бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста бесплатно рефераты

2.2 Характеристика применяемых диагностических методик

Для выявления особенностей протекания идентификации использовались следующие методики: проективный тест «Рисунок человека» Сидни Леви и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями» [прил.1]. У техники анализа рисунков нет достаточной экспериментальной валидизации, она нередко дает двусмысленную информацию. Однако анализ рисунков - очень богатый и экономичный по времени источник информации о личности испытуемого. С. Леви полагает, что использование данной техники до применения других, более сложных техник оценки личности является оправданной клинической практикой. Что касается валидности и надежности утверждений, основанных на анализе рисунков, то здесь нет достаточной информации. Однако эксперименты, проведенные в данной области такими клиницистами, как К. Маховер, М. Крим, Г. Цукер, Д. Векслер, Э. Толлер, Б. Томлисон, в целом носят многообещающий характер, что оправдывает продолжающиеся исследования достоинств и ограничений метода анализа рисунков. Основная процедура состоит из того, что испытуемому даются карандаш и стандартный лист чистой бумаги21 на 30 см. Должна быть подходящая ровная поверхность и достаточное освещение. Инструкция: «нарисуйте, пожалуйста, человека». Отвечая на все вопросы типа «Каким должен быть рисунок?», исследователь должен ограничиться общими утверждениями, например, «Рисуйте как хотите и что хотите». Когда испытуемый нарисует фигуру какого-либо пола, экспериментатор говорит: «Нарисуйте, пожалуйста, фигуру противоположного пола». После окончания диагностики необходимо поблагодарить испытуемого за активное участие.

Эффективное применение данной техники зависит от понимания личностной динамики и от степени знакомства с рисунками большого числа индивидов.

Опросник А.И. Захарова состоит из десяти вопросов. Посредством первых пяти диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии ребенка, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:

* Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;

* Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

* Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

* Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета.

Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

1. большим возрастным периодом идентификации девочек;

2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

3. большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

2.3 Описание диагностической процедуры

Диагностика проводилась в период с 1.05 по 8.05.2007 года с 14 до 16 часов каждый день. Участники были замотивированы гарантией конфиденциальности и сообщением результатов.

Отклонения, допущенные при сборе данных: цвета карандашей не были стандартизованы.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАЫ ДИАГНОСТИКИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников

Был проведен качественный анализ данных, результаты представлены по каждому испытуемому.

1.Чистяков М., мужской пол, 6 лет.

Первой нарисовал фигуру своего пола, она больше, чем фигура женского пола (в анкете указано, что главой семьи должен быть отец). Так как фигура отца старше, чем испытуемый, можно отметить идентификацию с образом родителя своего пола. Испытуемый описал фигуры как «мама» и «папа». Лица прорисованы достаточно тщательно: присутствуют все элементы, что говорит о готовности индивида к социальным контактам. На фигуре отца гораздо больше волос, чем на фигуре матери: испытуемый подчеркивает мужественность отца. Расположение рисунков в центре листа говорит о стабильности, спокойствии и адаптивности индивида. Чрезмерное выделение рта на лице матери говорит о склонности к сквернословию. И у матери, и у отца сильный, но не акцентированный подбородок - в семье нет главенства. Глаза изображены без зрачков, а носы - ноздрями, что характерно для данного возраста. Уши есть только на рисунке матери, их видно из-за короткой прически. На рисунке отца - ярко выраженная вертикальная штриховка, на рисунке матери - менее определенная вертикальная; это говорит о гиперактивности и о чрезмерном стремлении к маскулинности. Направление штриха определенное, индивид уверен в себе.

ВЫВОД. Испытуемый принадлежит к группе «адекватных» (по Чекалиной А.А.) детей. Идентификация с родителем того же пола протекает успешно и сопровождается привязанностью к матери. Индивид стремится к маскулинности, адаптивен и уверен в себе.

2. Седых О., мужской пол, 6 лет.

