Взаимосвязь эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учителей-предметников
2.2 Методы и методики исследования
1. Методика определения стиля руководство трудовым коллективом
Методика разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля общения (руководства) коллективом [1; c. 280].
Более подробное описание методики в Приложении 1.
2. Методика диагностики эмоционального выгорания М. Бойко
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";
- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам [20; c. 32].
Более подробное описание методики в Приложении 2.
2.3 Анализ и интерпретация результатов
На первом этапе исследовалось стиль педагогической деятельности преподавателей и эмоциональное выгорание по методикам М.Бойко и методике определения стиля руководства трудовым коллективом.
По методике М.Бойко, были получены следующие результаты
Таблица 2.1
№ п/п
|
Испытуемые
|
напряжение
|
резистенция
|
истощение
|
|
1
|
Мария
|
85
|
93
|
106
|
|
2
|
Ольга
|
5
|
26
|
30
|
|
3
|
Дмитрий
|
11
|
36
|
44
|
|
4
|
Инна
|
13
|
58
|
30
|
|
5
|
Наталья
|
8
|
43
|
42
|
|
6
|
Мария Л.
|
46
|
72
|
64
|
|
7
|
Елена С.
|
29
|
53
|
34
|
|
8
|
Кирилл
|
40
|
78
|
45
|
|
9
|
Елена М.
|
57
|
55
|
46
|
|
10
|
Ольга С.
|
45
|
50
|
28
|
|
11
|
Ольга Ш.
|
41
|
49
|
61
|
|
12
|
Денис
|
12
|
50
|
36
|
|
13
|
Павел
|
28
|
54
|
39
|
|
14
|
Анна
|
46
|
89
|
77
|
|
15
|
Софья
|
73
|
73
|
43
|
|
16
|
Анна К.
|
13
|
52
|
13
|
|
17
|
Виктория
|
44
|
48
|
56
|
|
18
|
Елена Б.
|
41
|
69
|
44
|
|
19
|
Анастасия Р.
|
69
|
58
|
33
|
|
20
|
Ольга К.
|
33
|
43
|
58
|
|
21
|
Виктория П.
|
37
|
52
|
24
|
|
22
|
Анастасия К.
|
25
|
60
|
18
|
|
23
|
Людмила
|
31
|
57
|
31
|
|
24
|
Юлия
|
7
|
78
|
31
|
|
25
|
Федор
|
12
|
19
|
29
|
|
26
|
Оксана
|
88
|
65
|
50
|
|
27
|
Александр
|
82
|
77
|
78
|
|
28
|
Валерия
|
48
|
67
|
50
|
|
29
|
Мария Р.
|
22
|
14
|
9
|
|
30
|
Светлана
|
48
|
89
|
52
|
|
31
|
Екатерина
|
25
|
42
|
41
|
|
32
|
Людмила Л.
|
37
|
52
|
36
|
|
33
|
Игорь
|
46
|
40
|
34
|
|
34
|
Сергей
|
66
|
75
|
37
|
|
35
|
Николай
|
48
|
55
|
36
|
|
36
|
Майя П.
|
87
|
73
|
20
|
|
37
|
Валентина
|
75
|
55
|
40
|
|
38
|
Наталья Ш.
|
52
|
60
|
34
|
|
39
|
Валерий Е.
|
55
|
37
|
39
|
|
40
|
Андрей
|
53
|
41
|
35
|
|
|
В таблице цифры, выделенные жирным шрифтом, указывают на то, что у данных испытуемых сформировалась определенная фаза эмоционального выгорания. Таких педагогов получилось 18 человек, - они эмоционально выгорели. Так, испытуемые под номерами 1,15,19,26,27,34,36,37 (8 человек - 20% от общего числа испытуемых) испытывают напряжение; испытуемые под номерами 1,6,8,14,15,18,22,24,26,27,28,30,34,36,38 (15 человек - 37,5% от общего числа испытуемых) испытывают резистенцию; испытуемые под номерами 1,6,11,14,27 (5 человек - 12,5% от общего числа испытуемых) испытывают истощение. В таблице мы также можем наблюдать, что у испытуемых под номерами 1 и 27 (2 человека - 5% от общего числа испытуемых) по всем фазам эмоционального выгорания наблюдаются высокие показатели. У испытуемых под номерами 6,15,26,34,36 (5 человек - 12,5% от общего числа испытуемых) по двум фазам эмоционального выгорания наблюдаются высокие показатели. Что тоже говорит об эмоциональном перенапряжении.
На следующем этапе мы проведем диагностику стиля педагогической деятельности и определим, к какому стилю педагогической деятельности относятся преподаватели с высокими показателями эмоционального выгорания.
Таблица 2.2 - Сводная таблица результатов исследования стиля педагогической деятельности у учителей-предметников
№ п/п
|
Испытуемые
|
Авторитарный
стиль
|
Либеральный
стиль
|
Демократический
стиль
|
|
1
|
Мария
|
4
|
9
|
3
|
|
2
|
Ольга
|
3
|
4
|
9
|
|
3
|
Дмитрий
|
3
|
6
|
7
|
|
4
|
Инна
|
6
|
7
|
3
|
|
5
|
Наталья
|
4
|
2
|
10
|
|
6
|
Мария
|
7
|
6
|
3
|
|
7
|
Елена
|
3
|
3
|
10
|
|
8
|
Кирилл
|
9
|
3
|
4
|
|
9
|
Елена М.
|
4
|
3
|
9
|
|
10
|
Ольга С.
|
3
|
6
|
7
|
|
11
|
Ольга Ш.
|
2
|
10
|
4
|
|
12
|
Денис
|
3
|
4
|
9
|
|
13
|
Павел
|
3
|
3
|
10
|
|
14
|
Анна
|
10
|
3
|
3
|
|
15
|
Софья
|
8
|
5
|
3
|
|
16
|
Анна К.
|
5
|
3
|
8
|
|
17
|
Виктория
|
5
|
2
|
9
|
|
18
|
Елена Б.
|
3
|
10
|
3
|
|
19
|
Анастасия Р.
|
9
|
5
|
2
|
|
20
|
Ольга К.
|
4
|
2
|
10
|
|
21
|
Виктория П.
|
3
|
6
|
7
|
|
22
|
Анастасия К.
|
10
|
4
|
2
|
|
23
|
Людмила
|
7
|
3
|
6
|
|
24
|
Юлия
|
8
|
3
|
5
|
|
25
|
Федор
|
3
|
5
|
8
|
|
26
|
Оксана
|
6
|
5
|
5
|
|
27
|
Александр
|
3
|
9
|
4
|
|
28
|
Валерия
|
8
|
4
|
4
|
|
29
|
Мария Р.
|
5
|
5
|
6
|
|
30
|
Светлана
|
7
|
3
|
6
|
|
31
|
Екатерина
|
6
|
5
|
5
|
|
32
|
Людмила Л.
|
4
|
4
|
8
|
|
33
|
Игорь
|
3
|
6
|
7
|
|
34
|
Сергей
|
8
|
5
|
3
|
|
35
|
Николай
|
5
|
5
|
6
|
|
36
|
Майя
|
8
|
5
|
3
|
|
37
|
Валентина
|
7
|
4
|
5
|
|
38
|
Наталья Ш.
|
9
|
3
|
4
|
|
39
|
Валерий Е.
|
5
|
3
|
8
|
|
40
|
Андрей
|
3
|
4
|
9
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|