бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Восприятие и понимание подчиненными руководителя бесплатно рефераты

Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации. Первый этап охватывает период до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям. С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием. К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью. Изменить их крайне трудно. [5]

Помимо вышеперечисленных эффектов восприятия, существуют и другие. Так, например у Аксененко Ю.Н., Каспаряна В.Н., Самыгина С.И., Суханова И.О. это эффект «последовательности», эффект «авансирования» и эффект «проецирования на других людей собственных свойств».

Эффект «последовательности» - на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказывать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее и бесперспективнее. [4; 369]

Очень распространенным является эффект «авансирования» - человеку приписывают несуществующие положительные качества, а, сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются. [4; 369] Например, в компании по производству автомобильных запчастей Попов Николай очень качественно изготавливает карбюраторы. Никто и не спорит, что он делает это великолепно. И руководитель как бы «авансом» подумал, что Попов Николай умеет не только изготавливать карбюраторы, но и делать инжекторы. Как оказалось «аванс» был ложным.

Еще один эффект - «проецирование на других людей собственных свойств», что вызывает ожидание соответствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека. [4; 369]

Карпов А.В. выделяет следующие: эффект «снисходительности», эффект «физиогномической редукции», эффект «отрицательной асимметрии начальной самооценки» (ОАНС), феномен «внутригруппового фаворитизма», феномен «презумпции взаимности» (иллюзии взаимности), эффект «бумеранга», феномен «предположения о сходстве», феномен игнорирования информационной ценности «неслучившегося».

Эффект «снисходительности» состоит в необоснованно позитивном восприятии руководителем подчиненных и гипертрофировании их позитивных черт при недооценке негативных; в мнении, что они «еще исправятся». Его основа - стремление обезопасить себя от возможных конфликтов, неизбежно возникающих при объективной оценке негативных черт. Данный эффект чаще всего наблюдается у руководителей демократического и особенно - попустительских стилей. У руководителей же авторитарного стиля он «оборачивается» и предстает как «эффект гипервзыскательности», или «эффект прокурора». [6; 236]

Эффект «физиогномической редукции» - состоит не вполне обоснованном, и, как правило, поспешном заключении о внутренних психологических характеристиках человека на основе его внешнего облика. По своей сути -- это попытка судить о внутренних психологических особенностях человека, его поступках и прогнозировать его поведение на основе типичных для его группы черт внешности. Очень активно этот механизм работает в области межэтнических отношений: «Фиксирую у человека типичные этнические черты -- накладываю на него стереотипный образ представителя данного этноса -- строю свое поведение определенным образом». В простейших ситуациях социального взаимодействия этот механизм работает весьма успешно. [6; 236]

Более сложен и имеет групповую обусловленность следующий феномен, обозначаемый как «эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки» (ОАНС). Вначале именно другая группа («Они») имеет более выраженную качественную определенность при восприятии, чем своя («Мы»). Но в дальнейшем первая оценивается все хуже и менее точно, чем вторая (своя). Это - один из типичных источников поведения руководителя, ставящего в пример подчиненным «других» лиц и «другие» группы, но недостаточно адекватно оценивающего преимущества «своей» группы - «не видящего пророка в своем отечестве». [6; 236-237]

Феномен «внутригруппового фаворитизма» состоит в тенденции благоприятствовать в восприятии и оценочных суждениях членам собственной группы в противовес членам некоторой другой группы (или групп). Данный феномен как бы задает «режим наибольшего благоприятствования» межличностным отношениям и восприятиям членов внутри группы (по сравнению с межгрупповыми связями). В плане отношений руководителя группы (организации) с подчиненными он приобретает дополнительные специфические особенности. Во-первых, он может становиться, и чаще всего становится избирательным в отношении отдельных членов группы. Во-вторых, при этом он гипертрофируется, трансформируясь в известное явление протекционизма, т.е. переходит из плоскости восприятия в плоскость действий. [6; 237] К примеру, можно привести две конкурирующие между собой фирмы. Хоть им и нравятся технологии и организация работы друг друга, а свои в чём-то «промахнулись», всё же каждый руководитель будет выгораживать своих.

Феномен «презумпции взаимности» (иллюзии взаимности) заключается в устойчивой тенденции человека воспринимать отношения к нему со стороны окружающих его людей подобными его собственным отношениям к ним. Причиной феномена «презумпции взаимности» является то, что именно такое - подобное, т.е. равноправное отношение, субъективно представляется как наиболее «справедливое». Предположение о взаимности - своеобразная «точка отсчета», с которой начинают строиться межличностные отношения. [6; 237]

Человек считает, что другой человек относится к нему так, как он относится к нему. Например, Андрей Владимирович в организации со всеми своими сотрудниками дружелюбен и всегда им улыбается. Ему кажется, что это взаимно. Но за глаза сотрудники говорят, что он «немного странный» и не совсем точно выполняет свою работу.

