бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная динамика смысла любви бесплатно рефераты

Приложение 6.

ТЕКСТ ПРОГРАММЫ КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ ЛЮБВИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Тема 1. Представленя о любви в различных культурах. Философские и психологические теории любви.

Роль любви в жизни человека и общества. Представления о любви в архаической культуре: любовь и охота - взаимоналожение и противопоставление. Эпоха древних цивилизаций: шумеро-акадская, египетская и древнеиндийская культура - развитие представлений о любви. Античность. Афродита Небесная и Афродита Земная. Средневековые представления о любви: божественное и земное в любви. Понимание любви в эпоху Возрождения, индивидуализация и свобода в любви. Любовь в эпоху Нового времени. Разум и любовь. Новейшее время и представления о любви. Теория любви В. Франкла и А. Маслоу. Понимание любви в русской культуре: В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский о любви и женственности.

Задания и упражнения к теме.

Ролевая игра "Путешествие на машине времени".

Учащиеся самостоятельно делятся на 7 групп. Группам раздаются таблички с типом культуры: архаическая, индийская, античная, средневековая, культура Возрождения, культура Нового и Новейшего времени, русская культура. Каждая группа готовит сценку, отражающую представления о любви в определенной культуре. Остальные группы угадывают культуру и выделяют основные особенности представлений о любви в данной культуре.

Рыцарский турнир. Выбирается юноша и девушка. Они садятся в центре круга и берутся за руки. Молодой человек должен без пауз говорит девушке приятные слова: какая она, какие чувства в нем вызывает, чем нравится. Пауза больше пяти секунд считается проигрышем. Далее выходит следующая пара.

Тема 2. Влияние средств массовой информации на представления о любви, сексе, семье.

Образы мужчины и женщины в рекламе, кино, шоу-программах, молодежных журналах. Идеальный мужчина - какой он? Идеал женщины: реально ли быть супер-женщиной? Тема любви в СМИ. Образ типичной семьи в средствах массовой коммуникации. Сексуальные отношения и их связь с семьей в СМИ. Собственный выбор - основа счастья в близких отношениях (кто решает: Я или СМИ).

Задания и упражнения к теме.

Игра "Покажи фразу - угадай фразу". Класс разбивается на две команды. Команде необходимо угадать фразу, которую демонстраторы (юноша и девушка) показывают при помощи пантомимы: жестами, мимикой, движениями, но без слов. Играющая команда может задавать вопросы демонстраторам. На то, чтобы договорится об условных знаках: абстрактное или конкретное понятие, приставка, корень и т.д. у команд по три минуты.

Возможные фразы для шарад; любезный друг явился вдруг. Милый, давай помечтаем вдвоем. Дорогой, подойди ко мне поближе. Леди требует любви и уважения. Глаза без нежности тускнеют. Моя душа полна любви. Я творец своей судьбы. Романтика - это томление духа.

Ток - шоу "Влияние СМИ на представления о любви". Школьники получают задание неделю внимательно смотреть телевизор и отмечать: как, в какой обстановке, за каким делом изображается женщина, мужчина. Какого они обычно возраста, внешности. Выбирается ведущий ток-шоу, звезды рекламы (типичные образы мужчин, женщин в рекламе), жертвы рекламы и т.д. Проводится ролевая игра.

Тема 3. Понимание и принятие себя - основа построения позитивных близких отношений. Хочешь быть любимым - люби!

Какой Я? Мои плюсы и минусы, цели и ценности. Каким бы я хотел быть? Построение образа идеального Я и определение путей его достижения. Что значит любить себя? Любовь к себе и эгоизм. Каким меня видят другие? Я для других и Я для себя. Что я показываю окружающим? Выражение позитивных чувств и самопредъявление.

Задания и упражнения к теме.

