бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь социального капитала с экономико-психологическими характеристиками молодежи бесплатно рефераты

Взаимосвязь социального капитала с экономико-психологическими характеристиками молодежи

32

Государственный университет - Высшая Школа Экономики

Кафедра организационной и рефлексивной психологии

Курсовая работа

Тема:

«Взаимосвязь социального капитала с экономико-психологическими характеристиками молодежи»

Москва 2008

Введение

На современном этапе развития научного знания наблюдается тенденция заимствования из смежных дисциплин. Этот ход позволяет по-новому интерпретировать устоявшиеся смыслы, получить доступ к объяснению той феноменологии, которая входит в рассмотрение другой науки, и при этом не потерять предсказательной силы собственных научных постулатов. Все это делается для лучшего объяснения существующих явлений и более точного прогнозирования их развития. Одним из характерных примеров заимствования является использование в социологии и психологии политико-экономического понятия «капитал». Распространенность употребления термина «социальный капитал», как весьма популярного изучаемого вида капитала, можно объяснить также и тем, что, несмотря на кажущееся статическое и объективированное состояние, «капитал» представляет собой нечто динамичное, развивающееся, что затрудняет выработку единых концептуальных основ объяснения его природы и функционирования. И все же стоит отметить, что все строгие научные термины часто проходили долгий и непростой путь своего становления от вольной метафоры до операциональных категорий.

В первой главе будут показаны различные подходы и «метафоры» социального капитала представителей различных дисциплин и направлений в научном мире, демонстрирующие различные понимания этого термина. Во второй главе будут представлены результаты проведенного эмпирического исследования, а в третьей главе они будут проанализированы.

Актуальность исследования. Актуальность исследуемой проблематики определяется спецификой процесса формирования в российском обществе рыночной экономики, сопряженного с трансформацией практик экономического поведения и формированием новых механизмов экономического взаимодействия. Функционирование новых правил и форм экономического поведения, необходимость пересмотра классической экономической теории рационального потребителя - все это нуждается в серьезном теоретическом переосмыслении. Концепция социального капитала является одной из теоретических разработок, которая обнаружила свою ценность при решении задача подобного плана.

Теоретическая значимость. Несмотря на распространенность термина «социальный капитал» в различных отраслях научного знания, вопрос о его структуре, взаимосвязи с другими операциональными конструктами и понятиями по-прежнему остается дискуссионным, а потому данное исследование по изучению связи социального капитала и экономико-психологических характеристик молодежи представляется весьма актуальным.

Практическая значимость. Исследование проблематики социального капитала имеет не только теоретическое значение, но и практическую значимость. Современный этап экономического развития российского общества с особенной остротой показывает актуальность такой проблемы, как дефицит доверия в экономическом взаимодействии. Следствием данной проблемы являются высокие транзакционные издержки, распространенность оппортунизма, коррупции и клиентизма, отсутствие надежной институциональной среды экономики. Разработка концепции социального капитала может служить основой для осмысления причин подобных проблем, измерения динамики доверия в повседневной практике в общем, в экономическом взаимодействии, в частности. Это поможет лучше понять специфику развития модели рыночных отношений на постсоветском пространстве и выработать способы социального структурирования экономических отношений.

Цель исследования: изучить связь между социальным капиталом и экономико-психологическими характеристиками молодежи.

Объект: социальный капитал молодежи

Предмет: взаимосвязь социального капитала и экономико-психологических характеристик молодежи.

Задачи исследования:

1. Построить семантическое пространство, характеризующее социальный капитал молодежи.

2. Провести корреляционный анализ между интегральным показателем социального капитала, а также отдельными его компонентами и величиной экономико-психологических характеристик изучаемой выборки.

3. Проанализировать направленность выявленных связей методом простого линейного регрессионного анализа.

Теоретическая гипотеза исследования: интегральная величина социального капитала положительно связана с экономико-психологическими характеристиками молодежи.

Исследовательские гипотезы:

1. Социальный капитал президента связан с позитивным отношением молодежи к социально-экономическим условиям жизнедеятельности.

2. Высокие показатели социального капитала органов правосудия будут положительно связаны с готовностью к экономическому риску.

3. Чем выше социальный капитал СМИ, тем более выраженным будет желание быть собственником.

1. Социальный капитал. Теоретические подходы, история эволюции понятия, структура

Социальный капитал является пока еще не совсем устоявшимся научным понятием, которое широко используется в современной науке. Существует множество определений и трактовок понятия социального капитала. Мы определим социальный капитал как набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным сотрудничество внутри этой группы (Лебедева, Татарко, 2002).

