бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастные циклы психического развития бесплатно рефераты

У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего подъема научное творчество достигает к 35-40 и 40 - 45 годам жизни. Средние значения максимального выражения творческой активности для многих специальностей отмечаются в 35- 39 лет. В разных науках творческие способности достигают своего наивысшего рассвета в разном возрасте. Для математики, физики, химии до 30 -34 лет; для медицины, географии- 35 -39 лет; для многих фундаментальных научных дисциплин, включая философию - это возраст 40 и 55 лет, при этом максимальная продуктивность ученых наблюдается в возрасте 47 лет.

Выдающийся отечественный психолог, Б.Г.Ананьев показал, что интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности человека (внутреннего фактора) и образования (внешнего фактора). Становление интеллектуальной деятельности человека происходит до 35 летнего возраста. В период от 26 до 35 лет повышается объединение всех интеллектуальных функций (анализа и синтеза, классификации, абстрактности и конкретности и других), тогда как в период между 35 и 46 годами начинает усиливаться жесткость связей между ними. Это означает, что наряду с ростом интеллектуальной активности и продуктивности в привычной профессиональной деятельности, возможности освоения новых областей знаний и навыков затруднены. Отсюда вытекает необходимость системы непрерывного образования как условия высокой эффективности интеллектуальных функций человека.

Период геронтогенеза (период старения) начинается согласно международной классификации с 60 лет у мужчин и 55 лет - у женщин. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, имеющиеся и сформированные у человека в предыдущие периоды онтогенеза. При этом, роль личности в сохранение индивидуальной организации и регуляции ее активности в период геронтогенеза усиливается. По данным исследований неравномерность и разнородность процесса старения касается также и когнитивных функций: восприятия, памяти, мышления. Так, у людей 70-90 лет особенно страдает механическая память, когда следует запомнить информацию точно и последовательно, например, выучить стихотворение, тогда как семантическое запоминание сохраняется значительно лучше, особенно той информации, которая затрагивает сущностные интересы индивида. Исследование динамики когнитивных способностей (вербальных и невербальных) у людей от 20 до 80 лет показало, что умственные способности, такие как словарный запас и владение абстрактными понятиями, не снижаются до 60 летнего возраста и изменяются незначительно к 80 годам.

Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и старческом возрасте. Целый рад факторов играют здесь существенную роль: уровень образования, род занятий, зрелость личности. Особое значение имеет творческая активность личности, которая способна противодействовать процессам инволюции.

Включенность в профессиональную деятельность способствует сохранению именно ведущих для этой деятельности функций. Так, у ученых не изменяется с возрастом запас слов и общая эрудиция, у пожилых инженеров - пространственные и комбинаторные способности, у бухгалтеров - скорость арифметических действий, у водителей, моряков и летчиков до глубокой старости сохраняются острота зрения и величина поля зрения.

Психологическое старение многообразно и разнолико. От типа протекания периода старения может зависеть и творческая активность человека. Американский психолог Ф.Гизе выделяет три типа старости: 1) старик - негативист, отрицающий у себя какие - либо признаки старения; 2) старик - экстраверт, признающий наступление старости, путем внешних признаков (выросли дети, появились новые технологии, изменились взгляды, положение в семье, изменился круг общения и т.д.); 3)интровертированный тип - человек, для которого характерно острое переживание процесса старения, он теряет интерес к новому, погружается в свои воспоминания, живет прошлым, стремится к покою.

Не замечать процессов старения трудно, главное личностное переосмысление своих возможностей и целей в жизни, которые позволят сохранить продуктивность в любой сфере деятельности.

Периодизации личностного развития человека.

Периодизации развития личности строили свои классификации также на одной из сторон человеческого жизненного пути. Представления о личности в разных концепциях и теориях очень различно. Одни концепции считают личность продуктом разворачивающейся биологической тенденции, другие считают личность продуктом социума и культуры. Приведем примеры периодизации развития личности, наиболее известные в литературе.

Периодизация развития личности З.Фрейда.

Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия). В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности. Фрейд выделили пять стадий личностного развития.

Оральная стадия (от 0 до 1 года.) Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность.