Упражнение "Какой Я? Каким хотел бы быть? Каким меня видят другие? ". Каждый на листочке пишет в первом столбце ответ на вопрос: "Какой Я", во втором столбце ответ на вопрос: "Каким я хотел бы быть? ". Вопросы для анализа: Какие качества вы включили в описание собственного образа? Какие качества вы поставили на первое место при описании себя? Сколько качеств и какие повторились в двух столбцах? Какие новые качества появились во втором столбце? Что вы реально можете сделать, чтобы развить в себе эти качества? А теперь попросите нескольких человек, которым вы доверяете написать: каким они вас видят? Сравните это с тем, как видете себя вы сами.

Марионеточная терапия. Каждый участник приносит из дома кусочки материи, тесьму, пластилин, шарик, нитки, ножницы, иголку. Участники создают свою марионетку. Каждый участник рассказывает от лица марионетки о ее жизни, целях, ценностях. После всех рассказов участникам предлагается повзаимодействовать с другими марионетками.

Упражнение "Рисуем автопортрет". Необходимо нарисовать на большом листе бумаги цветными карандашами свой портрет. Изображение может претендовать на точность или быть символическим. Дайте своему рисунку название. Вопросы для анализа: Занимает ли ваш рисунок все пространство листа? Какими линиями он нарисован? Не отсутствуют ли какие-то части тела? Может быть, какие - о замаскированы или изображены непропорционально? Можно ли его показывать другим? Какие преобладают цвета? Выражено ли какое-то чувство? Какое?

Упражнение "Рисуем свое имя". Нарисуйте на белом листе бумаги свое имя. Положите лист перед собой. Представьте себя и свой рисунок.

Упражнение "Глядя в зеркало". Встаньте перед зеркалом. Внимательно рассмотрите все части вашего тела. Что вы увидели? Что в вас самое лучшее? Как бы вы описали себя незнакомому человеку, которому предстоит встретить вас, например, на вокзале. Представьте, что вы себя видите впервые. Каково ваше первое впечатление? Что нужно, чтобы это впечатление стало лучше? Какова ваша самая неприятная внешняя особенность? Представьте, что эта черта сильна до безобразия. А теперь рассмейтесь над получившимся образом, как над изображением в кривом зеркале.

Фильм о своей жизни. Расслабьтесь и закройте глаза. Представьте, что вы смотрите полнометражный кинофильм о своей жизни. Где происходит действие фильма? Каков основной сюжет? Кто главные герои? Кто является второстепенным персонажем? Кто постановщик картины? Что делают зрители, когда смотрят фильм? В чем заключается кульминация сюжета? Каков конец? Какие выводы можно сделать из фильма?

Контраргументы. Составьте список своих слабых сторон. Разместите его на левой половине листа бумаги. На правой стороне против каждого пункта напишите то положительное, что можно ему противопоставить. Например: Я никому не нравлюсь - Те, кто действительно меня знают, относятся ко мне хорошо. Во мне нет привлекательных черт - во мне масса привлекательных черт. Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры. Начните думать о себе в терминах правой стороны листа.

Упражнение "Мне нравится в тебе... " Кидайте мячик кому-нибудь из группы и говорите, что вам в нем нравится. Постарайтесь, чтобы мячик побывал у каждого.

Упражнение "Я благодарен тебе... " В конце занятия найдите человека, которому вы больше всего благодарны за это занятие и поблагодарите его.

Тема 4. Экологичное общение. Понимание и принятие другого человека как необходимый аспект любви.

Понимание другого человека. Активное слушание. Безоценочное общение и конструктивная критика. Комплименты: как правильно их делать. Вербальное и невербальное проявление принятия и отвержения другого человека. Правило "Семи нет" в общении (не лгать, не упрекать, не запрещать, не шантажировать, не давать советов, не сравнивать, не избавлять от трудностей).

Задания и упражнения к теме.

Упражнение "Мое состояние". Кидайте мячик и называйте имя человека, которому кидаете. Он принимает позу, отражающую его состояние в данный момент. Группа угадывает состояние. Мячик кидается следующему.

