Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов реагирования в конфликтах у руководящих работников
Таблица 2.
Ранги терминальных ценностей по списку М. Рокича в иерархиях лиц "приспособления" и "компромисса"
Терминальные ценности
|
Ряд 1:
Ранг ценностей в иерархии "приспособления"
|
Ряд 2:
Ранг ценностей в иерархии "избегания"
|
d
|
d2
|
|
1
|
Активная деятельная жизнь
|
3
|
7
|
-4
|
16
|
|
2
|
Жизненная мудрость
|
9
|
11
|
-2
|
4
|
|
3
|
Здоровье
|
1
|
3
|
-2
|
4
|
|
4
|
Интересная работа
|
8
|
12
|
-4
|
16
|
|
5
|
Красота природы и искусство
|
16
|
17
|
-1
|
1
|
|
6
|
Любовь
|
7
|
14
|
-7
|
49
|
|
7
|
Материально обеспеченная жизнь
|
2
|
2
|
0
|
0
|
|
8
|
Наличие хороших и верных друзей
|
10
|
9
|
1
|
1
|
|
9
|
Общественное признание
|
17
|
5
|
12
|
144
|
|
10
|
Познание
|
13
|
4
|
9
|
81
|
|
11
|
Продуктивная жизнь
|
6
|
8
|
-2
|
4
|
|
12
|
Развитие
|
14
|
16
|
-2
|
4
|
|
13
|
Развлечения
|
18
|
18
|
0
|
0
|
|
14
|
Свобода
|
15
|
15
|
0
|
0
|
|
15
|
Счастливая семейная жизнь
|
5
|
1
|
4
|
16
|
|
16
|
Счастье других
|
11
|
10
|
1
|
1
|
|
17
|
Творчество
|
12
|
13
|
-1
|
1
|
|
18
|
Уверенность в себе
|
4
|
6
|
-2
|
4
|
|
Суммы
|
171
|
171
|
0
|
346
|
|
|
Сформулируем гипотезы.
Н0: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей "приспособления" и "избегания" не отличаются от нуля.
Н1: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей "приспособления" и "избегания" статистически значимо отличаются от нуля.
Поскольку ранжирование ценностей предполагается самой процедурой исследования, нам остается лишь подсчитать разности между рангами 18 ценностей в двух иерархиях. Обычно рекомендуется всегда меньшему значению приписывать меньший ранг, но в данном случае самая значимая ценность получает меньший ранг, но для подсчета коэффициента это несущественно, главное, чтобы ранжирование было в обоих рядах однонаправленным. Так, в 3-м и 4-м столбцах Таблицы 2 представлены разности d и квадраты этих разностей d2.
Определяем эмпирическое значение rs по формуле:
rs = 1-6*? (d2) /N* (N2-1)
где d - разности между рангами по каждой из переменных, в данном случае по каждой из терминальных ценностей.
N - количество переменных, образующих иерархию, в данном случае количество ценностей.
Теперь произведем подсчет:
rs = 1-2076/5814=0.643
По таблице Критических значений выборочного коэффициента корреляции рангов (по В.Ю. Урбаху, 1964), связь достоверна, если rs эмп ? rs 0,05 и тем более достоверна, если rs эмп ? rs 0,01
rs кр
|
P?
|
|
|
0.05
|
0.01
|
|
18
|
0,47
|
0,60
|
|
|
rs эмп > rs кр (р?0,01)
Ответ: Н0 отвергается. Принимается Н1. Корреляция между иерархиями терминальных ценностей между двумя выборками группами "приспособления" и "избегания" статистически значима (р<0,01) и является положительной.
По данным таблицы 2 мы можем определить, что основные расхождения приходятся на ценности "Любовь", "Общественное признание" и "Познание", ранги остальных ценностей достаточно близки.
Таблица 3.
Ранги инструментальных ценностей по списку М. Рокича в иерархиях лиц "приспособления" и "компромисса"
Терминальные ценности
|
Ряд 1:
Ранг ценностей в иерархии "приспособления"
|
Ряд 2:
Ранг ценностей в иерархии "избегание"
|
d
|
d2
|
|
1
|
Аккуратность
|
3
|
4
|
-1
|
1
|
|
2
|
Воспитанность
|
4
|
1
|
3
|
9
|
|
3
|
Высокие запросы
|
17
|
17
|
0
|
0
|
|
4
|
Жизнерадостность
|
5
|
6
|
-1
|
1
|
|
5
|
Исполнительность
|
9
|
5
|
4
|
16
|
|
6
|
Независимость
|
16
|
15
|
1
|
1
|
|
7
|
Непримиримость к недостаткам в себе и других
|
18
|
18
|
0
|
0
|
|
8
|
Образованность
|
2
|
2
|
0
|
0
|
|
9
|
Ответственность
|
1
|
14
|
-13
|
169
|
|
10
|
Рационализм
|
10
|
13
|
-3
|
9
|
|
11
|
Самоконтроль
|
6
|
3
|
3
|
9
|
|
12
|
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов
|
8
|
16
|
-8
|
64
|
|
13
|
Твердая воля
|
11
|
9
|
2
|
4
|
|
14
|
Терпимость
|
12
|
10
|
2
|
4
|
|
15
|
Широта взглядов
|
14
|
12
|
2
|
4
|
|
16
|
Честность
|
7
|
8
|
-1
|
1
|
|
17
|
Эффективность в делах
|
13
|
7
|
6
|
36
|
|
18
|
Чуткость
|
15
|
11
|
4
|
16
|
|
Суммы
|
171
|
171
|
0
|
344
|
|
|
Сформулируем гипотезы.
