бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Выявление индивидульно-психологических особенностей личности суицидентов через психолого-лингвистический анализ текстов предсмертных записок бесплатно рефераты

Выявление индивидульно-психологических особенностей личности суицидентов через психолого-лингвистический анализ текстов предсмертных записок

- 21 -

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского

Кафедра общей и юридической психологии

Выявление индивидульно-психологических особенностей личности суицидентов через психолого-лингвистический анализ текстов предсмертных записок

Калуга, 2007

Содержание

Введение

ГЛАВА 1:Теоретический обзор проблематики

1.1 Общее понятие суицида, его причины и виды

1.2 Группы риска

1.3 Судебно-психологическая экспертиза суицида

1.4 Роль психолингвистики в анализе текстов предсмертных записок

1.5 Роль психологии в составлении психологического портрета личности по написанным текстам

ГЛАВА 2: СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ СУИЦИДЕНТА

2.1 Компоненты анализа текстов предсмертных записок

2.1.1 Лингвистические компоненты анализа текстов

2.1.2 Психологические компоненты анализа текстов

2.2 Составление психологического портрета человека, принадлежащего к группе риска

2. 3 Практические рекомендации

Заключение

Библиография

Приложениея

Введение

В настоящее время исследования феномена самоубийства во всех его аспектах приобретает особую актуальность в связи с возрастанием интенсивности действия и увеличением числа психотравмирующих факторов на человека, которые способствуют значительному росту количественных показателей суицида, что отрицательно влияет на экономическую, политическую, психологическую ситуацию в обществе.

Самоубийство представляет собой комплексную проблему, и изучение данного явления началось в сфере не психологии, а философии. Альбер Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что “есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно”. [12, с. 56.]

В психологии и медицине суицид стал исследоваться, начиная с XIX в., когда появляются труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в мире от суицида погибает около 1 млн. человек, а количество людей, которые не довели самоубийство до конца, но успели нанести себе увечья, как минимум в 20 раз больше. По данным ВОЗ с 1991 по 2004 год в России от самоубийств погибло более 800 тыс. человек. При этом 90% самоубийц страдали как минимум одним психическим расстройством, которое не было вовремя диагностировано и вылечено. Отмечено также, что рост количества самоубийств почти не касается женщин - российские мужчины добровольно расстаются с жизнью в 6 раз чаще. Пока Россия остается на отметке 34,9 случая суицида на 100 тыс. населения.

Во второй половине XX века самоубийства по данным ВОЗ вышли на четвертое место в ряду причин смерти населения и имеют тенденцию к росту в последние десятилетия. Постоянный рост уровня суицидального поведения в мире привели к углубленному изучению этой проблемы в различных странах, разработке и осуществлению национальных программ по борьбе с суицидальным поведением, внедрению широких мероприятий по его превенции [Абрумов А.Г., 1988; Fагbеrоw N., 1980; Lеster D., 1995].

Главным в представленной проблематике мы считаем следующее: Что толкает людей на совершение самоубийства? Какие причины лежат в основе деструктивного поведения? Как отличить истинный суицид от инсценировки? На наш взгляд, можно найти ответы на эти вопросы, проанализировав тексты предсмертных записок. Подобные исследования проводились ранее (Retterstol N., Osgood C.E.), однако, при анализе, в основном, внимание уделялось лингвистическим составляющим текста. Проанализировав содержание записок в психологическом ключе, мы можем получить достаточно ценную информацию о причинах, мотивах и особенностях личности. Данная информация, на наш взгляд, в дальнейшем будет полезна при составлении и разработке программ реабилитации и помощи группам риска, а так же в превенции суицидального поведения.

Цель исследования: выявление индивидуально-психологических особенностей личности суицидентов на основе анализа собственноручно написанных ими текстов.

Задачи исследования:

1. На основе анализа профильной литературы обобщить понятие суицида, его причины и виды, выявить психологические особенности личности суицидента.

2. Выявить возможности психолингвистики в составлении психологического портрета личности по написанному тексту.

