бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков бесплатно рефераты

На диаграмме видно, какое место занимает тот или иной ученик в классе и показана взаимосвязь между учениками. А теперь для более полного анализа данных социометрического исследования мы сравним уровень самооценки и уровень притязаний с социометрическим статусом учеников. Данные представлены в следующей таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2. Сводная таблица взаимосвязи уровня самооценки и уровня притязаний и социометрического статуса

№ испытуемого

Уровень самооценки

(У %)

Уровень притязаний

(У %)

Социометрический статус

п/п

Женский пол

1. А.Г.

50%-средний

уровень

71,1% - средний

уровень

Пренебрегаемый

2. ЗДМ

44,5% -- низкий

уровень

73,8 -средний

уровень

Предпочитаемый

3. Н.В.А.

52,8%--средний уровень

90,1% -очень

высокий уровень

Предпочитаемый

4. В.М.А.

74,6% --высокий

уровень

72,8%--средний

уровень

Лидер

5. Г.Д.С.

64,1%--средний

уровень

94,1%--очень

высокий уровень

Предпочитаемый

6. БЕГ

83,8%-высокий

уровень

93,6% -очень

высокий уровень

Лидер

7. КВ

51,6% -- средний

уровень

61,3 -средний

уровень

Лидер

8. К.С.

62,3%--высокий уровень

63,3%-высокий уровень

Лидер

9. КАА

53,3% --высокий

уровень

72,8%--средний

уровень

Лидер

10. Г.Д.С.

60%--средний

уровень

63,3%--средний уровень

Предпочитаемый

11. МАО

73,5%--средний

уровень

77,6%--высокий

уровень

Предпочитаемый

12.КНБ

74,8%--средний

уровень

88,3%-очень

Высокий уровень

Предпочитаемый

13.КДС

46,6%-средний

уровень

64,1% средний

уровень

Предпочитаемый

14. ПВ

69% -- высокий

уровень

89% -высокий

уровень

Предпочитаемый

15. П.Н.

58%--средний уровень

65%---средний уровень

Изолированный

16. Т.Я.

56,3---средний

уровень

75,6%--высокий

уровень

Пренебрегаемый

Мужской пол

1. ИЖ

39%-низкий

уровень

40,8%--низкий уровень

Предпочитаемый

2. В.А.

45,5% -- средний

уровень

60,1% -средний

уровень

Предпочитаемый

3. Е.А.

45,1%--средний уровень

75,5%--средний уровень

Предпочитаемый

4. З .Е.

52,1% --средний

уровень

72,5%--средний

уровень

Пренебрегаемый

5. К.И.

55,8%--средний

уровень

65,3%--средний уровень

Предпочитаемый

6. МЮ

45%--средний

уровень

58,9%--низкий

уровень

Лидер

7. ОК

55.1%--средний

уровень

83%--высокий уровень

Пренебрегаемый

8. ПБВ

49,1%-средний

уровень

85% --высокий

уровень

Лидер

9. ПВ

56,6% -- средний

уровень

65,8% -средний

уровень

Предпочитаемый

10. С.А.

52,1%--средний уровень

63,3%---средний уровень

Предпочитаемый

11. Ж.П.

50,2%---средний

уровень

86%--высокий

уровень

Лидер

Описание таблицы: Из 16 человек женского пола испытуемые, имеющие средний уровень самооценки относятся либо к лидерам (4 человека), либо к предпочитаемым (7 человек), либо к пренебрегаемым (2 человека) или к изолированным (1 человек), 3 человека с высоким уровнем самооценки относятся к лидерам. Со средним уровнем притязаний относятся либо к лидерам (2 человека), либо к предпочитаемым (3 человека), 1 человек к пренебрегаемым, 1 человек с высоким уровнем притязаний относится к пренебрегаемым. С высоким уровнем притязаний: 1 человек к лидерам, 2 человека к предпочитаемым, с очень высоким уровнем притязаний 3 человека относятся к предпочитаемым , 1 человек--к лидеру.

Из 11 человек мужского пола, принявших участие в исследовании, имеющие низкий уровень самооценки относятся либо к предпочитаемым (1 человек), со средним уровнем - к предпочитаемым (5 человек), 3 человека к лидерам, 2 человека к пренебрегаемым.

