бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста бесплатно рефераты

Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста

59

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Психодиагностика»

На тему

Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста

Студент: Золотовскова А.А.

Группа: ПП-208

Преподаватель: Белова Д.Е.

Предварительная оценка (текстовый материал):

Итоговая оценка (совместно с защитой)

Екатеринбург 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ

КАК ПРОЦЕССА ОБРЕТЕНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

1.1 Сущность идентификации и идентичности

1.2 Виды идентификации и идентичности

1.3 Теории изучения феномена идентификации и идентичности

1.4 Половое воспитание как фактор обретения идентичности

1.5 Особенности протекания идентификации

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОДИАГ-

НОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация психодиагностического обследования

2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик

2.3 Описание психодиагностической процедуры

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАЫ ДИАГНОСТИКИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ

«Во мне два Я, два полюса планеты…»

В. Высоцкий

Тема моей курсовой работы - выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста.

Актуальность темы несомненна: в современном мире у людей представления о полоролевых отношениях достаточно размыты. У отдельного индивида определенного биологического пола проявляются свойства и качества личности, которые на протяжении тысячелетий закреплялись социально обществом за противоположным данному индивиду полом. Это, конечно, является следствием воспитания. Если у родителей нет четкой половой идентичности либо она не соответствует биологическому полу, то идентификация детей таких родителей будет протекать неадекватно, и, как следствие, дети обретут половую идентичность, не соответствующую их полу, либо у них будет наблюдаться диффузия идентичности. А от этого зависят социальные роли и статусы, половые функции, и направление жизненного пути индивида в целом.

Для успешного обретения адекватной идентичности необходима соответствующая программа полового воспитания, разработав и внедрив которую, психологическое сообщество поможет детям стать психически здоровыми взрослыми людьми с адекватной половой идентичностью. А для составления программы нужно сначала выявить особенности протекания идентификации как процесса обретения адекватной половой идентичности.

Данная тема показалась мне интересной и увлекательной. Подбирая и анализируя литературу по данной теме, я обнаружила достаточно много противоречий в совокупности психологического знания. Во-первых, нет единого мнения по вопросу о сущности и видах идентификации и идентичности; во-вторых, разные подходы указывают на различные факторы, влияющие на процесс идентификации; в-третьих, неясно, как именно и в каких структурных единицах можно измерить идентификацию; в-четвертых, отсутствуют стандартизированные методики для выявления особенностей идентификации и идентичности либо их измерения.

В качестве предмета обследования я выделила особенности протекания идентификации как процесса обретения половой идентичности.

Изучением проблем идентификации и идентичности в отечественной психологии занимались И.С. Кон, А.И. Захаров, А.А. Чекалина, В.С. Малахов и др.; в зарубежной - З. Фрейд, Э. Эриксон, М. Джеймс, Д. Джонгвард, С. Бем и др.

Объектом обследования в моей курсовой работе выступили восемь дошкольников частного детского сада г. Полевского (от 4 до 7 лет, средний возраст 5,5 лет; из них 6 мальчиков и 2 девочки) из полных семей.

Целью обследования я поставила выявление особенностей протекания идентификации как процесса обретения половой идентичности. Предположительно в полных семьях идентификация должна протекать успешно, кроме случаев с конфликтами в семье.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

· Осуществить теоретический анализ работ по проблеме протекания идентификации;

· Сравнить основные методологические подходы к изучению идентификации и идентичности;

· Освоить методики: опросник «Идентификация детей с родителями» (автор А.И. Захаров) и проективный тест «Рисунок человека» (автор С. Леви);

· Применить методики на респондентах;

· Составить диагностическое заключение по особенностям протекания идентификации;

· Сообщить обследуемым результаты диагностики.

Теоретическим основанием определения психологических феноменов, являющихся предметом обследования, являются теории полового воспитания (автор А.И. Захаров) и интерпретации рисунков человеческой фигуры (автор К. Маховер).