Первой нарисовал фигуру противоположного пола, которая гораздо больше и представительнее, чем фигура мужчины, что связано, возможно, с доминированием матери в семье. Испытуемый считает, в семье оба родителя главные. Лица прорисованы очень тщательно, что указывает на готовность к социальным контактам. На фигуре матери присутствуют волосы, выраженные резкими вертикальными штрихами, в то время как на фигуре отца волос нет. Это говорит о чрезмерном подчеркивании маскулинности у женщин и отрицании ее у мужчин. Рисунок отца смещен вправо - возможна тенденция к негативизму. Рот матери изображен чувственным, губы полные, «бантиком» - это характеризует испытуемого как женоподобного. Подбородок слабый у обеих фигур. Выражение глаз со зрачками у обоих родителей властное, строгое и внимательное; возможно, в семье за ребенком установлен строгий контроль.

Носы на рисунках с ноздрями, что характерно для этого возраста. Уши есть только на рисунке матери, но они не акцентированы.

ВЫВОД. Испытуемый попадает в группу «индифферентных» детей. Наблюдается смешение половой идентичности, ребенок излишне концентрируется на матери как на авторитете в семье. Одновременно ребенок привязан к отцу, что может привести к затруднениям в общении и в межличностных отношениях со сверстниками противоположного пола.

3. Карпов И., мужской пол, 4 года.

Первой нарисована фигура противоположного пола. Размеры обеих фигур примерно одинаковы. Расположение рисунков на листе говорит об эгоцентризме испытуемого. Фигуры обозначены как мать и отец. Лицо матери прорисовано четко: рот изображен линией (возможно, индивид вербально агрессивен); подбородок слабый, четко обозначена челка (при отсутствии у отца носа и волос это говорит о подчеркивании индивидом маскулинности у матери).

На рисунке матери глаза украшены ресницами, что указывает на доминирование феминных черт у испытуемого. Акцентирование ушей на рисунках говорит о реактивности на критику. Рисунок фигуры мужского пола позволяет судить об отрицании маскулинных черт у отца: глаза и нос изображены в виде маленьких одинаковых кружочков (вероятна еще недостаточная способность к различению), волос нет. Рот нарисован отдельно от лица, возможно, в связи с фиксацией на пище либо склонностью к сквернословию.

ВЫВОД. Учитывая возраст испытуемого и характер рисунков («многоцветность» матери и «блеклость» отца), можно отметить некую смешанность идентичности. В силу возраста испытуемого мать еще играет решающую роль, с чем и связан характер рисунков. Хотя испытуемый принадлежит к группе «неадекватных» детей, идентификация еще только началась, и при правильном воспитании она направится по руслу обретения адекватной половой идентичности.

4. Птухин А., мужской пол, 6 лет.

Испытуемый нарисовал только фигуру противоположного пола, отказавшись рисовать фигуру своего пола. Возможно, это связано с доминированием отца в семье и его психологическим давлением на ребенка, поэтому ребенок отрицает сам факт существования отца. Это уже вызывает определенные смещения в идентификации. Рисунок матери расположен точно в центре листа, ребенок преклоняется перед матерью, сам же он эгоцентричен и адаптивен. Лицо четко прорисовано - индивид готов к социальным контактам. Волосы, изображенные резкими вертикальными штрихами, указывают на стремление к маскулинности. Однако полные, чувственные губы и глаза с ресницами и зрачками говорят о проявлении у индивида феминных черт в большей степени, чем маскулинных.

ВЫВОД. Испытуемый относится к группе «неадекватных» детей, наблюдается смешение половой идентичности, концентрация либидозной энергии на матери, привязанность к ней. Однако ребенок признает главенство мужчины в семье и стремится к приобретению маскулинных черт. При грамотном воспитании и работе психолога с ребенком моно восстановить адекватную половую идентичность.

5. Дузенко Д., мужской пол, 6 лет.

Первой нарисована фигура противоположного пола. Размеры фигур одинаковы (главным в семье ребенок считает папу). Фигуры описаны как мать и отец. Лицо матери прорисовано более тщательно, чем у отца, но в целом можно говорить о готовности к социальным контактам. На фигуре матери волосы нарисованы резкими вертикальными штрихами, что говорит о стремлении к маскулинности. Расположение рисунков в центре листа указывает на эгоцентричность и адаптивность индивида. Подбородок женской фигуры акцентирован больше, чем мужской, что, возможно, связано с более властной позицией матери в семье. Глаза матери - с ресницами и зрачками, рот тщательно прорисован, что говорит о женоподобности индивида. Уши женской фигуры украшены серьгами, у обеих фигур уши достаточно большие (возможно, индивид болезненно реагирует на критику). Четкая прорисовка носов у обеих фигур говорит о стремлении ребенка к маскулинности.

