Взаимосвязь эффективной адаптации с уровнем конфликтности в студенческой группе
В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.
Выводы
Проблема адаптации исследуется много и довольно широко. Большое внимание в психологии, социологии, педагогике, медицине и других отраслях научного знания уделяется и рассмотрению проблемы адаптации студентов, вопросу эффективности подготовки будущих специалистов. В современных социально-экономических условиях вузовское образование осуществляется на фоне высокой неопределенности жизненной перспективы молодых людей. Вуз лишь временно защищает от трудностей поиска своего места в жизни, лишь на короткий срок отодвигает необходимость вступления в конкурентные отношения с профессионалами и другими молодыми специалистами. Тем не менее, время студенчества - это особый период в жизни человека, и, прежде всего, это период неожиданного столкновения с совершенно неизвестными проблемами, решать которые должен сам студент.
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий, и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации.
В связи со значительным расширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных с особенностями конкретной вузовской системы, механизмов формирования и проявления адаптивного поведения студентов в наиболее сложные и критические периоды обучения. И главное, на что направлено изучение процесса адаптации студентов,- это разработка мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов. Изучение адаптации студентов важно и для ранней диагностики дезадаптированных студентов с выходом на коррекцию их способов адаптации к вузу. Адаптация к обучению в вузе - одна из форм приспособительного поведения человека, имеет те же аспекты, что и любой другой адаптивный процесс.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Эта методика предназначена для выявления социально-психологической адаптации, приятию других людей, эмоционального комфорта и дискомфорта группы, а так же для выявления доминированности или ведомости.
Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни - переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:
«0» - это ко мне совершенно не относится;
«1» - мне это не свойственно в большинстве случаев;
«2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» - не решаюсь отнести это к себе;
«4» - это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» - это на меня похоже;
«6» - это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Показатели и ключи интерпретации.
Интегральные показатели
№
|
Показатели
|
Номера высказываний
|
Нормы
|
|
1
|
а
|
Адаптивность
|
4,5,9,12,15,19,22,23,26,27, 29,33,35,37,41,44,47,51,53, 55,61,63,67,72,74,75,78,80, 88,91,94,96,97,98
|
(68-170)
68-136
|
|
|
b
|
Дезадаптивность
|
2,6,7,13,16,18,25,28,32,36, 38,40,42,43,49,50,54,56,59, 60,62,64,69,71,73,76,77,83, 84, 86, 90, 95, 99, 100
|
(68-170)
68-136
|
|
2
|
а
|
Лживость -
|
34,45,48,81,89
|
(18-45)
18-36
|
|
|
b
|
+
|
8,82,92,101
|
|
|
3
|
а
|
Приятие себя
|
33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94,96
|
(22-52)
22-42
|
|
|
b
|
Неприятие себя
|
7,59,62,65,90,95,99
|
(14-35)
14-28
|
|
4
|
а
|
Приятие других
|
9,14,22,26,53,97
|
(12-30)
12-24
|
|
|
b
|
Неприятие других
|
2,10,21,28,40,60,76
|
(14-35)
14-28
|
|
5
|
а
|
Эмоциональный комфорт
|
23,29,30,41,44,47,78
|
(14-35)
14-28
|
|
|
b
|
Эмоциональный дискомфорт
|
6,42,43,49,50,83,85
|
(14-35)
14-28
|
|
6
|
а
|
Внутренний контроль
|
4,5,11,12,19,27,37,51,63,68, 79i91l98J3
|
(26-65)
26-52
|
|
|
b
|
Внешний контроль
|
25,36,52,57,70,71,73,77
|
(18-45)
18-36
|
|
7
|
а
|
Доминирование
|
58,61,66
|
(6-15)
6-12
|
|
|
b
|
Ведомость
|
16, 32, 38, 69, 84, 87
|
(12-30)
12-24
|
|
8
|
|
Эскапизм (уход от проблем)
|
17,18,54,64,86
|
(10-25)
10-20
|
|
|
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых - без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие.
Результаты обработки методики:
Показатели
|
Среднее значение
|
Показатель
нормы
|
|
|
1 курс
|
2 курс
|
|
|
Адаптивность
|
127
|
136
|
68 - 170
|
|
Дезадаптивность
|
84
|
70
|
68 - 136
|
|
Лживость -
|
16
|
14
|
18 - 36
|
|
Лживость +
|
16
|
16
|
18 - 36
|
|
Приятие себя
|
47
|
46
|
22 - 42
|
|
Неприятие себя
|
15
|
11
|
14 - 28
|
|
Приятие других
|
26
|
24
|
12 - 24
|
|
Неприятие других
|
16
|
13
|
14 - 28
|
|
Эмоциональный комфорт
|
25
|
27
|
14 - 28
|
|
Эмоциональный дискомфорт
|
18
|
10
|
14 - 28
|
|
Внутренний контроль
|
52
|
47
|
26 - 52
|
|
Внешний контроль
|
23
|
15
|
18 - 36
|
|
Доминирование
|
9,8
|
11
|
6 - 12
|
|
Ведомость
|
20
|
17
|
12 - 24
|
|
Эскапизм (уход от проблем)
|
16
|
15
|
10 - 20
|
|
|
Анализ полученных нами данных по проведенной методике (методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда)показывает что в процессе адаптации на 2 курсе намного выше показателей адаптации на 1 курсе. Особо ярких конфликтных ситуаций не наблюдается ни на одном из курсов. Показатели по приятию других людей высокие, это говорит о низком уровне конфликтности в группах. Эмоциональная комфортность у студентов так же высокая, что показывает о качественном процессе адаптации в вузе. Стремление к доминированию на обоих курсах по результатам проведенной методике не высокие. В общем можно сказать что все показатели входят в норму, и какие - либо отклонения отсутствуют.