Анальная стадия (от 1 до 2 лет). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены неверным поведением родителей. Родители могут придавать слишком большое значение данному процессу, постоянно фиксировать внимания ребенка на необходимости соблюдать чистоту тела, выражать либо бурную радость удачным действиям ребенка, либо отвращение к его экскрементам. Суровость в процессе приучения к чистоплотности рождает у ребенка страх потерять контроль над своим сфинктером, не оправдать ожидания родителей. Непоследовательное поведение родителей также является фактором, нарушающим развитие на данной стадии. Они хаотично приучают ребенка к туалету, то ругают, то хвалят его. Такая неупорядоченность требований и действий рождает трудности в регуляции поведения ребенка, что также нарушает его развитие. Фиксация (застревание, остановка, которая происходит из - за неудовлетворенности реализации либидо через соотвествующие эрогенные зоны) ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление “все” сберечь для себя), чрезмерная чистоплотность (стремление убрать все грязное) или упрямство (немотивированное, систематическое сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие люди).

Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Ребенок интересуется своими половыми органами и половыми органами других детей. Он начинает постигать половые отличия мальчиков и девочек. На фаллической стадии развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек (см текст в рамке). Суть комплекса состоит в том, что ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Конфликт, связанный с эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Комплекс Эдипа может быть рассмотрен как необходимый этап психосексуального развития ребенка. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, то есть должно быть представление не только о мужском, но и о женском. Возникающая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения представление, форм поведения, ролей, выражения чувств другого пола (не как Я). Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам свойственных его полу, но и сравнивает их с другим.

Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций (когда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного пола), а также может обусловить в дальнейшем выбор партнера, как заместителя родителя (жена -мать, муж -отец).

Миф об Эдипе и Электре

Эдип

Эдип - персонаж греческой мифологии. Он был сыном Лая, царя города Фивы, и его жены Иокасты. Когда Эдип появился на свет, оракул потребовал, чтобы убили ребенка, так как судьбой ему преначертана убить своего отца и жениться на соей матери. Новорожденного со связанными ногами оставили на горе на растерзание диким зверям. Но ребенка подобрали пастухи и назвали его Эдип (что значит “со связанными ногами). Они предали ребенка царю города Коринфа, у которого он рос, не зная, кто его настоящий отец. Однажды Эдип узнает на висящем над ним ужасном пророчестве и, полагая, что царь Коринфа его отец убегает из города, пытаясь спастись от судьбы. По дороге он встречает старика, ссорится с ним и убивает его, не зная, что этот старик и есть его родной отец Лай. Подходя к Фивам он сталкивается со Сфиксом, который терроризирует весь город, загадывая загадки и требуя под страхом смерти их разгадок. Эдип разгадывает загадку Сфинкса:”Какое животное утром передвигается на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?”. Эдип ответил, что это - человек в разные периоды своей жизни. Город был спасен, а жители Фив избирают своего спасителя царем. Он женится на царице Иокасте и у них родятся двое сыновей и двое дочереей.Однажды оракул открывает Эдипу страшную тайну, что он совершил двойной грех - отцеубийство и кровосмешение. Обезумевшая от горя Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза. Его изгоняют из Фив и он с дочерью Антигоной скитается по стране пока не умирает недалеко от Афин.

Электра

Электра была дочерью царя Агамемнона, который стоял во главе греков во время Троянской войны. За время долгого отсутсвия мужа, его жена Клитемнестра вместе во своим любовником Эгистом сговорилась погубить мужа по его возвращении из похода и занять его трон. Электра, узнав о преступных замыслах матери и ее любовника, пыталась воспрепятствовать этому, но не смогла предотвратить драму. Тогда она решила отомстить за отца и подговорила брата убить свою мать Клитемнестру и ее любовника Эгиста.

Латентный период (от 6 до 11 лет). Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Характерно явное снижение сексуальной активности и интересов в сексуальным вопросам. Обучение и социализация становятся центральными моментами данного этапа. Ребенок осваивает формы поведения , свойственные данному полу. Фрейд не указывает на возможности фиксации на этой стадии развития. Однако можно предположить, что недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к фиксации в виде психического инфантилизма, неадекватного понимания своей половой роли и половой роли противоположного пола.

Генитальная стадия (начинается при половом созревании). Подростки начинают ориентироваться на половое удовлетворения с партнерами противоположного пола Так человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность работать и любить. Любить другого человека ради него самого, а не потому что он соответствует подсознательным установкам, сложившимся в результате фиксаций на предыдущих стадиях.

Теория З.Фрейда сводит все богатство человеческой личности к психосексуальному развитию. Занимая важное место в человеческой жизни, психосексуальное развитие не может служить единственным стержнем личностного становления. Более того, представляя развитие личности как развертывание некой биологически заданной энергии, Фрейд по сути отказывает человеку в возможности собственного выбора, самосовершенствования. Особенно энергичную критику вызывает утверждение Фрейда о большем личностном совершенстве мужчин по сравнению с женщинами. “Неполноценность” женского развития кроется в их подсознательной зависти к пенису, что препятствует психосексуальному, а, следовательно, личностному развитию.