ВЫВОД. Испытуемый относится к группе «амбивалентных» детей. Идентификация еще не закончена, наблюдается некое смешение идентичности. Высокая компетентность и престижность отца в воспитании совмещена с концентрации либидозной энергии на матери. Ребенок проявляет привязанность к родителям обоего пола. Возможны затруднения в общении со сверстниками. При адекватном воспитании и небольшой работе с психологом идентификация пройдет успешно, и индивид обретет истинную, адекватную половую идентичность.

6. Целищев Р., мужской пол, 6 лет.

Первой нарисовал фигуру противоположного пола, она больше, чем фигура мужского пола (обозначенная как отец), но ребенок главным в семье считает отца (по данным анкетирования). Рисунок матери смещен вправо, что говорит о склонности к негативизму и сопротивлению. Лица прорисованы тщательно, присутствуют все черты, что указывает на готовность индивида к социальным контактам. Волосы на фигурах показаны резкими вертикальными штрихами, носы акцентированы - ребенок стремится к маскулинности. Уши видны из-за короткой прически только у матери. Рот четко прорисован - индивид зависим. Подбородок у обеих фигур слабый - в семье нет доминирующего родителя. Глаза матери - с ресницами, что говорит о женоподобности индивида.

ВЫВОД. У ребенка проявляется сильная привязанность к отцу (в игре «Семья» он хочет быть матерью, боится наказания матери). Ребенок одновременно зависим, женоподобен, и стремится к маскулинности. Наблюдается смешение идентичности. Необходима коррекционная работа с психологом и адекватное воспитание.

7. Тухонова Л., женский пол, 5 лет.

Первой нарисовала фигуру женского пола («мать»), она больше, чем мужская фигура, но главным в семье девочка считает отца (по данным анкетирования). Расположение рисунков в центре указывает на эгоцентричность и адаптивность ребенка. На лицах обеих фигур присутствуют основные черты - индивид готов к социальным контактам. Волосы как символ маскулинности изображены только у мужской фигуры. Подбородок слабый у обеих фигур, ушей нет. Рот матери изображен линией, возможна вербальная агрессия. Глаза с ресницами указывают на усвоение вторичных половых признаков ребенком, однако носы - «пуговицы» говорят о незрелости общих представлений о половых ролях.

ВЫВОД. У ребенка еще только началась половая идентификация и, насколько позволяет судить рисунок, идет в направлении обретения адекватной половой идентичности.

8. Григорьева С., женский пол, 4 года.

Первой нарисовала фигуру противоположного пола («отец»). Размеры фигур приблизительно одинаковы (девочка считает, что в семье нет главного). Расположение рисунков в правой части листа говорит о склонности к негативизму и строптивости. Лица прорисованы достаточно четко, присутствуют все черты, что свидетельствует о готовности индивида к социальным контактам. На рисунке матери волосы изображены резкими вертикальными штрихами и более ярко, чем на рисунке отца, что говорит о чрезмерном стремлении к маскулинности. Рот обеих фигур нарисован тонкой линией - девочка вербально агрессивна. Подбородок слабый у обеих фигур (в семье нет главного), уши - только у отца (девочка болезненно реагирует на критику со стороны отца). Глаза со зрачками - у обеих фигур. Носы фигур маленькие, неакцентированные, что указывает на незрелость представлений о половых ролях.

ВЫВОД. Идентификация еще только началась, но уже не совсем адекватно (в игре «Семья» девочка хочет стать папой). Это сопровождается привязанностью к отцу и доверительными эмоциональными отношениями с обоими родителями. В то же время у девочки уже появилось самосознание (на вопрос «Кто у тебя есть дома?» она ответила «Мама, папа, сестра и я»). При адекватном воспитании и работе с психологом возможно восстановление истинной половой идентичности.

