бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная динамика смысла любви бесплатно рефераты

На основе анализа смысловых групп глаголов и мотивировок были выделены 16 типов ситуаций, связанных с любовью. Ответы на вопрос: "зачем человеку нужна любовь? " не отражали негативных аспектов близких отношений, которые можно было определить только через анализ разных типов глаголов.

Смысловые группы глаголов

Типы мотивировок: "Зачем человеку нужна любовь? "

Типы ситуаций

Радуется, смеется, улыбается, шутит, раскрывается, веселится, летает

Чтобы быть счастливым, радовать жизни

Счастье в любви

Терпит, подчиняется, страдает, нервничает, злится, переживает, боится, плачет

Чтобы не быть несчастным, чтобы в мире было меньше горестей

Боль от любви

Ждет, надеется, верит, мечтает

Чтобы строить вместе планы на будущее

Ожидание любви

Ревнует, требует, добивается, следит, скандалит, не доверяет

Ревность

Заботится, опекает, оберегает, лелеет, холит

Чтобы было о ком заботиться, чтобы получать заботу, нежность, помощь

Забота в любви

Бросает, уходит, изменяет, гуляет, издевается, обманывает

Чтобы иметь одного единственного друга

Измена

Бросает, уходит, избегает, убегает, улетает

Уход любимого человека

Ласкает, целует, хочет, гладит, обнимает, соблазняет, овладевает, желает

Чтобы получать удовольствие, чтобы удовлетворять сексуальные потребности

Секс

Ценит, уважает, обожает, любит, гордится женой, восхищается

Чтобы тебя любили, чтобы ты был кому-то нужен

Принятие любимым человеком

Дарит, ублажает, обеспечивает, дает

Чтобы сделать счастливым другого человека, чтобы отдавать, чтобы дарить свою теплоту и ласку

Самоотдача в любви - Получение в любви

Ухаживает, охмуряет, играет, кокетничает, улыбается, смеется, флиртует, хохочет

Игра в любовь

Воспитывает детей, создают уют, сидит дома, выполняет домашние обязанности (гладит, убирает, готовит, стирает)

Чтобы иметь детей, чтобы выйти замуж, чтобы создать счастливую семью

Создание семьи

Подчиняется - подчиняет, терпит, контролирует, унижает. позволяет

Власть в любви

Ругает, скандалит, бьет, дерется, убивает, издевается

Агрессия в любви

Рисует, поет, танцует, создает, творит, импровизирует, посвящает стихи, фантазирует

Чтобы реализовать свой творческий потенциал, чтобы самореализоваться

Творчество в любви

Для дальнейшего семантического анализа было составлено две матрицы (Кошелева Е.В. [187,188, 189, 191, 192, 193]). В первой - объектами являлись цвета, а дескрипторами мужские или женские роли, в зависимости от пола испытуемого: (мужские роли: муж, любовник, джентльмен, дон жуан, романтик, деспот, тюфяк, эгоист, друг, спонсор, хозяин, зануда, защитник, лидер, наставник; женские роли: жена любовница, хозяйка, кокетка, стерва, мать, ребенок, роковая женщина, друг, принцесса, мечтательница, проститутка, интеллигентка, бизнес-леди). Во второй матрице объектами выступали ситуации в любви (счастье в любви, боль от любви, ожидание любви, ревность, забота в любви, измена, уход любимого человека, секс, принятие любимым человеком, самоотдача в любви, игра в любовь, создание семьи, творчество в любви, власть в любви, агрессия в любви, получение в любви), дескрипторами - цвета. Таким образом, цвета являлись общими элементами данных семантический матриц, что позволило сопоставить их в дальнейшем и определить с каким типом ситуации связан тот или иной тип женщины или мужчины. Цвета были выбраны в силу проективности данного материала (неструктурированности, многозначности, знаковости, возможности различной интерпретации). Проективность материала позволила выявить глубинные, неосознаваемые установки, связанные с любовью. Использование в семантическом дифференциале цветов имеет практическое значение для моделирования имиджа, результаты исследования могут быть использованы для создания рекламы, имиджа звезд теле - и шоу - бизнеса, проектирования клипов.

