бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте бесплатно рефераты

Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Астраханский государственный университет

Дипломная работа

Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

Выполнила:

студентка ОЗО ПП 6 курс

Кипрова Валентина Викторовна

Научный руководитель:

Доцент кафедры психологии развития

акмеологии

Золотова О.П.

Астрахань - 2009

Содержание

Введение

1. Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

1.1 Полоролевая идентичность, ее формирование

1.2 Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности

1.3 Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте

2. Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

2.1 Организация и методы эмпирического исследования

2.2 Анализ результатов

2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям дошкольников

Заключение

Список литературы

Приложение № 1

Приложение № 2

Введение

Актуальность исследования. В последние годы в зарубежной и отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования полоролевой идентичности. Проблема полоролевой идентификации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психологических половых различий и полоролевой дифференциации - одна из важнейших и актуальных проблем в психологии. Изучение широкого круга вопросов, связанных, с различными аспектами данной проблемы имеет, несомненно, не только теоретическое, но и огромное практическое значение: особенно в области воспитания подрастающего поколения.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентичности на разных этапах онтогенеза, осуществляется анализ современных подходов к проблеме влияния полоролевых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентичности в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У.Липпман, Ш.Берн и др.

Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный - ребенок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный - половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Возраст и половая принадлежность, важнейшие индивидуальные особенности человека.

Институт семьи является важнейшим, но не единственным источником формирования полоролевой идентичности. Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне.

В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. Полоролевая идентификация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания и психолого-педагогического сопровождения.

Воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях с учетом половой дифференциации недостаточно эффективно, так как в основном опирается на устаревшие гендерные стереотипы, не учитывает реалий современной жизни, игнорирует или упрощает их, не реализует направления развития вариативности полоролевого поведения, не формирует у детей навыков овладения мужскими и женскими ролями. Таким образом, все вышесказанное определило актуальность темы дипломной работы: «Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте».

Цель дипломной работы: выявить влияние взаимодействия со сверстниками на формирование полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.

Объект исследования: полоролевая идентичность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологические особенности развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в контексте взаимодействия со сверстниками в образовательном учреждении.

Гипотеза: существует значимая связь между характером взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками, его статусом в группе, с одной стороны, и развитием полоролевой идентичности, с другой.

Цель и гипотеза дипломной работы предполагают постановку и решение следующих задач:

1. Провести анализ научной литературы и определить сущность понятия «полоролевая идентичность» в психологии.

2. Выявить механизмы и источники формирования полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.

3. Эмпирическим путем определить психологические особенности развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.

4. Выявить влияние особенностей взаимодействия дошкольника со сверстниками на формирование полоролевой идентичности.

В качестве методов исследования были использованы:

1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.

2. Методы эмпирического исследования:

§ наблюдение

§ опросные методы:

§ изучение гендерных установок (опросник В.Е. Кагана),

§ методика «Функционально - ролевая согласованность»

§ социометрическая методика «День рождения»

3. Методы качественного и количественного анализа данных.

Достоверность результатов: исследования обеспечивалась методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных и теоретических положений, использованием комплекса методов и методик, адекватных поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, корректной организацией работы, статистической обработкой данных.

База исследования : МОУ ДОУ № 28 г. Астрахани, дошкольники в количестве 40 человек (20 девочек и 20 мальчиков) в возрасте 6-7 лет.

Теоретическая значимость дипломной работы: состоит в анализе проблемы полоролевой идентичности и выявлении механизмов и источников формирования полоролевой идентичности в дошкольном возрасте, Охарактеризованы особенности развития полоролевой идентичности мальчиков и девочек, проанализирован вопрос о наличии влияния особенностей взаимодействия дошкольника со сверстниками на формирование полоролевой идентичности.

Практическая значимость. дипломной работы заключается в предоставлении педагогам дошкольных образовательных учреждений и другим специалистам, занимающимся работой с детьми дошкольного возраста и их родителями, рекомендаций по психолого_- педагогическому сопровождению развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.

Структура дипломной работы: дипломная работа содержит введение, 2 главы, заключение, приложения, список литературы из 47 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

1. Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

1.1 Полоролевая идентичность, ее формирование

Пол генетически обусловлен, и некоторые полагает, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертами личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отличия между мужчинами и женщинами имеют внешние причины и определяются главным образом тем, что на протяжении всей жизни представители мужского и женского пола испытывают различное отношение к себе со стороны родителей, друзей и общества.

Наследственность и культура могут устанавливать какие-то внешние рамки полоролевой идентичности, но при формировании личности или психосексуальной идентичности они взаимодействуют, переплетенные между собой, как две нити одной веревки.

Полоролевая идентичность и устанавливается в раннем детстве, процесс полоролевой идентификации продолжается еще долгие годы. Полоролевая идентичность, возможно, образует самую важную часть нашей «Я» - концепции, но это вовсе не какая-то постоянная, раз и навсегда ускорившаяся особенность личности.

