бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия бесплатно рефераты

Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

"Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия"

2007

Введение

Актуальность исследования. Тема дипломной работы посвящена такому сложному вопросу, каким является игровая деятельность у детей с нарушением слуха. Проблеме развития ребенка в игровой деятельности посвящено много исследований. Интерес к этой теме объясняется, с одной стороны, ее сложностью, а с другой стороны, той особой функцией и ролью, которую она выполняет в развитии ребенка.

Актуальность темы заключается в том, что если в системе воспитания и развития детей проблемам игровой деятельности нормально развивающегося ребенка уделено очень большое внимание, то в теории и практике педагогической работы с глухими детьми эти вопросы остаются до сих пор недостаточно разработанными.

Между тем уже в 30-е годы Л.С. Выготским было выдвинуто положение о том, что аномальный ребенок, несмотря на все своеобразие, развивается по тем же законам, что и нормальный. Отсюда, в частности, следует, что в развитии детей с недостатками слухового восприятия игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников [8].

В последние годы были определены особенности игр детей с недостатками слухового восприятия, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что глухого ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитие ребенка.

Проблеме детей с недостатками слухового восприятия посвящены работы Н.И. Беловой, Э.И. Леонгард, Е.Ф. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко. Для всех исследований данных авторов характерны поиски оптимальных условий обучения глухих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса их развития.

Эмилия Леонгард, ведущий специалист по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей, в своей книге «Я не хочу молчать», высказывается следующим образом «Проблемы глухих детей - на девять десятых не медицинские, а педагогические» [14, с. 154].

Игры и особенно сюжетно-ролевые игры способствуют развитию детей с недостатками слухового восприятия. Сама игра толкает детей к овладению все более сложными формами общения. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается мышление и речь [7].

Объект исследования: процесс развития игры детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия.

Предмет исследования: Процесс развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия.

Цель исследования: изучить возможности формирования сюжетно-ролевой игры, как ведущим видам развития ребенка старшего дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия в процессе игровой деятельности.

Задачи исследования:

1) Изучить литературу по проблеме развития ребенка с недостатками слухового восприятия и особенностей развития его игровой деятельности.

2) Выявить особенности сюжетно-ролевой игры детей с недостатками слухового восприятия.

3) Провести работу по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия.

Гипотеза: если в вести систематическую работу воспитателя по формированию сюжетно-ролевых игр, то уровень развития детей с недостатками слухового восприятия может приблизиться к возрастной норме.

Методы исследования: теоретические - анализ литературных источников, практические - наблюдение, эксперимент.

1. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности

1.1 Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с сохранным развитием

Игра - естественная потребность ребенка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создает бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического и психического развития.

Подвижные игры с самого раннего возраста удовлетворяют естественную потребность растущего организма в разнообразных движениях, очень велико их оздоровительное значение. Эти игры приносят детям радость общения, ставят перед ними интересные задачи. Старших детей увлекает в подвижных играх элемент соревнования и точного выполнения определенных правил, необходимость проявить ловкость, смелость, догадливость.

Игра есть мыслительная деятельность. Всякий мыслительный процесс направлен на решение какой-то задачи. Такой задачей в детской игре является ее замысел, ее вопрос, ее тема, которая составляет сюжет игры.

Особенно отчетливо эта направленность игры на раскрытие определенного сюжета выступает у старших детей. Они сами определяют задачу своей игры, ее тему, ее сюжет, сговариваются между собой и определяют, во что будут играть.

Хорошая игра имеет всегда напряженный, проблемный характер. Если задачей в игре является ее замысел, то решение есть реализация этого замысла практическим действием и речью. Для младших детей характерна крайняя нестойкость, изменчивость замысла, что придает всей их игре характер цепи отдельных «коротких» действий [31].

Сюжет игры, как и ее замысел, возникает часто лишь в результате случайных ассоциаций. Совсем иной характер имеют игры старших. У них замысел игры, ее идея, ее сюжет возникают до начала самого действия и непосредственно выражается в речи. Развитие познавательной деятельности человека есть его переход от отражения явления к отражению его сущности. Это движение «вглубь» явления совершается путем все более подробного анализа наблюдаемого объекта, явления, предмета, выделения его частей, сторон, признаков с последующим новым синтезом, т.е. объединением выделенных частей.

Игра старших детей проходит на более высоком уровне отражения действительности, чем у младших детей. Она обнаруживает изменившийся строй знаний детей. Если у малышей они представляют собой простую короткую цепочку: «самолет летит», то у старших в основе знаний лежит уже сложный комплекс, «внутрипредметных» и «межпредметных ассоциаций».

Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе [10].

Игра проходит различные этапы. По Д.Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Отобразительные предметно-игровые действия, свойственны детям с 5-6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью [31].

Е.В Зворыгина выделяет три постепенно усложняющихся способа Игры:

1) развертывание и обозначение условных предметных действий в игре;

2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции;

3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование. [15, c. 67].

