Возрастная динамика смысла любви
Ситуации счастья как отсутствие боли, измены и ревности, и счастья как получения и создания семьи связываются старшеклассниками с образом девушки-друга, обладающей хорошим характером. С романтично-капризной любовницей в этом возрасте представляют лишь возможность сексуальных отношений и игры в любовь. Образ бизнес-леди оказался не связан ни с одним типом ситуаций в любви. Молодые люди знают, что бывают такие женщины, но реального близкого взаимодействия с ними не предполагают. Наконец, ситуации отвержения любимым человеком и ухода любимой оказались тесно связаны между собой. Однако, не с одним типом женщин данные ситуации не ассоциируются: это случаи отсутствия отношений из-за страха быть брошенным или не принятым. Итак, основными потребностями молодых людей в 15-17 лет, реализация которых связывается с любовью, является потребность в счастье как безопасности (не изменит, не причинит боль), потребность в получении внимания, сексуальная потребность и потребность в принятии. Причем потребность в принятии часто в этом возрасте настолько не удовлетворена, что не позволяет даже начать строить близкие отношения. Два смысла раскрывают семантику любви в данном возрасте. Это вариант счастливых отношений, основанных на безопасности, получении много от любимой, предполагающий в будущем создание семьи с девушкой другом. И сексуальные отношения, понимаемые как игра в любовь, связываемые с образом любовницы. Образ бизнес-леди негативно оценивается ментальностью, не связан не с одним типом ситуаций и не входит в понимание ментальностью смысла любви. в данном возрасте. . стве, но не предполагающие создание семьи. ра партнера завершен, начина
Результаты исследования позволили выделить неадекватные установки в сфере близких отношений, свойственные старшеклассникам:
страх отвержения и в силу этого нежелание строить близкие отношения у молодых людей;
противопоставления секса и семьи в сознании старшеклассниц и понимание секса как игры, не требующей принятия и заботы в ментальности молодых людей;
представление о возможности самореализации в отношениях исключительно того, кто в этих отношениях доминирует (творчество как власть) у девушек;
установка на счастье в любви как получение у молодых людей.
Наиболее значимыми потребностями, реализация которых связывается с любовью, оказались потребность в принятии, понимании, сексе и защищенности.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые аспекты любви для старшеклассников, определить типы мужчин и женщин, выделяемые ментальностью, конкретизировать неадекватные установки на близкие отношения, присущие молодым людям и девушкам в 15-17 лет.
Результаты исследования позволили обосновать необходимость и разработать курс по психологии любви для учащихся 9-11 классов (Приложение 6). Учебные предметы, включающие молодых людей в мир конкретной науки, не всегда позволяют и дают достаточно времени для познания себя, определения собственного жизненного пути. Курс по психологии любви дает старшеклассникам возможность лучше понять себя, свои потребности, интересы, ценности. Курс позволяет реализовать ведущую в данном возрасте потребность в самоопределении в такой сфере жизни как близкие отношения и любовь. Курс "Психология любви" учебной программой не предусмотрен (он может быть реализован как факультатив или в рамках программы по обществознанию). Поэтому при разработке такого курса особо значимым оказалось выделить главное, наиболее важное для старшеклассников в сфере близких отношений. Разрабатываемый курс "Психология любви" включает занятия, с одной стороны, по принятию, пониманию себя и созданию для себя чувства безопасности, с другой стороны, развивает навыки позитивного общения: умение понимать, принимать, делать общение безопасным для другого человека. Отдельно в рамках данного курса обсуждаются сексуальные отношения и их взаимосвязь с любовью и семьей. Были выделены следующие смысловые блоки:
Блок 1. Представления о любви в различных культурах. Философские и психологические представления о любви. Использование опыта различных культур, философских и психологических идей для понимания собственных переживаний.
Блок 2. Влияние средств массовой информации на представления о любви, сексе, семье. Индивидуальный выбор - основа счастливой любви.
Блок 3. Понимание и принятие себя - основа построения позитивных близких отношений. Хочешь быть любимым - люби!
Блок 4. Экологичное общение. Понимание и принятие другого человека как необходимый аспект любви.
