бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Восприятие эмоциональных явлений бесплатно рефераты

При исследовании феноменологии восприятия эмоций в себе на материале текстов свободных (интроспективных (ИС)) самоотчетов в целом по выборке обнаружено, что большинство испытуемых (76, 3%) отображают собственные эмоции на уровне непосредственного восприятия, реализуя при этом стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции как переживания отношения к некоторому объекту (чаще всего таковыми являются социальные объекты - другие люди и сам человек), событиям и жизненным ситуациям (чаще всего к таковым относятся: события и ситуации личного характера, ситуации учебной деятельности, а также сама ситуация экспериментального исследования). Реализуя стратегию внутреннего наблюдателя на этом уровне восприятия, 38 % испытуемых осознают собственные эмоции через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения, а также как переживания отношения к потребностям, желаниям, склонны “привязывать” эмоциональные переживания к психическим состояниям мотивационной природы (35 %). Это свидетельствует о том, что субъекту достаточно сложно распознавать эмоции среди других психических и физиологических явлений своего внутреннего мира. На уровне категориального восприятия испытуемые чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. 53, 7 % от общего числа обращаются к причинам переживаемых эмоций, 38 % склонны осознавать интенсивность собственных эмоций, в сознании 37,6 % испытуемых представлен и способ, посредством которого они получают знание об эмоциональных явлениях. На уровне категориального восприятия испытуемые редко реализуют стратегию внешнего наблюдателя. Так, лишь 1,6 % склонны воспринимать собственные эмоции через осознание эмоционального поведения в целом, мимику (3,7 %), звуковые и речевые средства экспрессии (4,3 %).

Сравнительный анализ в подвыборках по характеру профессиональной направленности сознания позволил установить ряд различий в феноменологии восприятия собственных эмоций студентами-психологами и не психологами. Выявлены различия в предпочтении студентами -психологами и не психологами категорий, в которых проявляется стратегия внутреннего наблюдателя как на уровне категориального, так и непосредственного восприятия. Так, студенты - психологи, реализуя стратегию внутреннего наблюдателя чаще, чем не психологи, осознают динамичность, изменчивость, длительность переживаемых эмоций (15,6 % при - 1,85, р 0,03), причины, вызвавшие эмоции (54,5 % при - 2,45, р 0,001), а также способ, посредством которого они получают знание об эмоциях (39,3 % при - 1,66, р 0,04). Психологи не склонны осознавать типичность, повторяемость эмоций в опыте переживаний ( 0 % психологов - выпускников при - 1,86, р 0,03 и 9,3 % первокурсников при - 1,84, р 0,03). Студентов-психологов отличает то, что они осознают переживаемые эмоции в единстве с другими психическими и физиологическими явлениями своего внутреннего мира, в частности, с внутренними ощущениями различной природы (25 % психологов-первокурсников при - 1,89, р 0,02 и 51,5 % выпускников при - 1,59, р 0,05). Обнаружены различия в предпочтении студентами-психологами и не психологами старших курсов категорий, в которых проявляется стратегия внешнего наблюдателя. Так, реализуя эту стратегию на уровне категориального восприятия, психологи выпускного курса, в отличие от математиков, склонны осознавать вегетативные изменения, сопровождающие эмоции (12 % при - 1, 90, р 0,02). Филологи же старшего курса, в отличие от психологов, склонны воспринимать эмоции в себе через осознание звуковых и речевых средств экспрессии ( 11,7 % при - 1,86, р 0,03). Вероятно, это определяется тем, что в силу специфики своей профессиональной деятельности филологи ориентированы на то, чтобы выражать результаты восприятия эмоций посредством языка. Реализуя стратегию внешнего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия, студенты-филологи и математики в большей мере, чем психологи, проецируют переживаемые эмоции на явления предметного мира (11, 7 % филологов при - 1,86, р 0,03 и 57 % математиков при - 1,67, р 0,04).