В качестве методического инструментария использовались методы качественной обработки и интерпретации результатов. В работе использовались методы: опросник «Идентификация детей с родителями» (автор А.И. Захаров [Захаров А.И., 1986]) и проективный тест «Рисунок человека» (автор С. Леви [Леви С., 1999]).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ КАК ПРОЦЕССА ОБРЕТЕНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

1.1 Сущность идентификации и идентичности

Существуют многие и разные определения идентификации и идентичности. Несомненно, их рассмотрение представляет одно из важнейших направлений в исследовании этих явлений. Так, в таком общезначимом издании, как «Психологический словарь» [Психологический словарь, 1999] , предполагаются разные значения идентификации. В том числе:

1) в психологии познавательных процессов - это узнавание, установление тождественности какого-либо объекта;

2) в психоанализе - процесс, в результате которого индивид благодаря эмоциональным связям ведет себя (или воображает себя ведущим) так, как если бы он сам был тем человеком, с которым данная связь существует;

3) в социальной психологии - отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом;

4) уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу поведения на основании эмоциональной связи с ним.

5) отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.

6) механизм психологической защиты, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.

7) проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств.

8) идентификация групповая - отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

9) в инженерной и юридической психологии - распознавание, опознание каких-либо объектов (в том числе людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков

Определение идентификации и выработка его понятия - это отдельный и специальный вопрос.

Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации.

Еще сложнее дело обстоит с более активно разрабатываемой в литературе идентичностью, что хорошо, в частности, проявляется в специальных изданиях, в дискуссиях на соответствующих конференциях, различного рода заседаниях.

В то же время в основе различных подходов к идентичности, во всяком случае, в отечественной литературе наиболее обобщенно она может быть определена, например, как устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья.

Уже в описании Э. Эриксона [Эриксон Э., 1996] заложена идея так называемой психосоциальной сущности идентичности. Эриксон определяет идентичность как сложноорганизованный, многоуровневый, устойчивый и одновременно подвижный феномен, развивающийся вместе с человеком, но устойчиво выделяющий его как явление особое, смысл которого заложен в интегративных свойствах идентичности. Так, выделяя особый уровень и форму осуществления идентичности интеграции Я, Эриксон подчеркивает, что такой уровень характеризует «осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности, и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями».

Идея Эриксона заключается в наличии идентификации персональной и социальной, которые по его представлению являются единым процессом психосоциального движения и осуществления человека в его жизнедеятельности.

В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивида. Кризис идентичности или ролевая спутанность приводят к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности. Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контр-культуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую» идентичность и из её социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая её.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса протекания идентификации, - это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Среди параметров описания идентичности - индивидуальность, тождественность, единство, целостность, солидарность, отдельность, переживание, переживание, устойчивость, ценность и т.д. Одна из наиболее значимых особых ролей идентификации (понимаемой как процесс отождествления, примирения, соотнесения себя с объектом, образом, поведением и т.д.) и идентичности (как способности и способа постоянного интегрирования себя в себе на основе самоопределения, самосознания, определения в контексте всего другого, выражения себя в «Я-концепции» и создания особого устойчивого поля тяготения, притягивающего или отвергающего оцениваемое в процессе развертывания своей деятельности поле тяготения, центром которого остается уникальное Я) - в собственно субъектном осуществлении индивида и в его развитии как условии и результате развития общества, становления и осуществления социального движения в целом.

Идентификация - это феномен, лежащий в основаниях «выделывания», становления человека уже в процессе антропогенеза и становления самого общества.

Необходимым условием становления субъектов деятельности являлись процессы определения себя по отношению к цели деятельности, ее ценности, по отношению к предмету деятельности, по отношению к другому.

Первоначально это происходило еще на самом примитивном уровне при практически полном слиянии индивида в своем субъективном выражении с единым первобытным коллективом, в котором «оценка» индивидом себя как чего-то особого в нем, пространственно определенного, выделенного в реальном функционировании полагала объективное соотнесение с этим коллективом как с объективно главным субъектом социальной и исторической деятельности. Это была еще полная идентификация с родовым коллективом. Но это была и первая индивидуумная и одновременно социальная идентификация индивида, положившая начало отношениям (к себе, коллективу, соотнесения себя с ними), ставшая условием и результатом отношений собственно человеческих.