Блок 5. Секс, любовь и семья.
Для каждого блока были подобраны психологические упражнения. Курс прошел частичную апробацию на баз школы - гимназии №123 г. Барнаула.
На следующем этапе исследования испытуемыми являлись студенты Алтайского государственного университета различных специальностей в возрасте 18-20 лет в количестве 75 человек. При анализе мужской ментальности были выявлены четыре типа женщин, значимых в сфере близких отношений.
Результаты факторного анализа:
Цвета
|
F1
|
F2
|
F3
|
F4
|
|
F1
|
F2
|
F3
|
F4
|
|
|
1
|
1,40
|
1,03
|
-1,28
|
0,64
|
|
-0,36
|
0,82
|
0,21
|
0,00
|
жена
|
|
2
|
1,32
|
-1,91
|
1,02
|
1,21
|
|
0,11
|
0,87
|
-0,14
|
0,39
|
любовница
|
|
3
|
-1,33
|
0,01
|
-0,02
|
0,95
|
|
-0,60
|
0,57
|
0,42
|
0,02
|
хозяйка
|
|
4
|
-1,08
|
0,36
|
0,28
|
1,17
|
|
-0,05
|
0,92
|
-0,07
|
0,27
|
кокетка
|
|
5
|
-0,21
|
-1,23
|
-1,12
|
0,64
|
|
0,73
|
-0,45
|
0,25
|
0,00
|
стерва
|
|
6
|
-0,07
|
-0,34
|
0,77
|
-1,11
|
|
-0,58
|
0,75
|
-0,06
|
0,12
|
женщина-мать
|
|
7
|
1,90
|
1,29
|
-0,82
|
0,65
|
|
-0,60
|
0,70
|
-0,02
|
0,23
|
женщина-ребенок
|
|
8
|
-0,22
|
0,96
|
-0,28
|
-1,75
|
|
0,86
|
0,07
|
-0,33
|
-0,17
|
роковая женщина
|
|
9
|
0,09
|
-0,66
|
0,18
|
-1,55
|
|
-0,40
|
0,75
|
0,04
|
-0,36
|
женщина-друг
|
|
10
|
-0,05
|
-0,63
|
1,68
|
-0,14
|
|
-0,41
|
0,78
|
-0,13
|
0,00
|
принцесса
|
|
11
|
-0,65
|
0,82
|
0,44
|
1,22
|
|
-0,59
|
0,70
|
-0,07
|
0,22
|
мечтательница
|
|
12
|
0,91
|
0,60
|
1,62
|
-0,07
|
|
0,91
|
-0,22
|
0,13
|
-0,01
|
проститутка
|
|
13
|
0,13
|
-1,78
|
-1,87
|
-0,68
|
|
0,66
|
-0,55
|
0,22
|
0,03
|
эгоистка
|
|
14
|
-0,38
|
0,27
|
-0,28
|
-0,50
|
|
0,16
|
-0,22
|
0,15
|
-0,92
|
интеллигентка
|
|
15
|
0,04
|
0,81
|
0,26
|
-1,01
|
|
0,08
|
-0,05
|
0,94
|
-0,16
|
бизнес-леди
|
|
16
|
-1,79
|
0,40
|
-0,58
|
0,33
|
|
4,44
|
5,93
|
1,42
|
1,38
|
Факторные веса
|
|
|
|
|
|
|
|
0,30
|
0,40
|
0,09
|
0,09
|
Доля объясняемой дисперсии
|
|
|
Это образ роковой женщины, ассоциируемый с красным, малиновым и черным цветами. Данный образ раскрывается в ментальности как образ проститутки, стервы, эгоистки. Такая женщина не может быть матерью и хозяйкой, кроме того, в данном образе отрицается любая детскость, роковая женщина - это не женщина ребенок. Следующий образ, полученный при анализе мужской ментальности, это образ идеальной для данной группы женщины, ассоциируемой с красным и малиновым цветом. Идеальная женщина для 18-20-летних молодых людей - это кокетка (серые мышки им не нужны). Кроме того, она рассматривается как любовница и, если она проходит проверку этой ролью, то и как потенциальная жена. Это образ романтично-капризной женщины: мечтательницы, принцессы, ребенка, от которой также ждут и дружеских отношений. Данный образ свидетельствует о наличии в сознании молодых людей недифференцированного, эталонного, идеального женского образа: от такой женщины ждут всего и сразу. В восемнадцать, двадцать лет мужчины еще надеются найти кокетливую подругу, любовницу, жену и друга в одной женщине. Третий образ, выделенный в результате семантического анализа, это образ бизнес-леди. Такая женщина рассматривается как хозяйка и ассоциируется в ментальности с черным, темно-зеленым, фиолетовым цветом. Это образ более зрелой, старшей по возрасту женщины, который, как показал дальнейший анализ, оказался не связан не с какими типами ситуаций в любви. Такой тип женщин дифференцируется ментальности, но выделяется не для построения близких отношений, а как значимый в других сферах жизни. Наконец, последний тип женщины в данной ментальности - это образ интеллигентки. Это женщина в сером, темно-синих или зеленых цветах. Интеллигентку молодые люди рассматривают как возможного друга, но не как любовницу, сексуальные отношения с ней строиться не будут.