Ограничения концепции развития личности З.Фрейда были компенсированы в теории развития эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ, однако внес существенные изменения в понимание движущих сил развития человеческой личности. Теорию Эриксона называют также эпигенетической теорией развития личности ( эпи от греч. - сверх, после, + генез - развитие). Эриксон не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем Я.

Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют стадии развития Я, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, а происходит всю жизнь. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут принимать положительные или отрицательные значения. Благоприятный или неблагоприятный исход кризиса данной стадии будет определять возможность последующего расцвета личности.

Эриксон описал восемь кризисов в развитии эго (Я) - идентичности человека и, таким образов, представил свою картину периодизации жизненного цикла человека.

Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона.

Первая стадия (орально - сенсорная ) развития человека соответствует классической психоаналитической оральной стадии и охватывает первый год жизни. Кризис первого года связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка, В первом случае удачного социального взаимодействия на одном полюсе будет формироваться доверие к окружающему миру, а на другом полюсе неудачных взаимодействий - недоверие к нему.

Вторая стадия (мышечно - анальная) охватывает второй и третий год жизни и совпадает с анальной стадией Фрейда. В этот период считает Эриксон у ребенка развивается чувство автономности на основе овладения моторными навыками, психическими способностями, навыками чистоплотности. Если родители оказывают поддержку ребенку, не торопят его, не ругают за просчеты, по кризис протекает с положительным итогом своей самостоятельности. Но если родители бранят ребенка, считают его неумелым, или не дают возможности самому достичь желаемого результата, что будет реализован другой полюс, отрицательный. У ребенка возникнет чувство стыда и неуверенности в своих сила.

Третья стадия (локомоторно - генитальная) приходится на возраст от четырех до шести лет. Ребенок на этой стадии осваивает многие сложные психомоторные навыки (езда на велосипеде, лыжах, коньках), он придумывает игры, способен занять себя и даже быть помощником. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом. Взрослые, которые способствуют проявлению инициативы ребенка, осуществлению его планов, помогают ему пройти кризис с положительным результатом. Тогда как сомнения взрослых в возможностях ребенка, нежелание и боязнь его инициативности приводят к тому, что ребенок уносит чувство вины на следующую стадию развития.

Четвертая стадия ( латентная) охватывает период от шести до одиннадцати лет. Это период обучения в школе, когда у ребенка особенно актуализированы познавательные способности и он осваивает знания и навыки данного социума. Взрослые поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов поддерживают в нем чувство компетентности . Насмешки дома и в школе, неудачи в учебе и дружбе со сверстниками способствуют развитию чувства неполноценности у ребенка, которое будет трудно преодолеть на следующих стадиях развития.

Пятая стадия (кризис подросткового возраста). Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации Я (то есть на опознание собственной индивидуальности) и отрицательным полюсом путаница ролей. Положительный полюс означает обретение подростком своей индивидуальной тождественности: Я - юноша, высокий и красивый, несколько вспыльчивый, но добрый и мягкий. Я способен к математике и надеюсь добиться в этой области успехов. Я создам семью и буду всегда верить в дружбу и любовь и т п. Подросток преобретает представления о себе в связи со своим прошлым, настоящим и будущем. Я - как индивидуальность. Подросток созревает физиологически и психологически и у него появляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, новые ощущения собственного тела. У подростка встает задача объединить все, что он теперь знает о самом себе, своих новых ролях в единое целое, осмыслить его и связать с прошлым и проецировать в будущее. Если подросток справляется с этой задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение видения себя в перспективе, продолжении. На этой стадии родители играют только косвенную роль. Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих. Если у ребенка было доверие к миру, чувство инициативы, компетентности, то его шансы на идентификацию, значительно возрастают. Для подростка исполненного чувством недоверия, стыдливого, неуверенного, осознающего свою неполноценность решить задачу идентификации будет очень сложно. Подросток не может определить свое Я. У него появляются симптомы путаницы ролей, неуверенность в понимании кто он такой, куда идет. Подобная путаница ролей часто приводит подростков в преступные группы правонарушителей, наркоманов, алкоголиков. Однако отрицательное прохождение кризиса подросткового возраста еще не означает, что человека останется неприкаянным всю жизнь, а тот, кто обрел ясные представления о своем Я не будет разочарован в сталкновениях с жизнью. Эриксон подчеркивал, что жизнь представляет непрерывную смену аспектов развития и успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует человеку отсутствие проблем на последующих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6