бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением бесплатно рефераты

Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением

Введение

Актуальность темы исследования

Самоубийства в последнее время превратились в одну из острых проблем нашего общества. Суицидологические факторы в России остаются экстремально критическими. Постоянно происходящие в обществе неблагоприятные политические и социально-экономические события увеличивают чувство страха и неуверенности в будущем каждого человека. А человек, прежде всего, нуждается в стабильности и безопасности.

«По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, а также Российского статистического агентства, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за 1998 год в России от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тыс. детей и подростков, а за последние 5 лет их число составило около 112 тыс. [30] Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка - это привлечение к себе внимания. [44]

За каждым случаем подросткового самоубийства стоит личная трагедия, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. («Самоубийство - мольба о помощи, которую никто не услышал» Равиль Алеев [43]). Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

Необходимо сказать о подростковом суициде в местах лишения свободы. Актуальность проблемы для учреждений пенитенциарной системы обусловлена тем, что уровень самоубийств здесь выше, чем в обществе в целом. Суицидальные происшествия в условиях круглосуточного совместного проживания осужденных деморализующе влияют на спецконтингент, отрицательно сказываются на общей обстановке в местах лишения свободы, вызывают резко негативное отношение к пенитенциарным учреждениям со стороны родственников и общества в целом. Работа по предупреждению самоубийств затруднена во многом из-за низкой подготовленности к ней и явно поверхностного отношения к этим явлениям большей части начальствующего состава учреждений пенитенциарной системы.

Часто проявляется стремление связать самоубийства лишь с психическими отклонениями у лиц, их совершивших. Вопреки этому распространенному мнению различные исследования показывают, что большинство самоубийств совершают психически здоровые люди.

Как индивидуальный поведенческий акт и как относительно устойчивое социальное явление, самоубийство - сложная многогранная проблема, которая является результатом различного рода психофизических, психологических, социальных, нравственных и социокультурных факторов, следствием физических и эмоциональных перегрузок, социально-психологической дезадаптации, дефектов нравственного воспитания личности. Проблема профилактики самоубийств осужденных чрезвычайно сложна. Для ее решения необходимы определенные знания психологии, педагогики, социологии, психиатрии.

Суицидальное поведение влияет на общество в целом, подрывает моральный дух, провоцирует развитие суицидальных явлений. Подростки еще не являются самостоятельными личностями, они еще только выберут свой жизненный путь и обществу необходимо им помочь с выбором. Отсюда понятно, насколько важно глубокое изучение проблем, связанных с предупреждением самоубийств среди несовершеннолетних. Так же необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение его психологического состояния. Наличие реакций агрессии, а также глубина депрессивного состояния могут свидетельствовать о склонности к суициду.

Данная работа состоит из 2-х основных частей - теоретической и практической. Во введении описывается актуальность выбранной темы, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования. Теоретическая часть состоит из 3-х глав: феномен суицида, понятие агрессии и депрессии, девиантное поведение. В первой главе описывается изменение отношения людей к феномену суицида от древности до наших дней, отношение к самоубийству в религиях мира, а так же основные положения суицидологи: виды, типы, причины и этапы суицида, основные суицидологические теории. Во второй главе описываются понятия агрессии и депрессии, их типы, причины, симптомы. В третьей главе рассматривается понятие девиантного поведение, его виды и причины возникновения. В конце теоретической части описывается профилактика суицидов среди несовершеннолетних, коррекция девиантного поведения. В практическую часть входит исследование, состоящее из 5 методик, их интерпретация, графики полученных результатов.

Гипотеза - существует взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением.

Цель данной работы - на основе изучения литературы и проведения исследования изучить феномен суицида и выявить взаимосвязь агрессивности и депрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением.

На основе цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ юридико-психологической литературы по теме исследования: анализ источников, посвященных проблеме суицида, рассмотрение различных подходов к пониманию феномена суицида.

2. Изучить уровень депрессивности и агрессивности у несовершеннолетних с девиантным поведением.

3. Выявить взаимосвязь агрессивности и депрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением.

4. Определить методы профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетних.

Объект исследования - индивидуально-психологические особенности определяющие склонность к суициду.

Предмет исследования - взаимосвязь депрессивности и агрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением.