Н0: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей "приспособления" и "избегания" не отличаются от нуля.
Н1: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей "приспособления" и "избегания" статистически значимо отличаются от нуля.
Определяем эмпирическое значение rs по формуле:
rs = 1-6*? (d2) /N* (N2-1)
rs = 1-2064/5814=0.64
По таблице Критических значений выборочного коэффициента корреляции рангов (по В.Ю. Урбаху, 1964), связь достоверна, если rs эмп ? rs 0,05 и тем более достоверна, если rs эмп ? rs 0,01
rs кр
|
P?
|
|
|
0.05
|
0.01
|
|
18
|
0,47
|
0,60
|
|
|
rs эмп > rs кр (р?0,01)
Ответ: Н0 отвергается. Принимается Н1. Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей между двумя выборками группами "приспособления" и "избегания" статистически значима (р<0,01) и является положительной.
По данным таблицы 3 мы можем определить, что основные расхождения приходятся на ценности "Ответственность", "Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов" и "Эффективность в делах", ранги остальных ценностей достаточно близки.
Теперь мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что ценностные ориентации у руководителей с разными способами реагирования в конфликтах отличаются доказана.
Вывод
В результате проведенного исследования мы выявили связь ценностных со стилями поведения в конфликтных ситуациях у руководителей, в нашем случае у сержантов.
Бытует утверждение, что исследуемые правонарушения происходят из-за того, что в армию приходят юноши, не приспособленные к труду. С первых дней службы они, столкнувшись с армейской жизнью, под всеми предлогами стараются увильнуть от служебных обязанностей. Из-за этого якобы и происходят конфликты со старослужащими.
Мы не отрицаем того очевидного факта, что значительная часть молодых людей не подготовлена для службы в армии - ни физически, ни психологически. Тем не менее, это далеко не основная причина неуставных взаимоотношений, и конфликтных ситуаций в воинском коллективе.
Так, анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Ценностные ориентации военнослужащих в принципе схожи, однако можно сделать разграничения среди таких терминальных ценностей как "Любовь", "Общественное признание", "Познание" и инструментальных, как "Ответственность", "Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов" и "Эффективность в делах". Это означает, что те военнослужащие, которые поставили эти ценности на низшую ступень не все испытывали такое чувство как "Любовь", работают не потому, что они хотят чего-то добиться, а потому, что так надо, и не стремятся больше знать, чтобы чего-то добиться. Такие военнослужащие, работают только для того, что это необходимо, а не для того, что этого они хотят сделать сами и сделать хорошо, они просто "отбываю срок службы" так, чтобы их не "трогали", они не стараются проявлять разумной инициативы, и, к сожалению, не пытаются сделать свою работу хорошо.
2. Таким образом мы наблюдаем следующую картину, что "Любовь", "Ответственность", "Смелость в отстаивании своего мнения" ставят на высшее место, военнослужащие, выбирающие в конфликте тип поведения "Приспособление", а такие ценности, как "Общественное признание", "Познание" и "Эффективность в делах", военнослужащие, выбирающие в конфликте тип поведения "Избегание".
Заключение
В нашей работе проблема ценностных ориентаций рассматривается в самых различных аспектах. Ее решение относится к числу острых и актуальных задач психологии.
В психологической литературе значительная часть исследований посвящена установлению коррелятивных зависимостей между ценностными ориентациями и личностными, интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями познавательных процессов (в частности, восприятия временных интервалов), а также полом и национальностью людей, параметрами социальной среды. Однако вопрос взаимосвязи ценностных ориентаций со стилями поведения в конфликтных ситуациях раскрыт недостаточно.
Изучение, а также своевременная диагностика ценностных представлений поможет избежать ряда трудностей связанных с общением руководителей. В данном исследовании нам удалось проследить взаимосвязь ценностных ориентаций со стилем поведения в конфликтных ситуациях у руководителей воинским коллективом, а именно сержантским составом, возраст которых находится в рамках 18-24 года, это юноши, попавшие в сложную атмосферу, сотрудничества и компромисса, приспособления и избежания.
Поставленная цель в ходе исследования была достигнута.
Проведя исследование, мы отметили, что ценностные ориентации влияет на поведение руководителей в конфликтных ситуациях. Сержанты ставящие на высшее место "Любовь", выбирают в конфликте тип поведения "приспособление", а такие ценности, как "общественное признание" и "познание", выбирают военнослужащие в конфликте тип поведения "избегание".
Руководителю, находящемуся в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.
В нашем исследовании мы проследили, какие из пяти стилей поведения используют руководители с различными ценностными представлениями.
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой руководитель хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).
Проведенное исследование показало, что ценностные ориентации у руководителей воинского коллектива могут приводить к затруднениям в общении и самореализации и приводить к возникновению конфликтов.
Зная, что на данном этапе для руководителей главным является формирование ориентации на выполнение приказа и положительных взаимоотношений в коллективе, а остальные ценности и конфликтность мешает положению их в социуме и не дает возможности для самореализации. Таким образом, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения конфликтных ситуаций.
Изучение взаимосвязи позволяет проследить причину возникновения конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения у руководителей.
Список использованных источников
1. Албастова, Л.Н. Технология эффективного менеджмента/Л.Н. Албастова. - М.: Издательство ПРИОР, 1998, - 288 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|