3. На основе анализа текстов писем восстановить психологический портрет личности суицидента и выявить основные причины, толкающие людей на совершение самоубийства

4. Выявить особенности ситуаций, которые могли оказать влияние на состоянии индивида в предсуицидный период.

5. Уточнить очередность и содержание этапов методики составления психологического портрета личности по написанному тексту.

Объект исследования: тексты предсмертных записок и писем.

Предмет: психологическое содержание текстов писем.

Методы обработки данных:

1. Контент-анализ

2. Интент-анализ

3. ПАМУД (психологический анализ материалов уголовного дела)

Гипотеза: с помощью психолингвистического анализа текстов писем можно выявить индивидуально-психологические особенности личности суицидентов, а так же особенности ситуаций, которые оказывали влияние на состояние индивидов в предсуицидный период.

ГЛАВА 1: Теоретические основы выявления индивидуально-психологических особенностей личности суициндентов

1.1 Общее понятие суицида, его виды и причины

В XX в. изучением проблемы суицида занимались такие психологи как Э. Гроллман, В. Франкл, К. Роджерс и другие. Можно сказать, что наиболее важными проблемами, привлекающими внимание всех исследователей в этой области, являются:

· Причины самоубийства;

· Факторы риска (пол, социальное положение, психические расстройства, генетические заболевания и т.д.);

· Превенция, интервенция и поственция суицида, которым огромное внимание уделяется Э. Гроллман. Под этими терминами понимается профилактика самоубийств, непосредственная психологическая помощь человеку, стоящему на грани выбора и помощь его близким, если трагедия все же случилась.

Помимо этих проблем существует и множество других, связанных с морально-этическими нормами, религией, культурой и т.д.

Следует рассмотреть классификацию самоубийств, предложенную классиком суицидологии Э. Дюркгеймом. В своем социологическом этюде “Самоубийство” он выделяет 3 типа суицида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое самоубийство.

Характерной чертой эгоистического самоубийства является “состояние “томительной меланхолии, парализующей всякую деятельность человека … ему невыносимо соприкосновение с внешним миром, и, наоборот, мысль и внутренний мир выигрывают настолько же, насколько теряется внешняя дееспособность”.

Человек закрывает глаза на все окружающее, т.к. оно лишь усиливает его боль и обращает внимание своего сознания только на себя, на свои переживания, но тем самым он только углубляет свое одиночество: “Действие возможно только при наличности соприкосновения с объектом; наоборот, для того, чтобы думать об объекте, надо уйти от него, надо созерцать его извне; в еще большей степени такое отъединение необходимо для того, чтобы думать о самом себе. Тот человек, вся деятельность которого направлена на внутреннюю мысль, становится нечувствительным ко всему, что его окружает”. Самоубийство в данном случае не содержит в себе никакого яростного порыва или протеста, наоборот, “последние моменты жизни окрашены спокойной меланхолией”, человек заранее продумывает план лишения жизни и спокойно движется к ключевому моменту [10].

Что касается альтруистического самоубийства, то оно диаметрально противоположно самоубийству эгоистическому. В противоположность эгоистическому суициду, характеризующемуся, как правило, полным упадком сил, альтруистическое самоубийство, “имея своим происхождением страстное чувство, происходит не без некоторого проявления энергии”. Альтруистическое самоубийство характерно, в основном для государственных деятелей, религиозных фанатиков или просто людей, чувствующих огромную ответственность за свое дело и за жизни других людей. Основным чертами данного типа являются: “Спокойствие полное; никаких следов самопринуждения, акт совершается от чистого сердца, потому что все деятельные наклонности прокладывают ему путь”.

