бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Восприятие младшими школьниками пейзажной живописи "Малых голландцев" - (реферат) бесплатно рефераты

p>Натюрморт подразделяется на скромные “завтраки” (Питер Клас, Биллем Хеда), богатые нарядные “десерты”(Абрахам ван Бейерен, Виллем Кальф), цветочные букеты (Ян Давидс де Хем), аллегорические мотивы (Хармен Стейнвейк).

Возникают своеобразные промежуточные жанровые формы, например анималистический жанр, совмещающий изображения животных и элементы пейзажа (Пауль Поттер, Альберт Кейп), или композиции, объединяющие в себе качества бытового, анималистического жанра и пейзажа (Филипс Воуверман).

Очень важно подчеркнуть стабильность этих жанровых подразделений. Основные характерные признаки каждого из них, при всем богатстве их вариаций в творчестве различных мастеров, сохраняются достаточно строго. Причина такой устойчивости таится отнюдь не в официальной канонизации, не в соблюдении какого-либо свода обязательных правил; постоянство типологических форм - это характернейшая особенность искусства XVII века, органическая форма развития внестилевой линии в эту пору, особенно ярко выраженная в условиях Голландии. Идейные и изобразительные установки каждого жанрового подразделения не складывались сразу, они возникли как следствие творческих поисков одного или целого ряда живописцев, но симптоматично, что результаты их исканий быстро выходили из пределов личной творческой сферы отдельного мастера, и, превращаясь в достояние большого числа художников, обретали завершенные типологические признаки.

В дальнейшем сложившийся тип картин мог развиваться и видоизменяться многими мастерами либо в рамках какой-нибудь одной локальной школы, либо же в нескольких художественных центрах, но и в этих условиях он сохранял свою единую формообразующую основу. Характерно в данном смысле, что те голландские живописцы, которые испытали свои силы в различных, подчас далеких друг от друга жанрах, не нарушали их стабилизированных форм.

Необыкновенная устойчивость типологических форм дала о себе знать даже в творчестве такого великого мастера, как Ян Вермер, который в сюжетном составе многих своих работ и даже в отдельных изобразительных мотивах оставался верным традиционному кругу голландской жанровой живописи(оригинально интерпретируя их уже внутри этих рамок).

Основные этапы художественного процесса в Голландии XVII столетия хорошо согласуются с общей периодизацией западноевропейского искусства этой эпохи. Периоды становления (до 1640г. ), расцвета (с 1640 до 1670 г. ) и упадка (после 1670 г. ) хронологически совпадают с неким общеевропейским вариантом. Специфическую черту голландского искусства составляет особая уплотненность, насыщенность этапов его эволюции: вся великая художественная эпоха укладывается менее, чем в три четверти века, охватывая 2 - 3 поколения живописцев, но зато включая необыкновенное множество художественных явлений.

Другая особенность эволюции голландского искусства - очень четкая выявленность ее начального и конечного рубежей, отсутствие растянутых переходных фаз, связывающих искусство XVII века с предшествующими и последующими художественными этапами. Начало рассматриваемой эпохи совпадает с появлением Голландии как суверенного государства на европейской арене в первом десятилетии XVII века, а ее финал связан с наступлением на рубеже 1660 - 1670х годов внезапного и катастрофического художественного упадка.

К концу 1660х годов завершает свой жизненный путь большинство из голландских живописцев, работавших в период расцвета, а мастера следующего поколения обнаруживают признаки явной деградации. В последнем тридцатилетии голландская школа превращается в нечто сугубо провинциальное, за исключением произведений отдельных мастеров.

    ПЕЙЗАЖНЫЙ ЖАНР ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ.

Особенно интересен пейзажный жанр Голландии XVII столетия. Это не природа вообще, некая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж, который можно узнать и в современной Голландии: знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ними лодками летом и с конькобежцами зимой. Воздух насыщен влагой, серое небо занимает в композициях большое место. Современников поражал облик этой страны. “Бог дал голландцам только небо и воду, а землю они создали сами”, гласит голландская поговорка. В справедливости ее убеждал ландшафт Голландии - плоская, покрытая сочной зеленью земля, рассеченная извивами речных русел и геометрической сеткой каналов. Но именно эта земля вдохновляла художников, именно эту землю они воспели и увековечили в своих живописных произведениях. Рембрандт призывал своих коллег учится следовать прежде всего природе и отображать все, что можно в ней найти. Он говорил, что небо, земля, море, животные - служат для упражнения художника; равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Он считал, что в отечестве каждый может открыть столько много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, можно найти жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого.