Методы исследования - теоретический анализ юридико-психологической литературы, метод математической обработки данных, проведение диагностических методик.

Организация исследования - исследование проводилось в ВК УФСИН города Калуги, а также в Медынской детской комнате милиции. В нем приняли участие 50 человек (несовершеннолетние мужского пола в возрасте от 14 - 18 лет)

Теоретическая и методологическая основа исследования - тему суицида разрабатывали такие известные авторы как Эмиль Дюркгейм «Самоубийство. Социологический этюд» (1897). Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство -- это социальный факт, продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Он использовал понятие «анемия» для объяснения процессов, происходящих в переходные и кризисные периоды развития общества. Последователь Эмиля Дюркгейма Морис Хальбвакс в книге «Причины самоубийства» (1930) продолжил изучение понятия социальной анемии и продемонстрировал взаимодействие социальных и психических факторов этого явления. На тему суицида существует множество статей. Такие, например, как Боенко А.В. «Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика», Кондрашенко В.Т. «Девиантное поведение у подростков» Мн., 1988, Г. Грузман «Слово о самоубийстве» и др. Сейчас существует множество сайтов, на которых представлена статистика самоубийств в стране и мире, а также причины суицидов.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в изучении и обобщении знаний и теоретических представлений о суициде, его причинах и предотвращении.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать теоретический материал при разработке программы профилактической работы с несовершеннолетними.

Глава 1. Феномен суицида

1.1 Изменение отношения к феномену суицида с древности до наших дней

1.1.1 Первобытный строй

Для того, чтобы понять, в какой же момент человек понял смысл самоубийства, необходимо выделить основные критерии этого понятия. То есть определить понятие суицида. Эмиль Дюркгейм сформулировал это понятие так: «Самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот пострадавший знал об ожидавших его результатах». [цит. 39 стр. 6] Таким образом, основными критериями суицида являются осознанность поступка, намеренность и быстрота. По-мнению Э. Дюркгейма, эти три компонента очень важны. Намерение суицидента совершить самоубийство не вызывает сомнений так же как и осознанность данного поступка. Последний критерий помогает отделить суицид от суицидального поведения. Суицидальное поведение включает в себя не только конкретный акт самоубийства, но и все действия и этапы сопряженные с ним. Современная суицидология к понятию суицидального поведения относит нароманию, алкоголизм, курение и выбор сопряженной с риском профессии.

Человек научился лишать себя жизни сознательно, намеренно и быстро очень давно. «Это подтверждается трагической историей тасманских туземцев, истребленных белыми поселенцами: аборигены находились на очень низкой стадии материального развития, однако уже знали, что, если жизнь становится невыносимой, ее можно прекратить. Многие из тасманийцев, на которых вчерашние каторжники охотились, как на диких зверей, так и поступили». [39, стр. 7]

В одних общинах самоубийство считалось сугубо «личным делом», в других на самоубийство было наложено табу, а его попытки жестоко каралась. Были общины, где существовали религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством. Но, так или иначе, самоубийство присутствовало в каждой культуре.

Раньше смерть человека, в зависимости от обстоятельств, делилась на хорошую и на плохую. Само слово "смерть" произошло от общеславянского съ-мьрть, которое в свою очередь образовано с помощью приставки съ- в значении “свой, хороший” от мьрть (сравните с санскритским mrti = “смерть”), что буквально означает - “своя, хорошая, естественная смерть”, в отличие, например, от «гибель». Самоубийство обычно связывалось с плохой смертью, в результате которой души самоубийц превращались в злых духов, которые бродили по земле и вмешивались в дела живых. [43]

Раньше, когда человеку действительно приходилось бороться за жизнь, у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. Старики, когда приходило время, уходили умирать по своей воле. С точки зрения современного человека, у которого холодильник ломится от еды, этот обычай может показаться очень жестоким, но раньше он был не более чем данью суровой реальности. Например, по-эскимоской традиции, старики просто уходили в тундру и там замерзали. Когда первые миссионеры увидели эту картину, они были поражены. Один из них, видимо посчитав, что это «не по-христиански», горячим пастырским словом убедил эскимосов изменить свои традиции, и быть более милосердными. Но когда через несколько лет он решил узнать, как идут дела в новом приходе, то никто не вышел ему навстречу - род просто вымер. У вестготов существовала «скала предков», с которой старики прыгали вниз, а в древней Греции старики устраивали по случаю своего ухода грандиозный праздник, а потом, надев венок, выпивали чашу с сильным ядом - цикутой.

