бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.

Если содержание беседы доступно и интересно, то дети задают вопросы, у них возникают яркие эмоции, оценки. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

В старшей группе детского сада целесообразно провести беседы на темы: "Умеем ли мы дружить?", "Учимся помогать товарищам", "О справедливости" и др.

Методика проведения этических бесед разработана В. Г. Нечаевой, С. В. Петериной, И. Н. Курочкиной и другими исследователями

Исследованиями Е. Р. Смирновой, В. М. Холмогоровой [25] установлено, что истинная нравственность развивается в дошкольном возрасте не через самосознание и не через усвоение моральных норм, а через воспитание особого видения другого и отношения к нему.

Таким образом, комплексное использование методов, приемов воспитания, направленных не только и не столько на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другим - поможет в истинном воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Результаты и анализ работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей дошкольной группы

Опытно-практическая работа по определению влияния культуры поведения на воспитание дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста проводилась в старшей группе МДОУ "Улыбка" пос. Идрица Себежского района. Работа проводилась в течение 3 месяцев.

Детский сад работает по программе М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "Программа обучения и воспитания в детском саду".

Опытно-практическая работа выполнялась в 3 этапа.

2.1 Определение сформированности культуры поведения и отношений детей старшей группы

I этап опытно -практической работы.

Цель: Определить уровень сформированности культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Определить уровень сформированности культуры поведения детей старшей группы.

1. Сделать анализ условий воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении Методы исследования: наблюдение, анализ, интерпретация поступков детей.

Для определения уровня сформированности знаний правил поведения предложили детям рассмотреть иллюстрации из серии демонстрационных материалов " Я и мое поведение". На первой картинке изображены мальчик и девочка, склонившиеся над птенцом, выпавшим из гнезда. (Приложение 4 )

На второй иллюстрации мальчик идет по лесу громко поет и у него включен магнитофон. (Приложение 5 )

Третья иллюстрация, на которой изображены веселые играющие дети и грустный мальчик, сидящий в коляске. (Приложение 6 )

В ходе рассматривания иллюстраций детям были заданы вопросы:

1. О чём эта картина?

2. Как поступили дети?

3. Почему вы так считаете?

4. Какие чувства испытывают дети?

5. Как бы ты поступил в этой ситуации?

Ответы детей фиксировались в протоколе. (Приложение 7 )

На основе анализа ответов детей нами определены показатели сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста:

- ребенок знает правила поведения, называет их;

- правильно оценивает поступки детей;

- мотивирует свою оценку;

- умеет понимать чувства других детей;

- объясняет возможный свой поступок.

Использовалась 5-балльная система оценок.

5 баллов - ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивирует свой ответ самостоятельно; понимает чувства других; объясняет свой поступок.

4 балла - ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивировать свои ответы иногда затрудняется; понимает чувства других детей; объясняет свой поступок.

3 балла - ребенок знает правила поведения; не всегда дает правильную оценку поступков других; не умеет мотивировать свой ответ без помощи взрослого; понимает чувства других с помощью воспитателя; объясняет свой поступок.

2 балла - ребенок знает правила поведения, но не всегда правильно оценивает поступки других, мотивирует свой ответ только с помощью взрослого; определяет чувства других не во всех ситуациях; не может самостоятельно объяснить свой поступок.

Полученные результаты представлены в таблице 1 (Приложение 8 )

С учетом сформированности оценок выделены уровни:

Оптимальный - 25 - 23 балла

Достаточный - 22 - 18 баллов, проявляется у 5 детей (Ани Р., Насти И., Ксении Ч., Маши Д., Алины М.)

Средний - 17-14 баллов, проявляется у 5 детей (Сережи В., Артема Г., Кирилла С., Саши А., Андрея К. ), что составляет 45,5 % от общего количества детей в группе;

Низкий - менее 14 баллов, проявляется у 1 ребенка ( Эдика С.), что составляет 9 % от общего количества детей в группе.

Результаты диагностики представлены в диаграмме №1 (Приложение 9)

Для определения уровня сформированности культуры поведения, умения выполнять правила поведения, проявление вежливости, владение культурой речевого общения и владения основами этикета использовался метод наблюдения за поведением детей.

Результаты наблюдений обрабатывались с учетом сформированных показателей:

- знания правил поведения;

- умения выполнять правила поведения;

- проявление вежливости;

- владение культурой речевого общения;

- владение основами этикета.

Использовалась 5-балльная система оценок с учетом сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста нами разработаны критерии оценки:

5 баллов - ребенок знает правила поведения; выполняет их во всех видах деятельности, умеет пользоваться вежливыми словами; владеет культурой речевого этикета; владеет основами этикета.

4 балла - ребенок знает правила поведения; пользуется ими постоянно; проявляет вежливость и внимательность к взрослым, но не ко всем детям; владеет культурой речевого общения; владеет основами этикета.

3 балла - ребенок знает вежливые слова; пользуется правилами поведения в незнакомой обстановке; проявляет вежливость только к взрослым; плохо владеет культурой речевого и основами этикета.

2 балла - знает правила поведения; выполняет правила поведения после напоминания взрослого; не проявляет вежливости к детям; плохо владеет культурой речевого общения, не владеет основами этикета.

На основе полученных результатов нами определены уровни сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста:

Оптимальный - 25-22 балла.

Достаточный - 21-18 баллов у 2 детей, что составляет 18,2% от общего количества детей в группе.

