бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Восприятие как психический познавательный процесс бесплатно рефераты

Методика отвечает цели выявления уровня наблюдательности. В качестве стимульного материала используются две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем, кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из картинок по сравнению с другой. В качестве оборудования используются бумага, ручка и секундомер.

Мы, естественно, составили список 10 различий в изображениях на картинках (Приложение 1):

Перья на шапке: на первой картинке - 1 перо, на второй - 2 пера;

Стрелы в колчане: на первой картинке - 3 стрелы, на второй - 4 стрелы;

Брови на лице: на первой картинке - есть брови, на второй - они отсутствуют;

Пуговицы на одежде: на первой картинке - 2 пуговицы, на второй - 1 пуговица;

Губы на лице: на первой картинке - нижняя губа не обозначена; на второй - нижняя губа обозначена;

Ручка лука: на первой картинке - ручка с узором, на второй - ручка без узора;

Кинжал: на первой картинке - с белым узором, на второй - с черным узором;

Стрела в руке: на первой картинке - стрела с двумя наконечниками, на второй - стрела с одним наконечником;

Носки: на первой картинке - полоски на носках симметричны, на второй - полоски на носках асимметричны;

Украшения на носках обуви: на первой картинке - два украшения, по одному на каждой ноге, на второй - одно украшение, на одной ноге.

Процедура исследования включает экспонирование картинок в течение 60 секунд. Испытуемые получили следующую инструкцию: «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!».

Обработка и анализ результатов включает получение коэффициента наблюдательности. Для этого экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных различий и из этого количества вычитает количество ошибочно указанных, то есть несуществующих различий. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий, то есть на 10.

Итоговый показатель используется для расчетов коэффициента наблюдательности по формуле: , где У - уровень наблюдательности, С - существующие различия, Н - несуществующие различия.

Анализ результатов осуществляется путем сравнения полученного коэффициента наблюдательности с максимально возможным, то есть с единицей. Чем ближе коэффициент к 1,0, тем выше уровень наблюдательности испытуемого. Коэффициент, находящийся в пределах 0,5 - 0,9, свидетельствует о среднем уровне наблюдательности. Если он меньше 0,5 - то наблюдательность испытуемого слабая.

В исследовании приняли участие 20 человек, все являющиеся студентами обоего пола. Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым.

В результате проведения исследования мы получили данные, которые посчитали удобным сгруппировать в Таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Группировка данных исследования наблюдательности

№ п/п

Названные различия (номера по списку различий)

Существующие (С)

Несуществующие (Н)

Итог

(С - Н)

1.

1, 3, 6, 5, 7, 9, 10, 8

0

8

2.

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10

1) Разные уши

8

3.

2,3,4,5,6,7,8,10,9

0

9

4.

1,2,3,5,6,8,9,10,4,7

Разные пальцы

Разное выражение лица

8

5.

1,2,3,4,5,6,7,8,10

0

9

6.

2,3,4,5,7,8,10

0

7

7.

2,5,3,6,7,9,

0

6

8.

1,3,2,4,7,8,10

0

7

9.

3,4,6,7,8,10

1) По разному стоят

5

10.

1,2,4,5,3,10

0

6

11.

2,6,7,1,9,5,4,3,8

0

9

12.

5,7,9,6,10,3,8,4,1,2

1) Разные рукава

9

13.

3,5,1,2,8,7

0

6

14.

2,7,9,1,3,5,4

0

7

15.

4,6,1,2,8,10

0

6

16.

3,4,5,1,2

0

5

17.

1,2,7,3,4,5,9,10

0

8

18.

2,1,6,4,8,9,10

0

7

19.

1,4,2,3,8,10,7

0

7

20.

1,4,2,5,3,9,10

0

7

В данной таблице представлены данные 20 мини-экспериментов, объединенных нами в одну группу исключительно для удобства восприятия. В колонке «Существующие» приведена та последовательность различий, в которой их находил испытуемый. Если испытуемый находил несуществующие, кажущиеся различия, то мы заносили их в колонку «Несуществующие». Колонка «Итог» (С - Н) отражает количество правильно названных существующих различий минус несуществующие различия.

