бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Характеристика познавательных процессов и их роль в формировании картины мира человека бесплатно рефераты

Характеристика познавательных процессов и их роль в формировании картины мира человека

15

Содержание

№ страницы

1

2

3

4

5

Введение

Ощущения

Восприятие

Мышление

Воображение

Память

Заключение

Список литературы

2

3

6

8

11

12

15

16

ВВЕДЕНИЕ

Учеными-психологами выделяются пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память. Некоторые ученые, например, Немов Р.С. добавляет к вышеперечисленным внимание и речь. Но так как в нашу задачу входит изучение познавательных процессов, направленных на формирование картины мира человека, остановимся только на пяти основных.

Ощущения являются основой всех психиче-ских явлений. Они представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки цент-ральной нервной системой раздражителей, возника-ющих во внутренней или внешней среде. Способность к ощу-щениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы-зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.

Мышление человека - это активная познавательная деятельность и внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Вопрос о том, как мы «видим», представляем и понимаем окружающий нас мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Мышление является высшим познавательным процессом.

Воображение -- особая форма человеческой психики, сто-ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти-ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче-ского процесса состоит в том, что воображение ха-рактерно только для человека.

Без способности запоминать человек не смог бы выжить. Память подразделяют на мгновенную, кратко-временную, оперативную, долговременную и генетическую память, кроме того, существует двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и дру-гие виды памяти.

Остановимся подробнее на этих вышеперечисленных познавательных процессах психики человека.

1.ОЩУЩЕНИЯ

Ощущения считаются самыми простыми из всех психиче-ских явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек-тивно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки цент-ральной нервной системой значимых раздражителей, возника-ющих во внутренней или внешней среде. Способность к ощу-щениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору голо-вного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при тор-можении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препара-тов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним спо-собность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспри-нимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают раз-нообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспо-соблены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, хими-ческих, механических и других воздействий).

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, кото-рые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различ-ными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения при-косновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обо-нятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие сте-пень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее за-метны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних орга-нов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологи-чески полезных или вредных веществ, температура тела, хими-ческий состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По со-временным данным мозг человека представляет собой слож-нейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обуслов-ленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей ин-формации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека при-нимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, на-ходящиеся в пределах значительного диапазона -- от коротких до радио-волн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные вол-ны, которые отражает зрительная система, располагаются в ди-апазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупно-сти занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и разли-чающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения раз-личного цвета.

Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной час-тотой и характеризующиеся периодическими появлениями об-ластей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. Существует специ-альная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду, -- герц, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду.

Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воз-духа находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приве-дем пример для сравнения: такой музыкальный инструмент, как фортепиано, способен порождать звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4 200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха, воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущений, весь-ма различен. Летучие мыши и собаки способны слышать на-много более высокие звуки, чем человек.

Заметим, что субъективно воспринимаемая человеком высо-та звука зависит не только от частоты колебаний давления воз-духа. На нее оказывает влияние и сила звука, или его интенсив-ность, т.е. разность давлений между самой высокой и самой низкой точками, отражающими величину давления воздуха. Более сильный звук иногда вос-принимается как более высокий, и наоборот.

Обоняние -- вид чувствительности, порождающий специфи-ческие ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, про-стых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обо-няния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте -- впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принима-ются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наибо-лее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключе-ний попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной, также явля-ется и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе го-ловного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у со-бак -- около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двад-цатой части.

Указанные различия соответствуют развитости других орга-нов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов жи-вотных значение обоняния выходит за пределы восприятия за-пахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Следующий вид ощущений -- вкусовые -- имеет четыре ос-новные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание, -- это наиболее ши-роко представленный и распространенный вид чувствительно-сти. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикос-новении какого-либо предмета к поверхности кожи, не пред-ставляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, бо-лее простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид ре-цепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

На примерах кинестетических ощущений и ощущений рав-новесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощу-щения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая упражнение дви-жениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обоз-начения в науке принято слово, которое происходит от поня-тия «движение», -- кинетика, и их поэтому называют кинесте-тическими.

Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движе-ний различных частей тела, сохранением позы, равновесия, кон-тролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они вклю-чают в себя такие двигательные моменты, которые выполня-ются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Напри-мер, формирование ощущений, которые способствуют поддер-жанию и сохранению равновесия, происходит благодаря нали-чию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия со-ответствующих стимулов - раздражителей на органы чувств. Од-нако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и по-явлением ощущения проходит определенное время. Оно назы-вается латентным периодом. Во время латентного периода про-исходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и не-специфическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем по-пасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.

2.ВОСПРИЯТИЕ

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы-зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них скла-дывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том слу-чае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимае-мое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощу-щение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свой-ства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощуще-ний, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощу-щений состоит в том, что итогом возникновения ощущения явля-ется некоторое чувство (например, ощущения яркости, громко-сти, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий ком-плекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направ-ленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы -- рецепторы, чтобы ощущение воз-никло. Образ, складывающийся в результате процесса восприя-тия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, содержат участки, не-сущие в себе наиболее интересную и полезную для восприни-мающего информацию. При внимательном изучении таких эле-ментов, на которых более всего останавливается взор в про-цессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица на-блюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии чело-века и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружаю-щим людям и многом другом.

Нередко при восприятии контурных и штрихованных изо-бражений, а также соответствующих элементов реальных пред-метов у человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Это -- иллюзии, связанные с искажением конту-ра окружности, представленной на фоне веерообразно расходя-щихся линий, и искажение изображения квадрата на фоне концентрических окружностей.

Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.

Остановимся кратко на механизмах восприятия пространст-ва, времени и движения, которые совместно со способами вос-приятия контуров и содержания осмысленных фигур плоско-стного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восп-риятие пространства содержит оценки формы, величины, рас-стояния до предметов, расстояния между предметами.

В восприятии формы предметов принимают участие три ос-новные группы факторов:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, име-ющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигура-цию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты на контурных изображениях.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные выше.

3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и час-тей его тела в пространстве.

3. МЫШЛЕНИЕ

Страницы: 1, 2