бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Юридический конфликт бесплатно рефераты

Сочетание правоохранительной и коммерческой функций, которые по содержанию являются противоположными, при-води к такому противоречию в деятельности милиции, кото-рое, развиваясь и углубляясь, способно в корне изменить при-роду этого государственного органа, изначально созданного для защиты граждан. Перед коммерциализированным милици-онером всегда будет возникать дилемма: отвести от человека беду или заработать на ней? В результате сложившейся ситуации ОВД служат не на благо рядового налогоплательщика, а в интересах разных категорий "новых русских", получая от них часть "теневых доходов". Таким образом, нынешняя соци-ально-экономическая ситуация еще в большей степени отчуждает граждан от правоохранительных органов. Многочисленные опросы общественного мнения раскрывают удручающую обстановку недоверия людей к милиции. Например, исследования ВЦИОМ, проведенные в 1997 году, показали, что 3/4 населения России в случае нападения на них, ограбления или какого-то другого происшествия будут опасаться обращаться в милицию. Но еще более убедительным аргументом повсеместного недоверия ОВД являются следующие данные: около 60% потерпевших от тяжких преступлений не обращаются в правоохранительные органы Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социология перехода к рынку в России. - М., 1998. - С. 261.. Все это красноречиво говорит о весьма низкой степени личной безопасности граждан РФ.

Теперь обратимся к главному противоречию экономики России 90-х годов, каковым является противоречие перераспределения государственной собственности. Приватизация, навязанная обществу власть предержащими, прошла по мень-шей мере два этапа. Первый этап был связан с выдачей населению приватизационных чеков (известных народе как "ваучеры"), символизирующих "участие" граждан в превращении государственной собственности в частную. Однако, "ваучеризация" была прикрытием уже начавшегося к тому времени криминального дележа. Большинство рядовых граждан было фактически обмануто, реального "веса" в управлении предприятий их чеки не имели. Второй этап приватизации, в идеологическом смысле, означает передачу собственности в руки умелых предпринимателей, способных развивать производство. Однако на практике этап превратился в жестокую драму эко-номического передела с массой кровавых сюжетов. Захват пред-приятий, убийства директоров или претендентов на владение, шантаж, сомнительные в юридическом отношении торги и прочее стали обыденным явлением.

Весьма конфликтно складываются отношения трудовых коллективов с "новыми хозяевами", особенно на тех предприятиях, где запланированы массовые увольнения и другие мероприятия, затрагивающие интересы рядовых работников Юридическая социология / В.А. Глазырин, Э.Н. Грибакина, Н.А. Гулина. - М.: НОРМА, 2000. - С. 349..

7. Правовые конфликты в политической и культурной сферах

России

Рассмотрим теперь юридические конфликты в сфере политики. Они весьма четко проявляются на уровне конкретных фактов. К примеру, возьмем так называемое «дело о КПСС», рассмотренное Конституционным судом РФ в 1992 г. Задача, поставленная перед судом, имела сугубо юридическое содержание, а именно: требовалось рассмотреть ходатай-ство депутатов-коммунистов о проверке конституционности указа Президента, запрещавшего действие коммунистичес-кой партии, а также рассмотреть встречное ходатайство де-путатов-демократов о законности КПСС. Фактически же судебное разбирательство с самого начала носило не только юридический, но и политический характер Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов, 1998. - С. 221.. Суд был вовлечен в политическую дискуссию, развернувшуюся между сторонниками и противниками социализма. Дело опять же не во встре-чающемся иногда подобострастии к начальству, а в наличии на определенном уровне неразрывной связи правовой и политической сфер. Следовательно, упомянутый конфликт носил политико-правовой характер. Его исход определялся не нали-чием или отсутствием соответствующих статей писаного права, а политической волей и влиянием конфликтующих сторон, поскольку, если какая-либо политическая практика "не опрокинута" обществом в течение ряда десятилетий, то, следова-тельно, она становится правовой по факту, а не по формаль-ным критериям. Справедливости ради следует сказать, что руководящая роль КПСС была в соответствующую эпоху закреплена как политически (через взятие власти), так и юриди-чески (через Конституцию СССР 1977 г.).

