бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Восприятие и познание человека человеком бесплатно рефераты

Комбинированный эффект действия правила самоуважения и правила тактичности и внимания к другим состоит в том, что человек стремится вести себя во время встреч так, чтобы сохранить собственное лицо и лица других присутствующих.

1.3. Внешность человека воспринимается другим человеком, как некоторая « совокупность анатомических функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно - чувственному отражению» [14]. Важно то, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации.

Первый вопрос, который возникает при встречи с незнакомым человеком: кто он? - относится, прежде всего, к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха и т.д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значение имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, настолько костюм, прическа и тому подобное соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы.

Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию, склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И, наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отделить того, кто претендует на сотрудничество, и поставить его на место. О том, как представляется человеку « соотношение сил» ( социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимика - соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действием, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды прилагают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания в процессе взаимодействия.

Современная жизнь стремительна, контакты между людьми многочисленны и неизбежны, а также относительно кратковременны. В большинстве случаев впечатление о другом человеке создается на основе далеко не полной информации о нем. Здесь на помощь индивиду приходит коллективный исторический опыт.

В ходе общественно - исторической практики предшествующие поколения накопили громадный опыт деятельности и человеческих взаимоотношений. Отложившиеся в культуре « социальные схемы» представляют собой как бы шаблоны, которые общество предлагает человеку для решения определенных задач. Обычай гостеприимства, например, подсказывает, как следует вести себя с человеком, посетившим ваш дом. Другие шаблоны предопределяют способ выражения чувств: благодарности, удовлетворения, симпатии и т.д. Соответственно, восприятие так же оказывается в зависимости от этих эталонов. И хотя человеческие биографии неповторимы, и каждый человек усваивает социальные схемы по - своему и применяет их, исходя из своего личного опыта и соответственно структуре своей личности, их влияние на поведение людей огромно.

Примером может служить «социальный стереотип» - схематический, стандартный образ человека как представителя определенной социальной (профессиональной, национальной и т. п.) группы. Многие люди считают само собой разумеющимся, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен в повседневной жизни, что студент всегда остроумен, полон оптимизма и никогда не готов к экзамену, что все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают, что о любви. Встречая нового человека, человек сразу относит его к определенной категории и строит свое поведение в соответствии с имеющимся стереотипом. Так артист А.В. Баталов рассказывал, что самые разные люди, обращаясь к нему, обычно руководствовались такой примитивной схемой … «во мне они видели представителя одного и того же несуществующего братства актеров, где труд ничто, где царит легкая, красивая, разгульная и бездумная жизнь» [5].

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что процесс восприятия человека человеком выступает, как обязательная составная часть общения и означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

В восприятии одного человека другим важны как первые так и последующие впечатления, а линия поведения человека выражает его видение ситуации и (через нее) оценку участников и, в особенности, самого себя.

РАЗДЕЛ 2

2.1. Восприятие - это не пассивное отражения реальности, а активный творческий процесс. Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Среди таких особенностей важно отметить значение жизненного опыта воспринимающего, его собственной теории личности, присущего ему способа понимания других людей и его самооценки.

В ходе социализации, под руководством взрослых и в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает определенные эталоны. В то же время возрастают глубина и разносторонность восприятия. При описании другого человека все большее значение приобретают существенные внутренние качества. Так, пятиклассники в 14 раз чаще, чем школьники 1-го класса, обращают внимание на интересы и склонности сверстников, в 4 раза чаще отмечают поступки и действия, свидетельствующие об отношении к поручением коллектива.

В ряде экспериментов было обнаружено явление, получившие название акцентировки.

Оно заключается в том, что в зависимости от конкретных условий, в которых человек формируется и живет, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значительными, чем другие. Отсюда различия в восприятии и оценке других людей представителями различных демографических, профессиональных и иных групп.

Жизненный опыт человека оказывает немаловажное влияние на точность восприятия и глубину понимания другого человека. Например, те, кто по роду работы часто вступают во взаимодействие с другими людьми, иногда интуитивно дают верные характеристики совершенно незнакомым людям. Эта закономерность хорошо прослеживается в практике следователей, педагогов, врачей.