Прежде чем рассмотреть полоролевую идентичность, рассмотрим понятия «идентичности» и «идентификации». В психологическом словаре термин «идентичность» раскрывается следующим образом « идентичность - согласно Э. Эриксону - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью «собственным «Я» независимо от изменений последнего и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».[43]

В «Психологической энциклопедии» Р. Корсини и А.Ауэрбаха идентичность определяется как «…чувство тождественности или преемственности «Я», сохраняющееся, несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Личные воспоминания о прошлом и устремления свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем».

Идентификация - психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, групп, образцом или идеалом. Термин «идентификация» берет начало в психоанализе, в котором интерпретируется главным образом как бессознательный процесс, подражание поведению или определенным качествам того лица, с которым индивид себя отождествляет. Введено З. Фрейдом, понимается как один из существенных механизмов формирования личности - моральной - инстанции супер - Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок часто отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами. В работе А. Фрейд идентификация толкуется как один из механизмов защиты своего «Я». Этот механизм включает более частные механизмы интроекции и проекции.

Описанный впервые З.Фрейдом феномен идентификации интенсивно изучался в последующие десятилетия представителями самых разных областей психологической науки: детскими и медицинскими психологами, социальными психологами. Выполненные исследовательские и научные работы можно условно разделить на две не равные между собой группы. К первой из них, включающей громадное большинство исследований идентификации, относятся работы, касающиеся тех или иных аспектов проблемы социализации личности. Другая часть исследований идентификации связана с анализом процессов межличностного влияния, оказываемого друг на друга непосредственно общающимися индивидами, членами тех или иных человеческих групп.

В психологии понятие «идентичность» используется относительно недавно. С появлением и распространением психоанализа происходит в высшей степени любопытный поворот в осмыслении феномена «идентичность». Если прежде вопрос состоял, в том, как ее обнаружить, вывести на свет сознания, то теперь проблема смещается в другую плоскость: наше «истинное Я» т.е. идентичность, ускользает от осознания, не хочет быть обнаруженной. Если до Фрейда вели речь о том, как отделить подлинное содержание личности от неподлинного, то в психоанализе ситуация принципиально меняется: речь идет не о скрытой, а о скрывающейся идентичности. Причем скрывающейся не только от других, но и от себя. Наше «Я» строится из иллюзии относительно себя самого.

Психологические аспекты проблематики идентичности интенсивно разрабатываются в постфрейдовском психоанализе и, в частности, в революционных исследованиях Лакана. Речь здесь идет о складывании индивидуальности как возможного целого. То, что философы обозначают в качестве «самости» или «субъективности», отнюдь не представляет собой не какой естественной данности или само собой разумеющейся сущности. Эту мысль можно проследить в наблюдении за развитием младенца, человеческого детеныша в возрасте до 6 мес. вообще не является психическим целым. Он представляет собой «фрагментарное тело». Периодом между полугодом и полутора годами Лакан называет «зеркальной» стадией. Формирование «Я» или личности, или персональной идентичности, и в возрасте 18 мес. до 3 лет ребенок проходит «эдипальную стадию».

И наконец, широкое распространение «идентичности» и главное его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Эрика Эриксона. Более того, если встреча философского и социологического словоупотребления и произошло, то случилось это именно благодаря Эриксону, активно работающему в 60-е годы. Приблизительно с середины- конца 70-х годов термин «Идентичность» прочно входит в словарь социально-гуманистических наук. Под идентичностью Эриксон понимал - чувство самотождественности, собственной эстетичности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, стабильности владения личностью собственного « независимо от изменений последнего и ситуации: способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».[15, с 135 - 137]

Следует развести два таких понятия как половая идентичность и гендерная идентичность. До последнего времени в роботах отечественных исследователей: В.С.Агеева, И.С.Кона, Т.А.Репиной, Я.Л.Коломинского и др. использовались термины «психологический пол», «половая идентичность», «полоролевые стереотипы», «полоролевые отношения».

Термин «половая роль» соотносится интериоризацией норм, определяющих мужское и женское поведение в данной культуре. Начиная с раннего детства человек быстро идентифицирует свойственные и не свойственные каждому полу варианты поведения; подобная ассимиляция не является результатом намеренного обучения, она скорее продукт постепенного усвоения ряда норм, определяющих адекватное поведение.

Современная социально-психологическая наука различает понятия пол и гендер. Понятие «пол» использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей мужчины или женщины, то есть биологическими особенностями человека. Понятие «гендер» обозначает сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат - социальный конструкт гендера.

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации.

2) гендер конструируется и самими индивидами на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.) Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности.

Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями, которые подчас отличаются друг от друга.

Теория социального научения, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подрожать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка.

Гендерная индентификация подростков формируется в условиях, где нормы и стандарты жизни стремительно меняются. Изменяются в обществе и представления о женских и мужских образах. В большинстве этнокультур на протяжении столетий, маскулинность - феминность как полярные предписания социального полового поведения служили ведущим, жестким ориентиром усвоения половой роли.

Половые роли - вид социальных ролей, они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), появляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства его поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6