Дольше всего этот обычай просуществовал в Японии, где в глухих деревнях в голодные годы старые родители просили своих детей унести их в горы. Недаром гора Обясутэяма в переводе буквально означает «гора, где оставляют бабушек».

В первой половине минувшего столетия ученые наблюдали за жизнью жителей малазийского архипелага, сохранившим племенной строй. К фактам суицида они относились без осуждения. Суицид даже был узаконен, как своеобразный способ наказания, например, за нарушения табу. В этом случае, меланезийцы прыгали с высоких пальм или принимали яд.

Первые закрепленные ограничения, связанные с суицидом, как с действием, наносящим вред племени или общине, стали появляться еще в доклассовом обществе. Во многих племенах Нигерии, Уганды, Кении самоубийство однозначно считается злом и заслуживает наказания. Дерево, на котором повесился несчастный и его дом придают очистительному огню, а родственникам покойного запрещается подходить к трупу. Они должны были принести искупительную жертву -- быка или овцу.

«Историческая тенденция такова: с возникновением и развитием классов и государства общество относилось к самоубийству все более строго. Это и понятно -- интересы государства требовали все большего и большего ограничения частной свободы; механизм насилия над личностью неминуемо должен был покуситься на главную область человеческой свободы». [39, стр. 8]

1.1.2 Отношение к суициду в Античности

В античном обществе отношение к суициду менялось от терпимого и, в отдельных случаях, даже поощрительного в ранних греческих государствах к законодательно закрепленному запрету в поздней римской империи.

В древней Греции, давшей миру демократию, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти, и Сократ, выпивший яд, не стал исключением. Самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и каралось посмертным позором (в Афинах и Фивах у самоубийцы отсекали руку и хоронили отдельно). Самоубийство граждан, которые достигли 60 лет, поощрялось государством [45].

В Афинах, а так же в некоторых других греческих городах власти хранили запас цикуты. В соответствии с законом: «пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания ареопагу и, получивши разрешение, покидает жизнь».

Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во вселенную, полную гармонии. Аристотель полагал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга.

Против самовольного ухода из жизни протестовал еще Сократ, считая начало и конец существования делом высших сил «Мы находимся как бы под стражей, и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать».[10] Сократ в диалогах «Федон» неоднократно говорит о предпочтительности смерти перед жизнью. Он считал, что самоубийство недопустимо, так как жизнь человека зависит от богов «не по своей воле пришел ты в этот мир и не в праве устраниться от собственного жребия». Однако он полагает, что самоубийство может быть целесообразным, если необходимость его указана богами. Платон полагал, что разум дается человеку, чтобы иметь мужество пройти по жизни, полной горестей и страданий.

В «Дигестах» Юстиниана, классическом своде римского права (VI век), осуждается только беспричинное самоубийство - «тот, кто не жалеет себя, не пожалеет и других». «Не следует также предавать погребению тех, кто повесился или иным образом наложил на себя руки не вследствие невыносимости жизни, а по своей злой воле», -- гласит закон. Для солдат по тяжести преступления попытка самоубийства приравнивается к дезертирству. [47]

При императоре Тарквинии Триске трупы самоубийц распинали или отдавали на съедение диким зверям, при Андриане суицид был приравнен к преступлению - за него полагалось конфискация имущества, запрет на траур и предание тела земле. В Древнем Карфагене женские самоубийства пресекались угрозой выставить после смерти их обнаженные тела на всеобщее обозрение. Поскольку Римский император был почти что богом на земле, не редки были случаи, когда по его приказу кто-нибудь из граждан кончал с собой. Самый известный пример - смерть Сенеки. По приказу Нерона Сенека принял смерть - он сделал это с гордо поднятой головой, перерезав вены в теплой ванне. Самоубийство раба в Древнем Риме влекло за собой показательные акции устрашения. Чтобы при продаже живого товара покупателю не подсовывали рабов со скрытым браком (склонностью к депрессии), существовал специальный закон: если купленный раб кончал с собой в течение 6 месяцев после заключения сделки, продавец был обязан вернуть покупателю полученные деньги.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10