Формирование пейзажного жанра на I этапеголландскою искусства происходило очень результативно. Сам по себе интерес к миру природы и к пейзажу как самостоятельному жанру был показателем высокой развитости субъективной сферы творческого сознания. К Голландии, с ее необыкновенно обширной и разветвленной пейзажной живописью и с множеством представляющих ее мастеров, это относится в большей мере, чем к любой другой национальной школе Европы. В Италии, Фландрии, Франции с первых десятилетий XVII века развилась концепция идеального пейзажа, воплощенная либо в формах классицизма или близких к нему (Аннибале Карраччи, Эльсгеймер, Доменикино, Клод Лоррен), либо барокко (Рубенс).

Напротив, голландский пейзаж означал решительный отказ от идеальной нормы, от широкого вселенского охвата; он утверждал обращение к отдельному, единичному мотиву реальной, повседневной природы, как бы увиденному обычным человеком в естественной жизненной ситуации и носящему на себе отпечаток субъективно-индивндуалыного переживания этого последнего. Именно богатство реальных впечатлений от окружающей человека природной среды содействовало формированию множества тематических подразделений голландского пейзажного жанра.

Внешне процесс сложения новой пейзажной концепции у голландцев осуществлялся (как и в бытовом жанре) в обособлении и последующем самоопределении пейзажных мотивов из нерасчлененного типа полупейзажной - полужанровой картины рубежа XVI и XVII веков. На смену ему в 1620-х годах приходят работы нового типа - морские пейзажи Яна Порселлиса (ок. 1584- 1632) и Симона де Влигера ( 1601—1653), придорожные мотивы Питера де Молейна ( 1595 - 1661), речные ландшафты Яна ван Гойена (1596—1656) и Саломона ван Рейсдаля (ок. 1602 - 1670). Песчаная полоса берега, за которой виднеются качающиеся на волнах корабли, унылые дюны с одиноким деревом и двумя-тремя фигурами, покосившаяся сельская хижина, дорога среди пологих холмов, высокое облачное небо, уходящие вдаль плоские берега в широких устьях рек - все эти мотивы, впоследствии укоренившиеся и бессчетно повторенные в пейзажной живописи будущих эпох, кажутся нам настолько естественными и привычными, что мы подчас не отдаем себе отчета в том, какой решительный сдвиг они означали для своего времени, каких творческих усилий потребовала сама их разработка. Не следует забывать, что именно голландцы первыми“увидели”эти мотивы в натуре и нашли для них такие принципы живописного воплощения, которые при всей внешней простоте и очевидности представляют в своем роде завершенные пластические формулы. Эстетическая содержательность этих решений и вызываемая ими полнота реального впечатления подтверждаются их поразительной долговечностью во всей последующей истории искусств.

Но голландские мастера шли не только по линии дифференциации образов природы. В тот же период у них можно наблюдать примеры более общего подхода, стремление к созданию пейзажной картины большой внутренней масштабности и эмоциональной высоты. Речь идет о творчествеГеркулеса Сегерса(1589 - до 1638), место которого в пейзажном жанре составляет определенную аналогию к роли Рембрандта в голландской библейско-мифологической картине этого же художественного этапа, с той, однако, существенной разницей, что работы Сегерса в своем большинстве свободны от специфического отпечатка неполного, ограниченного раскрытия творческого потенциала художника, от оттенка определенной незрелости, который присущ рембрандтовским произведениям этих лет.

Сегерс принадлежал к тем трагическим натурам, уделом которых в Голландии было одиночество, непонимание буржуазной публикой их истинного значения и связанное с этим жизненное неблагополучие. Причинами здесь служили, как правило, резкая выделенность крупной художественной индивидуальности из общего ряда художников, творческая смелость и неспособность к компромиссам.

Вклад Сегерса в искусство пейзажа равновелик в живописи и в графике. Для своих картин он обычно выбирает значительные объекты - широкие далевые виды городов среди окружающего их ландшафта либо речных долин. В живописном преломлении Сегерса они обретают черты подлинного величия и большой силы чувства, из воспроизведения облика отдельной местности перерастая в целостный образ страны. Таковы“Вид города Ренена” (Берлин - Далем), “Долина реки Маас” (Роттердам), “Горный пейзаж”(Уффици), в которых преобладают то эпические черты, то настроение захватывающего драматизма. Широтой панорамного охвата эти работы могут отдаленно напомнить пейзажные концепции классицизма и барокко, но, в отличие от них, Сегерс сохраняет силу и непосредственность глубоко личного переживания природы.