В процессе профессионального становления наблюдаются изменения в характере восприятия эмоций студентами-психологами и не психологами. У студентов-психологов эти изменения связаны со стратегией внутреннего наблюдателя как на уровне непосредственного, так и категориального восприятия. Психологи старшего курса, реализуя данную стратегию в большей мере, чем первокурсники, осознают переживаемые эмоции через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения (51, 5 % выпускников и 25 % первокурсников при - 2,21, р 0,01). В процессе профессионализации увеличивается процент студентов-психологов, предпочитающих осознавать интенсивность переживаемых эмоций (42, 5 % и 21,8 % соответственно при - 1,79, р 0,03) и сокращается число тех, кто осознает амбивалентность собственных эмоций (6 % и 18, 7 соответственно при - 1, 59, р 0,05). У студентов-филологов изменения в характере восприятия эмоций в себе также связаны со стратегией внутреннего наблюдателя. Так, филологи-выпускники в меньшей мере, чем первокурсники, осознают амбивалентность переживаемых эмоций (8, 8 % и 23,5 % соответственно при - 1,64, р 0,05). И наоборот, увеличивается число тех, кто осознает интенсивность переживаемых эмоций ( 41 % и 20, 5 % соответственно при - 1,80, р 0,03). В процессе профессионального становления у студентов-математиков изменения в восприятии собственных эмоций наблюдаются на уровне категориального восприятия при реализации ими стратегии как внутреннего, так и внешнего наблюдателя. Осуществляя стратегию внешнего наблюдателя на данном уровне восприятия, математики старшего курса не осознают психомоторные проявления переживаемых эмоций, а также вегетативные изменения, сопровождающие эмоции ( 0 % выпускников и 12 % первокурсников при - 1,71, р 0,04). Реализуя стратегию внутреннего наблюдателя на уровне категориального восприятия, математики-выпускники в меньшей мере, чем первокурсники, склонны осознавать типичность эмоций, их повторяемость в опыте переживаний ( 3,5 % и 20 % соответственно при - 1,98, р 0,02). Таким образом, изменения в характере восприятия собственных эмоций у студентов-математиков наблюдаются на уровне категориального восприятия, что можно объяснить спецификой их профессионального сознания, которая состоит в активизации логического уровня познания.

При исследовании феноменологии восприятия эмоций в себе на материале текстов ранних воспоминаний (ретроспективных самоотчетов (РС)) в целом по выборке обнаружено, что большинство испытуемых (47,7 %) чаще реализуют стратегию внешнего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия. Они осознают эмоции как переживания отношения к объектам, событиям и жизненным ситуациям. Аналогичная тенденция выявлена при анализе ИС, что свидетельствует об устойчивости данной особенности восприятия субъектом эмоций в себе. 30 % испытуемых от общего числа на этом уровне восприятия осознают собственные эмоции через явления природы, живые и неживые предметы окружающего мира. Вероятно, испытуемым легче реконструировать свои эмоциональные переживания, описывать их качество через проекцию на какое-либо явление природы (например, “солнышко” “ласковые солнечные лучи”, “голубое небо”, “легкий ветер” и т.п.) или живой - неживой предмет (“огромная собака”, “запах костра, языки пламени”, “красивые медузы” и т.п.). Реализуя стратегию внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия, 37 % испытуемых склонны осознавать их через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения. Аналогичная тенденция наблюдается при анализе ИС. На уровне категориального восприятия большинство испытуемых реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. Так, 43, 2 % испытуемых склонны осознавать интенсивность переживаемых эмоций. 33 % испытуемых осознают причины переживаемых эмоций. Представленность этого источника информации в сознании отмечается у большего числа испытуемых по текстам интроспективных самоотчетов (53,7 %) . Вероятно, это объясняется трудностью реконструировать причины эмоций в силу такого мнемического процесса как забывание.