Появление концепции социального капитала продолжает традицию, намеченную в экономической теории работами Г. Беккера, Х.Дж. Джонсона, Т.У. Шульца, обосновавших в 1960-е годы включение в арсенал средств экономической теории категорию «человеческий капитал» (Беккер, 1993). Указанный подход пополнил экономическую науку пониманием того, что наряду с материальными средствами и финансами, культурные ценности, в частности образование, способны выступать в роли производительного ресурса, увеличивающего индивидуальную и общественную продуктивность экономической деятельности. Продолжением указанного подхода явилась разработка проблематики роли социальных связей как источника экономических ресурсов, - в этом значении термин «социальный капитал» эпизодически использовался в зарубежной социологии в 1960_е и 1970_е годы.

Современные социологические интерпретации концепции социального капитала провели французский социолог П. Бурдье и американский теоретик Дж. Коулмен.

Разработка понятия «социальный капитал» как самостоятельной и целостной социологической концепции началось в зарубежной социологии в 1980_е годы. У выдающегося французского социолога П. Бурдье концепция социального капитала приобрела подлинно социологическое содержание, став «эффективным инструментом анализа процесса структурирования и воспроизводства социальных классов, в ходе которого экономический, финансовый, человеческий, культурный, символический и социальный капитал выступают в качестве форм взаимного превращения, объективации, структурирования институциализации неравенства» (Бурдье, 2002).

«Социальный капитал - это совокупность существующих или потенциальных ресурсов, связанных с наличием устойчивой сети более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания, или, другими словами, членства в группе» (Бурдье, 2002).

Свойства социального капитала:

1. внеэкономическая природа

2. в основе социального капитала лежат эмоционально позитивные и построенные на доверии связи: «необходимые и выбранные, которые предполагают длительные субъективно эмоциональные обязательства (чувства благодарности, уважения, дружбы и т.д.)» (Бурдье, 2002)

Бурдье обращает особое внимание на такой важный элемент социального капитала, как доверие: «пользуясь доверием и накопленным ими капиталом связей, люди способны, как говорят, «придя с пустыми руками, унести с собой весь рынок, имея вместо денег свое лицо, имя и честь», и даже «ручаться, независимо от того, есть у них деньги или нет» (Бурдье, 2001). «В своих исследованиях Бурдье показывает также взаимосвязь и «конвертируемость» различных типов капиталов в обществе, скажем, материального - в символический, и наоборот. Это тема, весьма плодотворная в рамках анализа, к примеру, формирования новейших политических и экономических элит в посткоммунистических обществах» (Степаненко, 2004).

Концепция социального капитала получила широкую известность благодаря исследованиям Р. Патнэма, предложившего оригинальную, хотя и несколько упрощенную, интерпретацию его сущности и функций в различных сферах человеческой деятельности. (Putnam, 1993)

У данного американского исследователя представление о социальном капитале приобретает значение интегральной концепции гражданского общества. «Социальный капитал» относится к характеристикам социальной организации, в частности социальным связям, нормам и доверию. Последние способствуют координации и сотрудничеству для взаимной пользы». (Putnam, 1993)

В частности, подобное представление о социальном капитале проявляется в тезисе о том, что общества зажиточны именно потому, что исторически формировались как гражданские.

Формы социального капитала (по Р. Патнему):

1. социальные нормы (нормы взаимности межличностных отношений)

2. «горизонтальные» связи сотрудничества (человеческие взаимоотношения), в отличие от «вертикальных» общественных отношений иерархии, подчинения и зависимости

3. институционализированное в образцах господствующей социальной практики доверие

Г. Патнем показывает, как первые две формы социального капитала, будучи взаимосвязанными институтами социального капитала, генерируют общественное доверие - решающий элемент эффективной общественной жизнедеятельности.

Аргументация этого тезиса представлена следующая:

1. «Горизонтальные связи общественного участия способствуют формированию норм общей взаимности: «я сделаю это для тебя сейчас в надежде на то, что когда-нибудь ты или кто-либо другой также помогут мне» (Putnam, 1993). Общество с высоким уровнем социального капитала более эффективно в социальном и экономическом аспектах своей жизнедеятельности вследствие, прежде всего сокращения затрат на контроль за соблюдением соглашений и контрактов как формальной основы общественного взаимодействия.

2. Горизонтальные связи общественного участия способствуют координации и коммуникации между гражданами. Сотрудничество и доверие между действующими лицами в подобных ситуациях возникают тогда, когда накапливается положительная информация о взаимных конструктивных действиях партнеров. В практике повседневных экономических отношений этот эффект известен как деловая репутация партнера.