Если живописные произведения Сегерса по характеру их общего замысла воспринимаются в известной соотнесенности с традициями XVI века и современными ему исканиями в других национальных школах, то его графические работы оставляют впечатление поистине уникального своеобразия. Как бы следуя экспериментаторскому духу пейзажного офорта Бейтевега, Сегерс открыл в этом жанре новые пути. Он разработал технику цветного офорта, используя в различных сочетаниях бумагу и печатную краску самых разнообразных цветовых оттенков с последующей дополнительной тонировкой изображения при помощи кисти. Такая техника сообщала работам Сегерса - учитывая богатство их мотивов - совершенно необычные эффекты. Мы встречаем среди них грандиозные горные панорамы, романтизированные изображения руин в лунном свете, залитые солнцем лесные ландшафты, представленные в ночном освещении морские виды с кораблями. Оригинальность и смелость графического замысла и прежде всего поэзия природы в ее самом интенсивном выражении - эти особенности офортов Сегерса оказали сильное воздействие на крупнейших мастеров пейзажа следующего этапа Рембрандта и Якоба ван Рейсдаля.

На протяжении II этапа развития живописи в Голландии в 1640—1660-х годах развитие пейзажа было исключительно плодотворным. Ни одна другая национальная школа не дала в образах реальной природы чего-либо сопоставимого с громадной школой голландских пейзажистов. Вот некоторые главные отличия голландского пейзажа середины столетия от работ художников более ранней стадии.

Во-первых, многообразие ответвлений этого жанра, каждое из которых представлено значительным числом мастеров. Все аспекты и мотивы природы, от культивированного сельского ландшафта до нетронутых диких уголков; романтические горные пейзажи; морские виды, в одних из которых главное внимание уделялось изображению внушительных военных кораблей, в других - самому морю; городской пейзаж - таков обширный репертуар голландских живописцев. Сравнительно с работами художников ранней поры эти композиции отличаются сложностью и развернутостью мотивов и ярко выраженной эмоциональной окраской. Прежние нейтральные состояния теперь редки, преобладают пейзажи с отчетливо выявленным настроением, драматичным или, напротив, радостным и умиротворенным. Природа передается в ее динамике, изменении, и соответственно этому много значит характер освещения - яркое солнце, пасмурные дни, ночные виды. Прежняя скромная, сдержанная цветовая гамма, основанная на господстве единого тона, уступила место колористическим решениям с более широким использованием всей палитры красок.

Наряду с обширным кругом мастеров, каждый из которых представлял какой-либо один из разделов пейзажной живописи, Голландия выдвинула художника, синтезировавшего в своем творчестве практически весь репертуар и главную проблематику этого жанра. Речь идет оЯкобе ван Рейсдале(1628/29 - 1682). Только осознав всю меру дробления в Голландии пейзажного тематического материала и соответственную специализацию живописцев, каждый из которых действовал в рамках определенного типологически сложившегося образа, можно оценить творческую широту Рейсдаля, присущее ему многообразие мотивов и эмоциональных решений. В этом смысле Рейсдаль - фигура уникальная в масштабе всей Европы, ибо каждый из великих мастеров пейзажа в XVII веке—Рубенс, Пуссен, Клод Лоррен - тяготел к достаточно однородной образной концепции.

Многогранность Рейсдаля - пример универсального восприятия мира природы, типичного для голландской школы живописи в целом, но в данном случае воплотившегося в одной творческой личности.

В творчестве Якоба ван Рейсдаля голландская пейзажная живопись достигает вершин реалистического мастерства. Значение Рейсдаля для художественной культуры заключается в том, что он обогатил изобразительное искусство пейзажем, в котором нашли выход чувства и мысли, возникающие у человека при общении с природой, - пейзажем драматическим, философским и романтически взволнованным. В отличие от большинства голландских живописцев, изображавших пронизанные светом равнинные или дюнные ландшафты с величественными спокойными водами и мирными поселками по берегам, Рейсдаль предпочитает лес, с его глубокими контрастами света и тени, бурные водопады, древние развалины на вершинах холмов, запустение кладбищ. В своих картинах художник размышляет о бесконечном беге времени, об увядании и возрождении природы, о быстротечности человеческой жизни.

Но Рейсдаль не был бы истинным голландцем, если наряду с лесистой Голландией не показал бы и прибрежную ее часть, омытую северным морем, овеянную влажным морским ветром. Именно такой пейзаж изображен в картине“Морской берег”: высокое небо, покрытое кучевыми облаками, и спокойно море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь, и празднично одеты люди на побережье.

Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра; между сгущающимися тучами лишь кое-где прорывается солнце, лучи его ложатся на песок и воду беспокойными пятнами, море потемнело и нечто зловещее чувствуется в пейзаже.