Сравнительный анализ подвыборок по характеру профессиональной направленности сознания позволил установить ряд различий в предпочтении студентами -психологами и не психологами категорий, в которых проявляется стратегия внутреннего наблюдателя как на уровне категориального, так и непосредственного восприятия. Так, студенты-психологи в большей мере, чем не психологи, осознают амбивалентность (14,7 % при - 2,23, р 0,01), интенсивность (55,8 % при - 1,74, р 0,04), типичность переживаемых эмоций (14, 7 % при - 2, 23, р 0,01), а также причины, вызывающие эти переживания (53 % при - 3,1, р 0,001). Они в большей мере, чем не психологи, осознают эмоции через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения (44 % при - 1,61, р 0,05). Студентов-филологов отличает то, что они чаще, чем психологи, реализуют стратегию внешнего наблюдателя на уровне категориального восприятия. Они склонны воспринимать эмоции через осознание эмоционального поведения в целом ( 20 % при - 1,76, р 0,04). Студенты-математики реже, чем психологи, реализуют стратегию внутреннего наблюдателя на уровне категориального восприятия эмоций. Они в меньшей мере осознают амбивалентность (3 % при - 1,75, р 0,04), интенсивность переживаемых эмоций ( 34, 3 % при - 1,74, р 0,04), а также причины, их вызывающие (12, 5 % при - 2, 66, р 0,001). Осуществляя стратегию внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия, математики в большей мере, чем психологи, осознают эмоции через изменения в протекании других психических процессов (20, 6 % при - 2,37, р 0,001), стремятся “привязать” эмоциональные переживания к мотивационно - потребностной сфере (48, 2 % при - 2,99, р 0,001). Таким образом, наибольшее количество различий в феноменологии восприятия эмоциональных явлений наблюдается между студентами- психологами и математиками, нежели филологами и психологами.

В результате анализа текстов РС было также установлено, что в процессе профессионального становления у студентов-психологов изменения в характере восприятия ими собственных эмоций обнаруживаются лишь на уровне непосредственного восприятия при реализации стратегии внутреннего наблюдателя. Они состоят в том, что среди психологов старшего курса уменьшается число тех, кто осознает локализацию переживаемых эмоций в каком-либо органе (сердце, груди и т.п.) (0 % при - 1,86, р 0,03). У выпускников нет необходимости проецировать эмоции на сому. У студентов-филологов изменения в характере восприятия ими собственных эмоций обнаруживаются на уровне категориального и непосредственного восприятия. На уровне категориального восприятия выпускники чаще, чем первокурсники, реализуют стратегию внешнего наблюдателя, воспринимая эмоции через осознание их экспрессивных проявлений: звуковую и речевую экспрессию (37 % при - 2,14, р 0,01) и эмоциональное поведение в целом (20 % при - 2,36, р 0,001). Осуществляя стратегию внутреннего наблюдателя на данном уровне восприятия, филологи старшего курса в большей мере, чем первокурсники, предпочитают осознавать интенсивность переживаемых эмоций (54, 2 % при - 2,36, р 0,001). На уровне непосредственного восприятия филологи-выпускники чаще, чем первокурсники, реализуют стратегию внешнего наблюдателя, осознавая эмоции в единстве с объектами, явлениями окружающего мира. У студентов-математиков в процессе профессионализации изменения в характере восприятия ими эмоций в себе обнаруживаются на уровне непосредственного восприятия. Реализуя на этом уровне восприятия стратегию внутреннего наблюдателя, выпускники в большей мере, чем первокурсники, осознают изменения в протекании других психических процессов, сопровождающих эмоции (20, 6 % при - 2,37, р 0,001). Это свидетельствует о том, что математики выпускного курса не только испытывают трудности с различением эмоций и других психических процессов, в частности, познавательных, но и “уходят” от качественного своеобразия эмоций в область их рационализации.

В четвертой главе “Результаты экспериментального исследования восприятия субъектом эмоциональных явлений в другом” представлено описание феноменологии восприятия субъектом эмоций другого человека, а также исследуется взаимосвязь феноменологии восприятия субъектом собственных эмоций и личности.

Эмоции другого человека - специфический объект восприятия. В отличие от эмоций, которые субъект воспринимает в себе, эмоциональные переживания другого есть содержание его внутреннего мира, скрытого от стороннего наблюдателя. Тем не менее, источники информации об эмоциях других людей аналогичны тем, которые он использует при осознании собственных эмоциональных явлений. В связи с этим описание феноменологии восприятия субъектом эмоций в другом осуществлялось через выделенные ранее категории. В целом по выборке обнаружено, что воспринимая эмоции других людей, 41,1 % испытуемых испытывают трудности с их вербализацией. Отношение студентов-психологов и не психологов к процессу познания психической реальности другого человека, в частности его эмоций, разнообразно: от положительного, заинтересованного (55,7 %) до нейтрального (20,1 %) и даже отрицательного (11,3 %). Кроме того, некоторые указывают на возможность наблюдения за поведением других людей лишь при некоторых условиях (12,6 %). В качестве основного условия выступает эмоциональное состояние того, кто воспринимает. Описывая эмоции других людей, испытуемые используют набор понятий, ограниченный в основном терминами, выражающими базовые эмоции. Отображая эмоции других людей на уровне непосредственного восприятия, испытуемые чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. Здесь обнаруживается ассимилятивная тенденция. Они осознают эмоции других людей по аналогии с собственными, “приписывают” другому человеку то же эмоциональное состояние, которое переживают сами (40,7 %). На уровне категориального восприятия эмоций в другом испытуемые чаще реализуют стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции в другом через их экспрессивные проявления. Выявлены наиболее значимые для испытуемых данной выборки внешние проявления эмоций, которые привлекаются ими в процессе осознания эмоций других людей. Среди них речевые и звуковые средства экспрессии (34,5 %), выразительные движения, поза, эмоциональные действия человека (34,5 %), а также мимические средства экспрессии (31, 8 %).

