Возрастная и педагогическая психология
Возрастная и педагогическая психология
И. Н. Козлова
ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К КУРСУ
ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Для студентов факультета педагогики и методики начального образования
Заочное отделение
Вологда
«Русь»
2003
Печатается по решению учебно-методического совета Вологодского государственного педагогического университета от 27.05.03 г.
Составитель: канд. психологических наук, доцент И.Н. Козлова
Рецензент: канд. педагогических наук, доцент Л. И. Скворцова
Ответственный за выпуск: декан факультета педагогики и методики начального образования, канд. пед. наук, В. А. Праг
© ВГПУ, издательство
«Русь», 2003 г.
Выписка из государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования 2000 г.
Возрастная и педагогическая психология
Возрастная и педагогическая психология: предмет, задачи, методы. Цели, задачи и пути образования. Особенности и парадигмы образовательного процесса.
Проблема возраста и возрастная периодизация. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Основные концепции психического развития.
Дошкольный возраст: кризисы и ведущие типы деятельности. Особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания, мышления дошкольника.
Младший школьный возраст. Кризис семи лет. Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника.
Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самосознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.
Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
Этапы взрослости. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни.
Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема.
Обучение: сущность, методы. Учение как деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов.
Ученик как субъект учебной деятельности. Школьная отметка и оценка. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая готовность к обучению.
Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм. Мораль, нравственность, духовность. Развитие и воспитание духовности.
Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Учитель как субъект педагогической деятельности.
Объяснительная записка
Программа объединенного курса возрастной и педагогической психологии предназначена для студентов заочного отделения педагогического вуза, получающих профессию учителя начальных классов.
Цель курса - дать представление о самых общих закономерностях психического развития ребенка в различных образовательных парадигмах; помочь видеть проявления общих законов развития в бесконечном разнообразии индивидуальных особенностей; дать ориентировочную основу для проектирования учебно-воспитательного процесса и представить практическую возможность создания авторского проекта учебного занятия.
Жесткие рамки 20 лекционных часов не вмещают раздела «Психология взрослости». Сведения о педагогической деятельности растворены в других рубриках программы, но их концентрация позволяет студенту осуществить рефлексию педагогической позиции и стиля общения. Актуальные проблемы воспитания выносятся на самостоятельную работу.
Выписка из учебного плана
Всего - 202 часа.
Самостоятельная работа - 166 часов.
Аудиторных - 36 часов, в т.ч.
лекций - 20 часов;
практических - 16 часов.
Экзамен - 4 семестр.
Рабочий план курса «Возрастная психология»
№
|
Тема
|
Лекции
|
Семинар. и практ. занятия
|
Само-стоя-тельная работа
|
|
1. 1.
|
Предмет и методы возрастной психологии
|
2
|
|
4
|
|
2. 2.
|
Источники и движущие силы психического развития
|
2
|
|
6
|
|
3. 3.
|
Закономерности и тенденции развития психики
|
2
|
|
6
|
|
4. 4.
|
Основной вопрос возрастной и педагогической психологии. Обучение и развитие
|
|
4
|
10
|
|
5. 5.
|
Проблема периодизации детских возрастов
|
2
|
|
|
|
6. 6.
|
Развитие ребенка до поступления в школу
|
|
2
|
4
|
|
7. 7.
|
Психологическая характеристика младшего школьного возраста
|
4
|
2
|
20
|
|
8.
|
Психология отрочества
|
|
|
10
|
|
9.
|
Развитие самосознания в юности
|
|
|
10
|
|
10.
|
Психологическая специфика зрелости
|
|
|
5
|
|
11.
|
Личность и старение
|
|
|
5
|
|
|
Итого:
|
12
|
8
|
80
|
|
|
Рабочий план курса «Педагогическая психология»
№
|
Тема
|
Лекции
|
Семи-нары
|
Самосто-ятельная работа
|
|
1.
|
Психологические основы образования
|
2
|
|
6
|
|
2.
|
Сравнительная характеристика основных парадигм образования
|
2
|
|
|
|
3.