Рейсдалю принадлежат образы большой силы воздействия в самых разных темах пейзажных композиций. Наряду с картинами, входящими в определенную типологическую систему - лесными ландшафтами (“Лесное болото”, Эрмитаж), придорожными мотивами (“Пейзаж с путником”, Эрмитаж), морскими видами (“Бурное море”, Франкфурт-на-Майне, частное собр. ), горными ландшафтами с замками (“Замок Бентхейм”, Лондон, собр. Бейт), - Рейсдаль был создателем образов более сложной структуры, воплощенных к тому же в ярко индивидуальном преломлении. Это либо изображение переходных состояний, когда, например, предгрозовое напряжение воспринимается как нарастающий драматический конфликт (“Вид деревни Эгмонд”, ГМИИ), либо собирательные образы, наделенные сильнейшей концентрацией чувства, вроде зимнего пейзажа в вечернем освещении (Франкфурт-на-Майне), где тема зимы выходит за пределы одного лишь ландшафтного мотива. Наиболее известными примерами пейзажей такого рода служат два варианта“Еврейского кладбища” (Дрезден и Детройт), в которых выражена трагическая идея неумолимого времени. В основу образного подхода у Рейсдаля кладется единство объективного восприятия природы и интенсивного личного переживания. В этом он обнаруживает признаки родства с Рембрандтом, с тем важным отличием, что реальный облик тех или иных мотивов не подвергается у Рейсдаля одухотворяющему преображению в такой степени, как в живописных пейзажах Рембрандта. Композиции Рейсдаля могут быть полны внутренней динамики, напряжения или, напротив, величественного покоя, но во всех случаях его мотивы воспринимаются прежде всего как естественные формы бытия самой природы, а не как проекция не менее мощного потока субъективного чувства. Объективность распространяется и на живописную манеру Рейсдаля, передающую изображаемые объекты в различных градациях их материальной осязательности, будь то скалы горных кряжей и могучие древесные стволы, трепещущая от ветра листва на деревьях или морская пена на гребных волн.

Самым видным пейзажистом III этапа голландской живописи XVII века был Ян Вермер Дельфтский - великий “малый голландец”. Он всего лишь двумя своими работами - “Улочкой” (Амстердам) около 1658 г. и “Вид Дельфта”(Гаага) около 1660 г. - утвердил за собой славу одного из великих мастеров пейзажа. Его величие - в артистизме живописи. Он живописен в ином смысле, чем старые венецианцы или Рубенс: у него не столь“широкая кисть”, красочная поверхность плотная, литая, предметы отчетливы, цвета насыщены. Он как никто умел доводить до высшей интенсивности оптически осязательные эмоции, получаемые от

предметного мира. Как будто вы надели волшебные очки, которые во много раз усиливают не остроту зрения, но чувственную восприимчивость к цвету, свету, пространственным отношениям, фактуре: все смотрится необыкновенно свежо и сильно.

Или можно прибегнуть к такому сравнению: морские камешки выглядят мутными и мертвенными, когда они сухие, но погрузите их в воду - и они оживают: откуда берется яркая, богатая игра поверхности. Кажется, что Вермер проделывает нечто подобное с видимым миром, погружая его в особую среду, в какой-то чистейший озон или влагу, где исчезает мутная пелена, застилающая взор. Замечательная цветовая гармония в картинах Вермера - одна из тайн искусства. Ведь очень часто живописцы - и многие из тех же“малых голландцев” —достигают сгармонированности тонов сравнительно простым способом: так или иначе приглушают их, сближают, подчиняя общей тональной гамме; например, придавая всему общий золотистый, или коричневатый, или оливковый оттенок, то есть как бы ставят между глазом и натурой воображаемый экран, прозрачный и легко окрашенный. Получается приятное для глаза, но несколько искусственное тональное единство.

Если же живописец пишет каждый предмет в полную силу его “натурального”цвета и фактуры, то здесь требуется совершенно исключительный дар, чтобы избежать пассивности и добиться колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью. Или уж живописец не гонится за оптической“натуральностью” и создает “произвольные”декоративные гармонии насыщенных тонов, как в средневековой живописи, в витражах или в наше время, например у Матисса.

Вермер Делфтский не шел ни по одному из этих путей: он честно натурален, он и писал свои картины обычно прямо с натуры, ничего как будто не меняя, а вместе с тем гармония цельного изумительна. Он владел секретом таких сопоставлений холодных и теплых тонов, освещенных и затененных поверхностей гладких и пушистых фактур, которые дают максимальное наслаждение глазу. Вермер так глубок и артистичен в чувственной стороне живописи, что в лучших его произведениях она перерастает в утонченно-духовную ценность.