Итак, в данном параграфе представлены результаты разных этапов исследования феномена "любви", начиная с опроса ценностей учащихся 1999 году и заканчивая разработкой в 2003 году психосемантического теста, позволяющего определить значимость мужских и женских ролей для построения близких отношений и связь этих ролей с ситуациями, связанными с любовь. Анкета, включающая закрытые и открытые вопросы, разработанная в 2001 году позволила сформулировать гипотезы об основных трудностях, с которыми сталкивается молодежь при построении близких отношений. Это невротическая зависимость от любимого человека, идеализация любви, приводящая к высокому риску разочарования в этом чувстве, и повышенная тревога, не позволяющая строить гармоничные отношения. Исследование смысла любви через метафоры, проведенное в 2002 году, позволило выявить основные противоречия в понимании самой любви молодежью: стихийность, естественность - целенаправленность любви; динамичность - статичность, трансцендентность - материальность любви. Настораживает и осмысление любви студентами через маниакально-депрессивные состояния. В результате психосемантического исследования феномена "любви" через метафоры была построена четырех факторная модель любви: любовь-эротика, любовь-строительство, любовь - страсть, любовь - дружба.

В 2003 году для экспериментального изучения смысла любви через соотнесение предметов потребностей с ситуацией удовлетворения потребностей был проведен предварительный анкетный опрос и тестирование. Результаты опроса позволили выявить наиболее значимые мужские и женские образы и присущие им поведенческие паттерны. Результаты модифицированной методики предельных смыслов установили ориентацию в любви на удовлетворение собственных потребностей, потребностей партнера, создание семьи и продолжение рода; осмысление любви в призме задач человечества, законов жизни, Вселенной; понимание ценности любви самой по себе и уникального средства создания и сохранения чувства "Мы". В результате обобщения данных анкетного опроса и тестирования был составлен психосемантический тест для изучения смысла любви через предметы потребностей и ситуации их удовлетворения.

Таким образом, теоретический анализ работ по психологии любви позволил сделать вывод о необходимости системного изучения феномена "любви" и обобщения результатов различных исследований. В рамках данной работы была реализована серия эмпирических исследований семантики любви. Результатом предварительных этапов исследований стала разработка психосемантического теста для изучения возрастной динамики смысла любви.

Глава 3. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви

3.1. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар

Я люблю тебя.

Это значит -

Я желаю тебе добра

В. Тушнова

Представления о любви меняются вместе с развитием личности человека. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви охватило собой три возрастных группы, наиболее сензитивных к изучаемой проблематике: старшеклассников, студентов и молодые семейные пары. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире, самоопределение и самопознание составляют основное содержание психологического развития в период ранней юности [205, 293, 299, 423]. Старшеклассники пытаются определить для себя сущность любви и через любовь понять особенности собственной личности. Первая любовь, наступающая, как правило, именно в период ранней юности, делает старшеклассников особенно сензитивными к данной проблематике. В студенчестве меняется социальная ситуация развития молодых людей: увеличивается свобода, ослабляется родительский надзор, расширяется круг знакомых, возникают стабильные отношения с противоположным полом, связанные с планами создания семьи. Основной психологический конфликт молодых людей в 20-25 лет: близость-изоляция [205, 423]. При его позитивном разрешении, установлении близких, доверительных отношений формируется новое качество личности - любовь.

Кардинально меняется социальная ситуация развития молодых людей в момент создания семьи [414, 422]: процесс выбора партнера завершен, начинается этап создания семейных ценностей, установления семейных ролей, распределения обязанностей. Одной из главных задач молодой семьи является сохранение и развития чувства любви, которое в современных семьях является основным мотивом заключения брака. Итак, выбор трех возрастных групп: старшеклассники, студенты, молодые семейные пары - позволяет отследить динамику представлений о любви при изменении социальной ситуации формирования близких отношений, по мере приобретение человеком жизненного опыта.