Сравнительный анализ подвыборок по характеру профессиональной направленности сознания позволил установить ряд различий в феноменологии восприятия эмоций в другом. Так, на уровне категориального восприятия студенты-психологи чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. Они осознают интенсивность переживаемых другим человеком эмоций (33,3 % при - 1,98, р 0,02 в сравнении с филологами и при - 2,07, р 0,01 в сравнении с математиками), а также причины этих переживаний ( 25,9 % при - 1,58, р 0,05). На уровне непосредственного восприятия студенты- психологи в отличие от математиков чаще осуществляют стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции других людей в единстве с объектами, событиями и ситуациями (35 % при - 2, 61, р 0,001). Студенты-математики на уровне категориального восприятия, в отличие от психологов, осуществляют стратегию внешнего наблюдателя. Они получают знание о качестве переживаний другого человека через их внешние проявления в поведении в целом (50 % при - 2, 31, р 0,01) .

В процессе профессионального становления изменений в характере восприятия эмоциональных переживаний других людей у студентов-психологов и филологов не наблюдается. У студентов-математиков в процессе профессионализации различия обнаруживаются как на уровне категориального, так и непосредственного восприятия эмоций в другом. Так, на уровне категориального восприятия математики-выпускники чаще, чем первокурсники, реализуют стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции в другом через их экспрессивные проявления в поведении в целом ( 50 % и 7,1 % соответственно при - 2, 47, р 0,001 ). Реализуя стратегию внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия, математики-выпускники, в отличие от первокурсников, осознают изменения в протекании других психических процессов (20 % и 0 % соответственно при - 1,68, р 0,04 ). Они также осознают эмоции другого как переживания его отношения к потребностям (20 % и 0 % соответственно при - 1,68, р 0,04 ). Действуя в соответствии со стратегией внешнего наблюдателя на этом уровне восприятия, математики-выпускники не проецируют эмоции другого человека на явления предметного мира (0 % и 35,7 % соответственно при - 2,54, р 0,001).

В соответствии с теоретическим положением о том, что качественное своеобразие эмоций как психических явлений может быть понято только в связи с их личностной обусловленностью ( Б.Ф. Ломов, 1984 ) был проведен анализ взаимосвязи феноменологии восприятия субъектом эмоций в себе и собственной личности. Как показал анализ литературы по проблемам психологии личности, личность как объект изучения объединяет в себе многие аспекты, характеризующие человека, в том числе и эмоции ( Л, Хьелл, Д. Зиглер, 2000). Соответственно появляется основание для предположения о том, что в сознании реального субъекта “взаимодействуют”, сосуществуют два феноменологических поля - “поле восприятия им собственных эмоций” и “поле восприятия человеком своей личности”. Можно также предположить, что в результате этого взаимодействия возникает единое поле, но в зависимости от специфики поставленной в инструкции психолога познавательной задачи оно каждый раз особым образом переструктурируется. Таким образом, с одной стороны, был предпринят поиск ответа на вопрос о том, за счет каких личностных свойств осуществляется процесс восприятия субъектом собственных эмоций ? С другой стороны, осуществлялось изучение того, как феноменология восприятия субъектом эмоций в себе вовлечена в процесс отражения им своей личности ? Было предпринято изучение корреляционных связей между показателями восприятия субъектом собственных эмоций и количественными индикаторами некоторых личностных свойств, а также проанализированы различия в полученных корреляционных плеядах в зависимости от профессиональной направленности сознания испытуемых. В качестве меры связей был выбран коэффициент линейной корреляции Пирсона, а при анализе результатов учитывались значения, превышающие 5 % уровень значимости.