3. Аккумулированный социальный капитал обеспечивает общественную стабильность и устойчивое развитие благодаря незримым повседневным актам взаимности и доверия членов социальной группы. Посткоммунистическая трансформация и «переходная» природа посткоммунистических обществ придали особую остроту методологическим проблемам, касающимся условий и возможностей формирования социального капитала в обществах, где отсутствует, или скорее прервана историческая традиция гражданского сотрудничества, царит нестабильность и не развита эффективная институциональная государственная структура (или эффективная рациональная бюрократия западного типа)» (Степаненко, 2004).

Социальный капитал для Р. Патнема - важная предпосылка действенной демократии и, таким образом, важная составляющая часть концепции гражданского общества.

Исследования Р. Патнэма ознаменовали смещение акцента в анализе социального капитала с его экономической функции на объяснение его природы как общественного блага.

Фукуяма считает, что нормотворчество этики и правил социального сотрудничества носит спонтанный (а не исторически детерминированный) характер.

Условия формирования социального капитала (по Ф. Фукуяме):

1. размер общины или группы

2. их границы

3. повторяемость взаимодействий членов общины или группы

4. наличие первичных установок, разделяемых членами общины

5. осознание неудачных решений

1. В своем сочинении «Трактат о человеческой природе» (1739) Дэвид Юм приводит пример потери земледельцами собственного урожая из-за взаимного недоверия и неспособности к сотрудничеству. В 1833 году в притче Вильяма Форстера Ллойда впервые был употреблен термин «трагедия общин». В 1968 году Гарт Хардин в одноименном сочинении для журнала Science популяризовал этот термин.

2. «Трагедия общин - род явлений, связанных с противоречием между личными интересами и общественным благом. В основном под этим имеется в виду проблема переиспользования общественного блага. Когда пользователи общих благ не желают координировать свои действия по контролю или ограничению потребления таких ресурсов, последние быстро истощаются и исчерпываются».

3. В дальнейшем термин «трагедия общин» широко использовался в теории игр, которая является частью современной институциональной экономической теории, имеющая свое понимание термина «социальный капитал».

4. рассматривает экономические отношения как обмен правами

5. расширяет сферу применения инструментов неоклассической экономической теории на феномены социального, политического и юридического устройства общества с учётом факторов психологического характера

6. применяет для анализа новые инструментальные теории: теорию трансакционных издержек и теорию игр

7. Прикладная наука призвана дать слушателям основы знания о природе экономических институтов и организаций, о взаимосвязи институтов и организаций, навыки институционального анализа институтов плановой, рыночной и переходной экономики и институциональные особенности соответствующих организаций

Институты («правила игры») - это набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их принудительного осуществления (Норт, 1997)

Виды:

· формальные институты: конституции, законы, контракты

· неформальные - обычаи делового оборота, соглашения, нормы поведения, рутины

Организации («игроки») - это группы индивидов, которые связаны институциональными соглашениями по достижению единой цели. Например: фирмы, биржи, профсоюзы, кооперативы, политические учреждения и политические партии, законодательные органы, а также семья и государство (Кузьминов, Бендукидзе, Юдкевич, 2006).

Институциональная среда - это внешние институты по отношению к организации, устанавливающие рамки действий организации в реализации ее цели (Олейник, 2005).

Институциональная матрица - это устойчивая, исторически сформировавшаяся система базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер - экономической, политической, социальной (Кирдина, 2000).

Институциональная культура - это знания, навыки и ценности сообщества людей (Кузьминов, Бендукидзе, Юдкевич, 2006).

Как видно из предпосылок современной институциональной экономики и предмету ее изучения экономисты не отличаются от социологов по выделению важности норм.

«Нормы - механизм стабилизации системы институтов

Норма как институт эффективна при условии действия механизма принуждения: культурного, экономического или пенитенциарного. Легальные нормы поведения стабилизируют экономическую систему, а отклонение от норм создает параллельную (теневую, внелегальную) экономику.

Основные нормы, рассматриваемые в рамках современного институционального подхода:

1. Утилитаризм - представления о достижимой полезности

1.1. «Простой утилитаризм». Возникает в командной экономике потому, что деятельность ограничена узкими рамками исполнения директив. Представления о достижимой полезности примитивны (квартира-машина-дача). Инициатива выливается в поиск ренты

1.2. «Сложный утилитаризм» - максимизация полезности индивида в условиях роста человеческого капитала, когда преследование индивидуальных целей способствует накоплению социального капитала. Прямо связан с инициативной и продуктивной деятельностью

2. Легализм - норма отношения к закону

2.1. В рыночной экономике закон защищает право частной собственности. Легализм - готовность добровольного подчинения и уважения к закону.

Страницы: 1, 2, 3, 4