Возрастная динамика смысла любви
В представлениях мужей образ идеальной девушки становится образом жены, при этом роли входящие в образ сохраняются. Мужьями добавляются в этот образ две новых роли: не стерва и не бизнес-леди. Мужчины подчеркивают хороший характер своих жен, но не воспринимают их как деловых женщин. Несколько меняется и иерархия ролей в структуре образа: на первое место выходят характеристики, подчеркивающие романтичность жены (кокетка, ребенок, мечтательница, принцесса). Образ жены для мужей включает и качества девушки-друга, наиболее значимой для школьников. Жена может понять, поддержать, не станет эгоистично настаивать только на реализации своих желаний. Итак, образ жены соединяет в себе качества наиболее значимых на предыдущих возрастных этапах женщин (Приложение 8). Образ роковой женщины вновь сливается в сознании мужчин с образом бизнес-леди. Роковая женщина - это женщина продажная, не лишенная деловых качеств. И она точно не идеальная женщина для построения близких отношений. Сохраняется возникший в студенчестве образ интеллигентной девушки-друга, который по-прежнему не связан с ситуациями, описывающими любовь. Этот образ наиболее близок школьным представлениям о девушке-друге и бизнес-леди.
|
Типы ситуаций и их связь с женскими образами
|
|
Школьники
|
Счастье как безопас-ность - девушка-друг
|
Счастье как получение - девушка-друг
|
Секс как игра в любовь - любовница
|
Уход любимой
|
Отверже-ние
|
|
Студенты
|
Счастье в любви - идеальная девушка
|
Секс как орудие власти - роковая женщина
|
Секс как спонтанное самовыражение идеальная девушка
|
|
|
|
Мужья
|
Создание семьи - жена
|
Самоотда-ча - жена, не роковая женщина
|
Секс как спонтанное самовыражение - жена
|
|
|
|
|
школьники
|
|
|
|
студенты
|
|
мужья
|
|
|
|
|
F1
|
F2
|
F3
|
F4
|
F5
|
F1
|
F2
|
F3
|
F1
|
F2
|
F3
|
|
|
1,000
|
,0000
|
-,0000
|
,0000
|
-,0000
|
-,8236
|
,0261
|
-,1184
|
-,6905
|
,4623
|
-,1287
|
F1
|
|
p= - -
|
p=1,0
|
p=1,0
|
p=1,0
|
p=1,0
|
p=,00
|
p=,92
|
p=,66
|
p=,00
|
p=,07
|
p=,63
|
|
|
,0000
|
1,000
|
0
|
0
|
0
|
, 1960
|
-,2378
|
-,1663
|
,2604
|
, 1987
|
-,0274
|
F2
|
|
p=1,0
|
p= - -
|
1
|
1
|
1
|
p=,47
|
p=,38
|
p=,54
|
p=,33
|
p=,46
|
p=,92
|
|
|
-,0000
|
-,0000
|
1,000
|
-,0000
|
0
|
-,0266
|
-,6753
|
,3256
|
-,0909
|
-,2927
|
,4310
|
F3
|
|
1
|
1
|
p= - -
|
1
|
1
|
p=,92
|
p=,00
|
p=,21
|
p=,73
|
p=,27
|
p=,09
|
|
|
0
|
0
|
0
|
1,000
|
,0000
|
-,1689
|
, 2092
|
,0866
|
,0936
|
,5293
|
-, 1943
|
F4
|
|
1
|
1
|
1
|
p= - -
|
1
|
p=,53
|
p=,44
|
p=,75
|
p=,73
|
p=,04
|
p=,47
|
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,000
|
-,4419
|
-,2879
|
,0392
|
-,6093
|
-, 2038
|
,1158
|
F5
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
p= - -
|
p=,09
|
p=,28
|
p=,89
|
p=,01
|
p=,45
|
p=,67
|
|
|
-,8236
|
, 1960
|
-,0266
|
-,1689
|
-,4419
|
1,000
|
-,0001
|
,0004
|
,9006
|
-,3397
|
,1085
|
F1
|
|
p=,00
|
p=,46
|
p=,92
|
p=,53
|
p=,09
|
p= - -
|
p=1,0
|
p=,99
|
p=,00
|
p=, 19
|
p=,68
|
|
|
,0261
|
-,2378
|
-,6753
|
, 2092
|
-,2879
|
-,0001
|
1,000
|
,0008
|
,1531
|
,3431
|
-,3955
|
F2
|
|
p=,92
|
p=,38
|
p=,00
|
p=,44
|
p=,28
|
p=1,0
|
p= - -
|
p=,99
|
p=,57
|
p=, 19
|
p=,13
|
|
|
-,1184
|
-,1663
|
,3256
|
,0866
|
,0392
|
,0004
|
,0008
|
1,000
|
,0219
|
-,1059
|
,5934
|
F3
|
|
p=,66
|
p=,54
|
p=,22
|
p=,75
|
p=,89
|
p=,99
|
p=,99
|
p= - -
|
p=,93
|
p=,69
|
p=,01
|
|
|
-,6905
|
,2604
|
-,0909
|
,0936
|
-,6093
|
,9006
|
,1531
|
,0219
|
1,000
|
,0009
|
,0010
|
F1
|
|
p=,00
|
p=,33
|
p=,74
|
p=,73
|
p=,01
|
0
|
p=,57
|
p=,94
|
p= - -
|
p=,99
|
p=,99
|
|
|
,4623
|
, 1987
|
-,2927
|
,5293
|
-, 2038
|
-,3397
|
,3431
|
-,1059
|
,0009
|
1,000
|
0
|
F2
|
|
p=,07
|
p=,46
|
p=,27
|
p=,04
|
p=,45
|
p=, 20
|
p=, 19
|
p=,70
|
p=,99
|
p= - -
|
1
|
|
|
-,1287
|
-,0274
|
,4310
|
-, 1943
|
,1158
|
,1085
|
-,3955
|
,5934
|
,0010
|
,0010
|
1,000
|
F3
|
|
p=,64
|
p=,92
|
p=,10
|
p=,47
|
p=,67
|
p=,69
|
p=,13
|
p=,02
|
1
|
1
|
p= - -
|
|
|
|
Для мужчин на всех возрастных этапах значима модель счастливой любви. Школьники и студенты понимают счастье в любви как безопасность, прочность отношений (девушка не изменит, не уйдет, не причинит боль, не вызовет ревность и агрессию) и получение внимания, заботы от любимой. Молодые мужья связывают счастье в любви с созданием семьи, безопасностью отношений и получением. При этом именно получение заботы, внимания, подарков от любимой девушки позволяет прогнозировать создание с ней семьи (Приложение 9). Счастье в любви, по мнению мужчин, это удовлетворение двух потребностей: в получении заботы и внимания и в безопасности.