Упражнение "Приветствие". Необходимо поздороваться со всеми членами группы. Подойдите к первому партнеру и поздоровайтесь, используя свой способ невербального приветствия. Со следующим партнером необходимо поздороваться тем способом, который использовал ваш предыдущий партнер. Если в какой-либо паре встречаются два одинаковых приветствия, то следующего своего партнера эти два человека должны приветствовать новым способом.

Упражнение "Лепим чувство". Группа разбивается на пары. Один человек из пары - скульптор. Другой - глина. Скульптор лепит чувство, вся группа угадывает. Далее скульптор и глина меняются ролями.

Упражнение "Новое". Каждый участник группы здоровается и отмечает: что нового он увидел в облике, настроении, отношении кого-либо из группы.

Упражнение "Палитра красок". Участники закрывают глаза и определяют: какой цвет сейчас ближе всего их состоянию. Члены группы кидают мячик друг другу и пытаются угадать цвет того, кому кидают. Человек, цвет состояния которого отгадывают, говорит правильный цвет.

Упражнение "В общении с тобой... " Группа разбивается на пары. Люди, попавшие в пару, рассказывают друг другу, что помогает им в общении, а что мешает. Для этого они по очереди продолжают фразы: "В общении с тобой мне помогает... ", "В общении с тобой мне мешает... ". Пары меняются три раза.

Упражнение "Угадай руки". Выбирается доброволец. Он садится на стул и кладет руки на колени. Ему завязывают глаза. Члены группы подходят и кладут свои руки на его, взаимодействуют руками без слов. Доброволец угадывает человека по рукам.

Упражнение "Золотой и черный стул". Ставятся два стула. Сидя на одном, человек слушает только хорошее о себе. Сидя на другом, слушает о своих негативных качествах, по мнению группы. Посидеть на золотом стуле обязательно. На черный стул садятся по желанию. А потом обязательно пересаживаются на золотой.

Упражнение "Учимся слушать". Разбейтесь на пары. Один из пары рассказывает. Другой - позой, мимикой, жестами выражает принятие собеседника, интерес к его рассказу. В конце рассказа он задает вопрос: "Я правильно тебя понял, что... " и передает своими словами содержание рассказа. Роли меняются. После упражнения полезно обменятся чувствами, отметить, что особенно помогало и делало приятным рассказ.

Упражнение "Семь не". Класс разбивается на семь групп. Каждая группа выбирает себе какое-то правило. И пишет 7 пунктов, описывающих негативные последствия нарушения правила. Далее ставится сценка, отражающая эти негативные последствия.

Тема 5. Секс, любовь и семья. Сексуальные отношения - это серьезно. СПИД, заболевания, передающиеся половым путем, и беспорядочные сексуальные связи. Аборты и бесплодие. Что значит быть взрослым человеком: кто мой опекун, родитель и авторитет? Всему свое время: секс как выражение любви между взрослыми людьми. Сексуальные отношения в семье, планирование и рождение ребенка.

Задания и упражнения к теме.

Тест. Начертите шкалу:

Ответьте на следующие вопросы. Ответы на первую часть вопроса откладывайте вверх по шкале. Ответы на вторую часть вопроса зеркально вниз.

1. Как часто в общении я даю положительное внимание другим людям (хвалю их, делаю комплименты, говорю что-то приятное) ?

Как часто в общении с этими людьми я даю отрицательное внимание (ругаю, критикую, унижаю и т.д.) ?

2. Как часто я прошу положительное внимание к себе? Как часто я прошу отрицательное внимание к себе?

3. Как часто я принимаю положительное внимание от других людей (понимаю = верю) ?

Как часто я принимаю отрицательное внимание от других людей (понимаю = верю) ?

4. Как часто я отказываю в положительном внимании другим людям?

Как часто я отказываю в отрицательном внимании другим людям (прерываю отрицательный контакт) ?

5. Как часто я даю положительное внимание самому себе? Как часто я даю отрицательное внимание самому себе?