На первом этапе исследования испытуемыми являлись старшеклассники школы - гимназии №123 г. Барнаула в количестве 104 человек (9-11 классы различного профиля).

При анализе ментальности старшеклассниц были выявлены три типа мужчин, значимых в близких отношениях: друг, дон жуан, каменная стена.

0,760899

0,575172

0,153768

муж

0,675723

0,002423

0,703091

любовник

0,185318

0,249486

0,676070

джентльмен

0,258491

0,007460

0,914088

дон жуан

0,930603

-0,111436

0,322203

романтик

-0,964413

0,041741

-0,056961

деспот

-0,123610

-0,339095

-0,832749

тюфяк

-0,977225

0,175213

0,022178

эгоист

0,944931

0,023638

0,269067

друг

0,004200

0,841513

0, 198073

спонсор

-0,491745

0,761654

0,100832

хозяин

-0,601139

-0,285788

-0,649255

зануда

-0,143755

0,682803

0,684851

защитник

-0,177369

0,635661

0,705826

лидер

0, 209031

0,930926

0,222193

наставник

5,495005

3,660374

4,171541

Факторные веса

0,366334

0,244025

0,278103

Доля дисперсии

Наиболее важным в данном возрасте оказалось иметь друга противоположного пола (данный фактор объясняет 36% общей дисперсии). Друга ученицы старших классов хотят видеть романтичным и интересным в общении (это романтик и не зануда). Друг не должен думать только о себе или диктовать свои условия (он не эгоист и не деспот).

Именно такого молодого человека девушки рассматривают как возможного будущего мужа, в первую очередь, и любовника, во вторую. Друг ассоциируется у девушек с желтым, розовым, голубым и светло-зеленым цветом. Следующий тип мужчины, значимый в данном возрасте, это дон жуан. Это образ галантного и интересного любовника (джентльмена, не зануды), который, по представлению юных леди, может защитить (защитник, лидер, не тюфяк) и явно выделяется среди всех (он лидер, не тюфяк). Такой мужчина ассоциируется с малиновым и темно-синим цветом. Наконец, третий тип мужчины - это мужчина - каменная стена. Такой мужчина может защитить от всех и всего: он наставник и способен дать совет и помочь решить проблему, он спонсор и хозяин и может дать финансовую и материальную стабильность, он лидер и поэтому способен обеспечить и особое социальное положение в группе для своей избранницы. Образ мужчины - каменной стены связан в сознании респонденток с насыщенно зеленым и темно-синем цветом.

Факторный анализ ситуаций, связанных с любовью, позволил выделить три их типа: "хочу замуж", "как реализовать себя в отношениях" и "счастливый секс".

0,03257

0,51617

-1,57724

счастье в любви

-0,97153

-1,89744

0,27671

боль от любви

1,40537

-1,30479

-0,87044

ожидание любви

-1,03886

0,26915

1,06927

ревность

0,94091

-0,09700

-0, 20457

забота в любви

-0,93634

-0,75962

0,96545

измена

-0,31139

-0,92183

1,08093

уход любимого человека

-1,05629

0,26387

-2,39064

секс

0,82849

0,85611

0,00863

принятие любимым ч-ком

0,65223

-0,13721

-0,43435

самоотдача в любви

0,23775

-0,67373

0,04311

игра в любовь

1,60959

0,53303

1,28420

создание семьи

0,72863

1,03924

0,71810

творчество в любви

-1,43151

2,21102

0,43174

власть в любви

-1, 19598

-0,38942

-0,03459

агрессия в любви

0,50637

0,49242

-0,36632

получение в любви

7,344960

3,478501

4,053477

Факторные веса

0,459060

0,217406

0,253342

Доля объясненной дисперсии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23