бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста бесплатно рефераты

Эта форма идентификации - предыстория Эдипова комплекса, когда малыш во всем хочет занять место отца, и, боясь с его стороны наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации приобретает при освоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с Эдиповым комплексом. Это происходит к 5-6 годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Иными словами, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение Эдипова комплекса, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.

Применительно к взрослому субъекту идентификацию связывают с невротическим симптомом, при котором у субъекта - из-за желания оказаться в положении объекта - возникают болезненные явления, характерные для последнего.

Социальная идентичность отражает восприятие, оценивание, классификацию индивидом самого себя в качестве агента, занимающего определенную позицию в социальном пространстве.

Личностная идентичность трактуется как набор черт (иных индивидуальных характеристик, отличающихся определенным постоянством), по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющей дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других.

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.

Достигается в младшем подростковом возрасте (10-11) лет, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение.

1.3 Теории изучения феномена идентификации и идентичности

Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек - теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны - более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности.

С точки зрения Л. Колберга, формирование гендерного стереотипа в дошкольные годы зависит от общего интеллектуального развития ребенка, и этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации. Дошкольник усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается согласовать поведение с представлениями о своей гендерной идентичности (Кон И. С.). Теория социального научения, рассматривая механизмы формирования гендерной идентичности, модифицировала основной принцип бихевиоризма - принцип обусловливания. Поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за феминное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем - выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я (Коломенский Я. Л., Мелтсас М. Х.). Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность - незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.

До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (Агеев В. С.; Кон И. С.; Репина Т. А.; Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.

Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер - понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное).

Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.

Чекалина А.А. понимает под понятием «идентификация» понятие «психологический пол» [Чекалина А.А., 2002]. Психологический пол является одной из важнейших характеристик человека, показателем его психического здоровья, условием единства личностных проявлений. Дополняющий биологические характеристики феномен «психологический пол» оказывает значительное влияние на формирование самоопределения мальчика или девочки, мужчины или женщины в личностном и социально-психологическом смысле, на структурирование их Я. Определяя тенденции межличностного общения, и в особенности межполовых взаимоотношений, психологический пол предопределяет жизненный путь человека.

В этом феномене как в одном из составляющих системы личности правомерно выделяют когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Психологический пол - определенная половая идентичность личности, которая достигается в процессе половой идентификации (отождествления себя с представителями своего пола). Необходимая составляющая половой идентичности - половое самосознание (осознание своего пола в отличие от противоположного). Одной из основных характеристик психологического пола является усвоение половой роли (способа поведения людей в зависимости от их позиции в половой дифференциации).

Психологический пол представляет собой реальное овладение ребенком мужской или женской ролью, достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации.

Весь процесс формирования пола можно условно разделить на два этапа. Во время первого периода - от возникновения хромосомного пола до гонадного - действуют генетически жестко закрепленные механизмы, приводящие к последовательной, необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими. Второй период охватывает события с момента рождения ребенка до формирования его половой идентичности. По мнению ученых (И.С.Кон, Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, А.И.Захаров и др.) это происходит к концу дошкольного детства. К этому возрасту ребенок накапливает достаточно знаний о половых различиях: о строении гениталий у представителей своего и противоположного пола, механизме деторождения и т.д. У ребенка накапливается сознание значимости своих индивидуальных качеств и социального положения, в том числе как у представителя определенного пола. Большинство детей окончательно осознают «необратимость» своей половой принадлежности. В этот возрастной период происходит интенсивная ориентировка в социальных нормах; усиливается половая дифференциация совместной деятельности детей и их установок, интересов, стиля поведения, выбора игр и соответствующих партнеров в них, в социометрической структуре группы детского сада, во взаимных оценках детей и т.д.

Результаты различных исследований подтверждают сформированность половой идентичности у большинства детей к младшему школьному возрасту, причем успешность этого процесса зависит от компетентности и престижности родителя того же пола и сопряжена с эмоциональными отношениями с родителями другого пола, а также связана с общим формированием Я-концепции ребенка. Обобщая известные данные по литературе и материалы проводимых нами исследований, можно прийти к выводу, что возраст 6-7 лет является значимым этапом в формировании психологического пола.

1.4 Половое воспитание как фактор обретения идентичности

Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и через это устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели полового воспитания. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем - роли не только мужчины и женщины, но мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно - моральными принципами гигиеническими требованиями.

Для осуществления этих задач необходимо формирование у самих воспитателей и родителей правильного отношения к вопросам пола. Основой этого должны быть психолого-педагогические, психологические и морально-этические принципы, также знание возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и молодежи, правил личной гигиены, организации рационального питания и режима учебы, труда и отдыха. Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом правильные сведение о проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений. Хорошо поставленная работа по их разъяснению призвана предотвратить возникновение у детей вредных привычек и преждевременное пробуждение полового влечения, помочь им приспособиться к наступающей зрелости, облегчить и оптимизировать связанные с ней переживания, не только подготовить к новому развитию детородных функций, но и вселить чувство ответственности во взаимоотношениях с людьми противоположного пола, предотвратить возникновение возможных конфликтов в будущей супружеской жизни.

Важную психологическую задачу составляет и предупреждение соматических и нервно-психических расстройств, которые могли бы явиться следствием изъянов полового воспитания. Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола), нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических и психосоматических нарушений.

Для достижения целей полового воспитания приходится учитывать сложный характер психосексуального развития. Г.С.Васильченко в своей схеме формирования пола у человека (1977) характеризует первые пять уровней полового развития (I-V) как физические детерминанты, обуславливающие саму половую принадлежность, а последующие уровни (VI-IX) как «определение формы поведения».