Третий тип самоубийств - аномические суициды. Этот тип отличается “от первого тем, что совершение его всегда носит характер страстности, а от второго - тем, что вдохновляющая его страсть совершенно иного происхождения”. Доминирующим чувством в данном случае, по мнению Дюркгейма, является гнев. Если об эгоистическом самоубийстве можно сказать, что человек не испытывает острого отвращения к миру, то при аномическом суициде наблюдается горячий протест против жизни вообще. Дюркгейм считает, что характерной особенностью данного типа может являться в некоторых случаях ситуация убийства человека, которого суицидент считает виновным во всех его несчастьях и последующее самоубийство: “Если он считает себя ответственным за то, что случилось, то гнев его обращается против него самого; если виноват не он, то - против другого. В первом случае самоубийства не бывает, во втором оно может следовать за убийством или за каким-нибудь другим проявлением насилия”. Г. Белоглазов считает, что рост аномических самоубийств напрямую связан с нестабильностью социально-экономического строя страны: “…к современному этапу в истории России в полной мере применимо понятие аномии, а значит, аномичное самоубийство, безусловно, должно являться преобладающим типом самоубийств…”. [37].

Известны интересные статистические данные, полученные при опросе 60 студентов Университета штата Айдахо после попыток самоубийства. У них подробнейшим образом выяснилось все, что связано с мотивом этого поступка, и вот что было обнаружено: 85% из них не видели в своей жизни никакого смысла; при этом 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в своей жизни и имели все основания быть довольными своей академическими успехами. Во всяком смысле, о неудовлетворенных потребностях не могло быть и речи. Это тем более заставляет нас задать себе вопрос, каковы условия, делающие возможной попытку самоубийства, что должно быть встроено в «condition humaine», чтобы когда-нибудь привести человека к такому поступку, как попытка самоубийства, несмотря на удовлетворение повседневных потребностей. Представить себе это можно лишь в том случае, если человек как таковой, или если он им уже перестал быть, это, по крайней мере изначально - добивается того, чтобы найти в своей жизни смысл и осуществить его. Это и есть то, что в логотерапии, терапии мотивации мы описываем понятием «стремление к смыслу» [31].

Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

1. Суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);

2. Суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

3. Суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суицидного поведения относятся:

4. Суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;

5. Завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Следует отметить, что давно ушло в прошлое, когда суицид напрямую отождествлялся с душевной болезнью. Самоубийство в настоящее время - больше психологическая проблема, чем патопсихологическая.

Суицидальное поведение вызывается, как правило, несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека (осознанными и неосознанными).

Говоря о самоубийстве как об осознанном лишении себя жизни, мы должны рассматривать не только внешние (социальные) причины суицидов, но и их внутренние (личностные) мотивы, которые проявляются в виде конфликтов [14].

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: "дать понять человеку, в каком ты отчаянии" - около 40 процентов случаев, "заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался" - около 30 процентов случаев, "показать, как ты любишь другого" и "выяснить, любит ли тебя действительно другой" - 25 процентов, "повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение" - 25 процентов, и наконец в 18 процентов случаев "призыв, чтобы пришла помощь от другого" (мотивов может быть у каждой жертвы суицида несколько).

В данной главе нами были проанализированы виды самоубийств и их причины. На основе всего вышеизложенного, мы можем сформировать следующее определение суицида:

Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

1.2 Психологические характеристики группы риска

В группу риска входят разные слои населения, люди с различным уровнем жизни, семейным положением. Самоубийства могут быть непосредственно связаны с социальными причинами, примером может послужить тот случай, когда общественное положение какой-либо группы людей или конкретного индивида по независимым от них причинам настолько тяжело и невыносимо, что суицид становится одним из реальных путей избавления от страданий.

А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов относит:

-потерю любимого человека

-состояние физического и психического переутомления

-уязвленное чувства собственного достоинства

-разрушение психологических защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков.

-отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство.

-различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Следует различать завершенные самоубийства (истинные) и попытки самоубийства (незавершенные суициды), носящие демонстративно-шантажный характер суициды. (Абрумова, 1974). Последние не преследуют цель ухода из жизни. Их цель - привлечение к себе или возвращение утраченного внимания, жалости и сочувствия окружающих, избавление от угрозы наказания и т.п. Вруксбан Д. (1985) говорит в этом смысле о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид - как акт намеренного самоповреждения, приводящего к смерти.

В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Считается, что более половины суицидных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких-то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее, различить истинные и демонстративные суицидные попытки не всегда легко. По клиническим данным (А.Е.Личко, 1983) у подростков около 30% составляют не вполне ясные случаи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7