Взаимосвязь социального капитала и мотивации сотрудников международной организации
Таблица №5. Проверка шкалы оценки доверия коэфициентом ?-Кронбаха
Шкала оценки доверия
|
?-Кронбаха при удалении пункта
|
|
1.власть
|
803
|
|
2.сотрудничество
|
795
|
|
3.выражение мыслей
|
801
|
|
4.свобода
|
817
|
|
5.доверие
|
810
|
|
6.внешняя ориентация
|
825
|
|
7.цели
|
809
|
|
8.принятие идеологии
|
788
|
|
9.успех
|
799
|
|
10.вознаграждение за труд
|
808
|
|
|
Анализ согласованности пунктов шкалы на всей выборке (n=47) показал, что она высока и составляет ?-Кронбаха=0,82. Что свидетельствует нам о валидности данной методики.
Таблица №6. Парциальные корреляции полярных утверждений по шкале оценки доверия, мотивов и мотивирующих стимулов, с контролем по полу и возрасту
|
|
i10
|
i9
|
i8
|
i5
|
i4
|
i2
|
i1
|
m1
|
m3
|
m4
|
m5
|
|
soc1
|
коэф. к
|
-0,093
|
-0,252
|
0,058
|
0,304
|
-0,164
|
0,086
|
0,025
|
0,089
|
0,313
|
-0,020
|
0,300
|
|
|
знч.
|
0,543
|
0,095
|
0,706
|
0,043
|
0,281
|
0,576
|
0,870
|
0,561
|
0,036
|
0,894
|
0,045
|
|
soc3
|
коэф. к
|
0,387
|
-0,220
|
0,316
|
0,224
|
0,096
|
0,249
|
0,211
|
0,343
|
0,296
|
0,150
|
0,329
|
|
|
знч.
|
0,009
|
0,147
|
0,035
|
0,140
|
0,533
|
0,099
|
0,165
|
0,021
|
0,048
|
0,325
|
0,027
|
|
soc4
|
коэф. к
|
-0,189
|
-0,133
|
0,305
|
-0,059
|
0,109
|
0,189
|
0,181
|
0,157
|
0,118
|
-0,202
|
0,129
|
|
|
знч.
|
0,214
|
0,383
|
0,041
|
0,702
|
0,475
|
0,215
|
0,234
|
0,303
|
0,441
|
0,183
|
0,399
|
|
soc6
|
коэф. к
|
-0,320
|
-0,246
|
-0,276
|
0,086
|
0,260
|
0,182
|
0,166
|
0,362
|
0,218
|
0,348
|
0,145
|
|
|
знч.
|
0,032
|
0,103
|
0,066
|
0,574
|
0,085
|
0,232
|
0,275
|
0,015
|
0,150
|
0,019
|
0,342
|
|
soc7
|
коэф. к
|
0,292
|
-0,014
|
-0,177
|
0,116
|
0,166
|
0,190
|
0,033
|
0,239
|
0,069
|
0,291
|
0,147
|
|
|
знч.
|
0,052
|
0,925
|
0,244
|
0,449
|
0,276
|
0,212
|
0,828
|
0,113
|
0,653
|
0,053
|
0,334
|
|
soc8
|
коэф. к
|
0,349
|
-0,261
|
-0,157
|
-0,100
|
0,114
|
0,285
|
0,429
|
0,056
|
0,023
|
-0,073
|
-0,001
|
|
|
знч.
|
0,019
|
0,084
|
0,304
|
0,512
|
0,455
|
0,058
|
0,003
|
0,713
|
0,880
|
0,634
|
0,994
|
|
soc9
|
коэф. к
|
-0,108
|
-0,250
|
-0,017
|
0,039
|
0,130
|
0,005
|
0,105
|
0,184
|
-0,041
|
-0,040
|
-0,102
|
|
|
знч.
|
0,481
|
0,098
|
0,913
|
0,797
|
0,396
|
0,972
|
0,492
|
0,228
|
0,790
|
0,794
|
0,505
|
|
soc10
|
коэф. к
|
0,012
|
-0,201
|
-0,030
|
-0,097
|
-0,103
|
0,081
|
0,000
|
0,316
|
-0,161
|
0,180
|
-0,124
|
|
|
знч.
|
0,939
|
0,186
|
0,847
|
0,528
|
0,502
|
0,597
|
0,999
|
0,035
|
0,290
|
0,236
|
0,418
|
|
|
2.3 Обсуждение результатов взаимосвязи социального капитала и мотивации сотрудников международной организации
Как мы видим из таблицы №1, уровень значимости выше 0,05, т.е. связи между средним показателем доверия по каждому респонденту и мотивацией не наблюдается.
Но, если посмотреть на таблицу корреляции мотивов с отдельными аспектами доверия, то можно обнаружить несколько значимых корреляций, о которых нам бы хотелось рассказать далее.