Уже на ранних этапах (с 4-го по 6-й месяц внутриутробной жизни) происходит устойчивая дифференцировка механизмов гипоталамуса по мужскому или женскому типу, определяющая последовательность и наследственность сексуального развития в будущем. Вместе с тем, в сексуальной идентификации личности, в определении реального наследования мужской или женской дифференцировки, и, тем более, в формировании морально-нравственной сексуальной позиции ведущую роль играет воспитание. Лишь объединенные в рамках системного подхода, а не взятые в отдельности, эти факторы приводят к пониманию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является интегральным результатом действия биологических и социально-психологических детерминант.

В индивидуальном развитии пола особо выделяется пубертатный период. До его начала не удается обнаружить различий в количестве андрогенов и эстрогенов. Начиная с 7-летнего возраста регистрируется нарастание секреции эстрогенов, позже преобладающее у девочек, а к 8-10 годам возрастает, особенно у мальчиков, продукция андрогенов. Эти изменения гормональной регуляции обусловлены влиянием гипоталамуса, гипофиза и других желез внутренней секреции. Достижение регулярной гонадной активности в развитии пола знаменуется у девочек началом менструаций, а у мальчиков - поллюциями. Начало и продолжительность пубертатного периода подвержены значительным колебаниям (у мальчиков - от 13-15 до 17-19, а у девочек - от 11-13 до 15-17 лет).

В рамках полового созревания ярко отражается акселерация. Фактически ребенок, соответствующий установившимся представлениям о возрастных нормах, может выглядеть отстающим по сравнению с акселерированными сверстниками и, что не менее важно, именно так воспринимать себя и восприниматься другими. В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением личностной и социальной зрелости. Социальный статус большинства современных подростков 15-16 лет, соответствующих по физиологическому и половому развитию 18-19-летним в 20-30-х годах прошлого века, остается в лучшем случае неизменным.

Определение пола первоначально производится акушером на основании внешнего вида гениталий новорожденного (так называемый акушерский пол). Предопределенный биологически, он вызывает соответствующие реакции у окружающих, которые проявляются, например, уже в выборе цвета белья для новорожденного, в отношении отца и матери к ребенку. Отнесение ребенка к тому или иному полу формирует у родителей и окружающих определенные экспектации, которые, наряду с созданием у ребенка образа собственного тела, приводят к первичной половой идентификации: ребенок называет себя мальчиком или девочкой, не отдавая себе еще отчета ни в стоящих за этим анатомо-физиологических особенностях, ни в будущей предуготованной связи с положительной ролью.

В дальнейшем сознательно или неосознанно, или в подражание родителю своего пола, идентификации себя с героями сказок, «девчоночьих» или «мальчишеских» играх ребенок воспринимает многие характеристики мужественности или женственности. Под влиянием разнообразнейших источников информации дети постепенно осваивают знания, необходимые для понимания биологического аспекта своего полового назначения.

Если на осознание анатомо-физиологических особенностей пола уходят годы, то освоение психологических черт мужественности-женственности, постижение и интернализация половой роли требуют значительно больше времени. От своевременности и полноты этого процесса зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок и, в конечном итоге, эффективность и адекватность общения с людьми, отношений в семье, в коллективе.

Формирование у ребенка интернализованных представлений о своей половой роли происходит прежде всего в семье и обычно протекает без затруднений, а затем более глубокое её осознание становится педагогической задачей, ибо чем менее эта роль осознается, тем более может возникать помех и искажений в психосексуальном развитии ребенка. Наряду с экспектациями, разъяснениями, поручениями, поддерживающими определенную половую роль, существенное значение имеет личный пример поведения во взаимоотношениях взрослых.

Дальнейшее психосексуальное развитие происходит под усиливающимся самоконтролем ребенка за своим поведением в соответствии с усваиваемыми образами и контролем детского окружения (детский сад, класс, отряд, компания), различающего мужественность или женственность своих сверстников.

Как указывает И.С.Кон (1978), задача полового воспитания и просвещения состоит не в том, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, но в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной жизни, и их предпринимаемые в этом отношении усилия могут быть эффективны в долгосрочной перспективе.

Разработка вопросов полового воспитания и сексологии в нашей стране должна вестись с принципиально иных позиций, чем за рубежом, и практически систему полового воспитания еще предстоит разработать.

Знание воспитателями физиологических и психологических особенностей пола способствовало бы увеличению эффективности обучения и воспитания. Представления о мужественности - женственности, которые неодинаковы в различные эпохи, в разных экономических и социальных условиях, в разных культурных и национальных слоях населения, на разных этапах культурной и научно-технической революции, зависят от семейных и других традиций, связаны со многими предрассудками. Границы между семейными, социальными и гражданскими ролями полов постоянно изменяются, что сказывается на представлении о так называемом «Я-образе» мужчин и женщин.

Биархатные перевороты (биархат - равноправие полов) при всей их прогрессивности несут с собой и немало трудностей, т.к. потребности в новых отношениях между полами опережают способность к установлению, поддержанию и развитию этих новых отношений, которые к тому же неустойчивы и постоянно корректируются жизненной практикой. В ходе решения связанных с этим проблем нередко возникают крайние, утрированные тенденции, проявляющиеся, как отмечается все чаще, в маскулинизации женского и феминизации мужского поведения.

Не механический перенос врожденных половых различий на социальный уровень, не абсолютизация или игнорирование их, а социализация и гуманизация этих оберегаемых, ценимых и уважаемых различий составляет задачу самовоспитания взрослых и воспитания детей, решение которой равно необходимо воспитателям и воспитуемым и отражается на судьбах последующих поколений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5