бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности у подростков бесплатно рефераты

Взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности у подростков

3

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Пермский Государственный университет»

Кафедра общей и клинической психологии

Взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности у подростков

Курсовая работа

студента 1-ого курса

Мелентьева М.Б.

Научный руководитель:

к.пс.н., доцент кафедры

общей и клинической психологии

Шевкова Елена Викторовна

Пермь, 2008

Содержание

Введение

Глава 1. Феномен суицидальной активности: теоретический подход

1.1 Определение суицида

1.2 Типология суицида

1.3 Суицидальная активность

1.4 Формы суицидальной активности

Глава 2. Суицидальная активность в связи с детско-родительскими отношениями

2.1 Определение детско-родительских отношений

2.2. Дисгармоничность семьи как фактор, провоцирующий суицидальную активность

2.3 Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностью

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Суицид есть форма девиантного поведения, «которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартом (юридических, моральных и социальных)» (В.В.Деларю, 2004г). Многие века на эту тему размышляло большое количество людей, но так и осталась непонятым до конца.

По данным характеристики суицидальных попыток подростков Масагутова Р.М., поводом к суицидальным действиям в большей части является конфликт с родителями. У мальчиков 52% от общего количества мальчиков, и среди девочек 41% от общего количества девочек. Так или иначе, отношения с родителями играет одну из важных ролей в становлении личности ребенка.

Следовательно, написанием этой работы делается попытка объяснить феномен самоубийства в социально-психологических рамках, в частности впервые, со стороны детско-родительских отношений.

Цель работы заключается в выявлении взаимосвязи детско-родительских отношений и суицидальной активности в подростковом возрасте.

Задачи:

1. Проанализировать феномен суицидальной активности в психологической литературе.

2. Изучить особенности подросткового возраста в частности эмоциональной сферы подростка, связанные с суицидальной активностью.

3. Выяснить структуру феномена суицидальной активности.

4. Проанализировать роль семейных отношений в подростковом возрасте.

5. Изучить факторы дисгармоничности семей в детско-родительских отношениях подросткового возраста.

6. Проанализировать, какие факторы детско-родительских отношений связаны с суицидальной активностью в подростковом возрасте.

Новизна: Данная тема была затронута в разных источниках (29, 15, 17, 14, 26, и т.д.) но как отдельная тема не рассматривалась. Впервые детско-родительские отношения рассматриваются как фактор суицидальной активности подростков.

Объект исследования: суицидальная активность и детско-родительские отношения.

Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности в подростковом возрасте.

Глава 1. Феномен суицидальной активности: теоретический подход

1.1 Определение суицида

Явление суицида известно с древнейших времен, однако самый подходящий термин появился только к 1651 году в Англии, происхождение которого отходит от латинского слова «suicidium» - «себя убивать». Другой из вариантов термина был получен своим сходством с однокоренным ему - «suist» - эгоистичный человек, «suicism» - эгоизм [5, с139]. Но, эти «определения» не являются точными и объясняющими всю суть этого феномена.

Дюркгейм ввел наиболее «аккуратное» определение самоубийства. Он считал, что это «каждый смертельный случай, который является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если пострадавший знал об ожидавших его результатах» [5, с139].

Рисунок 1. Структура суицидального поведения (по Зимановской Е.В.)

3

Суицидальное поведение - это «осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни» [9, с143]. Структура данного явления подразделяется на собственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). В свою очередь, суицидальные действия подразделяются на суицидальную попытку и завершенный суицид.

Суицидальная попытка - «это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью» [9, с143]. Суицидальная попытка может быть необратимой или обратимой, которая направлена на завершенный суицид либо на другие цели. Завершенный суицид является «действиями, завершенные летальным исходом» [9, с143].

Суицидальные проявления подразделяются на суицидальные мысли, представления, переживания, а также на суицидальные тенденции. Суицидальные тенденции в свою очередь подразделяются на суицидальные замыслы и намерения. Суицидальные мысли (пассивные) - это представления, фантазии на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия). Пример таких мыслей: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» [9, с143].

Суицидальная тенденция нарастает в форме разработки плана, то есть продумывание способов, время и место самоубийства. Но на уровне замысла, такая суицидальность остается лишь на уровне мыслей. А когда «подключается» волевой компонент, замыслы перерастают в намерения и решения, готовность к суициду переходит во внешнее поведение.

Пресуицид - это период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации [9, с143]. Пресуицид (по Ю.Р. Вагину, суицидальный период) может быть острым или хроническим. Они отличаются продолжительностью. Острый пресуицид исчисляется минутами, секундами. Хронический же является «зависанием» мыслей и тенденций на месяца и возможно годы.