Корреляционный анализ показал, что наибольшее количество значимых связей имеется между категориями восприятия эмоций, с одной стороны, и свойствами самоотношения и эмоциональной сферы личности - с другой. Среди характеристик самоотношения чаще всего связи обнаруживаются с такими свойствами как самообвинение (склонность субъекта к самообвинению, переживанию отрицательных эмоций в адрес свой личности) (10 связей), самопривязанность (наличие/отсутствие у субъекта желания изменяться по отношению к наличному состоянию) (7 связей), самоуверенность (отношение субъекта к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому человеку, ощущение силы своего “Я”) (6 связей), саморуководство (человек воспринимает себя как способного управлять эмоциями и переживаниями по поводу себя) (5 связей). В числе эмоциональных свойств личности с категориями восприятия эмоций наиболее тесно связаны спонтанная агрессивность, импульсивность (6 связей), депрессивность (предрасположенность человека к легкому возникновению депрессивных состояний) (6 связей), раздражительность (склонность человека к легкому возникновению эмоционального возбуждения, склонность к аффективному реагированию) (5 связей). Выявленные связи свидетельствуют о том, что имеется единое феноменологическое основание для восприятия и оценки субъектом как собственных эмоций, так и самоотношения и эмоциональных свойств своей личности. При анализе корреляционных связей также было обнаружено, что категории восприятия собственных эмоций, в которых реализуется стратегия внутреннего наблюдателя, представлены в 1,5 раза большим количеством связей со свойствами личности по сравнению с категориями, отражающими стратегию внешнего наблюдателя. Было также установлено, что количество значимых корреляций между категориями восприятия эмоций в себе и личностными свойствами в 2 раза больше на уровне категориального, чем непосредственного восприятия. Эти связи свидетельствуют о том, что выбор субъектом восприятия эмоций стратегии внутреннего наблюдателя в большей мере, чем предпочтение им стратегии внешнего наблюдателя, открывает доступ к интроспективному познанию собственной личности (на результатах которого основаны ответы на вопросы личностных методик).

Общие выводы

Теоретически и эмпирически обоснована возможность рассмотрения феномена восприятия субъектом эмоциональных явлений на 2-х уровнях восприятия (непосредственном и категориальном) через реализацию им 2-х стратегии (внутреннего и внешнего наблюдателя).

Основанием для выделения двух уровней восприятия эмоциональных явлений является степень опосредованности отражаемой в сознании эмоции. На уровне непосредственного восприятия субъект осознает наличие эмоции как таковой. На уровне категориального восприятия (опосредованного процессом мышления) эмоция выступает в качестве самостоятельного объекта анализа, обладающего определенными характеристиками и сопровождающегося внешними проявлениями. На данном уровне человек осознает, что выступает в качестве причин эмоций, а также как он получает знание об этих переживаниях.

Основанием для выделения стратегий восприятия эмоциональных явлений служит характер отношения между субъектом и объектом восприятия. Соответственно выделены две стратегии восприятия субъектом эмоций: внешнего и внутреннего наблюдателя. Стратегия внешнего наблюдателя состоит в том, что в процессе осознания эмоций субъект опирается на их “внешние проявления” или соотносит переживаемые эмоции с объектами, явлениями предметного мира. Стратегия внутреннего наблюдателя отражает меру влияния на процесс осознания эмоций личного опыта воспринимающего, а также его стремление “привязать” эмоцию к другим психическим и физиологическим явлениям своего внутреннего мира.

В исследовании получено описание феноменологии процесса восприятия субъектом эмоциональных явлений как в себе, так и в другом. На уровне категориального восприятия субъект отображает собственные эмоции, чаще реализуя стратегию внутреннего наблюдателя (обращается к причинам, породившим эти переживания, осознает их интенсивность и способ, посредством которого получает знание о качестве эмоциональных переживаний). Отображая эмоции в другом на этом же уровне, субъект чаще использует стратегию внешнего наблюдателя (осознает эмоции в другом через их экспрессивные проявления: речевые и звуковые средства экспрессии, выразительные движения, позу, эмоциональные действия человека, а также мимические средства экспрессии) .