С низким уровнем притязаний 1 человек относится к лидерам в классе и 1 человек к предпочитаемым. Со средним уровнем притязаний: 5 человек относятся к предпочитаемым, с высоким уровнем притязаний 2 человека - к лидерам, 1 человек - к пренебрегаемым.

Интерпретация результатов: полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень самооценки и уровень притязаний не всегда совпадают с социометрическим статусом, а иногда совпадают. У женского пола наблюдается средний, высокий уровень самооценки и эти испытуемые будут либо относиться к предпочитаемым, либо к пренебрегаемым, либо к лидерам, то же самое и с уровнем притязаний, но 1 человек с высоким уровнем притязаний относится к пренебрегаемым.

А среди мужского пола наблюдаются испытуемые предпочитаемые, лидеры, пренебрегаемые. С низким уровнем притязаний 1 человек относится к лидерам в классе и 1 человек - к предпочитаемым.

Уровень самооценки и уровень притязаний взаимосвязаны и связаны с социометрическим статусом ученика в классе, но могут и не совпадать.

Выводы

В практической части для изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки мы использовали методику «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан», а затем для определения социального статуса испытуемых мы проводили социометрию. Для начала мы дали кратко характеристику метода опроса, выявили для чего предназначена эта методика, а затем кратко охарактеризовали социометрию как метод исследования, его достоинство и недостатки.

Наше исследование включало следующие этапы: проведение исследования, обработка и интерпретация результатов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь уровня притязаний и самооценки с социальным статусом, что не всегда они могут совпадать. У женского пола преобладает средний, высокий уровень самооценки, что может относиться как к лидерам, предпочитаемым, пренебрегаемым. А уровень притязаний - средний, высокий, очень высокий, что может относиться как к пренебрегаемым, предпочитаемым, лидерам. А у мужского пола - низкий и средний уровень самооценки, что может относиться к лидерам, предпочитаемым, пренебрегаемым. Уровень притязаний - низкий, средний, высокий, что так же может относиться к лидерам, предпочитаемым, пренебрегаемым. Уровень притязаний и самооценка не всегда могут совпадать с социальным статусом ученика в группе. Лидеры пользуются популярностью, предпочитаемые имеют авторитет и уважение, пренебрегаемые хотят общаться, но их подавляет более сильная сторона класса.

К каждому нужен правильный подход.

Заключение

Основные научные результаты курсовой работы.

В ходе проведенного исследования поставленная нами цель в начале исследования - изучить взаимосвязь уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе было достигнуть.

Нами были решены в ходе исследования поставленные задачи:

1. Мы провели теоретический анализ по проблеме взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе. Данная проблема действительно является актуальной в наше время. Особенно это очень важно в подростковом возрасте, так как у подростка появляется потребность в самоутверждении, стремлении найти себя в этой жизни.

Так же было выявлено, что при благоприятном сочетании уровня притязаний и самооценки может формироваться сбалансированная личность, а если нет, то - дискомфорт. Самооценка может быть адекватной и неадекватной, а уровень притязаний - завышенным или заниженным.

В практической части была выявлена взаимосвязь между уровнем притязаний и самооценкой у подростков с помощью методики «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модефикации А.М.Прихожан». У женского пола преобладает средний, высокий уровень самооценки. Это могут быть лидеры (4 человека), предпочитаемые (7 человек), либо пренебрегаемые (2 человека), или изолированные (1 человек). 3 человека с высоким уровнем - к лидерам. Со средним уровнем притязаний лидерами являются 2 человека, предпочитаемыми 3 человека, 1 человек пренебрегаемый, 1 человек с высоким уровнем притязаний - к пренебрегаемым, 1 человек - лидер, 2 человека - предпочитаемые, с очень высоким уровнем притязаний - 3 человека - предпочитаемые, 1 человек - лидер.У мужского пола 1 человек с низким уровнем самооценки - предпочитаемый, со средним уровнем - к предпочитаемым (5 человек), 3 человека - к лидерам, 2 человека - пренебрегаемые.

С низким уровнем притязаний 1 человек - лидер и 1 человек - предпочитаемый. Со средним уровнем 5 человек - предпочитаемым, с высоким уровнем 2 человека - к лидерам, 1 человек - к пренебрегаемым.

Но эти данные могут и не совпадать.

Гипотеза подтвердилась, что взаимосвязь уровня притязаний и самооценки у подростков существует, но не всегда зависит от статуса занимаемого ученика в классе.