Данная структура суицидального поведения является одной из основных концепций, которой придерживаются суицидологи. Однако на сегодняшний день существует большее количество определений аутодеструктивного поведения, такие как: «парасуицид», «хронический суицид», «протрагированный (продлённый) суицид», «органический суицид», «локальный суицид», «аутодеструктивное (саморазрушающее, деструктивное) поведение», «аутоагрессивное поведение» и др. Все это формы авитальной активности. И из-за расширения кругозора суицидологии один термин «суицид» перестал «вмещать весь спектр изучаемых явлений» [29, с128]. Появление большего количество споров в терминологии, привели Ю.Р. Вагина к трем основным причинам: Во-первых, «суицидальная модель поведения может использоваться в самых различных, не связанных непосредственно с «убийством себя» целях. Во-вторых, выяснилось, что многие фактически «самоубийственные» модели поведения не являются осознанными. В-третьих, изучены многочисленные модели поведения, сутью которых является причинение себе вреда, но не смерти» [29, с128]. Да и сам термин «суицидальное поведение» может объяснить «лишь внешнюю суицидальную активность» [29, с128]. В связи со сложившимися неточностями Юрий Робертович ввел свой термин: «суицидальная активность», о котором будет идти речь в параграфе 1.3..

1.2 Типология суицида

Прежде чем приступить к изучению суицидальной активности нужно внести ясность, какие еще были мнения и теории научных деятелей, которые оставили свой след в развитии суицидологии и заложили основу в данную науку.

Зигмунд Фрейд, работая над феноменом самоубийства, написал книгу «Печаль и меланхолия», которая полностью посвящена теме исследования. За основу его теории суицида он ввел два вида впечатлений: Эрос - инстинкт жизни, и Танатос - влечение к смерти, разрушению и агрессии. Смерть, по Фрейду, бывает желаема, т.к. она несет в себе более высокий смысл, чем просто часть телесной жизни. Однако, Эрос в отличие от Тантоса непостоянный. Инстинкт жизни со временем стареет, в свою очередь, Тантос остается неизменным, «до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь приводя его к смерти» [23]. Следовательно, суицид и убийства являются проявлениями влечения к смерти, т.к. они несут в себе агрессию. Только убийство - «это агрессия, устремленная на других, а суицид - это агрессия, направленная на себя». Фрейд подчеркивал очень важный факт: «убийство нельзя оправдать, и оно может быть предотвращено». Самоубийство, исходя из того же принципа, «является убийством наизнанку и не должно быть оправдано и может быть предотвращено» [23]. К. Меннингер, последователь Фрейда, «считает, что самоубийством можно считать как специфический вид смерти, подразумевающий три элемента: элемент умирания, элемент убийства и элемент жертвы убийства» [32, 28]. Альфред Адлер и его основной тезис «Быть человеком - означает ощущать свою неполноценность», является основой предполагать, что суицид есть результат скрытой атаки на других людей. «Стремление разрешить определенные жизненные проблемы побуждает людей к преодолению своей неполноценности» и у кого это не удается, возникает потребность уничтожить окружающих. И в силу невозможности воплотить уничтожения других в жизнь, человек проявляет скрытую атаку, то есть перенесение уничтожения на себя. «Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответственен за его сниженную самооценку». Адлер описывал, что суициденты «вредят другим своими мечтаниями о ранах или наносят их себе» [23]. Юнг, размышляя на тему самоубийства, «указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению». По Юнгу, этот факт может быть причиной уничтожения себя. «Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности. В образном языке символической мудрости веков («архетипах») есть знаменитое Распятие: после смерти человека ожидает награда в виде новой жизни вследствие воскрешения» [23]. Комер предположил, что есть возможность возникновения суицидальных намерений у таких людей, которые находятся в жестких условиях, «от которых они надеются избавиться или сбежать». [10, с237]

Расширяя кругозор суицидологи, Зимановская Е.В. предложила три основные группы концепций, раскрывающие суицидальное поведение: социологическая, психопатологическая и социально-психологическая [9, с148].

Социологический подход (Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. [6], Э.Дюркгейм [8]) утверждает, что существует определенная связь между «суицидальным поведением и социальными условиями». Основа данного подхода опирается на учение Э. Дюркгейма об «аномии» (нарушения в ценностно-нормативной системе обществ). То есть, по его словам «количество самоубийств в обществе определяется «коллективными представлениями» как особыми фактами социальной жизни, которые определяют индивидуальные видения мира (ценности, моральные нормы)» [соавтор 9, с148; 18].

