бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Забывание как процесс памяти бесплатно рефераты

Забывание зависит от объема запоминаемого материала. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним. В связи с этим очень важно дозировать материал, который дают учащимся для запоминания.

Таким образом, главным средством борьбы с забыванием знаний является использование их в дальнейшей деятельности, применение на практике. Это ведет не только к сохранению прошлых знаний, но и к более глубокому их усвоению.

Д. Лапп исследует роль ассоциаций, воображения и внимания в запоминании и забывании. Ее выводы относительно преодоления забывания сводятся к активизации высших психических функций, а также к необходимости совершать внутреннюю работу (например, специально ассоциировать). Таким образом, от человека требуется внутренняя активность и желание запоминать и не забывать. Она советует помнить, что: Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993, с.66

ассоциации приводят к извлечению информации из памяти;

Поиск специфических ассоциаций, сходств, различий и способов группировки помогает процессам запоминания и воспроизведения;

Мысленное объединение зрительных образов (зрительное воображение, визуализация) способствует обработке информации «в уме»;

Воображение делает эту обработку более тонкой и вносит в запоминаемый материал личную составляющую, облегчая тем самым его воспроизведение;

Особое внимание к общим принципам делает обучение более легким.

Козаренко В.А. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. - Режим доступа: /www.mnemotexnika.narod.ru

также описывает в своей книге многочисленные мнемотехнические приемы, применяемые для улучшения запоминания и противостояния забыванию. Среди таких приемов он называет визуализацию, буквенно-числовое кодирование, упорядочивание материала по различным основаниям, ассоциирование с уже известным материалом и многое другое.

По результатам всего вышеизложенного в Главе 1, можно сделать следующие выводы:

Забывание - это процесс памяти, противоположный сохранению;

Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации;

Теория мотивируемого забывания (З. Фрейд) утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании;

Когнитивная структурная теория утверждает, что потери информации (забывание) в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями - сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание;

Культурно-историческая теория и теория деятельности рассматривают память, прежде всего, как высшую психическую функцию, как психическую деятельность. Смысловое запоминание может само по себе являться деятельностью, сознательной, произвольной и активной;

Забывание может быть признаком патологии памяти - амнезии, описанной в нескольких формах: ретроградной, антероградной, динамической;

Для предотвращения забывания как негативного явления необходимо создание благоприятных условий для запоминания, сохранения и воспроизведения материала; учет при запоминании фундаментальных закономерностей функционирования памяти; овладение мнемотехническими приемами, улучшающими запоминание; овладение мнемотехническими приемами, предотвращающими собственно забывание.

Глава 2. Исследование влияния промежуточной деятельности на забывание

2.1.Ход и методика исследования

Данное исследование представляет собой сокращенное повторение опытов, проведенных А.А. Смирновым Р. С. Немов. Психология. В 3 кн., кн. 1, 2003., с. 265

. Им было исследовано ретроактивное торможение, вызываемого деятельностью, следующей непосредственно после запоминания, но предшествующей воспроизведению. Сущность ретроактивного торможения описана в Главе 1.

Мы также предположили, что деятельность, «вставленная» между запоминанием и воспроизведением, влияет на качество воспроизведения, а, значит и забывания. Имеет значение род деятельности, которым занимается испытуемый в промежутке между запоминанием и воспроизведением. Ретроактивное торможение особенно сильно в тех случаях, когда деятельность, промежуточная между заучиванием и воспроизведением, является гомогенной, сходной с первоначальным заучиванием. Сходство между двумя родами деятельности может состоять как в используемом материале, так и в совершаемой операции. Если, например, заучивание пар согласных является первоначальной деятельностью, то вычеркивание согласных в списке будет деятельностью, сходной по материалу, а заучивание пар чисел - деятельностью, сходной по операции. Любой вид сходства дает ретроактивное торможение, но наибольший эффект получается при комбинировании обоих видов сходства, промежуточной деятельности с основной.

Ход исследования предполагал, что испытуемые запоминают ряд несвязанных слов и воспроизводят их в трех опытах с несколько меняющимися условиями воспроизведения.

Методика исследования «Исследование ретроактивного торможения» Т.И Пашукова., А.И Допира., Г.В. Дьяконов. Практикум по общей психологии. - Электр. Ресурс: myword..ru. Тема 13.37

включает процедуру эксперимента, предполагающего, что испытуемый воспроизводит предлагаемый к запоминанию ряд трижды:

1) непосредственно после предъявления;

2) после перемножения в уме заданных экспериментатором двух двузначных чисел;

3) после запоминания другого ряда несвязанных слов.

В нашем эксперименте принимало участие 15 испытуемых, самому молодому из которых было 18 лет, самому старшему 52 года.

Наши испытуемые получали инструкцию запомнить ряд из 6 несвязанных слов: кошка, книга, свеча, плита, улица, крыша. Слова предъявлялись испытуемому на слух.