Большую роль в организации впечатлений о другом человеке играет собственная « теория личности» воспринимающего - его осознанные или не вполне осознанные представления о людях « вообще», о том, насколько они добры, отзывчивы и т.п. Многие индивиды руководствуются в своем подходе к другим людям так называемыми «житейскими представлениями». Последние складываются на основе собственного жизненного опыта и несистематизированных, обрывочных сведений, почерпнутых из различных, часто устаревших психологических теорий. Вот, например, такие «житейские представления» были выявлены А.А. Бодалевым: «Из 72 опрошенных .. 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, 17 человек сказали, что люди с большим лбом - умные, 3 человека полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, 14 человек считали, что полные люди обладают добродушным характером, 2 человека сказали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности. 5 человек утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием всеми командовать. 1 человек написал, что люди с близко посаженными друг к другу глазами очень вспыльчивы. 5 человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы» [7].

Изучая процесс восприятия, социальные психологи отметили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке. «Эффект ореола» означает влияние общественного впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо стушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот: если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. Под влиянием « эффекта ореола» воспитатель может проглядеть первые шаги « вечного нарушителя» к исправлению. Тогда, естественно, он его не поддержит, а тот в чем-то не устоит и, смотришь, снова подкрепит каким-то поступком негативное представление о себе.

Другая типичная ошибка - «эффект последовательности» - состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают ( при противоречии информации) те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, - самые последние сведения о нем. Иногда соответственно выделяют « эффект упреждения» и «эффект новизны». Знание этих особенностей полезно учитывать, например, при введении руководителя в должность. Своевременное представление его коллективу с подчеркиванием определенных событий его биографии создает хорошую основу для формирования положительного впечатления о нем.

2.2. Значительное влияние на восприятие другого человека оказывает самооценка воспринимающего. Каждый человек соотносит информацию о другом человеке с представлением о самом себе, причем неосознанно стремится сохранить сложившиеся о себе мнение. Если же это мнение может быть поколеблено, то возникает тревожное состояние и восприятие изменяется так, чтобы предотвратить осознание угрожающих сигналов. Эти неосознаваемые процессы обозначаются как « перцептуальная защита». Если, например, отношение к человеку в коллективе не соответствует его завышенному представлению о себе, он может весьма неадекватно воспринимать деловую и принципиальную критику как «клевету злопыхателей».

Термином «проекция» обозначают неосознаваемую тенденцию воспринимать собственные нежелательные, противоречащие представлению о себе состояния и качества как качества другого человека, переносить, «проецировать» их на другого.

«Эффект снисходительности» - щедрая, излишняя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека - чаще всего наблюдается у тех, кто получает обильную эмоциональную поддержку со стороны других людей и не подвержен тревогам.

В рассказе Сергея Воронина « Прощание на вокзале» говорится о женщине, которая именно так воспринимала всех людей. Своим родным она рассказывала, какие у нее прекрасные товарищи по работе, а на работе хвалила своих родных. И когда и те, и другие, провожая ее на целину, встретились на вокзале, они «испытали чувство недоумения». Один ее родственник, художник, вспомнил, что «Варвара Николаевна о приемщице Дусе говорила восхищенно. По ее словам, эта женщина миловидна, синеглаза, очень стройна». Художник же видел, худенькую, суетливую, с маленькими, ничего не выражающими, кроме какой-то внутренней озабоченности, и уж, конечно, не синими, а скорее серыми глазами. Приходя в цех, она « часто говорила о своих сестрах, и по ее рассказам получалось, что сестры у нее - красавицы. Мастер цеха и ожидал увидеть красавиц, но к своему сожалению такими их не увидел. Может, когда-то они и были красивы, но сейчас той красоты в них не осталось». Присутствующие на вокзале недоумевали, почему она их такими видит. Социальный психолог объясняет этот эффект: гармония в отношениях человека с окружающими есть гармония в отношениях с самим собой.

Способность адекватно понимать другого человека иногда связывается с развитием эмпатии.

Эмпатия - это способность эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. Известный советский психолог Л.С. Выготский использовал для описания этого явления термин «идентификация», имея в виду психологический процесс, когда читатель или зритель, воспринимая художественное произведение, отождествляет себя с его героем.

Иногда эмпатию называют «аффективным подражанием», и она исследуется в связи со способностью человека к научению через опыт другого человека. Эмпатия значительно облегчает взаимодействие людей в тех случаях, когда надо представить себя на месте другого, учесть его переживания в данной ситуации. Она, однако, может вызвать пагубные последствия если человек настолько сольется в своих чувствах с другими людьми, что утратит способность сохранять в то же время свое личное отношение к происходящему.