Далее необходимо ответить "как часто я хочу это делать? " по всем пяти пунктам и начертить эти столбики другим цветом. Посмотреть, где расхождение между "делаю" и "хочу делать" максимально.

Копилка вопросов. Каждый участник группы пишет вопрос о сексуальных отношениях, который его волнует. Листочки с вопросами сворачиваются и бросаются в копилку. Ведущий в дальнейшей беседе ориентируется на эти вопросы.

Тема 6. Позитивная модель любви.

Что я могу дать близкому человеку? Что я могу сделать, чтобы подарить другому человеку радость? Каким я хочу видеть моего партнера. Какие качества в нем мне наиболее важны. Диалог: как говорить о своих желаниях, как обсуждать с партнером трудности в отношениях. Любовь и творчество: как избежать скуки и однообразия. Что лучше: любить или быть любимым? Задания и упражнения к теме.

Упражнение "Карусель". Участники встают в два одинаковых по числу человек круга: внешний и внутренний - лицом друг к другу. Люди, стоящие друг напротив друга, обмениваются подарками. Внешний круг сдвигается на одного человека. Происходит обмен подарками с новым человеком. Так продолжается до тех пор, пока не будет пройден полный круг. Важно подбирать подарок индивидуально для каждого человека.

Упражнение "Что я хочу получить от группы? ". Участники группы озвучивают: что бы им хотелось получить от других членов группы (внимание, поддержку, улыбку, объятие, похвалу) и в какой форме они хотят это получить. Если тот, к кому обращаются с просьбой, готов это дать - желание реализуется. Упражнение "Ворота в новую жизнь". Устанавливаются ворота. Ведущий выполняет роль привратника. Чтобы войти в новую жизнь, каждый участник должен оставить у ворот все ненужное: негативные чувства, страхи, неуверенность и т.д. и взять то, что ему необходимо в новой жизни.

Дневник добрых дел. В нем каждый день в течение недели школьники фиксируют, кому и сколько раз они подарили радость, тепло, улыбку. Упражнение "Я могу дать своему партнеру... ". Каждый участник группы на листочке продолжает эту фразу 15 раз.

Арт-тренинг "Пространство любви". Каждый участник группы на листе ватмана строит, создает свое пространство любви. Каждый участник рассказывает о своем пространстве любви: какое это пространство, как в нем автору, кого еще он пускает в это пространство. Участники группы делятся чувства, которые вызывает у них рисунок. Участникам предлагается соединить свои пространства любви с другими.

Упражнение "Решение проблемы". Включается музыка. Участники разбиваются на пары. Один человек из пары принимает позу, отражающую его основную проблему при построении близких отношений. Другой человек из пары помогает ему выйти из этой позы, изменить ее на другую. Потом происходит обмен чувствами в паре.

Тест для девушек "Партнер на всю жизнь".

Сначала все участники рассматривают 8 картинок, изображающих мужчину и женщину (А В С D Е F G Н).

Приложение 7.

Регрессионные модели типов ситуаций для женщин.

Regression Summary for Dependent Variable: Var4 (Spreadsheet1)

R=,94419425 R? =,89150278 Adjusted R? =,86437847

F(3,12) =32,867 p<,00000 Std. Error of estimate:,36814

Ситуация "Создание семьи" для студенток

Бета

Std. Err.

B

Std. Err.

t(8)

p-level

of Beta

of B

0,001

0,092

0,014

0,989

0,813

0,095

0,812

0,095

8,546

0,000

создание семьи

Школь-ницы

0,447

0,095

0,447

0,095

4,706

0,001

самореализация

-0,176

0,095

-0,176

0,095

-1,852

0,089

счастливый секс

Regression Summary for Dependent Variable: Var5 (Spreadsheet1)

R=,83145215 R? =,69131268 Adjusted R? =,61414085

F(3,12) =8,9581 p<,00218 Std. Error of estimate:,62087

ситуация "Власть через секс" для студенток

Бета

Std. Err.