Воспроизведенные элементы фиксировались в протоколе.

Протокол имел следующий вид:

Испытуемый__________________________________________________

Экспериментатор________________________________Дата__________

Условия воспроизведения

Результаты воспроизведения

Примечания

1

2

3

4

5

6

1. Непосредственно

2. После умножения чисел

Новый ряд

Воспроизведение нового ряда

3. Воспроизведение первого ряда

Обработка результатов включала определение показателей ретроактивного торможения по формуле: , где А - число символов, воспроизведенных непосредственно, В - число символов, воспроизведенных в том случае, когда за запоминанием следовала какая-либо деятельность.

В качестве деятельности в опыте 2 было выбрано перемножение двузначных чисел 34 и 56.

В качестве деятельности в третьем опыте было выбрано запоминание другого ряда несвязанных слов: поле, зонтик, тетрадь, змея, облако, пиджак.

Исследование проводилось в мае 2007 года.

2.2.Полученные данные

Данные, полученные в ходе исследования ретроактивного торможения, мы оформили в виде таблицы 2.1. В ней приводятся расчеты показателей ретроактивного торможения для каждого случая воспроизведения ряда из 6 элементов.

Таблица 2.1. Показатели ретроактивного торможения

№ исп.

Показатели ретроактивного торможения (в %)

Непосредственно после запоминания

После умножения чисел

После воспроизведения нового ряда

1

0%

17%

50%

2

0%

34%

50%

3

0%

17%

34%

4

0%

17%

17%

5

0%

17%

17%

6

0%

34%

34%

7

0%

17%

50%

8

0%

17%

17%

9

0%

17%

34%

10

0%

17%

34%

11

0%

50%

67%

12

0%

34%

50%

13

0%

34%

34%

14

0%

34%

50%

15

0%

17%

34%

Ср. показатель

0%

24,8%

38,1%

Таким образом, коэффициенты ретроактивного торможения, выражающие процент забытого материала, рассчитаны для каждого испытуемого. Кроме того, мы увидели смысл в расчетах среднего показателя ретроактивного торможения, так как это позволяет сопоставить коэффициенты в виде средних по группе. Отчасти это, по нашему мнению, будет выражать тенденцию в потере заученного материала при изменении вида промежуточной деятельности по показателю ее гетерогенности-гомогенности (т.е. схожести и несхожести с первоначальной).

Следует отметить, что в опыте 2 испытуемые не только забывали некоторые слова, но и проявлялся характерный вид ошибок - перестановки слов в полно воспроизводимом ряду. Так испытуемые № 3, 5, 12, 14 при воспроизведении рядов меняли местами слова из начала и конца ряда.

Характерными ошибками в опыте 3 являлись называние слов, которых не было в ряду. Так испытуемые № 3, 7, 15 назвали по одному слову, которого не было. Эти ошибки учитывались как забывание элементов и учитывались при расчетах показателя ретроактивного торможения.

Сравнение ошибок гомогенной и гетерогенной деятельности приводят к разной интерпретации результатов.

2.3.Результаты исследования и их обсуждение

Исследуя полученные данные, можно отметить, что все испытуемые запомнили 6 слов после предъявления их на слух и сразу воспроизвели ряд без потерь. Это объяснимо достаточным для оперативной памяти объемом запоминаемого материала 6 единиц память в состоянии удержать (Объем кратковременной памяти 7 плюс-минус 2 единицы).

Промежуточная деятельность гетерогенного характера - перемножение в уме двузначных чисел немедленно сказалась на воспроизведении и увеличении числа забытых элементов. Напряжение, которое переживает испытуемый при проведении математической операции, оказывает интерферирующее воздействие на ход воспроизведение, происходит «размывание» воспроизводимого материала, сказывающегося, прежде всего в потерях воспроизводимого материала, далее в переставлениях слов в рядах. Мы в нашем эксперименте при расчете показателя ретроактивного торможения, не учитывали перестановки слов в рядах, хотя и отмечали это.

Промежуточная деятельность гомогенного характера - воспроизведение ряда других несвязанных слов сказалась на воспроизведении и увеличении числа не только забытых, но и неправильно воспроизведенных элементов. У трех испытуемых обнаружилась интерференция - наложение, «размывание» следов памяти, выразившаяся в заменен элементов рядов, первоначально там не имевшимися. Так испытуемый № 3 заменил слов «книга» словом «тетрадь». Испытуемый № 7 заменил слово «свеча» на слово «зонтик», а испытуемый № 15 заменил слово «плита» словом «поле».

