бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста бесплатно рефераты

Даже возникающие острые проблемы взаимоотношений при их правильном разрешении с помощью воспитателей и коллектива могут оказаться полезными для дальнейшей жизни.

Средства массовой коммуникации, информации искусства (печать, радио, кино, телевидение) воздействуют на детей и подростков сильнее, чем на взрослых.

Однако, при недостаточно упроченных в этом возрасте нормах поведения, вкусах и привычках, формирующихся нравственных позициях у детей и подростков нередко возникает некритическое копирование создаваемых художественными средствами образцов нежелательного поведения.

На детей и подростков могут оказать неблагоприятное действие фильмы и произведения, для полного понимания которых они еще не созрели. Концентрация внимания на отрицательном поведении, двусмысленность некоторых сюжетов, их незавершенность или натуралистическая обнаженность человеческих отношений приводят к неправильному пониманию поведения героев, социальной значимости тех или иных поступков и использованию их в качестве примеров для подражания. Задача воспитателей и родителей состоит не только в выборе произведений для детей, но прежде всего в заботе о том, чтобы они сумели правильно разобраться в них и дать нравственную оценку изображаемому. Совместное обсуждение со взрослыми книги или фильма полезнее запретов и замков на книжных шкафах.

Заслуживает внимания и музыка. Имеется в виду не тенденциозное её деление на «легкую - плохую», «серьезную - хорошую», а сомнительная польза небрежного музыкального оформления и легковесных сюжетов некоторых песенок, справедливо осуждаемое появление ансамблей, успех которых определяется лишь мощностью усилительной аппаратуры, чрезмерная ритмическая акцентуация поп-музыки и последнего её варианта - панкрока, сопровождаемого текстами, возбуждающими чувственность. Возможность неблагоприятного влияния подобных эффектов следует учитывать творческим работникам и организациям, особенно если показываются и трактуются взаимоотношения полов и поколений.

Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Врач не должен заменять учителя биологии, если тот стесняется говорить с учениками о сексуальных проблемах. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах - он создает модели вопросов и употребляет терминологию, не только не обостряющую чувства вины и стыда, но и содействующую раскрытию переживаний и поступков, когда это необходимо.

Главная же задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

Половое воспитание должно опираться не на умозрительные концепции, а на реальные для данного пола и возраста характеристики психосексуального развития ребенка, их особенности в зависимости от семейных, социальных и микросоциальных условий, включая характер проводимого участия в воспитании родителей и других окружающих ребенка лиц.

Формулируя общие принципы полового воспитания, следует подчеркнуть необходимость правдивости и индивидуальности подхода, обязательность участия взрослых в половом воспитании (родителей, педагогов, врачей), значение серьезности и естественности разъяснений и соответствия их уровню физического и психического развития детей. Родители должны давать им разъяснения в домашней обстановке и в обычно свойственной им манере общения с ребенком. За детьми надо оставить право не только на вопросы, но и на обсуждение волнующих их проблем. Позволив ребенку свободно высказаться, взрослый лучше поймет его представления и беспокойство и внесет этим доступную ясность и успокоение.

Содержание и стиль полового воспитания должны отвечать наиболее существенным его принципам, среди которых доверие, соответствие развитию ребенка активной подготовки и иммунизации, правдивость, ясность, непрерывность и повторение, пробуждение собственной ответственности, чистоту, единство передачи фактов и эстетических ценностей.

Доверие - обязательное условие любого воспитательного воздействия. Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Воспитатель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и переживавшим трудности. Наихудшим отношением воспитателя следует считать постоянные попытки проникнуть в интимную жизнь детей, открыто следя за ними, вскрывая письма, выискивая дневники и т.д. Такой «шпионаж» скорее спровоцирует, чем предупредит те формы поведения, которых хотят избежать. Доверие не есть, однако, разрешение любых вольностей еще не способному управлять собой ребенку. Волнующие детей проблемы следует принимать серьезно. Нельзя не только высмеивать их трудности, но и подтрунивать над ними - это заставляет ребенка впредь искать для обсуждения своих проблем другого, далеко не всегда желательного, собеседника.

Все воспитательные меры должны соответствовать уровню развития ребенка, для чего необходимо знать общий ход развития и индивидуальные особенности воспитуемых. С ребенком надо говорить о том, о чем он спрашивает, или о том, что он понимает. Следует учитывать интеллектуальный его уровень и имеющиеся у него знания о поле. В настоящее время родители и педагоги пытаются касаться соответствующих тем обычно спустя несколько лет после того, как дети сами ознакомились с ними. Лучше, конечно, несколько опередить вопросы ребенка, чем опоздать ответить на них.