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Впервые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.

Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.

Основное место занимает сюжетно-ролевая игра.

Ролевая игра - основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции [31].

1.2 Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием

Еще Н.К. Крупская писала: «Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» [10].

Игра ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой - настоящей творческой мысли будущего человека» [31, c. 146].

Игра немыслима без речевого общения детей друг с другом. Даже играя в одиночку, многие дети сопровождают свои действия словами, рассуждениями, вопросами, характерными для действия отображаемых персонажей.

Все большее включение речи меняет сам процесс игры. Все большее место в игре старших детей занимают разговоры, обсуждения, речь действующих персонажей. Возможность спланировать игру говорит о том, что у старших детей изменяются отношения действия и речи в этой деятельности. Они все чаще в своих играх сопоставляют, сравнивают предметы, людей и их действия между собой, делают выводы, конкретизируют их раньше, чем приступить к действию, которое служит старшему способом проверки мысленно решенной задачи. Широко используя образы воспринятых предметов, ребенок включает их в новые связи, в новые их сочетания. Так постепенно игра переходит в изобразительное и литературное творчество, уступая место опосредствованному познанию действительности.

Ребенок отражает в своей игре не только то, что делают люди и что они говорят. В играх отражаются и переживания людей: их заботы, радости, тревоги и огорчения. Эта подлинность чувств ребенка, которые он переживает в игре, доходит порой до полного вживания в роль, во всю ситуацию игры. С неподдельным возмущением «доктор» обрушивает на «сиделку» свои упреки за то, что та оставила «больного» без присмотра. Своей интонацией, мимикой и выразительными движениями ребенок воспроизводит живой образ человека, возмущенного небрежностью другого. Тем самым в игре проявляются и упрочиваются отношения ребенка к хорошему и дурному, оформляются его оценки и суждения морального порядка [31].

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например она помогает справиться со страхами.

Поступательное движение, т.е. развитие игры во всех направлениях, обеспечено постоянно возникающими противоречиями между вчерашними, старыми представлениями, понятиями, чувствами и новыми знаниями, новыми переживаниями, которые становятся доступными ребенку в изменяющихся условиях его бытия, обеспечивая развитие умственных способностей, интересов, навыков, чувств и характера играющих детей.

Тем и замечательна игра как своеобразная деятельность, что она сама представляет собой клубок противоречий разного порядка, разного «уровня». В их столкновении лежит источник развития игры как деятельности. В процессе игры эти противоречия и разрешаются.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка [32].

1. Развитие мотивационно-потребностной сферы

Возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы делаются более значимыми для ребенка, нежели личностные (происходит соподчинение мотивов). Важнейшими для ребенка мотивами становятся стремление к социально значимой и социально оцениваемой деятельности, а также мотив занять новую социальную позицию.

2. Преодоление познавательного и эмоционального эгоцентризма

Ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа, а также с позицией партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.

3. Развитие произвольности поведения

Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения, соотносить с ними свое поведение, контролировать выполнение игровых ролей другими участниками игры. Таким образом, развивается произвольная регуляция поведения.

4. Развитие умственных действий

Формируется план представлений, развиваются психические способности, в том числе память ребенка.

Итак, игра является ведущей деятельностью, в процессе которой создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон развития ребенка. При правильной организации игры могут стать одним из средств коррекции аномального развития глухих детей, так как в условиях игр происходит формирование как отдельных психических функций, включая речевую (и их коррекция), так и личности ребенка в целом. Игра является источником различных видов творческой деятельности детей, действенным средством развития воображения, способствует развитию творческого восприятия и отображения детьми действительности.

На тему игры проведено много исследований и написано огромное количество статей, книг. Интерес к игре объясняется, с одной стороны, ее сложностью, а с другой стороны, той особой функцией и ролью, которую она выполняет в развитии ребенка.

Обучение детей игровой деятельности строится с учетом ее особенностей, закономерностей ее развития, опираясь на реальные возможности детей - их способность к подражанию, развивающуюся наблюдательность, интерес ко всему новому, любознательность, активность и т.д.

2. Специфика развития игры детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия

2.1 Общая характеристика детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия

Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А.Н. Поросятникова, посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. В 20-е г. систематическая разработка проблем специальной психологии (и сурдопсихологии, в частности) проходила под руководством Л.С. Выготского и под влиянием его идей. Его ученики Л.В. Занков и И.М. Соловьев с сотрудниками проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи детей с нарушениями слуха. Результаты этих исследований были обобщены в первой монографии по сурдопсихологии «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышедшей в 1940 г. В дальнейшем исследования в области сурдопсихологии продолжались под руководством И.М. Соловьева. На разных этапах становления сурдопсихологии большой вклад в ее развитие внесли такие ученые, как А.П. Розова, Г.Л. Выгодская, Н.Г. Морозова, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф и другие [19].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5