Семантический анализ ситуаций позволил описать три основных типа ситуаций, связываемых мужской ментальностью с любовью.
Результаты факторного анализа:
Цвета
|
F1
|
F2
|
F3
|
|
|
F1
|
F2
|
F3
|
|
|
1
|
0,08
|
-0,85
|
0,23
|
|
|
1,01
|
0,56
|
0,87
|
счастье в любви
|
|
2
|
-0,97
|
0,03
|
-0,13
|
|
|
-1,42
|
1,31
|
-0,43
|
боль от любви
|
|
3
|
0,88
|
0,17
|
0,01
|
|
|
0,50
|
0,75
|
0,69
|
ожидание любви
|
|
4
|
0,95
|
0,11
|
0,15
|
|
|
-1,44
|
-1,02
|
-0,01
|
ревность
|
|
5
|
-0,78
|
-0,08
|
-0,10
|
|
|
1,42
|
0,38
|
-1, 19
|
забота в любви
|
|
6
|
-0,82
|
0,33
|
0,06
|
|
|
-1,25
|
0,14
|
-1,54
|
измена
|
|
7
|
-0,23
|
-0,50
|
0,72
|
|
|
-0,95
|
1,43
|
-0,34
|
уход любимого человека
|
|
8
|
0,90
|
0,07
|
-0,14
|
|
|
0,42
|
-1,32
|
1,61
|
секс
|
|
9
|
-0,67
|
-0,07
|
-0,58
|
|
|
0,91
|
0,34
|
0,89
|
принятие любимым ч-ком
|
|
10
|
-0,85
|
-0,03
|
-0,32
|
|
|
0,78
|
-0,76
|
-1,39
|
самоотдача в любви
|
|
11
|
0,93
|
0,06
|
0,08
|
|
|
-0,29
|
-0,39
|
0,21
|
игра в любовь
|
|
12
|
-0,12
|
-0,92
|
-0,18
|
|
|
0,66
|
0,81
|
-0,52
|
создание семьи
|
|
13
|
-0,91
|
0,14
|
-0, 20
|
|
|
0,68
|
0,49
|
0,25
|
творчество в любви
|
|
14
|
0,83
|
0,32
|
0,32
|
|
|
-0,43
|
-2,30
|
-0,56
|
власть в любви
|
|
15
|
0,29
|
0,09
|
0,83
|
|
|
-1,34
|
0,18
|
1,87
|
агрессия в любви
|
|
16
|
0,92
|
0,09
|
0,24
|
|
|
0,76
|
-0,59
|
-0,40
|
получение в любви
|
|
|
9,24
|
2,14
|
2,00
|
|
|
9,24
|
2,14
|
2,00
|
Факторные веса
|
|
|
0,58
|
0,13
|
0,13
|
|
|
0,58
|
0,13
|
0,13
|
Доля объясняемой дисперсии
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|
|