В первобытном коллективе каждый индивид полностью идентифицировался с коллективом в своих функциональных и структурно-содержательных проявлениях, что реально обеспечивало его жизнь.

В основе формирования феномена идентификации лежали отношения индивида к действительности, к себе, к другим, к природному и неприродному миру, создаваемому им, отношения как условия его выживания в качестве особого феномена, особенности которого открывались им на протяжении всей его истории так же, как осмысливалась или не осмысливалась, но объективно утверждалась жесткая обусловленность его Я социумом, порождающим его и порождаемым им.

И только появление отношения как собственно человеческого качества обеспечивало возможность идентификации и необходимость идентичности, порождающих углубление и расширение отношений человека к себе в мире.

Идентификация выступает как социально задаваемый феномен, как результат и форма отношений, как условие развития.

Смысл идентификации - обнаружение себя в социальном мире во всей сложности его структурно-содержательной организации. А вот формы, уровни, содержательные варианты идентификации в историческом развитии были различными. Но в любых случаях главным и обязательным моментом была субъективная представленность индивида в этом процессе.

Включаясь в деятельность определенного коллектива, человек при всех его индивидуальных особенностях присваивает нормы соответствующего поведения.

Цели, ценности, принципы и формы отношений, свойственные определенной группе, коллективу, обществу, бессознательно или сознательно структурируя соответствующие формы своих отношений, как субъект социального действия.

Но человек может отождествлять себя с определенными другими, принимая ценности другого и формируя себя соответствующим образом или создавая свой собственный образ, которому пытается следовать.

Идентифицируясь, индивид приобретает соответствующие субъектные и личностные характеристики, соотносимые им с качествами других, контакты с которыми являются предпочтительными для него по разным причинам, по разным мотивам. Смысл идентификации - обнаружить себя в обществе в самом широком понимании, в разных структурах его, ввести себя в качестве субъективно-значимого в соответствующий коллектив, в рамках которого он и приобретает свою субъективность, выполняя целезадаваемую деятельность как индивид.

Идентификация имеет свою структуру, содержание, степень выраженности.

Процесс идентификации имеет постоянно воспроизводимый (в большей или меньшей степени выраженный) результат - особое качество человека - идентичность, выраженную в разной степени и на разном уровне представленную - от идентичности с телом до личностной идентичности, определяемой совокупностью присвоенных качеств, норм, ценностей, интегрируемых индивидом своим Я.

Идентичность в эриксоновском смысле - это идентичность индивидуальная. Даже когда применительно к индивиду ведут речь о социальной идентичности, имеют в виду особое изменение индивида, которое в (социальной и индивидуальной) психологии и социологии с незапамятных времен обозначают как «социальное Я (social me)».

Выступая социальным феноменом по своей сущности, идентичность имеет индивидуальную природу своего осуществления, индивидуальное содержание, но выражает индивидную форму присвоения индивидом социальной сущности.

Способность человека к идентификации и проявление идентичности представляется чрезвычайно значимым фактором движения общества и развития человека.

Идентификация индивидов со своей группой обеспечивала саму возможность формирования коллектива.

Но только развитие индивидов и постоянное движение в идентичности, и способность к идентификации в их постоянном взаимодействии обеспечивает развитие общества.

«В логике идентичность - это вывод об отсутствии различий: одинаковость, неотличимость, полное совпадение черт сравниваемых объектов, процессов, явлений окружающего мира. В психологии идентичность - переживание индивидом своего единства с кем-либо или своей приверженности к чему-либо.» [Колесов Д.В., 2004, с.12]. Единство с кем? С другим индивидом или их группой. Приверженности к чему? К идее, принципу, «делу».

К примеру, предприниматель заявляет: «Я и мое дело - единое цело». Порою это действительно настолько единое целое, что индивидуумы отдают за него и жизнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5