Для руководителя «презумпции взаимности» это одновременно и регулятор - сдерживающий механизм. Он заставляет помнить его о том, что несправедливые оценки могут вызвать эффект «бумеранга» со стороны подчиненных.

Эффект «бумеранга» - при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат обратный ожидаемому. Это происходит из-за того, что может быть подорвано доверие к источнику информации, либо передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям, или субъект, передающий информацию вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.

Феномен «предположения о сходстве» состоит в тенденции субъекта считать, что другие (другой) значимые для него люди воспринимают окружающих так же, как он сам. Он переносит свое восприятие других людей на своих подчиненных. Так, руководитель склонен, как правило, считать, что восприятие подчиненными и других людей, и его самого является именно таким же, как его собственное восприятие. Более того, он так строит свое поведение и отношения с подчиненными, чтобы культивировать и укреплять это «единство восприятия и оценок». В предельном выражении этот феномен может выходить за рамки перцепции и трансформироваться в явление навязывания мнений. [6; 238]

Феномен игнорирования информационной ценности «неслучившегося» - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется. Любой руководитель хорошо знает, что чаще значительно более важным является не то, что человек сказал или сделал, а то, что он не сказал и не сделал. На практике, однако, это понимание далеко не всегда подкрепляется действиями в силу указанного эффекта. Причем «информация о неслучившемся» не только недооценивается, но вообще часто игнорируется как не имеющая места и поэтому вообще не принимается в расчет. Всем известно выражение «молчание - знак согласия» как наиболее простой случай данного феномена. В управлении он, однако, чаще бывает довольно сложным и требует специального осмысления. Недооценка этого очень часто приводит к ошибкам в руководстве. Данное явление в качестве своей причины имеет то, что интерпретация и понимание «информации о неслучившемся» более трудна и, следовательно, усложняет и без того сложную деятельность руководителя. Вместе с тем одной из важнейших черт профессиональной компетентности, «опытности» руководителя как раз и является правильная оценка того, что могло произойти, но не произошло и почему этого не случилось. [6; 238-239]

Механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. У Андриенко Е.В. наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. [3; 204]

У Андреевой Г.М. те же механизмы, кроме механизма аттракции.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимания взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. [3; 204-205]

Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых называют манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях.

Эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.

Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Аттракция значима и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. [3; 205-206]

Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей.

У Андреевой Г.М. каузальная атрибуция как механизм межличностного восприятия занимает особое место, как с точки зрения ее важности, так и с точки зрения разработанности в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях. Каузальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. [1; 125]

Особый практический интерес представляет та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие - либо события, что тоже имеет место при познании человека человеком. На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. И хотя этот вывод не разделяется всеми исследователями, важность открытия явления атрибуции очевидна для более углубленного представления о содержании межличностного восприятия. [1; 126]

Восприятие человека зависит от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознанный процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого. [3; 207-208, 209]

У Андреевой Г.М. социальная рефлексия трактуется как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя. [1; 124]

У Андриенко Е.В. социальная рефлексия - это процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они воспринимаются другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния. [3; 209-210]

Из вышеперечисленных механизмов можно сделать вывод о том, что процесс управления своим восприятием базируется на следующих положениях:

1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по - разному.

2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникнуть трудности в ходе межличностной коммуникации.

3. Если позволять насущным интересам, эмоциям потребностям «контролировать» наше восприятие, то, возможно, пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Многие неудачи и провалы в межличностной перцепции часто случаются потому, что люди неверно или неточно воспринимают друг друга. Считать, что более точное восприятие всегда приводит к более успешному пониманию, было бы неправильно. Но, тем не менее, удовлетворенность общением, как в кратковременных, так и в долговременных отношениях во много зависит от степени адекватности и глубины межличностного восприятия.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком.

2. Роль ведущего канала восприятия в деловом партнерстве

2.1 Эффекты восприятия в управленческой деятельности

«Восприятие человека человеком в контексте социально-психологических исследований трактуется как понимание и оценка человека человеком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми». [2; 53]

Процессы межличностного восприятия являются необходимым условием любой совместной, в том числе и управленческой, деятельности. Существует довольно сложная нелинейная зависимость между точностью социальной перцепции и эффективностью групповой деятельности. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия, потому, что они включены в процесс взаимодействия, имеющий две стороны: оценивание друг друга и изменение характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

Страницы: 1, 2, 3