бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

· Способствовать осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали.

· Формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников, выражать свое мнение в виде оценочных суждений, не допуская некорректных замечаний.

· Формировать элементарные представления о себе как участнике общей деятельности, об отношении к ней и способы поведения, соответствующие этим представлениям. Осознавать необходимость справедливого распределения общих заданий. В процессе его выполнения обращать внимание на затруднения сверстника, предлагая помощь, совет, совместное выполнение, не дожидаясь просьбы с его стороны, не допускать некорректных замечаний в случае оплошности партнера, его неудачи, испытывать чувство ответственности за качество своей деятельности перед сверстниками и за качество общего результата.

· Развивать у детей чувство благодарности от проявления внимания, заботливого отношения к себе со стороны сверстников.

· Обогащать гуманные чувства (сопереживание, сочувствие, содействие), формировать представления о нормах гуманности и соответствующий им опыт доброжелательных проявлений.

· Развивать индивидуальные предпочтения, склонности нравственно одаренных детей. Проводить коррекционную работу с детьми, в поведении которых преобладают негуманные, негативные проявления в адрес окружающих. [4, с.9]

Работу по воспитанию культуры поведения и отношений нужно строить с учетом механизма нравственного воспитания.

Т. А. Куликова, С. А. Козлова справедливо утверждают, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания. [ 10, с.103]

Таким образом, задачи воспитания культуры поведения определены в соответствии с механизмом нравственного воспитания, и в обобщенном виде могут быть сформулированы как формирование нравственных представлении, чувств, привычек и норм нравственного поведения.

1.3.2 Условия воспитания культуры поведения и отношений

Для успешного воспитания культуры поведения и отношений в детском образовательном учреждении и семье необходимо создать условия. Дадим их краткую характеристику. Условия - это обстоятельства, от которых что-либо зависит. [24]

В. Р. Лисина [18] важнейшим условием нравственного воспитания справедливо считает создание положительного микроклимата в группе детского сада.

В воспитании культуры поведения и гуманных отношений между детьми большое значение имеет создание в группе обстановки постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата. В таких условиях каждый

из детей имеет возможность реализовывать свои замыслы, вступать в контакты со сверстниками, педагогом, не испытывая при этом эмоционального напряжения, удовлетворяя свои потребности в деятельности по интересам, ощущая при этом доброжелательное отношение к себе со стороны детей и воспитателя.

Одним из важнейших средств, обеспечивающих создание в группе доброжелательной обстановки между детьми, является общение педагога с каждым из детей по самым различным поводам, особенно в часы, отведенные на самостоятельную деятельность, справедливо утверждают ученые Я. Л. Коломинский, [4] Т. А. Репина [4]. Общение со значимым взрослым помогает дошкольнику организовать разнообразную и интересную деятельность, наладить отношения со сверстниками и поддерживать положительно-эмоциональное состояние. Как правило, педагогическое общение протекает на фоне совместной практической деятельности с ребенком, в процессе которой он овладевает коммуникативными навыками. У каждого из детей появляется больше возможностей для вступления в контакт с окружающими, что обеспечивает ему состояние комфорта и усиливает стремление к общению.

Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как доказано ,что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Понятие "эмоциональное неблагополучие" - это устойчивое отрицательное эмоциональное состояние - достаточно редкое явление в практике дошкольных учреждений, гораздо чаще можно наблюдать ситуативный дискомфорт. Своевременное выявление негативных изменений в поведении ребенка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в общении с воспитателем и сверстниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет вернуть ему душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. А это, в свое очередь будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели. Кроме того, помощь воспитателя в разрешении того или иного конфликта способна восстановить положительную эмоциональную обстановку доверия в группе и доброжелательности во взаимоотношениях между детьми, установить взаимный контакт с ними. Следует особо подчеркнуть, что общение педагога с ребенком лишь тогда окажет положительное воздействие на него, когда содержание общения будет отвечать испытываемым ребенком потребностям (потребность в признании окружающих людей, в их внимании и уважении; потребность во впечатлениях, в познании окружающего мира , в активной деятельности и др.)

Поэтому, воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять потребность, которую испытывает ребенок, и помочь ему преодолеть отрицательный ситуативный дискомфорт. Взаимодействуя с ребенком ,воспитатель использует разные формы общения, выбирая из них те, которые наиболее адекватно соответствуют ситуации (непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная). Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей педагог может оценить их эмоциональное самочувствие. Систематические длительные наблюдения помогают выявить ситуации, приводящие к снижению эмоционального состояния ребенка, и увидеть его индивидуальную эмоциональную реакцию в разных случаях. Р. В. Лисина выделяет 3 группы ситуаций, которые являются причиной отрицательного эмоционального состояния. [18]

1 тип связан с неудовлетворением у дошкольника потребности в эмоциональной близости с педагогом. Наиболее часто в такие ситуации попадают дети в период адаптации к условиям детского сада либо не находящие эмоционального отклика и понимания в семье. К этим ситуациям можно отнести следующие:

1. Отсутствие у педагога интереса к деятельности ребенка.