Конституция государства является и правовым и полити-ческим документом. В ней законодательно закрепляются преимущественно интересы политических влиятельных групп. Институт президентства, согласно Конституции РФ, выводится за рамки разделения властей и словно бы возвышается над ним. Формально разделение властей продекларировано, но по существу власть оказывается сосредоточенной в одних руках Социально-политические конфликты в российском обществе: проблемы урегулирования // Социологические исследования. - 1999. - № 3. - С. 63.. Казалось бы, такая ситуация автоматически ведет к сниже-нию конфликтности в обществе, поскольку единоначалие не терпит возражений, а недовольство при этом своевременно пресекается. Однако фактическая власть одной политической структуры вступает в противоречие с Конституцией, провозгласившей равноправие ветвей государственного управления. Подобное обстоятельство становится источником множества конфликтов. Во-первых, перманентно протекает конфликт между законодательной и исполнительной властями. По содер-жанию он политический, по форме -- юридический. Право-вые процедуры в нем соблюдаются лишь до тех пор, пока не затрагиваются коренные интересы сторон. Не только юриди-ческая фразеология, но и правовые действия в критический момент сменяются на неправовые. Например, действия Прези-дента в сентябре -- октябре 1993 г. по отношению к Верховному Совету, когда с помощью войск был фактически разогнан законодательный орган республики, носили явно противоправ-ный характер.

Во-вторых, в характеризуемых условиях власть предер-жащие оказываются бесконтрольными и имеют тенденцию к произволу. В качестве примера можно вспомнить президент-скую избирательную кампанию 1996 года, когда действую-щий Президент имел привилегированное положение в состязании претендентов, так как вся государственная машина работала на него. В результате политическая борьба протекала в конфликте с принципом равенства кандидатов, провозглашенным законом. Как отмечается в одном из периодических изданий, затянулась судебная тяжба о приписанных Б.Н. Ельцину сотнях тысяч голосов избирателей. Не дана правовая оценка многочисленным финансовым нарушениям, в том числе нашумевшему делу "о коробке из-под ксерокса", когда из предвыборного штаба Б.Н. Ельцина пытались вынести 500 тыс. долларов, предназначенных, как предполагается, для оплаты пропагандистских концертов. Очевидно, там, где власть поступает противоправно, юридический конфликт не разрешается годами, пока не затухнет, застряв в процедурных вопросах.

В-третьих, неправовые действия федеральных властей провоцируют администрацию на местах поступать подобным же образом. Так, за четыре года после принятия Конституции РФ Комитет по законодательству Государственной Думы выявил около 1000 нарушений ее субъектами Федерации Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов, 1998. - С. 263.. Если нарушения не затрагивают чьих-то интересов, то проходят незамеченными или в молчаливом согласии граждан и юри-дических лиц. Однако нередко власти, решая одни проблемы, усугубляют другие, вольно или невольно ущемляя пра-ва, лишая гарантий и т.п. Неудивительно, что не уменьшается поток исков в отношении должностных лиц, пикетов у подъездов зданий администраций, захват кабинетов начальников и т.п.

Конституция РФ как политико-правовой документ, по-видимому, сама закладывает основу для нарушений и конфликтов. По мнению некоторых аналитиков, в ней имеется по крайней мере 17 формулировок, которые могут вызвать конфликты Социально-политические конфликты в российском обществе: проблемы урегулирования // Социологические исследования. - 1999. - № 3. - С. 60..

Сфера культуры и идеологии в условиях перехода от одной социальной системы к другой также тесно сопряжена с правовыми конфликтами. На смену коллективистской идеоло-гии пришла идеология индивидуализма. Проводники правящего режима пытаются оправдать то спекуляцию, то взяточничество, провоцируют воровство. В средствах массовой информации поощряется культ вседозволенности, насилия; романтизируются киллеры, проститутки, разного рода "прожигатели жизни". С телеэкрана порой учат население "как надо жить" давно известные нарушители Уголовного кодекса.

Однако законодательство изменяется не столько быстро, как идеология, а правоохранительные органы руководствуются нормативными актами, но не общественным мнением. Поэтому возникают конфликтные ситуации на стыке права и массового сознания, когда, к примеру, прохожие защищают попавшегося с поличным мошенника. Немало кол-лизий вызывает ситуация, связанная с широко распространенной задержкой заработной платы, вообще с резким сни-жением материального положения населения. Лавирование в отношении административных норм всегда было распростра-нено, однако теперь оно становится социально оправданным и закрепляется в качестве культурной нормы. Например, безбилетный проезд в общественном транспорте оказался массовым явлением. И если раньше уличенный нарушитель, не надеясь на поддержку окружающих и испытывая чувство стыда, реагировал на требования контролера чаще всего в соответствии с административными правилами, то в нынеш-них условиях встреча с контролирующей инстанцией порой венчается конфликтом.

Демократические преобразования в обществе открывают возможности не только для ожидаемых изменений в области культуры и идеологии. На поверхность выходят не поощряемые прежней господствующей идеологией обычаи, нравы, религиозные верования и т.п. В настоящее время для их разви-тия сняты преграды. Более того, в ряде мест они используют-ся в политических целях. Возьмем религиозный фактор. Ныне в некоторых республиках Северного Кавказа на уровне влас-тей этих субъектов Федерации предлагается признать законы шариата в качестве правовых норм. Таким образом, норматив-ные акты местного уровня вступают в противоречие с феде-ральными законами, что чревато макросоциальными и поли-тическими конфликтами.

