бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастные циклы психического развития бесплатно рефераты

Шестая стадия (ранней зрелости) проходят молодые люди 20 -25 лет. Специфический для этой стадии параметр заключен между полюсом близости и отрицательным - одиночества. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, а способность близости своего Я. Такое обретение себя в другом человеке может быть при построении семьи или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

Седьмая стадия (средняя зрелость) относится к возрасту 26 -64 года. Основная проблема этой стадии - это выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность связано с заботой о будущем поколении, о понимании общечеловеческого контекста не только собственной жизни , но и жизни своих детей. Так, на этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглащенностью на другом. Общечеловечностью Эриксон называл способность человека интересоваться судьбами людей за перделами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений, формами будущего устройства. Подобное чувство возникает не обязательно при наличие собственных детей. Тот, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредотачивается полностью на себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

Восьмая стадия (поздняя зрелость), завершающая жизненный цикл человека, относится к возрасту от 65 лет до смерти человека. Это время, когда люди оглядывются назад и пересматривают свои жизненные решения. Эриксон считал, что для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития. Эриксон говорил, что только у того, кто каким - то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созреть плоды семи предшествующих стадий. Чувство интеграции Я проистекает из способности человека получить удовлетворение от прожитого, принятия себя со всеми удачами и промахами в прошлом как единого проявления своей личности. Подобная интеграция рождает мудрость, которая видит свое продолжение в детях или своем творчестве и не страшится смерти. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и ошибок. Он осознает, что начать все сначала невозможно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние, озлобленность, недовольство своим положением, страх смерти. Таким образом, последняя стадия психосоциального развития характеризуется положительным полюсом - эго - интеграция или отрицательным - безнадежность.

Безусловным достоинством периодизации психосоциального развития Э.Эриксона является классификация всего жизненного цикла человека и построение периодизации на основе анализа центрального звена личности человека - его Я.

Значение социальной среды для развития личности человека отражается в понятии «социализация».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социализация - это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание). Понятие социализации было введено в 40-е годы в работах американских психологов Джона Долларда и Найджела Миллера. В разных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию. В необихевиоризме оно трактуется как социальное научение, в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия, в гуманистической психологии - как результат самоактуализации Я-концепции и т.д.

Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей, и людей, выяснить закономерности взаимодействия как с предметным миром, так и с миром социальным. Для этого требуется определенный когнитивный базис. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, формируется его мышление, возникает речь. Таким образом, когнитивное и социальное развитие ребенка тесно связаны.

Особое значение для социализации ребенка и его психического здоровья приобрела концепция привязанности английского психолога и психиатора Дж. Боулби и австрийского психиатора Р.Шпица. В их работах впервые были описаны последствия материнской депривации на психическое развитие ребенка, показана роль ранней эмоциональной привязанности к матери для психического здоровья, формирования личности ребенка. Последствия жизни маленького ребенка в отрыве от матери проявлялись уже к 3-4 месяцам и становились значительными к 6-7 месяцам. Дефицит социальных контактов приводил к снижению интереса к окружению, нарушению моторного развития, появлялась апатия, обедненность эмоциональных проявлений. В дальнейшем происходили тяжелые изменения в интеллектуальном и личностном развитии детей. Формировался характер, по словам Дж. Боулби, никого не любящий и не испытывающий потребности в любви.

Теория привязанности

Привязанность рассматривалась как предпочтение ребенком отношений с матерью, обеспечивающей ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку. Данная концепция эмоциональной привязанности была критикой представлений З.Фрейда о «корыстной» любви ребенка к матери, которая обеспечивает ребенка питанием. Строго говоря, критика представлений З.Фрейда, эмпирически была подготовлена экспериментами Генри.Харлоу на детенышах шимпанзе. Ставшие классическими эксперименты Г..Харлоу с суррогатными матерями моделировали «корыстную» любовь (маникен обезьяны с бутылочкой молока) и эмоциональную защиту (маникен обезьяны, обтянутый теплой, мохнатой материей), показали, что детеныши шимпанзе предпочитают «теплую маму» «кормящей» и, более того, ищут защиты в ситуации появления незнакомого страшного объекта (огромного игрушечного медведя) у «теплой матери». Привязанность детеныша к матери выполняет функцию защиты и безопасности на ранних этапах развития, имеет биологические корни, и обладает видовой специфичностью. Так, детеныши шимпанзе цепляются за шерсть матери. Дж. Боулби описал арсенал действий, характерный для человеческих младенцев, позволяющий поддерживать близость с воспитателем. Плач и улыбка младенцев, обеспечивают эмоциональный отклик и контакт с матерью или заменяющим ее человеком.

Привязанность младенца к матери начинает формироваться очень рано. Начальная фаза привязанности - между 8 и 12 неделями жизни - ребенок посылает сигналы, не адресованные конкретному лицу. В конце первого года жизни ребенка формируется либо уверенная привязанность ребенка к матери, или неуверенная. В одном случае, ребенок имеет крепкие эмоциональные связи с матерью и другими близкими, уверен в поддержке и защите, у него формируется доверие к миру, чувство безопасности. При неуверенной привязанности ребенок испытывает страх потерять эмоциональные связи, он неуверен в собственной безопасности и ценности.

В познавательном развитии нарушение отношений привязанности наиболее сказывается в поисковом, исследовательском поведении и стиле решения задач. Ранняя уверенная привязанность обеспечивает более сложные формы исследовательского поведения. Дети проявляют повышенный интерес, упорство и удовольствие при решении проблемных ситуаций. Подобное поведение редко встречается у 2-летних детей, имевших неуверенную привязанность.