2.2.Результаты и выводы

По полученным данным мы рассчитали коэффициенты наблюдательности для каждого испытуемого. В отдельной колонке мы указали уровень наблюдательности, который обнаружил испытуемый. Результаты отражены в Таблице 2.2. Коэффициенты наблюдательности.

Таблица 2.2.

Коэффициенты наблюдательности

№ п/п

Коэффициент наблюдательности

Уровень наблюдательности

1.

средний

2.

средний

3.

средний

4.

средний

5.

средний

6.

средний

7.

средний

8.

средний

9.

средний

10.

средний

11.

средний

12.

средний

13.

средний

14.

средний

15.

средний

16.

средний

17.

средний

18.

средний

19.

средний

20.

средний

Интерпретируя полученные результаты, можно отметить, что все наши испытуемые показали средний уровень развития наблюдательности. Все они отметили, что за осознанное восприятие и сравнение картинок энергозатратно. Все они за одну минуту успели устать.

Каждая личность обладает своеобразным «подходом» к исследованию картинки. Испытуемые 2, 4, 9, 12 совершили ошибки, назвав несуществующие признаки. Это, несомненно, говорит о неверной идентификации воспринимаемого содержания. Все они отметили, что очень старались выполнить задание за отведенные 60 секунд. Высокая мотивация и тревожность привели к поспешным умозаключениям. Все эти испытуемые при повторном, неэкспериментальном рассматривании картинок с удивлением отметили, что ряд названных ими различий, в действительности, не существует. Это приводит нас к умозаключению, что на проявления наблюдательности влияет внутреннее состояние испытуемых, а именно: высокая мотивация решения задачи и тревожность по поводу дефицита времени. Эти испытуемые отметили, что «в жизни вообще» не любят, когда не хватает времени, при его дефиците «не знают, за что хвататься», переживают дезорганизацию деятельности, испытывают самый настоящий стресс.

Обобщая все вышеизложенное в данной Главе, мы можем сделать следующие выводы:

Деятельность восприятия можно исследовать как деятельность наблюдения;

Наблюдательность основывается как на бессознательных, так и на осознанных действиях;

Наблюдательность требует навыков сравнения, классифицирования и прочих мыслительных операций;

Разные испытуемые, совершая деятельность наблюдения, действуют по-разному: одни пытаются действовать систематично, двигаясь сверху вниз по картинкам, другие же действуют хаотично, называя то, что первым «бросается в глаза»;

Для большинства испытуемых характерен средний уровень наблюдательности;

Анализ ошибок наблюдения приводит к заключениям о влиянии силы мотивации и стрессоустойчивости на показываемый уровень наблюдательности;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Восприятие - чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя. В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически. Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу. Сознание подключается к познаваетльному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания. Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им.

Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений - это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Наше исследование было направлено на выявление уровня наблюдательности, как показателя состояния восприятия.

Наше исследование, выполненное с использованием методики исследования наблюдательности, показывает, что восприятием можно и нужно управлять. Все наши испытуемые обнаружили средний уровень наблюдательности, но действовали по-разному. Одни действовали систематично, другие хаотично. Одни старались не ошибиться и не ошибались, а другие, в силу эмоциональных причин, воспринимали задание и ограничения во времени как стресс.

Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 1977;

Грегори Р. Разумный глаз. - М., 2003;

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000;

Картинки «найди 10 различий». - Режим доступа: www.scanword.net;

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975;

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М.,1983;

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000;

Леонтьев А.Н. Психология образа //Хрестоматия по ощущению и восприятию. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;

Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001;

Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.- М., 1998;

Олпорт Х.Ф. Феномены восприятия //Хрестоматия по ощущению и восприятию. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;

Осгуд Ч. Перцептивная организация //Хрестоматия по ощущению и восприятию - Режим доступа: www. psychology Online. net;

Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. - Режим доступа: myword.ru;

Перевернутый мир Дж. Срэттона //Хрестоматия по ощущению и восприятию. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. - М., 2003;

Рубин В. Построение образа// Хрестоматия по ощущению и восприятию/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М., 1975;

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2001;

Титченер Э. Очерки психологии. - СПб., 1998;

Фресс П. Оптимум мотивации // Хрестоматия по психологии мотивации. - Режим доступа: www. psychology Online. Net

Страницы: 1, 2, 3