На восприятие и понимание другого человека оказывает влияние и социальная дистанция между людьми.

Социальная дистанция имеет мало что общего с географической, пространственной дистанцией: здесь понятие дистанции связано с политическими, экономическими, культурными и другими различиями между социальными группами, к которым принадлежат взаимодействующие индивиды. Эти различия, специфически преломляемые в системе социальных стереотипов и усвоенные взаимодействующими индивидами, и создают ощущение дистанции. Чем более негативны стереотипизированные представления о группе другого, чем менее критично индивид пользуется этими стереотипами, тем сильнее это ощущение.

В своей крайней форме увеличение социальной дистанции приводит к выводу, что представители другой группы не люди. В лекциях по этнопсихологии Б.Ф. Поршнев однажды утверждал, что в истории человечества никогда не было людоедства. И пояснял: съедаемые существа никогда не воспринимались как люди; люди, по первобытным представлениям, - это только члены собственного племени, собственной социальной группы.

Увеличение социальной дистанции затрудняет восприятие человека как человека, препятствует формированию конъюнктивных, объединяющих людей чувств.

Наиболее распространенный способ поддержания и увеличения социальной дистанции связан с навязыванием определенных социальных стереотипов, а величина социальной дистанции между людьми обусловлена в конечном счете социально - экономическим строем общества. Так как способность видеть человека в другом человеке зависит не только от индивидуальных качеств, но и от социальных обстоятельств.

Психологически в определенных обстоятельствах существование некоторой дистанции между людьми функционально необходимо. Она нужна для сохранения отношений ответственной взаимозависимости, для исключения самовольства и панибратства. В воспоминаниях руководителя подпольного обкома партии А. Ф. Федорова рассказывается, как он прибыл в партизанский отряд, был очень тепло, дружеские встречен, но, когда пошли «чарка за чаркой и тост за тостом», в душе у него зародилось беспокойство. Возникли ощущение неправомерности такого положения и понимания необходимости установить определенную дистанцию, покончить с панибратством, чтобы превратить этот отряд в боеспособную, дисциплинированную часть. «Совсем не просто в таких вот условиях, - пишет Федоров, - вовремя установить черту и меру. Я не искал подобострастия и чинопочитания, не мог и не хотел в первый день кого бы то ни было обрывать и от себя отталкивать, но чувствовал : в какой - то момент надо начать то, что я про себя называл исключением панибратства”. Федоров прекратил застолье, пригласил членов обкома в штабную землянку и повел деловой взыскательный разговор. Так была установлена необходимая дистанция, правильные взаимоотношения между руководителями и подчиненными.

Однако чрезмерная дистанция затрудняет понимание подчиненными поступков руководителя и создает возможность возникновения у них негативных чувств. В равной мере она затрудняет понимание руководителем поступков подчиненных. В процессе стирания социальных различий дистанция между людьми становится подвижной, в значительной степени изменяющейся в зависимости от ситуации и индивидуальных качеств участников. Каждый человек «равен в правах с другими членами общества, всегда может рассчитывать на справедливое, уважительное к себе отношение, на заботу государства, на помощь и поддержку коллектива».

Воспринимая другого человека, невозможно его не оценивать Восприятие всегда неразрывно связано с определенным отношением к воспринимаемому - положительным или отрицательным, с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. Оттенки переживаний бесконечно разнообразны, но в принципе все их можно разделить на две группы: чувства конъюнктивные, т.е. способствующие сближению людей, облегчающие сотрудничество, и чувства дизъюнктивные, разъединяющие людей, затрудняющие совместные действия.

То, что субъект осознает как близкое ему, с чем он соотносит конъюнктивные чувства, обычно воспринимается в положительном свете. «Приятное - это соответствующее «нашему» ( наличному или потенциальному), неприятное - «чужому».. Выходит, эти явления не в том смысле «чужие», что они неприятны, а в том смысле неприятны, что «чужие».

В обыденной жизни взаимодействие с другим человеком строится на более или менее достоверных предположениях о его личности. Они возникают путем синтезирования собственных отрывочных наблюдений и каких - то сведений, полученных из других источников. Такой гипотетический образ, которому приданы человеческие черты, называется персонификацией. Построение той или иной конкретной персонификации основывается на еще не дифференцированном, общем отношении к данному человеку как к «симпатичному» или «антипатичному», «приятному» или «противному», «своему» или «чужому».

Страницы: 1, 2, 3