На уровне непосредственного восприятия в отношении собственных эмоций и эмоций других людей стратегии меняются. Воспринимая эмоции в себе на этом уровне, субъект чаще реализует стратегию внешнего наблюдателя (осознает собственные эмоции как переживания отношения к некоторым объектам, жизненным событиям и ситуациям. Отображая эмоции в другом, субъект чаще осуществляет стратегию внутреннего наблюдателя (осознавая их по аналогии с собственными, “приписывая” другому человеку те же эмоции, которые переживает сам).

В ответ на инструкцию описать собственные эмоции испытуемые приводят понятия, обозначающие эмоциональные явления в широком смысле: личностные черты, внешние проявления эмоций, психические состояния различной природы (мотивационные, волевые, тонические, тензионные). Описывая эмоции других людей, испытуемые используют менее разнообразный набор понятий, ограниченный в основном терминами, выражающими базовые эмоции.

5. Установлено, что особенности восприятия эмоциональных явлений в себе и в другом зависят от специфики профессиональной направленности сознания субъекта. Так, выявлены различия в характере восприятия эмоций между студентами - психологами и не психологами. В целом наибольшее число значимых различий обнаруживается между студентами-психологами и математиками, наименьшее - между психологами и филологами.

На уровне непосредственного и категориального восприятия эмоций в себе студенты- психологи чаще, чем не психологи, реализуют стратегию внутреннего наблюдателя ( чаще осознают динамичность, длительность, изменчивость, амбивалентность переживаемых эмоций, осознают причины переживаемых эмоций и способ, посредством которого получают знание об этих переживаниях, а также осознают собственные эмоции в единстве с другими психическими и физиологическими явлениями своего внутреннего мира). Они реже отражают типичность, повторяемость эмоций в опыте переживаний. В отношении эмоций других людей студенты-психологи также чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя.

Студенты-математики чаще, чем психологи, отображают эмоции в себе на уровне непосредственного восприятия, реализуя при этом обе стратегии ( переживаемые эмоции чаще всего “сливаются” с познавательными процессами и состояниями мотивационной природы ). Эмоции в другом математики чаще описывают на уровне категориального восприятия, используя при этом стратегию внешнего наблюдателя (на основании внешних проявлений в поведении в целом ).

Студенты - филологи на уровне категориального восприятия собственных эмоций чаще реализуют стратегию внешнего наблюдателя (воспринимают переживаемые эмоции через осознание эмоционального поведения в целом, а также речевые и звуковые средства экспрессии). На уровне непосредственного восприятия филологи, также как и психологи, чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя ( однако им сложнее отличать переживаемые эмоции от познавательных процессов). Различий в характере восприятия эмоций в другом между психологами выпускных курсов и филологами не обнаружено.

6. Выявлено, что в процессе профессионализации наблюдаются изменения в характере восприятия собственных эмоций студентами-психологами и не психологами. На уровне категориального восприятия эмоций в себе студенты выпускных курсов чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя ( осознают интенсивность переживаемых эмоций). Изменений в характере восприятия эмоций в другом по мере профессионального становления у психологов и филологов не наблюдается.

У студентов-психологов в процессе профессионализации значимые изменения в характере восприятия собственных эмоций наблюдаются при реализации ими стратегии внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия. Психологи выпускного курса, осознавая свои эмоции, не проецируют их на какой-либо орган, но осознают их через внутренние ощущения. На уровне категориального восприятия психологи-выпускники реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. Они в большей мере, чем первокурсники, осознают интенсивность переживаемых эмоций, но в меньшей мере их амбивалентность.

У студентов - филологов в процессе профессионального становления изменения в характере восприятия ими собственных эмоций наблюдаются при реализации стратегии внешнего наблюдателя на 2-х уровнях восприятия. Филологи-выпускники чаще, чем первокурсники, осознают экспрессивные проявления переживаемых эмоций, в частности, в речи, в поведении в целом. Они также чаще осознают переживаемые эмоции в единстве с объектами, событиями и ситуациями, а также явлениями природы.