По-видимому, ряды слов для испытуемого отчасти сливаются, из-за чего слова в воспроизводимых рядах налагаются друг на друга. Испытуемый уже не в состоянии точно сказать какое слово, в каком ряду находилось - в первоначальном или в промежуточном. Таким образом, гомогенная деятельность сильнее и отчетливее тормозит воспроизведение и усиливает забывание, чем гетерогенная. Об этом свидетельствует и сравнение показателей ретроактивного торможения. Средний показатель ретроактивного торможения после промежуточной деятельности в виде перемножения чисел равен 24,8%, что существенно ниже показателя ретроактивного торможения после запоминания рядов других чисел между запоминанием и воспроизведением первого ряда - 38,1%.

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Промежуточная (между запоминанием и воспроизведением) деятельность оказывает тормозящее влияние на воспроизведение рядов несвязанных слов;

Гомогенная и гетерогенная деятельность по-разному сказывается на характере и качестве воспроизведения;

Гетерогенная деятельность оказывает менее тормозящее влияние на воспроизведение, а, значит, меньшее число элементов в ряду забывается;

Гомогенная деятельность оказывает большее тормозящее влияние на воспроизведение, а, значит, большее число элементов в ряду забывается;

Показатели ретроактивного торможения при гетерогенной промежуточной деятельности ниже, чем гомогенной;

Специфические ошибки при воспроизведении с предшествующей гетерогенной деятельностью (перемножением двузначных чисел в уме) - это потери слов из рядов и перестановки в рядах;

Специфические ошибки при гомогенной промежуточной деятельности (воспроизведение другого ряда слов, отличного от первоначального) - это воспроизведение тех слов, которых не было в первоначальных рядах, но, которые были в промежуточном ряде;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование забывания может происходить на разных уровнях. Забывание материала практически не включенного в деятельность личности, не связанная со смысловой сферой личности, носит отголоски опытов Г. Эббингауза, который предполагал существование «чистых» законов памяти.

Действительно, проведенное нами исследование, показывает, что существуют некоторые механизмы памяти, тесно связанные с психофизиологической организацией человека. Запоминание несвязанных слов, которые испытуемый только с высокой мотивацией запоминания связывает в единый осмысленный образ, изобретая средство запоминания для его облегчения, приводит к неизбежным потерям, забыванию при воспроизведении. Промежуточная деятельность может затруднять образование новых временных связей, снижая эффективность запоминания, либо ослаблять, как бы стирать следы ранее выработанных связей и вызывать тем самым забывание.

Ретроактивное торможение - это закономерность памяти, практически непреодолимая даже смысловым оформлением запоминаемого материала. Чем более сходна промежуточная деятельность с первоначальной, тем более сказывается интерферирующее воздействие промежуточной деятельности. Уменьшить забывание, действительно, можно при помощи нахождения личностного смысла запоминания, при специальной деятельности ассоциирования, приводящего к образованию осмысленного и понятного запоминающему образа.

Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Забывается конкретная, «фактическая» форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде.

Как процесс, противоположный сохранению, забывание исследовалось многократно разными учеными различных психологических школ и течений. Наибольший след оставили в теории памяти разработки ассоциативных идей, базировавшихся на признании памяти процессом, не включенным в смысловую сферу личности. А также идеи психоанализа, впервые утвердившего, что забывание связано с желаниями, потребностями и намерениями человека. Фрейдизм открыл страницу понимания памяти как явления, связанного с движущими силами личности человека. Теория деятельности впервые объяснила связь процессов памяти со смыслами человеческой деятельности, раскрыла ее произвольный характер, а также участие сознания в процессах запоминания, сохранения и забывания.

Общепризнанно, что забывание может быть признаком патологии памяти - амнезии, описанной в нескольких формах: ретроградной, антероградной, динамической. Вообще состояние познавательных процессов, в том числе и памяти - это серьезный показатель сохранности личности и интеллекта.

Забывание можно и нужно предотвращать, когда речь идет о повышении эффективности деятельности, значимой для личности. Для предотвращения забывания как негативного явления необходимо создание благоприятных условий для запоминания, учет при запоминании фундаментальных закономерностей функционирования памяти, овладение мнемотехническими приемами, улучшающими запоминание и предотвращающими забывание.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Аткинсон В. Память и уход за ней. - Режим доступа: www. myword.ru;

Бартлетт Ф. Человек запоминает //Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;

Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;

Введение в психология / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996;

Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979;

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979;

Клацки Р. Забывание и естественный язык. Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. - Режим доступа: /www.mnemotexnika.narod.ru;

Корсаков С.С.. Медико-психологическое исследование одной формы болезни памяти. Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;

Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993;

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - Режим доступа: www. psychology.ru;

Маклаков А. Г.Общая психология. - СПб., 2001;

Немов Р. С. Психология. В 3 кн., кн. 1, 2003;

Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. - Электр. Ресурс: myword..ru.

Рибо Т. Общие амнезии (потери памяти)//Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001;

Уотсон Дж. Удерживание «видимых» телесных навыков, или память//Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;

Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб., 2007;

Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М., 1979;

Эббингауз Г.О памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М., 1979.

Страницы: 1, 2, 3