Средний - 17-14 баллов у 6 детей, что составляет 54,5% от общего количества детей группы.

Низкий - 13 баллов и ниже у 3 детей ,что составляет 27,3% от общего количества детей в группе.

Результаты представлены в таблице 2 (Приложение 10 )

Из полученных результатов видно, что оптимальный уровень не прослеживается.

У 2 детей (Насти И., Алины М. ) - достаточный уровень сформированности культуры поведения, что составляет 18,2%

У 6 детей (Ани Р., Серёжи В., Ксении Ч., Артема Г., Андрея К., Маши Д) средний уровень сформированности культуры поведения, что составляет 54,5%

У 3 детей (Кирилла С., Саши А., Эдика С.) - низкий уровень сформированности культуры поведения, что составляет 27,3%

Полученные результаты представлены в диаграмме 2 (Приложение 11 )

Опытно-экспериментальную работу по определению условий воспитания культуры поведения начали с анализа календарного плана работы воспитателя. Анализируя план работы воспитателя на 3 месяца пришли к выводу, что в ходе педагогического процесса мало внимания уделяется художественной литературе, как средству нравственного воспитания, воспитатель планирует только задачу по уточнению содержания, пересказу произведений. В повседневной жизни во время режимных моментов педагог делает акцент на воспитание культурно-гигиенических навыков.

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется без учета принципа тематичности.

Знакомство с правилами поведения не запланировано.

Беседы по воспитанию культуры поведения запланированы 1 раз в месяц, что явно недостаточно для детей.

В игровой деятельности мало внимания уделяется воспитательной стороне.

Таким образом, на основе анализа календарного плана можно сделать вывод, что целенаправленно работа по воспитанию культуры поведения детей не планируется.

Недостаток условий воспитания в детском образовательном учреждении и семье оказывает негативное влияние на формирование культуры поведения детей. Возможно, при создании дополнительных условий можно повысить уровень воспитания культуры поведения детей.

По определению сформированности знаний правил поведения и умений поступать в соответствии с правилами составлена сводная таблица 3. (Приложение 12 )

Из таблицы видно, что знания правил поведения и умения поступать в соответствии с правилами совпадают у 6 детей, что составляет 54, 5% от общего количества детей в группе.

Не совпадают знания правил поведения и умения поступать в соответствии с правила у 5 человек, что составляет 45,5% от общего количества детей в группе.

В целом уровень знаний правил поведения выше, чем умения поступать в соответствии с правилами поведения.

Установлена взаимосвязь зависимости уровня нравственного поведения от знаний правил поведения, чем выше уровень знаний, тем лучше поведение. Мы видим такое совпадение в 3-х случаях, но в целом знания правил поведения не гарантируют достойное поведение.

Установлено, что при низком уровне знаний правил поведения средний и достаточный уровни не обнаружены.

Таким образом, полученные результаты позволяют предположить, что проведение систематической работы по формированию нравственных положений окажут положительное влияние на воспитание культуры поведения.

2.2 Разработка и реализация перспективного плана по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей группы

II этап опытно -практической работы.

Цель: создать необходимые условия для повышения уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Выстроить систему работы по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;

2. Провести намеченную работу в дошкольном образовательном учреждении;

3. Разработать перспективный план по созданию условий для формирования культуры поведения детей;

Нами разработан перспективный план по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на 3 месяца (Приложение 13 ).

В содержании перспективного плана мы включили разные формы работы:

1. Знакомство с правилами поведения ("Пользуйся словами вежливого обращения: "Пожалуйста", "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания"; "На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания"; "Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам".

Проведение дидактических игр ( "Что такое хорошо, что такое плохо", цель которой объяснить, что дети совершают отрицательные и положительные поступки; соединить два элемента, изображающих поступки детей в разных ситуациях, в карточку.

Знакомство с пословицами и поговорками ("Каков разум, таковы и речи", "Чужим умом умней, не станешь", "Не бросай слова на ветер", "Нет друга, так ищи, а нашел - береги").

Чтение художественных произведений ("Рассказ о неизвестном герое" С. Маршака, "Что такое хорошо, что такое плохо" В. Маяковского, "Огурцы" Н. Носова).

Проведение этических бесед

Этическая беседа "Урок вежливости", в ходе беседы воспитатель дает детям представление о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учит справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывает культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. (Приложение 14 )

Этическая беседа "О дружбе", цель этой беседы помочь детям понять,

нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. (Приложение 15 )

Этическая беседа "С чего начинается дружба", цель объяснить детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться. (Приложение 16 )

Рассматривание иллюстраций из серии демонстрационных материалов "Я и мое поведение".

Проведение праздников и развлечений ("Здравствуй весна", "Культура поведения в общественных местах").

Дадим анализ проведенной работы: работу по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста проводили в повседневной жизни и на занятиях.

Опираясь на исследования Козловой С.А. и Куликовой Т.А. работу проводили поэтапно:

I этап воспитания культуры поведения начинается с накопления детьми множеств единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.

На следующем этапе детям начинали объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. На этом этапе важна "методика предвосхищения". Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает советом, поддержкой нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его.

Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения.

На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, больше внимания уделяется осознанию детьми значимости правил этикета.

В утренние часы основное внимание уделяли знакомству детей с правилами культуры поведения (культурно-гигиенические правила, правила культуры общения, правила культуры деятельности и общие правила нравственности) и раскрытию их нравственного смысла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6