Рекомендации по практическому использованию результатов.

Данные результаты могут иметь практическое использование, так как если в классе есть пренебрегаемые и изолированные ученики , то нужно, чтобы их не подавляли в классе другие ученики, для этого нужно им повышать самооценку и уровень притязаний, нужно помочь им дать понять, что они такие же как и другие. А лидеры и предпочитаемые должны их поддерживать и дружить.

Поэтому для дальнейшего исследования этой проблемы нужно применить современные методы и качественную обработку для получения желаемых результатов.

Список использованных источников

1. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой / Е.В. Зинько // Психологический журнал. - 2006 , том 27 . - № 4. - с.15 - 25.

2. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - Спб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 896 с.

3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 16 - е изд. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко . - Ростов н/ Д: Феникс, 2006 . - 672 с.

4. Глуканюк Н.С. Общая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.С. Глуканюк . - Российский гос. профессионально - педагогический ун-т. - 3 - е изд., перераб. и доп. - Москва: Академический проект, 2005; Екатеринбург: Деловая книга, 2005 - 364 с.

5. Юрчик С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в полростково-юношеском возрасте / С.Н. Юрчик // Сацыяльна - педагаг1чная работа. Серыя « У дапамогу педадогу». - 2008 . - № 11. - с. 37-46.

6. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии . - 2006 . - № 2 . - с.224-232.

7. Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач// Мир психологии . - 2005 . - №3 . - с. 139 - 146.

8. Станкин М.И. Психология самооценки / М.И. Станкин // Специалист . - 2005 . - № 7 . - с. 20 - 22.

9. Зинько Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки / Е.В.Зинько // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология . - 2005 . - №3 (июль - сент.). - с.35 - 49.

10. Степанов В.А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей / В.А.Степанов// педагогика . - 2004. - №7. - с. 45 - 50.

11. Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник науч. трудов вып. 41 Под науч. ред. Ю.Н.Карандашева , Т.В.Сенько . - М.Н.: Карандашов Ю.Н., 2003 . - 238 с.

12. Райз Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс . - СПб.: издательство «Питер», 2000 . - 656 с.

13. Солдатова Е.Л. ,Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и дизонтогинез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова Серия « Высшее образование» . - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х.Ремшмидт / Пер. с нем. Лойдина Г.И.; Ред. Гудкова Т.А. - М: Мир, 1994; 320 с.

15. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М.В. Гамеза, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова; под общ. редл. М.В. Гамеза. - Москва: Педагогическое общество России, 2004 . - 512 с.

16. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2 ч.2. ч.2 : От младшего школьного возраста до юношества : учеб. пособие для студентов вузов , обучающихся по пед. специальностям / О П Д / . Ф. 01 - Психология / Б.С.Волков , Н.В. Волкова; под ред. Б.С.Волкова . - М.: Гуманитар. изд . центр ВЛАДОС, 2005. - 343 с.

17. Кулагина, И.Ю., Колюцкий , В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина., В.Н. Колюцкий . - М.: ТЦ Сфера , 2004 . - 464 с.

18. Городецкая , Л.Н. Самооценка учащихся и ее формирование во внеклассной работе / Л.Н.Городецкая // Адукацыя і выхаванне . - 2001 . - № 2 . - с. 24 - 29.

19. Психология подростка. Учебник . Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана . - СПб . : Прайм - ЕВРОЗНАК , 2003. - 480 с.

20. Реан А.А. , Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан; Я.Л. Коломенский . - Спб . : ЗАО «Издательство «Питер», 1999. - 416 с.

21. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1 Самооценка и ее параметры / Е.В.Зинько // Психологический журнал . - 2006, том 27 . - № 3 . - с. 18 - 30.

22. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров // Вопросы психологии . - 2007 . - №3 . - с. 149 -157.

23. Пукинска, О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта / О.В. Пукинска // Психологический журнал. - 2008 , том 29. - №5. - с. 63 - 72

24. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого - педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский, Р. Атанков - 3 - е изд., испр. - М.: Издательский цент «Академия», 2006- 2008 с.

25. Методы социальной психологии: учеб.пособие для вузов/ Н.С. Минаева, Д.В Приваров, Э.Л. Бондар и др.; под общей ред. Н.С. Минаевой. М.: Академический проспект, 2007 - 351 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4