Качество привязанности у младенцев в дальнейшем определяет социальными отношениями со сверстниками. Проиллюстрируем эту связь исследованием американского ученого А.Сроуфа, проведенное в 1983 году. Он проследил 40 детей, начиная с 12 месячного возраста до 3,5 лет. Младенцы, имевшие уверенную и неуверенную привязанность в 12 мес. развивали различные социальные и эмоциональные типы поведения. Уверенно привязанные оценивались воспитателями как дети с высокой самооценкой, способные к эмпатии, позитивные аффекты у них преобладали над негативными. Они были более активны, инициативны, ответственны. Во взаимоотношениях со сверстниками показывали большую выносливость, используя позитивные эмоции. Они отличались меньшей агрессивностью, были не плаксивы. Неудивительно, что воспитатели оценивали таких детей как более социально компетентных, с лучшими социальными навыками и имевших большее число друзей. Уверенно привязанные дети были более популярны среди сверстников, чем дети, имевшие неуверенную привязанность. Подобная связь между ранней привязанностью и более поздней компетентностью в дружбе была показана у дошкольников и детей начальной школы. В подростковом возрасте, дети с уверенной привязанностью обладали более высокой самооценкой и выбирали друзей также с уверенной привязанностью. Они успешнее проходили процесс социализации и были более социально компетентными.

Самые последние исследования показывают, что значение ранней привязанности ребенку к взрослому очень важно для всего психического развития, однако, привязанность может формироваться и в более позднем возрасте. Различий между эмоциональной привязанности к матери и к отцу не обнаружено. Все зависит от качества человеческих взаимодействий с ребенком.

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

К периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины, движущие силы развития, традиционно относят периодизации Л.С.Выготского и Д,Б.Эльконина. Рассмотрим периодизацию развития Д.Б.Эльконина, как наиболее разработанную классификацию.

Основанием для периодизации психического развития для Д.Б. Эльконина послужили положения культурно - исторической теории Л.С.Выготского и теория деятельности А.Н.Леонтьева. Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований.

Д.Б.Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок -вещь и ребенок - взрослый. Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научится с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс,в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребенок - предмет” и “ребенок -взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребенок -предмет” и “ребенок -взрослый”.

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина

Возрастные периоды

Ведущая деятельность

Система отношений

Младенческий (0-1 год)

Общение со взрослым

Человек - человек

Раннее детство

Предметная деятельность

человек - предмет

Дошкольный возраст

Игра

человек - человек

Младший школьный возраст

Учебная деятельность

человек - предмет

Подростковый возраст

Общение со сверстниками

человек - человек

Юношеский возраст

Учебно - профессиональная деятельность

человек - предмет

К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.

В чем теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития?

Во-первых, в данной периодизация показана взаимосвязь между интеллектуальным (познавательным) развитием и становлением личности человека как социадльного индивида. Во - вторых, эта гипотеза дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали. В - третьих, она открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего. В - четвертых, гипотеза направлена на такое расчленение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития человека.

В периодизации Д.Б.Эльконина в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, которая определяет психическое развитие ребенка. Эльконин придавал игре первостепенное значение и разработал теорию игры. Рассмотрим значение игры для психического развития человека.

ИГРА.

Игра - это обманчиво простой термин, обозначающий разнообразные виды деятельности. Она имеет биологическую основу, которая наблюдается в играх молодых животных и детей человека. У человека игра тесно связана с культурой. Эта связь ярко проявляется в ритуализированных формах детских игр, предметах игры, и играх, где успех зависит от умения и удачи.

Биологические корни игры послужили основой для предположения, что она служит инстинктивным средством упражнения умений, которые существенны для выживания. Так, в игре происходит упражнение навыков охоты, борьбы с противником, погони у молодых животных. Эта точка зрения распространялась и на человека. Дети, играя, упражняют будущие необходимые им для жизни навыки. Однако представления об игре как инстинктивном упражнении навыков, не может объяснить, почему даже взрослые люди любят тот или иной вид игр, почему игра имеет такое большое значение в социальной жизни людей. Многие животные, включая человека, имеют специальные сигналы, обозначающие желание участвовать в социальной игре. Например, макаки - резус, приглашая партнера, смотрят на него сквозь пальцы, тогда как люди обозначают свои намерения играть улябкой или указанием на игровые предметы.

Играть можно в одиночку, тренируя индивидуальные навыки, или в группе, где в игре происходит знакомство с неодушевленными предметами или изучение человеческих отношений и социальных ролей. Игры в «дочки - матери», «магазин», «школу», «гости» и т.п. моделируют, прежде всего, социальные отношения, социальные роли, нормы социальной жизни, принятые в данной культуре. Участники выполняют разные роли, следую определенным представлениям, нормам и стереотипам поведения. Подобные игры называются ролевыми. Игра может быть спонтанной или подчиняться правилам. Игра противоположна работе. Если игра возникает в силу внутреннего желания, то работа направлена на социально значимые цели. Джером Брунер, английский ученый, приводит убедительные факты, которые показывают, что в промышленно развитых обществах существует четкая граница между игрой и работой взрослых. В традиционных обществах, такой четкой границы нет. Так, у африканских пигмеев, игра помогает освоить взрослый стиль жизни. Дети играют в охоту, собирание и, по мере взросления, эти игровые действия постепенно переходят в реальные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6