что некоторыми из них переживается весьма болезненно. C.A.Whitaker отмечал, что все трудности семейной жизни «отступают на второй план, когда на сцену выходят переживания беременности, родов, кормления младенцев до одного года» Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498с. (1989). S. Minuchin предупреждал, что «появление ребёнка означает появление в семье новой диссипативной структуры, что влечёт за собой сложную реорганизацию супружеского холона и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи» (1981).

Параллельно с И.З. Вельвовским в 50-х годах во Франции похожую программу практиковал доктор Фернанд Ламаз. Эта программа также базировалась на теории И.П. Павлова и быстро завоевала популярность в Европе. Ученицы доктора Ламаза - физиотерапевт Элизабет Бинг и будущая мать Марджори Кармел - использовали и активно пропагандировали его метод в Соединённых Штатах. Ими было основано Американское общество психопрофилактики в акушерстве (ASPO), которое занимается подготовкой преподавателей и обучением родителей в целях дальнейшего распространения метода психопрофилатики. Метод, подобный тому, что разрабатывали Вельвовский и Ламаз, успешно совершенствовался их последователями в течение многих лет и в настоящее время предлагает большое разнообразие техник (П.Симкин, Д. Вэлли, Э.Кепплер, 1998).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9