Начиная со школьного возраста, мужчины строят и модель сексуальных отношений. Если для старшеклассников секс - это игра в любовь, не требующая принятия и заботы, то для студентов секс это еще и орудие власти. Роковая женщина не испытывает боли от любви, от нее не возможно уйти и она властвует через сексуальные отношения. Фрустрация потребности в любви для студентов связана в первую очередь с невозможностью строить сексуальные отношения. Регрессионный анализ показал прогностическую валидность ситуации секса для школьников для объяснения фрустрации потребности в любви у студентов. Новый опыт близких отношений в студенчестве максимально связан с их сексуальной стороной. Представления студентов о сексе (третий фактор в пространстве ситуаций) невозможно предсказать на основе школьных представлений о любви (Приложение 9). Секс понимается студентами как спонтанное самовыражение близкое к агрессии. Сексуальные отношения для студентов невозможны, если девушка изменяет или проявляет гиперзаботу и в ответ требует полной самоотдачи от мужчин. Модель сексуальных отношений у молодых мужей близка к модели сексуальных отношений у студентов.
Страх отвержения и ухода любимой не позволяет школьникам строить отношения, но пропадает как самостоятельный тип ситуаций с расширением социальных контактов в студенчестве. Потребность в самоотдаче формируется у мужчин только в браке, где они готовы отдавать, веря, что любимая не изменит и не уйдет. Самоотдача для молодых мужей во многом способ защитить себя от ухода любимой (эта ситуация в семейной жизни переживается так же болезненно, как и в школьные годы - Приложение 9). Интересно, что все позитивные отношения мужчины в разных возрастах связывают с каким-то одним образом: девушки друга в школьные годы, идеальной девушки в студенчестве, жены в семейной жизни. Неслучайно и сами эти образы являются генерализованными, включающими самые разноплановые роли. С любовницей ассоциируется школьниками секс как игра в любовь, с роковой женщиной связывают студенты фрустрацию потребности в любви. Интеллигентка и бизнес-леди оказались в любом возрасте не востребованными в сфере близких отношений. Эти образы выделяются мужчинами скорее для фильтрации женщин, для принятия решения о том, что девушка на роль возлюбленной не подходит.
Основные тенденции возрастной динамики смысла любви представлены в таблице:
|
Наиболее значимые и проблемные ситуации
|
Незначимые ситуации
|
Наиболее значимые и проблемные роли
|
Роли и ситуации, не образующие смысла
|
|
Школьницы
|
Ожидание, ревность, секс, создание семьи, власть
|
Забота, измена, принятие, самоотдача, игра, получение
|
Муж, любовник, зануда, защитник, лидер
|
Каменная стена
|
|
Студентки
|
Боль, ожидание, уход любимого, секс, власть
|
Счастье, принятие, игра, творчество
|
Муж, спонсор, хозяин, защитник
|
Каменная стена
|
|
Жены
|
Ожидание, забота, уход любимого, секс, власть
|
Ревность, измена, принятие, самоотдача, творчество
|
Муж, любовник, спонсор
|
__________
|
|
Школьники
|
Счастье в любви,
принятие любимой
|
Агрессия в любви
|
Жена, мать, ребенок, роковая женщина, мечтательница, проститутка, эгоистка
|
Бизнес-леди, уход, отвержение
|
|
Студенты
|
Боль, забота, измена, секс
|
Ожидание, игра, создание семьи, творчество, получение
|
Хозяйка, любовница, мать, ребенок, друг, мечтательница, эгоистка
|
Бизнес-леди, интеллигентка
|
|
Мужья
|
Боль, измена, уход любимой, создание семьи, агрессия
|
Забота, принятие, игра, творчество, власть
|
Любовница, хозяйка, стерва, друг, бизнес-леди
|
Бизнес-леди, интеллигентка
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|
|