бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная психология бесплатно рефераты

3. Школьная тревожность связана с особенностями свойств нервной системы (слабость и инертность нервной системы).

4. Уровень школьной тревожности связан с особенностями мотивации учения, самооценкой учебной деятельности, интровертированностью и нейротизмом младших школьников. Ученикам с менее высокой школьной тревожностью свойственны доминирование учебного мотива, склонность к адекватной самооценке своих учебных результатов, экстравертированность и эмоциональная устойчивость в отличие от более тревожных учащихся.

5. Школьная тревожность оказывает влияние на специфику взаимосвязей когнитивной и личностной сфер младших школьников.

29. Понятие «подростковый возраст» в различных психологических теориях

Именно в личностном самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни подростков, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в подростковый период. Вот почему поиск условий и средств личностного самоопределения подростков является одной из актуальных теоретических и прикладных проблем и требует многоаспектного рассмотрения, связанного с анализом сущностных, регулятивных и структурно-содержательных характеристик данного понятия.

Сущностные характеристики личностного самоопределения связаны с анализом термина, который в контексте различных наук употребляется в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном и др. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия, необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психолого-педагогический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение их, что приводит к утрате собственно психолого-педагогического содержания.

Сущность социологического подхода к личностному самоопределению заключается в том, что оно относится к поколению в целом, характеризуя его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. При этом исследователей интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вхождение индивида в социальные структуры.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема личностного самоопределения есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире - психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

30.Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста

определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д. Б., Драгунова Т. В., Каган М. С.

2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность , в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д. И., новые формы общения "как при общение подростков к обществу".

Все исследователи психологии подросткового возраста кили иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности . Божович Л. И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность , то у подростков , наоборот, привлекательность занятий интересы в основном определяются возможностью широкогообщения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает не малое место в жизни, у других - ограничивается только школой.

31.Основные новообразования подросткового возраста с позиции различных теорий

основные новообразования подросткового возраста и подростничество как самый трудный и сложный процесс из всех детских возрастов и периодов в онтогенезе человека, представляющий собой самый ответственный период становления личности. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования , закладываются основы сознательного поведения, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Я-концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта, способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно, если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений.

Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Легальный и функциональный возраст (Д.Биррен). Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р.Хевигхерст, Д.Левинсон). Молодость как начальный этап зрелости и вступлеия во взрослую жизнь. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Зрелость как вершина жизненного пути. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.

32.Развитие в зрелых возрастах в концепции Э.Эриксона

Наука о психическом развитии ребенка -- детская психология -- зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера "Душа ребенка". В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго по появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX века. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. (Хотя строго говоря, и сейчас есть и скрытые, и явные сторонники этой идеи...). Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания -- появились более демократические семьи. Задача понимания ребенка встала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно -- только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Какое место занимает детская психология в свете других психологических знаний? И. М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным, как наукой о происхождении и развитии психических процессов. Известно, что в психологию идеи генетического (от слова -- генезис )исследования проникли очень давно.

33. Принципы и закономерности психического развития в социогенетической теории развития

Созданная Холлом теория рекапитуляции утверждала, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовства. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости началу цивилизации; а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12 - 13 лет) до наступления взрослости (22 - 25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.

34.Возраст как предмет научного изучения. Понятие периодизации

Предмет психологии развития и возрастной психологии. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития, поскольку развитие здесь рассматривается всего лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода. Психология развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией, своего рода их методологическую базу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы. В данном пособии мы будем использовать понятия возрастная психология и психология развития как равнозначные. Психология развития и возрастная психология - это серьезная, академическая наука. Как и всякая наука имеет свой предмет, методы, методики изучения, свои научные понятия. Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Раскрывает психологическое содержание последовательности этапов онтогенеза, возрастную динамику психических процессов.

Возрастная психология рассматривает изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на развитие психики в течение всей жизни, большое значение придается сравнению закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Возрастная психология изучает также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, сохранении приобретенных знаний и умений в период снижения темпа развития инволюции, в старости.

35.Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии.

По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д . Б . Эльконина связана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития ».

Для создания новой возрастной периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконин взял за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, но исходил и из собственных заключений:

Возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок.

Развитие - это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, имеющий на своем пути определенные критические периоды.

Природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании.

В основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.

Таким образом, вся психическая деятельность человека была рассмотрена ученым как процесс непрерывной смены деятельности, в которой выделяются ведущая деятельность, новообразования и кризисы данного возраста.

Д.Б. Эльконин внес огромный вклад в развитие отечественной психологической науки. В своей статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) Эльконин впервые последовательно представил возраст в логике деятельностного подхода, по-новому объяснил содержание кризисов развития , открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности:

Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии, а проблема периодизации навсегда останется актуальной.

36.Когнитивное развитие в младенчестве

Теория когнитивного развития оперирует понятиями мышления, рассуждения и решения задач с акцентом на характер динамики этих процессов, начинающихся в младенчестве . Швейцарский теоретик-когнитивист Жан Пиаже (1896-1980) был пионером в этой области исследований. С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру - webpolyglot.ru. Пиаже и других когнитивных психологов называют структуралистами, поскольку их интересует структура мышления и то, каким образом интеллект перерабатывает информацию. Здесь термин «структура» не стоит воспринимать буквально, относя его исключительно к структурам нервной системы головного мозга. Напротив, когнитивные структуры Пиаже являются абстрактными и гипотетическими.

37.Основные новообразования младенчества

Психическое развитие ребенка в младенческий период

Врожденные формы психики и поведения. Система безусловных рефлексов. Сенсомоторное развитие в младенчестве. Границы подпериода новорожденности и «комплекс оживления» как показатель сформированности субъективной потребности в общении.

Основные психические новообразования младенчества. Непосредственное эмоциональное общение с окружающими как ведущий вид деятельности в младенческий период. Становление образа «Я» и кризис первого года жизни.

Значение периода раннего детства для психического развития ребенка. Предметноманипулятивная игра как ведущий вид деятельности преддошкольника. Основные новообразования периода раннего детства.

Особенности познавательного развития. Формирование самосознания и кризис «3-х лет». Типичные поведенческие реакции. Развитие форм общения. Развитие движений и действий. Становление способности к саморегуляции и формирование навыков самоконтроля поведения.

Раннее детство как сензитивный период для развития речи. Микросоциальные условия как фактор удовлетворения основных психических потребностей раннего детства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6