бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Выявление индивидульно-психологических особенностей личности суицидентов через психолого-лингвистический анализ текстов предсмертных записок бесплатно рефераты

Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации - недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности суицидента. Многие авторы, чьи статьи использовались в подготовке курсовой работы, обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым

предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

У подростков суицид чаще встречается при следующих типах акцентуации: истероидный, сенситивный, эмоционально-мобильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.

Парасуицид. В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений. У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п. Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.

Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Э. Шнейдман выделил 10 общих черт суицида:

1. Общей целью суицида является нахождение решения. Самоубийство не является случайным действием. Оно никогда не совершается бесцельно. Оно представляется выходом из создавшегося положения, способом разрешения жизненной проблемы, дилеммы, обязательства, затруднения, кризиса или невыносимой ситуации.

2. Общей задачей суицида является прекращение сознания. Самоубийство легче всего понять как стремление к полному выключению сознания и прекращению невыносимой психической боли, особенно если это выключение рассматривается страдающим человеком как вариант выхода из насущных, болезненных жизненных проблем.

3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.

4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. Именно они причиняют душевную боль и толкают человека на совершение суицидального действия. Встречается множество бессмысленных смертей, но никогда не бывает немотивированных самоубийств, любой суицидальный поступок отражает ту или иную неудовлетворенную психологическую потребность.

5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность. В суицидальном состоянии, будь то подростка или взрослого, ощущается одно всеобъемлющее чувство беспомощности-безнадежности. "Я уже ничего не могу сделать [кроме совершения самоубийства], и никто не может мне помочь [облегчить боль, которую я испытываю]".

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. Люди, совершающие самоубийство, испытывают двойственное отношение к жизни и смерти даже в тот момент, когда кончают с собой. Они желают умереть, но одновременно хотят, чтобы их спасли.

7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы. Суицид можно правильнее определять как более или менее преходящее психологическое состояние сужения и аффективной, и интеллектуальной сферы: "Мне ничего больше не оставалось"; "Единственно возможным выходом была смерть". Синонимом сужения когнитивной сферы является туннельное сознание, заключающееся в резком ограничении выбора вариантов поведения, обычно доступных сознанию данного человека в конкретной ситуации, если его мышление в состоянии паники не стало дихотомическим (либо--либо).

8. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия). Эгрессией называется преднамеренное стремление человека удалиться из зоны бедствия или места, где он пережил несчастье. Вот примеры из суицидальных записок: "Покончив с собой, я избавлюсь от всего"; "Теперь, наконец, придет свобода от душевных мучений".

9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении. Многие люди, намеревающиеся совершить

самоубийство, сознательно или безотчетно подают сигналы бедствия, как бы снабжая окружающих ключами к своему намерению, они стенают о своей беспомощности, взывают о вмешательстве или ищут возможности спасения.

10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения [33].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в группу риска попадают категории людей с определенным психологическими состояниями и характеристиками личности (подавленность, угнетенность, фрустрированность определенных психологических потребностей, подверженность стрессам и пр.). В данном случае определенную роль играет не только сложившаяся ситуация, но и, в значительной степени, индивидуально-психологические характеристики самой личности.

1.3 Судебно-психологическая экспертиза суицида

Квитко Н.И. считает, что судебно-психологическую экспертизу по факту самоубийства можно рассматривать как одну из разновидностей межродовой судебно-психологической экспертизы, основанную на совместном рассмотрении и интегративной оценке результатов применения для исследования психической деятельности суицидента, окружавших его лиц и свидетелей происшествия, специальных знаний эксперта-психолога с целью достоверного, наиболее полного и всестороннего общего ответа на вопросы, составляющие предмет исследования и входящие в сферу компетенции эксперта [14].

Внешняя похожесть на суицид еще не означает его обязательной подтверждаемости в результате расследования. Такая смерть в действительности может, как минимум, иметь следующие варианты:

1. Истинное самоубийство.

1.1. Самоубийство по собственному волеизъявлению.

1.1.1. Рациональное (продуманное) самоубийство.

Рациональное аффективное самоубийство.

Рациональное неаффективное (по религиозным либо философским основаниям) самоубийство.

1.1.2. Импульсивное аффективное самоубийство.

1.2. Самоубийство по неосторожности.