|
Психологическая характеристика педагогической деятельности
|
|
|
14
|
|
4.
|
Психологическое проектирование учебного занятия
|
2
|
4
|
15
|
|
5.
|
Психологический анализ школьной неуспеваемости
|
|
2
|
11
|
|
6.
|
Психология педагогической оценки
|
|
2
|
|
|
7.
|
Педагогическое общение
|
2
|
|
10
|
|
8.
|
Психологические аспекты воспитания
|
|
|
30
|
|
|
Итого:
|
8
|
8
|
86
|
|
|
Требования к знаниям и умениям выпускника педагогического университета по возрастной и педагогической психологии
(квалификация - учитель начальных классов)
· Владеет основными понятиями возрастной и педагогической психологии.
· Знает базовые психолого-педагогические концепции и основные закономерности развития психики и личности человека.
· Владеет элементарными умениями осуществления учебно-воспитательного процесса с детьми младшего школьного возраста.
· Владеет приемами анализа и оценки собственной педагогической практики.
Программа курса
1. 1. Предмет и методы возрастной психологии. Объекты и предмет науки. Онтогенез психики как предмет возрастной психологии. Основные стратегии и приемы исследования в возрастной психологии: продольное наблюдение, «поперечные срезы», близнецовый метод, формирующий эксперимент.
2. 2. Источники и движущие силы психического развития. Факторы, влияющие на процесс психического развития: биологическая составляющая, социальная среда, активность личности. Основные типы противоречий и направления развития личности.
3. 3. Закономерности и тенденции развития психики. Специфика психологических закономерностей. Неравномерность и необратимость процесса психического развития, их проявления. Стабилизация психологических характеристик.
4. 4. Проблема периодизации детских возрастов. Основания выделения периодов и эпох детства. Различные типы периодизаций. Закономерности, прослеживаемые в последовательности периодов детства.
5. 5. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Итоги развития ребенка в дошкольном детстве. Психологическое содержание школьной готовности. Особенности основных психических процессов и видов деятельности в младшем школьном возрасте. Возрастные возможности младшего школьника.
6. 6. Психология отрочества. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее отражение в психологических особенностях возраста. Психосексуальное развитие подростков. Условия перехода от детства к взрослости. Общение - ведущий тип деятельности. Подростковые группы, их виды и функции. Особенности идентификации, новообразования возраста. Проблема девиантного поведения в эпоху подростничества.
7. 7. Развитие самосознания в юности. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение старшеклассников. Формирование мировоззрения в период ранней юности. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни.
8. 8. Психологическая специфика зрелости. Молодость как начальный этап зрелости. Психосоциальное развитие в период средней взрослости. Кризис середины жизни, его психологический смысл. Психологические теории и подходы к изучению особенностей развития личности взрослого человека.
9. 9. Личность и старение. Кризис пенсионного возраста. Психологические особенности пожилого и старческого возраста. Психологические проблемы в период геронтогенеза.
10. 10. Психологические основы образования. Понятия: образование, воспитание, обучение, учение, научение. Психологическая специфика учебной деятельности. Структура учения. Уровни научения.
11. 11. Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм. Анализ целей, принципов, методов, ролевых позиций, ожидаемых результатов в различных парадигмах образования.
12. 12. Педагогическая деятельность, ее структура. Педагогические способности и мастерство. Учитель как субъект педагогической деятельности.
13. 13. Психологическое проектирование и анализ учебного занятия. Описание психологических предметов урока. Выделение параметров и показателей оценки урока. Составление схем анализа педагогического процесса. Мониторинг учебного процесса.
14. 14. Педагогическое общение. Ролевые и психологические позиции педагога и ученика. Характеристика стилей общения. Ненасильственная коммуникация. Эффективный педагог в различных образовательных парадигмах.
15. 15. Понятие воспитания. Воспитание и самовоспитание. Цель и содержание воспитания. Процесс воспитания, его возрастной аспект. Психологические принципы воспитания. Закономерности воспитания.
Страницы: 1, 2
|