Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Таблица №3 показывает, что в основном у учащихся преобладает умеренный уровень тревожности. С высоким уровнем тревожности 14 человек из 55, у 2 человек низкий уровень тревожности, у 3 учеников уровень СТ ниже уровня ЛТ . Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. У 4 учеников ЛТ выше СТ, из них 3 девушки и один юноша .Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Найдем различия двух выборок (юношей и девушек) по уровню тревожности воспользовавшись t - критерием стьюдента. Критерий t стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y двух выборок X и Y, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине, как в нашем случае. Проверим гипотезу о том, что тревожность у юношей и у девушек приблизительно равна - H0; Тревожность различна - H1.
N1- юноши- 27чел. - x
N2 - девушки- 28 чел.- y; n1 ?n2
X1(ср.знач СТ трев.)- 38.4 ; Y1 - 41.07
X2(ср.знач ЛТ Трев.) - 38.6 ; Y2 - 44.03
Sd1= v S 2x1+S 2y1= v?(x1- x)2 +?(y1-y)2 . (n1+n2)
(n1+n2-2) (n1 . n2)
Sd2 =vS2x2 + S2y2=v?(x2- x)2 +?(y2- y)2 . (n1 +n2)
(n1 +n2-2) (n1 . n2)
Sd1 = 2.67 ; Sd2 = 2.05; X1 - Y1 =2.67; X2 - Y2 = 2.96
tэмп.1 = ¦X1-Y1¦ ; t эмп2 = ¦X2- Y2¦
Sd1 Sd2
tэмп1= 1 ; tэмп2 = 2,65
число степеней свободы k = (n1-1) +(n2-1)= n1+n2-2= 53
для такого числа степеней свободы находим
12,71 для р ? 0,05 0,05 0,01 0,001
tкр1. = { 63,66 для р ?0,01 ----|--------|--------|----------|-------------->
64,60 для р ?0,001 1 12,71 63,66 64,60
Различия между СТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0.05%. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.
12,71 для р ? 0,05 0,05 0,01 0,001
tкр2. = { 63,66 для р ?0,01 ----|--------|--------|----------|-------------->
64,60 для р ?0,001 2.65 12,71 63,66 64,60
Различия между ЛТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0,05 %. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.
Для удобства выявления взаимосвязи уровня тревожности и стиля поведения объединим данные по этим двум тестам в одну таблицу.
Табл.№4. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у девушек.
№
|
Ф.И.
|
Сотр.
|
Сопер.
|
Компр.
|
Избег.
|
Присп
|
СТ
|
ЛТ
|
|
1
|
Г.Е.
|
8
|
2
|
8
|
8
|
4
|
42
|
43
|
|
2
|
П.Ю.
|
11
|
5
|
7
|
5
|
2
|
21
|
40
|
|
3
|
Д.Ю.
|
8
|
2
|
8
|
7
|
5
|
43
|
41
|
|
4
|
Д.Н.
|
4
|
11
|
7
|
4
|
4
|
49
|
47
|
|
5
|
Г.Л.
|
9
|
3
|
9
|
6
|
3
|
37
|
44
|
|
6
|
М.К.
|
8
|
4
|
11
|
3
|
4
|
32
|
36
|
|
7
|
И.К.
|
5
|
10
|
6
|
2
|
7
|
62
|
46
|
|
8
|
Х.З.
|
6
|
9
|
4
|
7
|
4
|
47
|
45
|
|
9
|
Д.Е.
|
6
|
10
|
7
|
4
|
3
|
44
|
45
|
|
10
|
Р.И.
|
8
|
4
|
5
|
8
|
5
|
33
|
33
|
|
11
|
Б.К.
|
7
|
1
|
9
|
6
|
7
|
35
|
35
|
|
12
|
П.Н.
|
12
|
4
|
6
|
5
|
3
|
34
|
43
|
|
13
|
К.Е.
|
8
|
3
|
4
|
5
|
10
|
28
|
41
|
|
14
|
Л.И.
|
9
|
-
|
10
|
4
|
7
|
29
|
37
|
|
15
|
Ф.А.
|
7
|
1
|
10
|
7
|
5
|
27
|
35
|
|
16
|
А.Л.
|
8
|
3
|
10
|
6
|
3
|
29
|
41
|
|
17
|
П.Е.
|
9
|
5
|
12
|
2
|
2
|
34
|
39
|
|
18
|
А.Е.