Как и при приобщении к другим знаниям следует воспользоваться эффектом «первого впечатления». В связи с этим, не ожидая вопросов, первым просветить ребенка и создать тем самым правильную установку, иммунизировать его от отрицательных влияний.

Однако прямое следование этой рекомендации допустимо главным образом в отношении предстоящих менструаций и объяснения поллюций.

Чистота убеждений и установок - необходимое условие отношений между полами и обеспечить его можно, лишь снабжая ребенка с самого начала правдивой информацией. Только в этом случае дети не будут рассматривать отношение полов как непристойные, постыдные. Однако и получившие первые сведения от тайных совоспитателей при правильном и правдивом разъяснении могут понять, что эти темы не только непредосудительно обсуждать, но и можно объяснять иначе. Это понимание будет способствовать освобождению от прежних тягостных и пошлых представлений. Сокрытие, уклонение от правды или прямая ложь придают проблемам пола ложную и гипертрофированную притягательность. Рано или поздно обман раскрывается, и тогда воспитатель утрачивает доверие, по крайней мере, в области полового вопроса. Правдивость не должна быть заменена односторонним биологическим и натуралистическим просветительством. Делоне в том, чтобы она была представлена доступно и понятно. Объяснения на примерах размножения бабочек, птичек и т.п. обычно не достигают цели, так как в силу возрастных особенностей мышления ребенок не может осуществить перенос объясняемых явлений на человека.

Половое воспитание - это не отдельные случайные мероприятия типа бесед и лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно и систематически, с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Опыт показывает полезность повторения уже известного ребенку. В противном случае. Даже несмотря на ранее полученную правильную информацию, он на новом уровне своего развития воспринимает неверные, опошленные сведения из сомнительных источников.

Любая получаемая ребенком информация вызывает эмоциональные реакции. Поэтому очень важно как можно раньше научить детей естественно воспринимать, например, наблюдаемую ими беременность или факт рождения нового ребенка. Правильное восприятие этих явлений возможно лишь в семьях, где существует взаимное доверие между родителями и детьми.

Не следует выделять из программы школы определенные темы или организовывать специальные занятия по половому воспитанию, ибо это придает тематике нежелательную привлекательность. Растворение же вопросов пола в других темах уравнивает их с иным материалом, уменьшает аффектацию. Этой же цели служит и манера обсуждения сексуальности как естественного проявления человеческой природы.

Вместе с тем, ознакомление детей только с одними фактами, касающимися сексуальных проявлений, представляет собой то искажение полового воспитания, которое справедливо осудил А.С. Макаренко.

Такое ознакомление уместно и целесообразно лишь в системе приобщения их к нравственным нормам, которые в дальнейшем станут руководством в их жизни. Так как абстрактное знание норм морали еще не гарантирует нравственности поведения, следует добиваться их глубокого усвоения, интернализации, принятия в качестве собственных убеждений. Разъяснение моральных положений должно быть подкреплено организуемым и направляемым воспитателями опытом переживаний. Оценка родителями и воспитателями приемлемого неприемлемого обществом поведения создает основу для укрепления индивидуальной системы ценностей, ориентаций, установок. При этом нельзя сводить половое воспитание к морализированию, внушению, назиданиям и поучениям, тем более к убеждениям с позиции силы. Необходимо создавать условия, благоприятствующие формированию у детей внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление их личности. Задача состоит и в том, чтобы усваиваемые нравственные и моральные установки закреплялись в повседневной жизни и реальных отношениях детей.

1.5 Особенности протекания идентификации

Половая идентификация протекает по-разному у мальчиков и девочек.

Так, для девочек характерны более выраженные эмоциональная восприимчивость и реактивность, более гибкое приспособление к конкретным условиям, большая комфортность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, более старших, к авторитету семьи, стремление опекать младших. У девочек значительно более высок интерес к своей внешности. Специфика полового поведения выражается в сочетании кокетства с застенчивостью и стыдливостью. В повседневной деятельности девочки, как правило, более аккуратны, исполнительны и терпеливы, чем мальчики. В школе они лучше успевают по гуманитарным предметам.

Мальчики больше интересуются областью отвлеченного. Они менее комфортны, чем девочки; более раскованы в поведении, хуже подчиняются общественным требованиям. Поэтому в неблагоприятных средовых условиях у них легче возникает отрицательное отношение к школе.

Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательны. В значительной мере это связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы «извне», интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно, неопределенно и почти не изменяются с возрастом, а отрицательные - конкретны, разнообразны и постоянно дополняются новыми красками.

Часто подростки дают себе негативную характеристику, приводя длинный список недостатков и указывая лишь одно какое-то свое качество, которое им нравится. Попытки самоанализа, сравнения себя с другими позволяют подростку построить гораздо более сложное представление о себе.

Иногда эти переживания, обычно тщательно скрываемые даже от близких людей, прорываются наружу. Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя «изнутри» и понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию и т.д., к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается психологическое, социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Несмотря на то, что пол человека является биологическим фактом, принятие или отвержение своей мужественности или женственности зависит от психологических факторов - от чувств, сформировавшихся в детстве. С момента рождения ребенок, родители которого хотели ребенка другого пола, может пойти по неверному пути развития. Хотя большинство родителей любят ребенка вне зависимости от его пола, некоторые из них так и не могут примириться с разочарованием, и тогда ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план.

Дети, родители которых отвергают их пол, тоже, вероятно, будут отвергать свой пол. Они могут стремиться отвечать ожиданием родителей, часто теряя собственную реалистичную половую идентичность.

Родитель того же пола, что и ребенок, является для него важным образцом поведения. Мальчики стараются отождествлять себя с лицами мужского пола, подражая их поведению, принимая их положительные или отрицательные установки по отношению к различным полам и на основании этого делая заключения о том, каким должен быть мужчина. Аналогично и девочки, подражая своим женским моделям, перенимают их поведение и установки.

Дети, которые не имеют достоверной модели поведения своего пола, часто обижаются на людей, или не доверяют людям одного с ними пола.

Рассуждая об особенностях протекания идентификации, следует упомянуть о таком феномене, как привязанность. Привязанность можно определить как эмоциональный вид отношений, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимость от него. Можно сказать, что привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся у ребенка потребностей в безопасности и любви.

Привязанность к матери - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, то есть истинно человеческих качеств.

Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый контакт взрослого с ребенком. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.

«Привязанность к матери - первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка» [Захаров А.И., 1986]. Односторонняя привязанность к одному из родителей после трех лет указывает на проблемы в отношениях с другим родителем. Чем больше ребенок боится одного из родителей, тем больше он привязан к другому. Страх и неуверенность в себе перенимаются легче от того родителя, к которому привязан ребенок. Затруднения в общении со сверстниками того же пола будут больше у детей, продолжающих быть односторонне привязанными к родителю другого пола.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация и методика психодиагностического обследования

Обследование дошкольников проводилось в частном детском саду города Полевского. Обследование проводилось в период с 1.05 по 8.05.2007 г. Общее количество обследуемых - 8 человек, из которых 6 мальчиков и 2 девочки, средний возраст в группе - 5,5 лет. Возрастной разброс в выборке составил 3 года: самому старшему респонденту - 7 лет, самому младшему - 4 года.

2.2 Характеристика применяемых диагностических методик

Для выявления особенностей протекания идентификации использовались следующие методики: проективный тест «Рисунок человека» Сидни Леви и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями» [прил.1]. У техники анализа рисунков нет достаточной экспериментальной валидизации, она нередко дает двусмысленную информацию. Однако анализ рисунков - очень богатый и экономичный по времени источник информации о личности испытуемого. С. Леви полагает, что использование данной техники до применения других, более сложных техник оценки личности является оправданной клинической практикой. Что касается валидности и надежности утверждений, основанных на анализе рисунков, то здесь нет достаточной информации. Однако эксперименты, проведенные в данной области такими клиницистами, как К. Маховер, М. Крим, Г. Цукер, Д. Векслер, Э. Толлер, Б. Томлисон, в целом носят многообещающий характер, что оправдывает продолжающиеся исследования достоинств и ограничений метода анализа рисунков. Основная процедура состоит из того, что испытуемому даются карандаш и стандартный лист чистой бумаги21 на 30 см. Должна быть подходящая ровная поверхность и достаточное освещение. Инструкция: «нарисуйте, пожалуйста, человека». Отвечая на все вопросы типа «Каким должен быть рисунок?», исследователь должен ограничиться общими утверждениями, например, «Рисуйте как хотите и что хотите». Когда испытуемый нарисует фигуру какого-либо пола, экспериментатор говорит: «Нарисуйте, пожалуйста, фигуру противоположного пола». После окончания диагностики необходимо поблагодарить испытуемого за активное участие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5