Из всех детей только 25% первой нарисовали фигуру своего пола, что говорит о незрелости представлений о половых ролях и о затруднениях в протекании идентификации у остальных испытуемых. Один из респондентов (мальчик) отказался рисовать фигуру своего пола, что указывает на конфликт с родителем-отцом. По 25% детей нарисовали фигуру матери маленького и большого размеров, 50% - среднего; по 25% фигуру отца - среднего и большого размеров, 38% - маленького, один ребенок не нарисовал отца. Такое соотношение вполне объяснимо: в данном возрасте (4-7 лет) мать занимает в сознании ребенка лидирующую позицию по сравнению с отцом, однако либидозная энергия постепенно перестает концентрироваться на матери. Расположение рисунков в центре листа (75% фигур матери и 50% фигур отца, остальные смещены вправо) говорит о доминировании эгоцентризма и адаптивности детей. Рот есть у 100% фигур, за исключением фигуры отца одного ребенка, что указывает на отсутствие проблем в общении со сверстниками на данном этапе развития. По 38% фигур матерей имеет губы в виде линии и полумесяца, 25% - в виде бантика; 75% отцов имеют губы в форме полумесяца, 13% - в виде линии, один ребенок отца не нарисовал. Это объясняется тем, что матери в семьях часто играют главенствующую роль в воспитании, одним из аспектов которого является наказание, в том числе вербальное. Отцы воспринимаются детьми дружелюбными субъектами, поэтому они изображаются с губами в форме полумесяца - улыбки. Подбородок у большинства фигур слабый (по 75% у матерей и отцов); это говорит о том, что дети еще не интериоризировали социальный стереотип силы и главенства. По 25% детей нарисовали большие глаза у обеих фигур, 38% нарисовали зрачки у матери, 25% - у отца, 50% детей нарисовали ресницы у матери, 0% - ресницы у отца. Это говорит о том, что дети подчеркивают феминность матери, одновременно опровергая ее у отца. Уши у матери нарисовали 63% детей, у отца - 25%, что говорит о болезненной реакции на критику со стороны скорее матери, чем на критику со стороны отца. Носы нарисованы у 88% матерей и отцов, что указывает на стремление к маскулинности большинства детей. Волосы нарисованы у 88% матерей и 63% отцов. Возможно, это связано с доминирующей позицией матерей в семьях, поэтому дети рисуют матерей с более выраженными чертами маскулинности, чем у отцов. Штрихи на фигурах матерей у 75% детей - вертикальные, у 63% - неопределенные, на фигурах отцов у 25% детей вертикальные, у 75% - неопределенные. Это опять же указывает на стремление большинства детей к маскулинности. Так как нажим обычно связывают с уровнем энергии, то средний нажим у 100% фигур матерей и отцов говорит о достаточно ярко выраженной активности у всех испытуемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В огромном современном мире человек, присваивая многие общечеловеческие достижения, ощущает себя в новом человеческом качестве. Уже не только конкретное общество, но и весь мир в целом становится предметом его отношения. И в этом огромном мире особенно важно осмыслить себя, свое место в нем, в новых культурных и других связях, отношениях, определить свое Я. Начало же формирования Я индивида следует искать в его детстве, когда начинают усваиваться различные роли: семейные, половые, социальные. Нарушения половой идентичности также имеют своим источником детство индивида. В связи с этим вывод - половая идентификация есть процесс обретения половой идентичности, а ее особенности зависят от эмоциональных отношений между членами семьи. Для того, чтобы ребенок обрел адекватную половую идентичность, необходима программа полового воспитания, которому в наш время, к сожалению, нет достаточного внимания. Задача полового воспитания и просвещения состоит не в том, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, но в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной жизни.

Знание и понимание особенностей половой идентификации необходимо не только каждому педагогу-психологу, но и каждому родителю. Если мы хотим вырастить своих детей психически здоровыми индивидами с адекватной половой идентичностью, нужно разрабатывать и внедрять в практику определенную программу полового воспитания и просвещения детей. А так как фундаментальной основой для теоретической разработки программы необходимо знание и понимание особенностей половой идентификации, моя работа способствует не только накоплению практического материала по данной проблеме, но и в целом продвижению психологического знания по колее внедрения программы для развития здорового общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность// Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.

2. Белинская Е.П. временные аспекты «Я»- концепции и идентичности// Мир психологии. 1999. №3. С.140-147.

3. Джеймс М., Джонгвард Д. Имена и идентичность// Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями/ пер. с англ. М., 1993. С.177-209.

4. Захаров А.И. как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателя детского сада. М., 1986.

5. Идентичность: хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. М., 2003.

6. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.

7. Колесов Д.И. Антиномия природы человека и психология различия (к проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности)// Мир психологии. 2004. №3. С.9-19.