Любовь к голубому идет от специфических особенностей дельтской школы: голубая гамма стойко господствовала в знаменитом дельфтском фасьянсе. У Вермера голубой цвет кажется не холодным, а теплым и, обладая несравненной воздушностью, остается вполне материальным.

“Вид Дельфта”изображает панораму Дельфта с ее живописным силуэтом, отраженным в реке, написана вопреки условным приемам пейзажной живописи, существовавшим тогда, прямо с натуры, без всяких“кулис”на первом плане. Это самый настоящий пленэрный, напоенный светом и воздухом, пейзаж, написанный за 2 столетия до того, как живопись на пленэре (на открытом воздухе) стала явлением распространенным.

1. 3 РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА.

Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства трудно переоценить. “Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни.... ”1 [1 Мир профессий - том “Человек - человек”. Под редакцией Р. Д. Кавериновой, Л. М. Зюбина. М. , 86 год. Статья Л. А. Балакирева“ Учитель начальных классов”. Стр. 24. ]

Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития.

Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование. “Планирование - это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью”. 2 [2 И. П. Раченко. НОТ учителя. М. , 1989 год. Стр. 149. ] При планировании эстетического воспитания младшего школьника надо учитывать следующие этапы. Прежде всего необходимо оценить педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих целей эстетического воспитания: воспитать гуманную, всесторонне развитую личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях. Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и результаты труда. Определение системы частных целей облегчает возможность сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность. Весьма ответственный шаг планирования - это расчет работы во времени и пространстве. Одно дело проводить занятие в привычном классе и совсем другое на улице или в музее. Если не была учтена форма проведения урока в его планировании, то можно не успеть реализовать на занятии всего запланированного.

В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничь ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы учащихся, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности учащихся и многое другое. Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний.

При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные возможности школьников, их потенциал. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах искусства, которые изучаются ими. Практика и теория должны быть взаимо- связаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.

Кроме четкого планирования учитель не должен забывать и о педагогическом творчестве. Это не обычный процесс совершенствования, приращивания каких-либо знаний, навыков и умении, а процесс взаимосвязных количественных и качественных преобразований, изменений и на этой основе самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности учителя. Без творчества нет движения вперед. Для учителя весь процесс эстетического воспитания должен быть четко планированным. Но при ознакомлении детей с произведениями искусства мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей. “Сохранение естественности постижения искусства - необходимое условие художественного воспитания. И не только художественного, но и всякого воспитания - идейного, интеллектуального, нравственного и трудового”. 1 [1Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М. , 1974 год. Стр. 85. ]

Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка при восприятии искусства, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к работе, труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут перерасти в убеждения. Роль учителя - в организации правильного эсте

тического воспитания. “Правильное…воспитание вовсе не означает искусственного привития детым извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону”. 2 [2Л. С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М. , 1967 год. Стр. 46. ]Если же учитель не опирается на возрастные возможности ребенка, побуждая их к активности, или использует такие методы, которые“принуждают”ребенка наслаждаться искусством, то неизбежным результатом этого окажется свертывание активности ребенка, торможение творческого процесса восприятия искусства.

Таким образом учитель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с любым видом искусства: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учителя здесь - неоценима.

    Список литературы.
    Арнина Н. Л. Уроки прекрасного. М. , 1983г.

Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М. , 1962 г. Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. М. , 1957 г. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М. , 1967 г. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М. , 1996 г.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Книга 1. М. , 1996 г. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М. , 1983 г. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 17 века. Под редакцией Ротенберга Е. И. , Свидерской М. И. М. , 1995 г. Лармин О. Искусство и молодежь. М. , 1980 г.

Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М. , 1964 г. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М. , 1985 г. Мир профессий - том “Человек - человек”. Под редакцией Кавериновой Р. Д. , Зюбина Л. М. М. , 1986 г. Музей изобразительных искусств Татарской АССР. Живопись. Сост. альбома Могильникова Г. А. Л-д, 1978 г.

Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева Н. А. М. , 1986 г. Раченко И. П. НОТ учителя. М. , 1989 г.

Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись 17 века. М. , 1989 г. Ротенберг Е. И. Ян Вермеер Дельфтский. М. , 1983 г.

Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С. А. М. , 1983 г.

Фехнер Е. Ю. Голландская жанровая живопись XVII века. М. , 1979 г. Хижняк Ю. Н. Как прекрасен этот мир. М. , 1986 г.

Шедевры живописи в Эрмитаже. Составитель альбома. Новосельская И. Н. Л-д, 1972 г.

Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова А. И. , Лихачева Б. Т. М. , 1974 г.

Страницы: 1, 2, 3