бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная и педагогическая психология бесплатно рефераты

Возрастная и педагогическая психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И. Н. Козлова

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К КУРСУ

 

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Для студентов факультета педагогики и методики начального образования

 

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

«Русь»

2003

 

Печатается по решению учебно-методического совета Вологодского государственного педагогического университета от 27.05.03 г.

 

 

 

Составитель: канд. психологических наук, доцент И.Н. Козлова

 

 

Рецензент: канд. педагогических наук, доцент Л. И. Скворцова
 
 

Ответственный за выпуск: декан факультета педагогики и методики начального образования, канд. пед. наук, В. А. Праг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ВГПУ, издательство

«Русь», 2003 г.

 

 

 

 

Выписка из государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования 2000 г.

Возрастная и педагогическая психология

Возрастная и педагогическая психология: предмет, задачи, методы. Цели, задачи и пути образования. Особенности и парадигмы образовательного процесса.

Проблема возраста и возрастная периодизация. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Основные концепции психического развития.

Дошкольный возраст: кризисы и ведущие типы деятельности. Особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания, мышления дошкольника.

Младший школьный возраст. Кризис семи лет. Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника.

Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самосознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.

Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.

Этапы взрослости. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни.

Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема.

Обучение: сущность, методы. Учение как деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов.

Ученик как субъект учебной деятельности. Школьная отметка и оценка. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая готовность к обучению.

Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм. Мораль, нравственность, духовность. Развитие и воспитание духовности.

Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Учитель как субъект педагогической деятельности.

 

Объяснительная записка

Программа объединенного курса возрастной и педагогической психологии предназначена для студентов заочного отделения педагогического вуза, получающих профессию учителя начальных классов.

Цель курса - дать представление о самых общих закономерностях психического развития ребенка в различных образовательных парадигмах; помочь видеть проявления общих законов развития в бесконечном разнообразии индивидуальных особенностей; дать ориентировочную основу для проектирования учебно-воспитательного процесса и представить практическую возможность создания авторского проекта учебного занятия.

Жесткие рамки 20 лекционных часов не вмещают раздела «Психология взрослости». Сведения о педагогической деятельности растворены в других рубриках программы, но их концентрация позволяет студенту осуществить рефлексию педагогической позиции и стиля общения. Актуальные проблемы воспитания выносятся на самостоятельную работу.

Выписка из учебного плана

Всего - 202 часа.

Самостоятельная работа - 166 часов.

Аудиторных - 36 часов, в т.ч.

лекций - 20 часов;

практических - 16 часов.

Экзамен - 4 семестр.

 

Рабочий план курса «Возрастная психология»

Тема

Лекции

Семинар. и практ. занятия

Само-стоя-тельная работа

1. 1.  

Предмет и методы возрастной психологии

2

 

4

2. 2.  

Источники и движущие силы психического развития

2

 

6

3. 3.  

Закономерности и тенденции развития психики

2

 

6

4. 4.  

Основной вопрос возрастной и педагогической психологии. Обучение и развитие

 

4

10

5. 5.  

Проблема периодизации детских возрастов

2

 

 

6. 6.  

Развитие ребенка до поступления в школу

 

2

4

7. 7.  

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

4

2

20

8.

Психология отрочества

 

 

10

9.

Развитие самосознания в юности

 

 

10

10.

Психологическая специфика зрелости

 

 

5

11.

Личность и старение

 

 

5

 

Итого:

12

8

80

 

Рабочий план курса «Педагогическая психология»

 

Тема

Лекции

Семи-нары

Самосто-ятельная работа

1.

Психологические основы образования

2

 

6

2.

Сравнительная характеристика основных парадигм образования

2

 

 

3.

Психологическая характеристика педагогической деятельности

 

 

14

4.

Психологическое проектирование учебного занятия

2

4

15

5.

Психологический анализ школьной неуспеваемости

 

2

11

6.

Психология педагогической оценки

 

2

 

7.

Педагогическое общение

2

 

10

8.

Психологические аспекты воспитания

 

 

30

 

Итого:

8

8

86

Требования к знаниям и умениям выпускника педагогического университета по возрастной и педагогической психологии

(квалификация - учитель начальных классов)

 

·        Владеет основными понятиями возрастной и педагогической психологии.

·        Знает базовые психолого-педагогические концепции и основные закономерности развития психики и личности человека.

·        Владеет элементарными умениями осуществления учебно-воспитательного процесса с детьми младшего школьного возраста.

·        Владеет приемами анализа и оценки собственной педагогической практики.

 

Программа курса

 

1. 1.     Предмет и методы возрастной психологии. Объекты и предмет науки. Онтогенез психики как предмет возрастной психологии. Основные стратегии и приемы исследования в возрастной психологии: продольное наблюдение, «поперечные срезы», близнецовый метод, формирующий эксперимент.

2. 2.     Источники и движущие силы психического развития. Факторы, влияющие на процесс психического развития: биологическая составляющая, социальная среда, активность личности. Основные типы противоречий и направления развития личности.

3. 3.     Закономерности и тенденции развития психики. Специфика психологических закономерностей. Неравномерность и необратимость процесса психического развития, их проявления. Стабилизация психологических характеристик.

4. 4.     Проблема периодизации детских возрастов. Основания выделения периодов и эпох детства. Различные типы периодизаций. Закономерности, прослеживаемые в последовательности периодов детства.

5. 5.     Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Итоги развития ребенка в дошкольном детстве. Психологическое содержание школьной готовности. Особенности основных психических процессов и видов деятельности в младшем школьном возрасте. Возрастные возможности младшего школьника.

6. 6.     Психология отрочества. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее отражение в психологических особенностях возраста. Психосексуальное развитие подростков. Условия перехода от детства к взрослости. Общение - ведущий тип деятельности. Подростковые группы, их виды и функции. Особенности идентификации, новообразования возраста. Проблема девиантного поведения в эпоху подростничества.

7. 7.     Развитие самосознания в юности. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение старшеклассников. Формирование мировоззрения в период ранней юности. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни.

8. 8.     Психологическая специфика зрелости. Молодость как начальный этап зрелости. Психосоциальное развитие в период средней взрослости. Кризис середины жизни, его психологический смысл. Психологические теории и подходы к изучению особенностей развития личности взрослого человека.

9. 9.     Личность и старение. Кризис пенсионного возраста. Психологические особенности пожилого и старческого возраста. Психологические проблемы в период геронтогенеза.

10. 10.     Психологические основы образования. Понятия: образование, воспитание, обучение, учение, научение. Психологическая специфика учебной деятельности. Структура учения. Уровни научения.

11. 11.     Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм. Анализ целей, принципов, методов, ролевых позиций, ожидаемых результатов в различных парадигмах образования.

12. 12.     Педагогическая деятельность, ее структура. Педагогические способности и мастерство. Учитель как субъект педагогической деятельности.

13. 13.     Психологическое проектирование и анализ учебного занятия. Описание психологических предметов урока. Выделение параметров и показателей оценки урока. Составление схем анализа педагогического процесса. Мониторинг учебного процесса.

14. 14.     Педагогическое общение. Ролевые и психологические позиции педагога и ученика. Характеристика стилей общения. Ненасильственная коммуникация. Эффективный педагог в различных образовательных парадигмах.

15. 15.     Понятие воспитания. Воспитание и самовоспитание. Цель и содержание воспитания. Процесс воспитания, его возрастной аспект. Психологические принципы воспитания. Закономерности воспитания.

Страницы: 1, 2