Возможности иностранного языка для формирования понятий у детей
Для ее подтверждения было проведено экспериментальное исследование, включающее в себя следующие этапы:
1 этап - констатирующий эксперимент - сентябрь 2003 г.
2 этап - формирующий эксперимент - октябрь 2003 г. - март 2004 г.
3 этап - контрольный эксперимент - март 2004 г.
Констатирующий эксперимент
Цель: определение исходного уровня развития детей.
Задачи:
выбор контрольной и экспериментальной групп (по 10 человек);
определение критериев для анализа;
проведение диагностического исследования;
анализ полученных результатов.
Критерии, выбранные нами для анализа:
1.Уровень обобщения - нулевой, конкретный, функциональный, категориальный уровни определялись с помощью методики «Исключение предметов» (4-й лишний) для дошкольников. Выполнение методики предполагает активизацию таких мыслительных процессов, как анализ, сравнение, обобщение.
Методика «Исключение лишнего предмета» (4-й лишний).
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Подготовка исследования. Подготовить 10 таблиц размером 12*12 см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них - лишний, например, кукла, пирамидка, матрешка и платье.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3 - 7 лет. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвертый лишний. Как ты думаешь, какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?»
Обработка данных. Анализируют особенности обобщения предметов ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку (категориальный уровень обобщения) или делает обобщения на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации (нулевой уровень обобщения). Также выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов. Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также как зависит процесс обобщения от возраста детей.
Методика «Классификация предметов»
Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в распределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия.
Подготовка исследования: Подобрать картинки размером 7*7 см по 5 штук каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально, ребенку дают картинки и говорят: «Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой». Если ребенок раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа: «Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что яблоко - это фрукт?». Если ребенок не может отнести какую-то картинку ни к одной группе, его спрашивают: «Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?».
Обработка данных: Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе. Определяют основания для объединения предметов по каждой классификационной группе: опирается ли на существенный признак, выделяет несущественный, не может мотивировать свой выбор.
Оценка результатов:
5 баллов - задание выполняется правильно;
4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
3 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
2 балла - для выполнения задания требуется помощь взрослого;
1 балл - задание не выполняется даже после обучающего эксперимента.
2. Умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи - исследование проводилось с помощью методики «Последовательные картинки».
Методика «Последовательные картинки»
Цель: Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, а также оценка общего развития речи.
Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по содержанию возрасту детей. Можно использовать «Рисунки в картинках» Л.Радлова или «Забавные истории» С.Сутеева.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 - 7 лет. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные карточки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда - вторую, сюда - третью, сюда - последнюю».
После того как ребенок разложит все картинки, в протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых - установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий.
Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть хорошо развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания - считается ли с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многословность, лаконичность или чрезмерная детализация, эмоциональность.
Анализ результатов:
5б - подробный целостный рассказ, охватывающий все картинки, богатый словарный запас.
4б - целостный рассказ по всем картинкам с малым количеством подробностей, с небогатым словарным запасом.
3б - короткий малоподробный рассказ, сохраняющий элементы единой структуры.
2б - подробное описание отдельных картинок без связывания их в единый сюжет.
1б - неприятие и неисполнение задания.
Выводы об общем развитии речи:
1 -2 балла - низкий уровень.
3 -4 балла - средний уровень.
5 баллов - высокий уровень.
Уровень сформированности представлений об окружающем мире
Методика «Нелепицы»
Цель: оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
Процедура проведения: ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов:
10 баллов -
|
такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
|
|
8-9 баллов -
|
ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
|
|
6-7 баллов -
|
ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
|
|
4-5 баллов -
|
ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
|
|
2-3 балла -
|
за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
|
|
0-1 балл -
|
за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
|
|
|
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов -
|
очень высокий
|
|
8-9 баллов -
|
высокий
|
|
4-7 баллов -
|
средний
|
|
2-3 балла -
|
низкий
|
|
0-1 балла -
|
очень низкий
|
|
|
Сформированность мотивов учения позволяет оценить готовность ребенка к обучению в школе, его потребность в деятельности, значимой, важной в глазах людей.
Нами использована методика «Изучение мотивов учения»[29, c.168-170] с применением наглядного материала (6 карточек со схематичным изображением фигур). Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают схематический соответствующий содержанию рисунок - внешняя опора для запоминания.
«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай.
Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка №1: женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (учебный мотив).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (игровой мотив).
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я взрослый, а до школы я был маленьким» (позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать, кем захочешь» (социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки» (мотив получения отметки)».
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку вопрос: « А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? Выбор ребенка фиксируется.
Полученные результаты представлены в таблицах:
Определение уровня обобщения у детей.
Уровни
обобщения
|
Экспериментальная группа,
кол-во детей, в%
|
Контрольная группа,
кол-во детей, в%
|
|
Нулевой
Конкретный
Функциональный
Категориальный
|
10
30
40
20
|
20
30
30
20
|
|
|
Изучение процесса классификации
Классификационная группа
|
Экспериментальная группа (кол-во детей, выделяющих существенные признаки, в %)
|
Контрольная группа
(кол-во детей, выделяющих существенные признаки, в %)
|
|
Посуда
|
40
|
30
|
|
Овощи
|
50
|
40
|
|
Фрукты
|
40
|
40
|
|
Дикие животные
|
30
|
40
|
|
Домашние животные
|
40
|
40
|
|
|
Понимание последовательности событий, умение устанавливать причинно-следственные связи
Критерии
|
Экспериментальная группа,
кол-во детей, в%
|
Контрольная группа,
кол-во детей, в%
|
|
Установление
причинно-следственных связей
|
55
|
50
|
|
Использование распространенных предложений
|
30
|
35
|
|
Уточняющие вопросы
|
45
|
55
|
|
|
Уровень сформированности представлений об окружающем мире
Уровень развития
|
Экспериментальная группа,
кол-во детей, в%
|
Контрольная группа,
кол-во детей, в%
|
|
Очень высокий
|
10
|
-
|
|
Высокий
|
20
|
20
|
|
Средний
|
40
|
40
|
|
Низкий
|
30
|
40
|
|
Очень низкий
|
-
|
-
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|