· власть и контроль находятся в руках лишь нескольких людей или групп - люди на всех уровнях обладают властью и контролем
Первая компонента доверия, заслуживающая нашего внимания, связана с понятием власти. Рассмотрев данный аспект, мы обнаружили положительную корреляцию с таким мотивирующим фактором, как возможность сделать хорошую карьеру. Так же положительная корреляция наблюдается и со стимулами - получение бонусов за достижения и решением интересных задач.
Каждому из сочетаний существует вполне логичное объяснение.
Чем выше показатель по шкале власти, что значит - люди на всех уровнях обладают властью и контролем - тем выше уверенность людей в самих себе, больше свобода действий, а как следствие - появляется простор для реализации их творческого потенциала, в такой ситуации наиболее разумным вариантом стимулирования будет решение интересных задач.
Связь между властью на всех уровнях и возможностью сделать карьеру, демонстрирует нам желание человека, стремящегося подняться выше по карьерной лестнице, обладать властью на всех позициях, а не только на высоких.
Человек, обладающий властью чувствует ответственность за свои решения, что дает нам возможность стимулировать его бонусами за полученные результаты, как восприимчивого к такого рода обратной связи.
· «война» между различными группами - обычное дело - различные группы (руководство, различные подразделения) сотрудничают друг с другом
Корреляций между сотрудничеством и мотивами нигде не обнаруживается.
· не будут выражать свои истинные мысли или чувства - чувствуют себя свободными в выражении своих взглядов, даже если они отличаются от взглядов большинства
· Положительную корреляцию с данным признаком имеют такие мотивы, как - удовольствие, получаемое от работы и возможность самореализации.
· Очевидно, что желание человека получать удовольствие от работы повышает важность возможности выражения своих мыслей и чувств открыто, не тая их в себе - без лицемерия, что делает возможным реализовать себя.
· Аналогично существует положительная корреляция со стимулами: когда человек открыто говорит о своих взглядах, мнениях - даже наперекор большинству - он будет легко замотивирован предложенными ему интересными задачами, заинтересован в получении бонусов за достижение результатов, в увеличении прибыли своей организации. Последнему - довольно необычному с первого взгляда утверждению существует вполне простое объяснение - делясь мнениями с остальными, человек ощущает причастность не только к своей работе, но и ко всей деятельности организации в целом, а соответственно воспринимает показатель прибыли организации как показатель собственной успешности.
· Так же, следует отметить существование тенденции к связи и с возможностью пользоваться определенными льготами.
· много контроля и ограничений в отношении того, что можно делать - Людям дана необходимая свобода действий для выполнения работы
· Вполне естественна полученная связь между этим аспектом доверия и возможностью самореализоваться. Как и уже было упомянуто выше - обладая необходимой свободой в действиях при выполнении работы, у человека появляется гораздо больше возможностей для самореализации, по сравнению с условиями, в которых сотрудник будет ограничен в действиях чрезмерным контролем.
· люди мало доверяют друг другу - люди значительно доверяют друг другу
· Как ни странно, но корреляций по этому параметру и мотивам не установлено.
· сотрудники сосредоточены на внутренних проблемах организации - сотрудники сосредоточены на том, чтобы победить конкурентов на рынке
· Мы обнаружили взаимосвязь данного аспекта с такими параметрами, как: удовольствие, получаемое от работы, участие в прибыли моей организации, перспектива быть одним из собственников компании.
· Такие результаты можно объяснить следующим образом. Сотрудники, нацеленные на борьбу с конкурентами, являются ярыми приверженцами своей компании, они готовы пойти на многое ради нее, а потому их так стимулирует участие в прибыли организации, а так же перспектива быть одним из собственников компании. Однако хотелось бы отметить, что видимо попавшиеся нам испытуемые, нацеленные на конкуренцию, получают удовольствие от наличии конкуренции как таковой, а не от процесса работы.
Так же, следует отметить существование тенденции к обратной связи с возможностью самореализации
· осознание того, что Вы работаете в известной, «раскрученной» фирме
· Можно предположить, что некоторые сотрудники компании видят свою реализацию через конкуренцию. А осознание того, что Вы работаете в «раскрученной» фирме приводит Вас к сосредоточенности на победе среди фирм - конкурентов. Здесь работает механизм организационной идентификации.
· люди не хотят устанавливать более высокие цели, так как боятся потерпеть неудачу - люди стремятся разрабатывать планы с широким размахом
· Мы можем наблюдать здесь только тенденции к связи между мотивацией стать одним из собственников компании и таким аспектом, как стремление разрабатывать планы с широким размахом. Поясним, человек ставит для себя высокие цели и мотивирующем стимулом для него будет возможность когда-нибудь, через годы стать одним из владельцев организации.