Наконец, следует отметить, что радикальные реформы в стране не могли не повлиять на мораль и ценностные ориентации работников правоприменительных органов. Исследова-тели констатируют, что возникшая ситуация коммерциализа-ции в деятельности ОВД сформировала новую мораль, которая заключается в извлечении выгоды любой ценной. Один из начальников РУВД г. Москвы выразил подобную мораль следующим образом: "Я говорю моим подчиненным: вы имеете голо-ву на плечах и у вас есть пистолет. Идите и зарабатывайте столько, сколько сможете" Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социология перехода к рынку в России. - М., 1998. - С. 263.. Нетрудно догадаться, с какими коллизиями при этом сталкиваются граждане при взаимодействии с милицией. С другой стороны, поляризация между бедными и богатыми, когда незначительная часть общества пребывает в роскоши, а многие сограждане нуждаются в самом необходимом, сказывается на психологическом состоянии ра-ботников ОВД, лично наблюдающих этот контраст. Милиционеры, особенно молодые, а их работает большинство, поскольку кадровый состав милиции за последние 5--7 лет обновился на 80% Гуров А. Я чувствую: наступило время перемен // Милиция. - 1999. - № 7. - С. 9., обвиняют в собственных бедах всех подряд. Они начинают мстить обществу, испытывая синдром "социальной озлоб-ленности". Месть проявляется в различных формах, в том чис-ле в неразборчивости средств достижения результатов своей работы. В ОВД до настоящего времени существует практика "планов на людей", т.е. обязанность сотрудников представлять за отчетный период определенное число правонарушителей Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социология перехода к рынку в России. - М., 1998. - С. 263-264.. Неудивительно, что план не всегда выполняется с соблюдением законности, а следовательно, возникает дополнительный источник конфликтов. Кроме того, о работе милиции нередко судят в высших инстанциях по проценту раскрываемости пре-ступлений, поэтому, чтобы иметь в сводках отчетных цифр благоприятный баланс между зарегистрированными и раскрытыми преступлениями, в ОВД идут на всевозможные ухищре-ния. Например, под каким-либо предлогом отказываются при-нять заявления граждан, а если последние настаивают, то берут заявление, но не регистрируют его. Согласно социологическим исследованиям, так обошлись с каждым двенадцатым из обратившихся в милицию. Некоторые оперуполномоченные изобретают поистине оригинальные преграды на пути заявлений граждан. Один дежурный ОВД поставил такое условие потерпевшему: снять и привезти на экспертизу взломанную грабителями входную дверь квартиры Галустъян О. Процент раскрываемости и... права человека // Милиция. - 1999. - № 7. - С. 4..

Заключение

Конфликты имеют место во всех областях жизни общества и его членов: политике, экономике, сфере национальных отношений, семье и т.д. Не является исключением и область права. Юридический конфликт можно определить как противоборство субъектов права в связи с применением, нарушением или толкованием правовых норм.

В современных российских условиях конфликтность общества, несомненно, возросла. Очевидно, увеличилось число юридических конфликтов, что невозможно оценить однозначно. С одной стороны, увеличение поля правовых конфликтов означает, что субъекты взаимодействия все больше выбирают юридический способ разрешения противоречий, а следовательно, переводят столкновение в рациональное, цивилизованное русло. С другой стороны, юридизация социального конфликта во многих случаях означает правовые последствия противоборства, которые наступают как вынужденная мера, примененная третьей стороной в лице правоохранительных и правоприменительных органов.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие. - Мн.: ТетраСистемс, 2001. - 464 с.

3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 240 с.

4. Громова О.Н. Конфликтология. - М.: ЭКМОС, 2000. - 320 с.

5. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

6. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М.: Академия, 2001. - 464 с.

7. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.

8. Кожевников В. В. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел // Социологические исследования. - 1999. - № 9.

9. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, 2000. -176 с.

10. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 2001. - 448 с.

11. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социология перехода к рынку в России. - М., 1998.

12. Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт // Государство и право. - 1995. - № 9.

13. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М., 1995.

14. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.: Речь, 2000. -408с.

15. Основы конфликтологии / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М., 1997.

16. Социально-политические конфликты в российском обществе: проблемы урегулирования // Социологические исследования. - 1999. - № 3.

17. Юридическая конфликтология / Под ред. В. Я. Кудрявцева. - М., 1995.

18. Юридическая социология / В.А. Глазырин, Э.Н. Грибакина, Н.А. Гулина. - М.: НОРМА, 2000. - 368 с.

19. Юридический конфликт: процедуры разрешения / Под ред. В. Я. Кудрявцева. - М., 1995.

Array

Страницы: 1, 2, 3