|
6
|
11
|
6
|
6
|
1
|
60
|
57
|
|
19
|
С.Т.
|
6
|
12
|
7
|
2
|
3
|
56
|
56
|
|
20
|
П.Ю.
|
6
|
7
|
7
|
6
|
4
|
44
|
45
|
|
21
|
Д.Ю.
|
9
|
3
|
8
|
8
|
2
|
44
|
39
|
|
22
|
Т.В.
|
8
|
6
|
10
|
1
|
5
|
37
|
39
|
|
23
|
К.К.
|
7
|
9
|
1
|
6
|
7
|
54
|
56
|
|
24
|
П.П.
|
3
|
11
|
6
|
9
|
1
|
62
|
68
|
|
25
|
А.Е.
|
8
|
5
|
3
|
8
|
6
|
37
|
36
|
|
26
|
К.Л.
|
5
|
8
|
4
|
8
|
5
|
51
|
53
|
|
27
|
М.Л.
|
6
|
9
|
5
|
7
|
3
|
44
|
52
|
|
28
|
К.Г.
|
10
|
2
|
8
|
4
|
6
|
35
|
41
|
|
|
Из Таблицы №4 мы видим, что у девушек с умеренным уровнем тревожности сотруднический и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а высокому уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных ситуациях.
Соотнесем также результаты исследования по юношам в таблицу №5.
Табл.№5. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у юношей.
№
|
Ф.И.
|
Сотр.
|
Сопер.
|
Компр.
|
Избег.
|
Присп.
|
СТ
|
ЛТ
|
|
1
|
Р.Я.
|
9
|
4
|
8
|
5
|
4
|
37
|
44
|
|
2
|
Б.В.
|
8
|
9
|
6
|
-
|
7
|
50
|
45
|
|
3
|
И.Э.
|
8
|
6
|
7
|
4
|
5
|
38
|
47
|
|
4
|
Б.А.
|
10
|
6
|
8
|
-
|
6
|
31
|
28
|
|
5
|
К.И.
|
8
|
3
|
9
|
5
|
5
|
2
|
34
|
|
6
|
Г.Л.
|
6
|
8
|
6
|
4
|
6
|
55
|
48
|
|
7
|
Т.Е.
|
9
|
-
|
6
|
8
|
7
|
36
|
31
|
|
8
|
Р.М.
|
8
|
1
|
9
|
5
|
7
|
40
|
41
|
|
9
|
П.К.
|
8
|
-
|
8
|
6
|
8
|
32
|
37
|
|
10
|
З.С.
|
6
|
4
|
10
|
5
|
5
|
32
|
30
|
|
11
|
М.Р.
|
10
|
4
|
8
|
7
|
1
|
35
|
31
|
|
12
|
Я.Р.
|
9
|
-
|
8
|
5
|
7
|
24
|
27
|
|
13
|
З.А.
|
7
|
5
|
6
|
3
|
9
|
37
|
30
|
|
14
|
Г.Д.
|
9
|
7
|
3
|
5
|
6
|
31
|
32
|
|
15
|
С.М.
|
8
|
2
|
8
|
6
|
6
|
35
|
44
|
|
16
|
М.К.
|
7
|
4
|
9
|
5
|
5
|
35
|
42
|
|
17
|
А.Д.
|
12
|
6
|
8
|
2
|
2
|
29
|
31
|
|
18
|
Ф.Ю.
|
9
|
6
|
8
|
1
|
6
|
36
|
38
|
|
19
|
Е.А.
|
7
|
5
|
8
|
6
|
4
|
30
|
33
|
|
20
|
К.А.
|
8
|
10
|
3
|
7
|
2
|
57
|
53
|
|
21
|
А.Р.
|
9
|
4
|
4
|
5
|
8
|
31
|
39
|
|
22
|
Б.В.
|
5
|
9
|
7
|
8
|
2
|
49
|
55
|
|
23
|
С.Н.
|
6
|
10
|
4
|
7
|
3
|
47
|
44
|
|
24
|
З.Р.
|
9
|
2
|
9
|
7
|
3
|
42
|
42
|
|
25
|
П.А.
|
8
|
5
|
8
|
6
|
3
|
39
|
36
|
|
26
|
Т.Р.
|
7
|
9
|
1
|
6
|
7
|
53
|
45
|
|
27
|
З.И.
|
9
|
5
|
7
|
6
|
3
|
43
|
37
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|