2.2 Тест «Оценка уровня конфликтности личности»
Этот тест выявляет уровень развития конфликтности личности,
Уровни развития конфликтности
14
|
17
|
Очень низкий уровень
|
|
18
|
20
|
Низкий
|
|
21
|
23
|
Ниже среднего
|
|
24
|
26
|
Чуть ниже средний
|
|
27
|
29
|
Средний
|
|
30
|
32
|
Выше среднего
|
|
33
|
35
|
Выше среднего
|
|
36
|
38
|
Высокий
|
|
39
|
42
|
Очень высокий
|
|
|
Показатели:
Тест «Оценка способов реагирования в конфликте».
Эта методика выявляет способы реагирования человека в конфликтной ситуации. Все эти способы (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание. присполение) описаны в теоретической части курсовой работы.
Ключ для опросника.
Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б,16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Избежание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.
Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Показатели:
Выводы
Студенческий период является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека (Б.Г. Ананьев). Исключительное значение для выявления причин, приводящих к снижению социально-психологической адаптации, имеет изучение личностных особенностей студентов и специфики организационной культуры вуза и учебного процесса. Их объективизация приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития социально-психологической дезадаптации может помочь в становлении личности специалиста, сохранив студента как здоровую личность и эффективного профессионала.
Оценка динамики и состояния социально-психологической адаптации студента имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности, для планирования его профессиональной карьеры. Исследование социально-психологической адаптации способствует более углубленному пониманию возрастной динамики и уточнению критериев,свидетельствующих о наступлении возрастных и профессиональных кризисов.
По проведенными нами методиками можно сделать вывод, что процесс адаптации 1-го и 2-го курсов «ПиП» проходит довольно успешно, это доказывает и тот факт, что оценка эмоциональной комфортности оказалась довольно высокой у студентов обоих курсов.
Из анализа средне групповых значений успеваемости по предметам можно сделать вывод о том, что успеваемость приблизительно одинакова по разным предметам (и общеобразовательным, и специальным) для каждой группы, и т.о. наиболее вероятно, что оценки отражают не уровень адаптированности, а какие-то неучтенные в данном исследовании факторы.
Это может быть фактор сложности предмета, фактор требований преподавателя, стереотип в отношении оценивания успеваемости в данном вузе или эмоциональное состояние студентов.
Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что адаптация к вузу - это сложный и многофакторный процесс. Уровень конфликтности в процессе адаптации выше, чем в уже сложившемся коллективе. Показатели по третьей методике: тест «оценка способов реагирования в конфликте» показал что основая масса студентов в конфликтной ситуации склонны идти на компромисс, а так же на сотрудничество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и появляются в форме конфронтации идей, борьбы за извлечение различных выгод, монопольное господство в определенных сферах деятельности.
Процесс адаптации это тоже своего рода деятельность людей, отдельных личностей, приспособление индивидов к новым условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятие различных норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия.
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Мы сравнивали две малые группы 1 и 2 курсы «ПиП» по трем методикам. Полученные нами данные показали, что уровень адаптации на 2-ом курсе выше чем на 1-ом, а уровень конфликтности ниже. Так же по всем показателям (уровень эмоциональной комфортности,приятие других людей, стремление к доминированию, самоприятию) на 2-ом курсе выше чем на 1-ом, чем так же доказывает более высокий уровень адаптивноти.
Тем самым в нашей курсовой работе мы полностью доказали выдвинутую нами гипотезу, то есть то, что в процессе адаптации уровень конфликтности выше, чем в уже сложившемся коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г. М. Социальная психология.-- М.: МГУ 1996.
2. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе - М.,Владос. 2004
3. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология. -- М.: Юнити. 1999.
4. Бабахан, Ю. С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации// Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. -Ереван,1973 - с. 21-25.
5. Гришанов, Л. К., Цуркан, В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев,1990 - с.29-41.
6. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь - М., Проспект. 2006
7. Колызаева, Н. Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов на начальном периоде обучения.// Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук - Л., 1989 - 15с.
8. Карелина, А. А. Психологические тесты в 2 т. Владос. - М., 2005
9. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию. -- М.: Владос. 1999
10. Медведев, В. И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины. - Л., 1983.
11. Майерс, Д. Социальная психология. -- СПб.: Питер. 1996.
12. Методы исследования в физиологии и психологии труда. - Рига,1988.
13. Мещеряков, Е. В. Психологический словарь - СПб., 2001
14. Носкова, О. Г. Психология труда под ред.Е. А. Климова - М., 2004.
15. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология - М. 2007.
16. Рамендик, Д. М. Управленческая психология - М., Форум. 2006.
17. Ронгинская, Т. И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов.// Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1987 - 16с.
18. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1985 - 17с.
19. Тарабрина, Н. В., Лазебная Е.О. Успешность профессиональной деятельности и профессиональная пригодность оператора. // Психологический журнал. - 1994, № 3.
20. Терещенко, А. Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986 - с.89-103.
21. Терёшкина, И. Б. Межличностные отношения как фактор учебной мотивации студентов. //Гуманитаризация и гуманизация обучения в вузе. -Л., 1991.
22. Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте. - М., 1980 - 208 с.
23. Хасан, Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры - М. 2004
Страницы: 1, 2, 3
|
|