· Естественно, что, когда люди ставят себе более далеко идущие, трудно выполнимые цели, то положительные эмоции в случае их достижения будут во много раз превосходить эмоции от легко доступной цели, что в свою очередь и рождает удовольствие, получаемое от работы.
· по основным целям и критериям деятельности фирмы согласие не достигнуто - все понимают и принимают основные критерии и цели деятельности фирмы
· Все сотрудники принимают и понимают основные цели деятельности фирмы, что вызывает у них социальную сплоченность, которая в свою очередь взаимосвязана с удовольствием, получаемым от работы, потому как человек - это социальное существо, которому необходимо принадлежать к какой-либо группе.
· А так же понимая и принимая критерии деятельности, люди умеют организовано использовать свое время и ценят тот, режим работы, который им предоставляют.
· Кроме того, следует отметить существование тенденции к связи с размером заработной платы и возможностью пользоваться определенными льготами.
· люди часто не могут добиться обещанных ими результатов - люди почти всегда добиваются обещанных ими результатов
Размер заработной платы имеет тенденцию к обратной связи с достижением обещанных результатов, что значит - чем чаще люди добиваются обещанных ими результатов, тем менее значимым мотивом для них выступает мотив заработной платы.
· существует слабая связь между работой, вознаграждением и признанием - вознаграждение и признание прямо пропорциональны эффективности работы
Участие в прибыли своей организации стимулирует людей тем больше, чем более справедливо и адекватно выполненной работе оцениваются и вознаграждаются эти действия.
1. Была установлена взаимосвязь между властью и возможностью сделать хорошую карьеру, решением интересных задач.
2. Шкала выражения мыслей положительно связана с удовольствием от получаемой работы, возможностью самореализоваться, участием в прибыли организации, возможностью получения бонусов и решением интересных задач.
3. У представителей компании Нестле свобода действий положительно связана с возможностью к самореализации.
4. Ориентация на конкуренцию на рынке положительно связана с участием в прибыли организации и перспективой стать одним из собственников компании, но отрицательно с удовольствием, получаемым от работы.
5. Принятие идеологии работниками фирмы положительно связаны с удовольствием, от получаемой работы и участием в прибыли моей организации.
6. Вознаграждение за труд связано с таким стимулом, как участие в прибыли компании.
Таким образом, исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что основная гипотеза нашего исследования, которая гласит о том, что уровень межличностного и организационного доверия положительно взаимосвязан с мотивацией сотрудников фирмы, частично подтвердилась.
Заключение
Итогом нашего исследования стало выделение признаков доверия, которые положительно коррелируют с мотивацией. Были выявлены характерные взаимосвязи между явлением доверия и мотивацией.
Приобретение знаний о взаимосвязи этих двух компонент представляет практическая ценность полученных результатов. Она заключается в возможности использования параметров доверия для формирования мотивации сотрудника. Таким образом, чтобы повысить мотивацию работника к его трудовой деятельности, необходимо воздействовать на эти параметры доверия, что в свою очередь влечет повышение конкурентоспособности компании по сравнению с другими. Эти знания позволят владельцу организации сделать ее более успешной во всех планах, включая внутреннюю удовлетворенность сотрудников местом и условиями работы.
В перспективе нам хотелось бы провести более многочисленное исследование и рассмотреть взаимосвязь отделов, в которых работают сотрудники компании, с социальным капиталом и мотивацией, для того, чтобы можно было дать практические рекомендации этой организации по ее улучшению.
Список литературы
1. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология.-www.ecsoc.mssec.ru. - 2002. - Т. 3. - №5 (ноябрь).
2. Демкив О. Социальный капитал: теоретические основания исследования и операциональные параметры / Социология: теория, методы, маркетинг. 2004, №4.
3. Коньков А.Т. Социальный капитал и экономическое взаимодействие. М.: Изд-во РУДН, 2006.
4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий / Общественные науки и современность. 2001. №3.
5. Ланцман А.В. Сущность социального капитала организации // Новое в экономике и управлении. Выпуск 11. - М.: МАКС Пресс, 2007.
6. Лебедева Н.М. Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007 (в печ.)
7. Незнанова Н. Интервью журналу «Управление компанией»(www.rcb.ru)
8. Мачеринскене И., Мннкуте-Генриксон, Р., Иманавичене, Ж.С. Социальный капитал организации: методология исследования. Социс №3, 2006.
9. Мильнер Б.З. «Принципы установления доверия» (www.elitarium.ru)
10. Потеряхин А. Доверие к руководству и профессиональная мотивация персонала (http://www.hr-portal.ru).
11. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005.
12. Фукуяма Ф. Доверие. М.: Изд-во «Хранитель», 2006.
13. Хекхаузен. Мотивация и деятельность, т. I.
14. Шо Р. Ключи к доверию в организации. М., Изд-во «Дело», 2000.
15. Ясин Е.Г. Модернизация и общество. М. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.
Страницы: 1, 2, 3
|
|