8. Кон И.С. введение в сексологию. М., 1978.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. М., 1997.

10. Леви С. Рисунок человека как проективный тест// словарь - справочник по психодиагностике/ Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. СПб. 1999.

11. Маховер К. Проективный рисунок человека/ пер. с англ. М., 2006.

12. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: учеб. пособие для студ. ВУЗов. М.,2003.

13. Павленко В.И. представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии// Вопросы психологии. 2000. №1. С. 135-142.

14. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф., Рыбалко. СПб. 2005.

15. Психологический словарь/ под ред. Е.А. Зинченко. М., 1999.

16. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие. СПб., 2001.

17. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2003.

18. Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки - мужчины и женщины// Мир психологии. 2002. №4. С.110-117.

19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2005.

20. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Учебник для студ. ВУЗов в 3 ч. Ч.1. М., 2003.

21. Эриксон Э. Детство и общество/ пер. с англ. СПб, 1996.

22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ пер. с англ. М., 1996.

23. Фрейд З. Психология бессознательного, пер. с нем. М., 1989.

Приложение 1

МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Опросник «Идентификация детей с родителями», автор А.И. Захаров

Инструкция: «Пожалуйста, подумай о своей семье и ответь на вопросы, которые ты сейчас услышишь». Для девочек и мальчиков методики отличаются порядком вопросов.

Анкета для мальчика

1. Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал: мамой, папой или собой?

2. Кто у тебя есть дома?

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа на работе, или другое?

5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик, ты будешь так же с ним играть как сейчас с папой или по-другому?

6. Если бы дома долго никого не было, как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату?

7. Если бы тебя обидел кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом папе или не рассказал?

8. Если бы тебя обидел кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом маме или не рассказал?

9. Ты боишься, что тебя накажет папа или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя накажет мама или не боишься?

Анкета для девочки

1. Если бы ты участвовала в игре «Семья», то кого бы ты стала изображать, кем бы ты в ней стала: мамой, папой или собой?

2. Кто у тебя есть дома?

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой мама на работе, или другое?

5. Когда ты станешь взрослой и у тебя будет девочка, ты будешь так же с ней играть как сейчас с мамой или по-другому?

6. Если бы дома долго никого не было, как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату?

7. Если бы тебя обидел кто-нибудь из ребят, ты бы рассказала об этом маме или не рассказала?

8. Если бы тебя обидел кто-нибудь из ребят, ты бы рассказала об этом папе или не рассказала?

9. Ты боишься, что тебя накажет мама или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя накажет папа или не боишься?

Особенности интерпретации

Посредством первых пяти вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:

* Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;

* Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

* Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

* Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

1. большим возрастным периодом идентификации девочек;

2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

3. большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

2. Проективный тест «рисунок человека», автор С. Леви

Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, человека». Обычно это приводит к множеству вопросов, например, «Какого именно человека?». Отвечая, исследователь должен ограничиться очень общими утверждениями, к примеру, «Рисуйте что хотите и как хотите».

Как правило, маленькие дети (от трех до семи лет) рисуют только голову, так как для них голова - осознаваемый центр функций питания, сенсорной стимуляции и речевой активности.

Хотя некоторые допущения интерпретации недостаточно подтверждены экспериментально, их валидность доказана клинически.

Анализ рисунков. Рисует ли испытуемый первой мужскую или женскую фигуру? Из пяти тысяч взрослых испытуемых 85% первой нарисовали фигуру своего пола. Есть объяснения того, что первой была нарисована фигура противоположного пола: сексуальная инверсия, спутанность половой идентичности, сильная привязанность или зависимость от родителя противоположного пола, сильная привязанность или зависимость от какого-либо индивида противоположного пола. Вероятно, существуют и другие объяснения.

Сравнение фигур. Конкретные способы, выбранные испытуемым при рисовании, обычно несут в себе информацию о его психосексуальных установках. В фигуру, нарисованную с большей тщательностью, вложено больше либидозной энергии.

Размер. Соотношение между размером рисунка и свободным пространством может соответствовать динамическим отношениям между испытуемым и его окружением или между испытуемым и родительскими фигурами. Средний рисунок - приблизительно 15 см в длину или 2/3 от свободного пространства.