2. Имитация самоубийства.

2.1. Имитация самоубийства (косвенное убийство).

Самоубийство под принуждением.

Доведение до самоубийства.

2.2. Имитация самоубийства (демонстрация в целях провокации или

шантажа).

3. Естественная смерть, имеющая признаки самоубийства по не зависящим от умершего причинам.

Смерть в результате несчастного случая.

Естественная смерть в результате иных причин (старость, болезнь и пр.).

4. Истинное убийство.

Убийство, замаскированное под самоубийство.

Убийство, имеющее признаки самоубийства по не зависящим убийцы причинам [25].

В подобных случаях и назначается СПЭ по факту самоубийства (СПЭПФС). Как правило, на разрешение ставятся следующие вопросы:

- Каковы были основные индивидуально-психологические (личностные, эмоционально-волевые, мотивационные, интеллектуальные) особенности личности подэкспертного, которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

- В каком психическом состоянии мог находиться подэкспертный в период, предшествовавший его смерти?

II. В случае, когда имеются достоверные признаки самоубийства и одновременно обоснованные подозрения об определенной роли некоторых лиц в трагической судьбе суицидента, может быть назначена посмертная судебно-психологическая экспертиза для разграничения между собой самоубийства (истинного самоубийства) от доведения до самоубийства, что согласуется с квалификацией ст. 110 УК РФ: «Доведение лица до самоубийства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего». Здесь, в дополнение к указанным выше, на разрешение эксперта целесообразно поставить следующие два вопроса:

3. Имелась ли причинно-следственная связь между психическим состоянием подэкспертного в период, предшествующий его смерти, и действиями определенного лица (указать какого)?

4. Если такая связь имелась, то каков был ее характер и признаки?

Как показывает практика, основными этапами проведения посмертной СПЭ являются:

1. Анализ материалов уголовного дела для выяснения психологической и социальной информации о подэкспертном: выявление личностных особенностей испытуемого и некоторых фактов его биографии, которые могут иметь важное значение при анализе поведения;

2. Анализ поведения потерпевшего в криминальной ситуации для определения его эмоционального состояния;

3. Анализ имеющихся в деле личных записей, рисунков, заметок испытуемого, характеристик знакомых и близких для составления психологического портрета погибшего [11].

На современном этапе к основным задачам СПЭПФС относятся следующие:

1. Квалификация психического состояния суицидента, окружающих его людей и свидетелей в период, предшествовавший самоубийству.

2. Определение некоторых устойчивых психологических свойств, личностных черт и динамических состояний психики лица (подэкспертного), вида и глубины эмоциональных реакций в интересующий следователя (суд) момент, индивидуально-психологических особенностей личности.

3. Определение влияния выявленных характеристик личности и особенностей психического состояния лица (подэкспертного) на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свое поведение в конкретной ситуации.

4. Установление причинно-следственной связи между действиями обвиняемого и психическими состояниями потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству.

Тщательному исследованию подлежит история развития личности, становление сферы субъективных личностных отношений, наличие в ней глубоких конфликтов, противоречий. Получены достаточно веские доказательства, что истоки такого конфликтного формирования личности и причины ее последующей социальной дезадаптации, как правило, коренятся в родительских семьях, где складываются многие «ключевые черты» личности суицидента, его система ценностей.

Специальное изучение этого вопроса позволило Т.В. Самохиной выделить следующие типы родительских семей, играющие роль «девиантного» (отклоняющегося от нормы) поведенческого образца:

1. Разрушенной семьи

2. Асоциальной семьи

3. Семьи, где суицид или суицидальную попытку совершили родители

4. Семьи с патологической зависимостью родителей от детей.

5. Семьи с патопсихологическим нарушением у его членов.