B

Std. Err.

t(8)

p-level

of Beta

of B

-0,001

0,155

-0,004

0,997

-0,394

0,160

-0,394

0,160

-2,459

0,030

создание семьи

Школь-

0,573

0,160

0,573

0,160

3,573

0,004

самореализация

ницы

-0,455

0,160

-0,455

0,160

-2,838

0,015

счастливый секс

Regression Summary for Dependent Variable: Var6 (Spreadsheet1)

R=,66056720 R? =,43634903 Adjusted R? =,29543628

F(3,12) =3,0966 p<,06747 Std. Error of estimate:,83924

ситуация "Равноправный секс" для студенток

Бета

Std. Err.

B

Std. Err.

t(8)

p-level

of Beta

of B

-0,001

0,210

-0,006

0,995

0,242

0,217

0,242

0,217

1,118

0,286

создание семьи

Школь-

-0,255

0,217

-0,255

0,217

-1,175

0,263

самореализация

ницы

0,559

0,217

0,559

0,217

2,581

0,024

счастливый секс

Regression Summary for Dependent Variable: Var7 (Spreadsheet1)

R=,97770766 R? =,95591227 Adjusted R? =,92652045

F(6,9) =32,523 p<,00001 Std. Error of estimate:,27104

Модель счастливой любви у молодых жен

Бета

Std. Err.

B

Std. Err.

t(8)

p-level

of Beta

of B

0,001

0,068

0,009

0,993

-0,178

0,285

-0,178

0,285

-0,623

0,549

создание семьи

Школь-

-0,286

0,164

-0,286

0,164

-1,746

0,115

самореализация

ницы

-0,019

0,161

-0,019

0,161

-0,118

0,908

счастливый секс

1,056

0,314

1,056

0,314

3,358

0,008

создание семьи

Студен-

0,115

0,128

0,115

0,128

0,901

0,391

секс как орудие власти

тки

0,510

0,137

0,510

0,137

3,712

0,005

равноправный секс

Regression Summary for Dependent Variable: Var8 (Spreadsheet1)

R=,93229287 R? =,86916999 Adjusted R? =,78194998

F(6,9) =9,9653 p<,00151 Std. Error of estimate:,46715

Создание семьи как проявление власти для молодых жен

Бета

Std. Err.

B

Std. Err.

t(8)

p-level

of Beta

of B

0,001

0,117

0,009

0,993

1,215

0,491

1,215

0,491

2,473

0,035

создание семьи

Школь-

0,923

0,282

0,923

0,282

3,268

0,010

самореализация

ницы

-0,513

0,277

-0,514

0,277

-1,853

0,097

счастливый секс

-0,925

0,541

-0,926

0,542

-1,708

0,122

создание семьи

Студен-

-0, 191

0,220

-0, 191

0,221

-0,867

0,408

секс как орудие власти

тки

-0,954

0,236

-0,954

0,237

-4,033

0,003

равноправный секс

Regression Summary for Dependent Variable: Var9 (Spreadsheet1)

R=,90213113 R? =,81384058 Adjusted R? =,68973431

F(6,9) =6,5576 p<,00666 Std. Error of estimate:,55678

Сексуальные отношения в представлении молодых жен

Бета

Std. Err.

B

Std. Err.

t(8)

p-level

of Beta

of B

0,000

0,139

0,003

0,998

0,445

0,586

0,445

0,586

0,760

0,467

создание семьи

Школь-

0,336

0,337

0,336

0,337

0,998

0,344

самореализация

ницы

-0,294

0,331

-0,294

0,330

-0,891

0,396

счастливый секс

-0,525

0,646

-0,525

0,646

-0,814

0,437

создание семьи

Студен-

1,040

0,263

1,040

0,263

3,956

0,003

секс как орудие власти

тки

-0,220

0,282

-0,220

0,282

-0,780

0,456

равноправный секс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23