Расположение. Есть пять возможностей размещения. Рисунок может быть помещен в верхней половине, в нижней половине, слева, справа или в центре листа.

Дети, чьи рисунки размещаются в верхней половине листа, обычно постоянно стремятся к достижению каких-либо целей, и уровень их достижений довольно высок. Те люди, чьи рисунки смещены влево, часто бывают стеснительными и интровертированными. Те, чьи рисунки расположены внизу страницы, кажутся более стабильными, спокойными, «твердо стоящими на ногах». Те, чьи рисунки расположены аккуратно в центре, обычно эгоистичны, адаптивны, сами направляют свой жизненный путь. Те, чьи рисунки смещены вправо, склонны к негативизму и сопротивлению.

Область головы. Лицо - наиболее выразительная часть лица, это важнейший центр коммуникации. Голова и лицо с наибольшей готовностью воспринимаются, субъективно легче всего изображаются, а в грубых изображениях нарисованы, как правило, тщательнее всего прочего. Испытуемые всех возрастов часто предлагают лицо (или голову) как законченный рисунок, в то время как туловище или любая другая часть тела сами по себе никогда не предлагаются как замещение полного изображения фигуры. Лицо расценивается как социальная часть рисунка.

Испытуемый, намеренно упускающий изображение черт лица, в то же время тщательно и нарочито агрессивно выделяющий контур и детализацию остальных частей фигуры, как правило, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в межличностных отношениях.

Также сильная затушевка черт лица характерна для робких, несмелых и склонных к уходу от проблем в общении индивидам.

Волосы на лице и голове обычно связаны со стремлением к мужественности, половой зрелости. Рот может быть нарисован прямой, волнистой линией, овалом, иногда с зубами. Если рот обозначен одной тонкой линией, то индивид может быть вербально агрессивен. Если рот овальной, полной формы, то у испытуемого могут быть орально-эротические тенденции, это признак зависимого индивида. Если губы на рисунке мужчины полные и чувственные, то испытуемый может быть женоподобным или гомосексуалистом если на рисунке мужчины очень большие глаза с ресницами, то можно практически не сомневаться в его гомосексуальности. Если глаза большие, но нет зрачков, то у индивида есть чувство вины, связанное с вуаристическими тенденциями. Если глаза большие, вытаращенные, то психологу следует исследовать возможность параноидальных тенденций. Нос может отображать социальный стереотип или интерпретируется как фаллический символ. Если нос крючком или широкий и выступающий, то испытуемый таким образом выражает отвержение или презрение. Подбородок является социальным стереотипом силы и главенства. Если подбородок сильно акцентирован, то испытуемый может тем самым выражать чувство неадекватности перед лицом властных, агрессивных, сильных индивидов. Ухо редко прорисовывается. Если оно увеличено, исследователю необходимо разузнать, нет ли органических повреждений органов слуха, либо слуховых галлюцинаций у параноидального индивида, либо снижения слуха. Если ухо выделяется своим размером, формой, нажимом, можно предположить, что рисующий придает ему особое значение. Его озабоченность может варьировать от легкой реактивности на критику до активных слуховых галлюцинаций.

Штриховка. Направление штриха может быть вертикальным или горизонтальным, определенным или неопределенным. Выраженное предпочтение горизонтальных штрихов часто связано со слабостью, женственностью, фантазированием. Выраженное предпочтение вертикальных штрихов часто связано с доминантностью, гиперактивностью, чрезмерным стремлением к маскулинности. Если направление штриха определенное, неколеблющееся, то можно говорить об уверенном, спокойном индивиде, который упорно и настойчиво идет к поставленной цели. Штрихи неопределенного направления или колеблющиеся часто связаны с недостатком вышеперечисленных качеств.

Так, тревожные индивиды, которым недостает собственного мнения и собственной точки зрения, будут рисовать фигуры, где штрихи не будут иметь определенного направления.

Анализ рисунка фигуры - это полезная техника для клинических и исследовательских целей. Хотя данная техника может быть использована в научных целях, она не была научно валидизирована.

Если эта техника используется с той же осторожностью, мастерством и умением, что и другие клинические инструменты, то она часто оказывается богатым и доступным источником понимания личности испытуемого.

Эффективное применение данной техники зависит от понимания личностной динамики и от степени знакомства с рисунками большого числа индивидов, о которых есть доступная ясная и полная информация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5