На уровне непосредственного восприятия собственных эмоций студенты-математики выпускного курса реже, чем первокурсники, реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. На уровне категориального восприятия, осуществляя стратегию внешнего наблюдателя, выпускники не осознают переживаемые эмоции через психомоторику и вегетативные изменения, сопровождающие эмоцию. В отношении эмоций других людей на уровне категориального восприятия математики старших курсов чаще реализуют стратегию внешнего наблюдателя, на уровне непосредственного восприятия - стратегию внутреннего наблюдателя.

7. Установлено, что имеется единое феноменологическое основание для восприятия и оценки субъектом как собственных эмоций, так и самоотношения и эмоциональных свойств своей личности, что подтверждается наличием наибольшего количества значимых связей между категориями восприятия эмоций, с одной стороны, и такими характеристиками самоотношения личности, как самообвинение, самопривязанность, самоуверенность, саморуководство, а также со свойствами эмоциональной сферы личности (спонтанная агрессивность, импульсивность, депрессивность, раздражительность) - с другой.

Выявлено, что категории восприятия собственных эмоций, в которых реализуется стратегия внутреннего наблюдателя, представлены в 1,5 раза большим количеством связей со свойствами личности по сравнению с категориями, отражающими стратегию внешнего наблюдателя. Установлено, что количество значимых корреляций между категориями восприятия эмоций в себе и личностными свойствами в 2 раза больше на уровне категориального, чем непосредственного восприятия. Выявленные связи дают основание говорить о том, что выбор субъектом восприятия эмоций стратегии внутреннего наблюдателя в большей мере, чем предпочтение им стратегии внешнего наблюдателя, открывает доступ к интроспективному познанию собственной личности (на результатах которого основаны ответы на вопросы личностных методик).

8. Сопоставление полученной в исследовании феноменологии с психологическими теориями эмоций показало, что отдельные теории имеют в качестве эмпирического основания лишь часть феноменологического поля восприятия эмоций. Поэтому можно рассматривать их как находящиеся в отношении дополнительности друг к другу (по аналогии с притчей о слоне и слепцах). Можно также предполагать, что психологические теории не только выводятся из накопленных обобщений, но и неявно основываются на интроспективном опыте автора (феноменологии восприятия им эмоций).

Полученные результаты открывают перспективы дальнейших исследований, которые состоят в изучении: 1) взаимосвязи феноменов восприятия и самовосприятия эмоций; 2) влияния личностных особенностей на характер непосредственного и категориального восприятия субъектом эмоций в другом; 3) гендерных особенностей категориального и непосредственного восприятия эмоций как в себе, так и в другом; 4) особенностей восприятия субъектом эмоциональных явлений в зависимости от принадлежности к той или иной культуре.

По материалам диссертации опубликованы следующие работы

Левченко Е.В., Бергфельд А. Ю. Когнитивные стратегии описания сущности эмоций // Ананьевские чтения - 99: Тезисы научно-практической конференции., СПб., 1999.- с. 51-52.

Бергфельд А.Ю. О восприятии эмоций субъектом-носителем // Психология 21 века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб., 2001.- С. 111 - 112.

Бергфельд А. Ю. Возможности использования метода ранних воспоминаний в изучении проблемы восприятия эмоций // Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии: Материалы научной студенческо-аспирантской конференции (апрель 2001 г.)/ Перм. Ун-т. - Пермь, 2001.- с. 133 - 136.

Бергфельд А. Ю., Шиленкова Н. А. Метод свободного самоотчета как способ изучения внутреннего мира человека // Психология в меняющемся мире: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции, 25-26 апреля 2001 года. - Челябинск: Изд-во ЮУрГу, 2001. - с. 107 - 108.

Бергфельд А.Ю. Использование метода контент-анализа в определении стратегий восприятия эмоций // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции “Ананьевские чтения - 2001”/ Под общ. ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. - СПб., 2001.- с. 227-229.

Бергфельд А. Ю. Особенности описания студентами сущности эмоциональных переживаний// Университетское образование и регионы: Тезисы докладов Международной научно-методической конференции . Пермь, 2001. - с. 178 - 179.

Бергфельд А.Ю. Особенности восприятия эмоциональных переживаний студентами -психологами// Актуальные проблемы современной социальной науки: Сб. статей. Пермь, 2001. с. 187-195.

Страницы: 1, 2, 3