Э.Дюркгейм считал, что всевозможные отклонения - это закономерно нормальное явление. Данное поведение показывает «здоровье» общества, т.к. это результат прогресса. Если мало отклонений в обществе или их вообще нет, значит такое общество нездорово [27]. По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. Но когда социальная среда начинает свое развитее, благоприятствует условия раздельного труда, увеличивается жизненное разнообразие, ослабевает в это время установленные силы социума. Общество распадается и раскалывается. Часть его изолируется. «Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают» [27]. Общество в этот момент находится в состоянии аномии.

Солидарность для общества играет большую роль. А для поддержания ее нужно чтобы само общество правильно понимало честность и порядочность. И в этом ему помогает наказания. «Наказание преступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядового гражданина к данной социальной структуре» [27]. Если для гражданина не будет угрозы наказания, то индивид может потерять связь со своим обществом. И не сможет принести определенную жертву ради спасения своей привязанности к обществу.

Развитее теории аномии продолжил Роберт Мертон. Если для Дюркгейма аномия означает неспособность общества регулировать естественные импульсы и желания индивидов, то, по Мертону, многие желания индивидов необязательно оказываются «естественными», а чаще бывают обусловлены цивилизаторской деятельностью самого общества. Аномия, по Мертону,-- это крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Аномия--это полнейшее расхождение между декларируемыми цивилизаторскими целями и социально структурированными путями их достижения. Аномия--это отсутствие психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в целом [27].

Помимо аномии к социологическим факторам относят: политическую ситуацию, экономические кризисы, религиозность общества и семейные влияния.

Политическая ситуация выражается например в войнах. Во время войн количество суицидов падает, но в мирное время самоубийству подвержено больше людей, в частности армейские служащие [соавтор 9 ,с148; 6]. Возможно, это можно объяснить тем, что у людей, не неся пользу обществу, осознается мнимая ненужность обществу. В результате чего человек страдает от депрессий, одиночества. В связи с этим и увеличивается уровень суицидальной активности. В таком смысле можно заметить, что кризис аутентичности наполнен теми же симптомами, мнимой пользы обществу.

Экономические кризисы так же влияют на уровень самоубийств. Говорит об этом пример, показывающий внезапное увеличения количества банкротств. В таких случаях следует повышение количества самоубийств [соавтор 9 ,с148; 6]. Возможно человек, идущий на такую работу, подсознательно уже был болен уходом от какой либо проблемы в неустойчивый бизнес, т.к. в данной личности нарушается механизм здравого взора на проблемы, как в бизнесе, так и ранее не решенные, которые спровоцировали на необдуманный шаг. Возможно, главную роль в таком механизме играет неумение справляться с проблемами в детском и юношеском возрасте, а именно кризис аутентичности.

Религиозное развитие общества выполняет функцию нравственного запрета. В религиозной этике самоубийство считается грехом [9 ,с148]. По наблюдению Вагина Ю.В., даже малорелигиозный человек верит в грех суицида. Религия дает человеку ту самую крышу над головой, которая оберегает его от невзгод. Но в, то же время, в основе религий лежит искупление человеком своего главного греха - жизнь, которую дает всемирный творец. Человек избегая кары божьей за неискупленный грех своего жития, уходит от самоубийства, заставляя его подчиниться законам религии.

Семейное влияние, по мнению автора, если в истории семьи присутствуют самоубийцы, то повышает риск суицида. Так же личностные особенности родителей (депрессивность), могут послужить фактором суицидальной динамики. [9 , с149]. Однако еще не доказано научно, что наследственные корни родства с самоубийцами прямо влияют на суицидентов. Есть взаимосвязь между семейной обстановкой и суицидальной активностью (о чем будет сказано ниже), но возможно, что самоубийцы в роду влияют на детей в период пубертатный. Во время максимализма, фанатизма. Но это не устойчивые гипотезы. Нет эмпирических данных подтвердить данное предположение.

Социально-психологический подход объясняет «суицидальное поведение социально-психологическими или индивидуальными факторами» [9, с150]. Потеря смысла жизни - вот факт, который мы можем увидеть в личности, которая подвержена суицидальной активностью. Как указал Франкл В., «что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения» [соавтор 9, с150;19].

«суицидальное поведение рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности, возникающей под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе в результате социальной незащищенности и нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и его средой (Амбрумова.А.Г.)» [35].

Амбрумова А.Г. и ряд других исследователей расценивают суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. [соавтор 9, с150;2, 3, 20,4]

«Под дезадаптацией понимают несоответствие социально-психологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования» [13, с87]. Простыми словами, дезадаптация - «это несоответствие организма и среды» [9, с150].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5