Члены семьи, прямо или косвенно выражая свою враждебность, способствуют совершению суицидальных актов.[27]

Установление причин развития психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, - наиболее трудный вопрос посмертной СПЭПФС. Далеко не во всех случаях он может быть решен в категорической форме. Для констатации конкретной причинной связи экспертам необходимо, во-первых, что состояние острой психической дезадаптации явилось обстоятельством, способствующим формированию суицидального акта, а во-вторых, обосновать причинную зависимость этого психического состояния от конкретного внешнего воздействия. [14]

Весьма ценным материалом при экспертизе являются письма самоубийц. Письмо, оставленное человеком, подтверждает факт самоубийства, дает материалы для суждения о психическом состоянии самоубийцы. В письме можно найти указание на то, что намерение покончить с собой было у самоубийцы давно. Письмо иногда датировано не только несколькими днями, но и месяцами ранее дня совершения самоубийства. Одни письма чрезвычайно кратки, содержат только несколько слов относительно самого факта самоубийства, другие очень пространны и занимают несколько страниц, написанных от руки или напечатанных на машинке. Встречаются письма, изложенные в стихотворной форме. Доказательное значение письму можно придавать только тогда, когда следователь убежден в его подлинности. Известны случаи подделки писем при инсценировке самоубийства [14].

Если в качестве критериев разграничения судебно-психологических экспертиз по факту самоубийства избрать личность испытуемого, то экспертизы делятся на 2 группы:

1. Экспертизы живых лиц, посмертная СПЭ

2. СПЭ по факту самоубийства несовершеннолетних лиц, совершеннолетних лиц. [14]

Мотив самоубийства исследуется наиболее тщательно. Практика показывает, что о мотиве самоубийства выдвигаются следующие версии: потеря близкого человека, измена любимого, непроходящая тоска по разным причинам, неизлечимые болезни. Перечень версий о мотивах самоубийства помогает следователю наметить в плане расследования мероприятия для установления важных по делу обстоятельств. Если мотив будет установлен, то материалы дела помогут эксперту-психологу решать вопросы о возможном психологическом состоянии потерпевшего.

О посмертной СПЭ в свое время писал А. Брусиловский, который, однако, сводил ее к психологическому анализу документов, в первую очередь - предсмертных писем. Такие письма действительно важны для экспертизы, но они, как правило, несут значительный отпечаток переживаний и состояний самого потерпевшего, что иногда препятствует установлению подлинных причин суицида. Тем не менее, они подлежат глубокому и скурпулезному психологическому анализу со стороны экспертов. Посмертная психологическая экспертиза в качестве объекта исследования должна иметь не только такие письма, но и максимум документов и других данных, характеризующих личность потерпевшего, его среду обитания, условия жизни, отношения с другими людьми, в первую очередь - с теми, которые подозреваются или обвиняются в доведении до самоубийства.[14]

В отношении предсмертной записки проверяются следующие версии:

1. Записка написана перед смертью всвязи с решением покончить жизнь самоубийством.

2. Записка написана ранее, но решение покончить жизнь самоубийством действительно было, к моменту смерти не прошло.

3. Записка написана не в связи с решением покончить жизнь самоубийством, а при иных обстоятельствах - в шутку, под угрозой и т.п.

4. Записка написана другим лицом.

5. Записка написана потерпевшим, но текст составлен другим лицом.

Проверяются обстоятельства: имел/не имел потерпевший свободный доступ к бумаге и письменным приборам и пр.

Необходимо квалифицировать тип суицида: рациональный или аффективный. Рациональные самоубийства - это обдуманные действия с длительным и постепенным формированием решения покончить с собой, обдумыванием способов самоубийства, места и времени осуществления своего намерения (происходит на фоне глубокой депрессии, обусловленной крушением основных личностных ценностей, утратой смысла жизни, субъективно трактуемой безвыходностью).

При аффективных самоубийствах решение принимается непосредственно под воздействием интенсивных и значимых эмоций и является импульсивным (психическое состояние - фрустрация, связанная с личностно-аварийной ситуацией). Важным элементом при данной экспертизе является выявление мотивов (или психологического смысла самоубийств). Это - протест, призыв, избежание (от наказания или страдания), самонаказание, отказ[14].

Э. Шнейдман вместе с Н. Фарбероу ввел в практику метод психологической аутопсии (включающий анализ посмертных записок суицидентов), значительно развившей понятие психодинамики самоубийств.

Таким образом, мы можем говорить о том, что судебно-психологическая экспертиза по факту самоубийства играет важную роль в разрешении спорных вопросов и обстоятельств по делу. Значительное место в этом отводится анализу посмертных дневников и записей, т.к. суицид относится к намеренному лишению себя жизни, а при отсутствии предсмертных записок, предварительных соответствующих высказываний или других явных доказательств оно легко может быть интерпретировано как несчастный случай.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7