2. Отклонение педагогом предложения ребенка о совместной деятельности.

3. Некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребенка.

Итак, тяготение к воспитателю может приобретать разные формы: потребность в совместной деятельности с педагогом, стремление к его одобрению и признанию, потребность в общности эмоциональных переживаний и общности в оценке событий и явлений.

2 тип Связан с неудовлетворением потребности ребенка в общении со сверстниками. В процессе общения со сверстниками происходит самопознание на основе сравнения себя с ним. Кроме того, он приобретает практические навыки общения с разными партнерами. Оценка сверстников, их признание оказывают значительное влияние на самооценку каждого дошкольника, включая отношение к себе и представление о себе. К данному типу ситуаций можно отнести следующие:

1. Отсутствие в группе предпочитаемого сверстника.

2. Отклонение сверстником предложения ребенка о совместной деятельности.

3. Стремление нескольких детей занять позицию лидера.

3 тип связан с неудовлетворением потребности ребенка в достижении успеха в деятельности.

К этому типу ситуаций В. Р. Лисина относит следующие:

1. Несовпадение замыслов участников совместной деятельности.

2. Жесткая регламентация воспитателем самостоятельной деятельности дошкольников.

3. Ребенок что-то нечаянно ломает, роняет, проливает.

Приведенные выше типы ситуации связаны с неудовлетворением потребности дошкольника в активной деятельности, в общении со сверстниками, с осознанием личного неуспеха в значимой для него деятельности.

Основываясь на исследовании Т. Б. Захараш,[9] задачу воспитателя по отношению к детям, не испытывающих выраженной потребности в общении с педагогом и сверстниками, исследователь формулирует следующим образом: необходимо усилить степень их привлекательности для сверстников путем подчеркивания их особых интересов. Детям важны предвосхищающая положительная оценка воспитателя, внимание к успехам в процессе деятельности, что поможет преодолеть возникший эмоциональный дискомфорт. Итак, в этом случае предпочтительной оказывается личностная форма общения, контакт с воспитателем, который должен разобраться в причинах несформировавшейся потребности общения с окружающими.

Таким образом, чтобы добиться эмоционального благополучия ребенка в детском саду, воспитателю необходимо понять причину душевного дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая наиболее адекватна характерному для ребенка типу поведения и той потребности, которая оказывается неудовлетворенной в данной конкретной ситуации.

Для предупреждения устойчивого эмоционального неблагополучия ребенка важно не только адекватное взаимодействие с ним воспитателя, но и умение самого ребенка справляться с ситуацией душевного дискомфорта.

Л. Р. Лисина рекомендует использовать приемы, такие как:

Демонстрируемая воспитателем радость при встрече с помощью слова и невербальных средств (улыбка, теплый взгляд, интонация голоса).

Использование тактильных контактов для передачи своего расположения.

Обсуждение вопроса о причинах тревожности ребенка при условии соблюдения особой осторожности, учета степени внушаемости ребенка.

Обращение педагога к ребенку в форме вопроса об оценке событий.

С. А. Козлова [11] не менее важным условием воспитания культуры поведения и отношений считает знание детьми правил поведения.

Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует установлению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.

В самом деле, всегда ли поступок ребенка, соответствующий правилу, отражает его нравственную воспитанность? Утвердительно ответить на этот вопрос можно только в том случае, если ребенка побуждают к определенному поступку нравственно ценные мотивы.

К сожалению, исследованиями установлено, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированны нравственно ценные мотивы . Так, если в начале учебного года дошкольникам задать вопросы "Что такое "хорошо себя вести"?", "Почему нужно хорошо себя вести?", то ответы детей покажут, что чаще всего они связывают выполнение правил с подчинением педагогу, когда нарушение правил ведет к наказанию. Одни дети ориентируются на получение одобрения, похвалы, другие -- на окружающих сверстников. И лишь небольшая часть детей связывает выполнение правил с самооценкой, осознанием себя, своего "Я", испытанием чувства собственного достоинства.

Следует учитывать, что прямые вопросы могут вызывать затруднения у детей, и тогда их надо конкретизировать. Например, можно ввести ребенка в воображаемую ситуацию: "Представь себе, что к нам в группу пришла новая девочка, и она совсем не знает, как надо себя вести. Какие правила ты ей разъяснишь? Как ты объяснишь, почему их надо выполнять?"

Правила поведения, сообщаемые детям, могут быть условно объединены в несколько групп:

правила, регулирующие отношение к сверстникам;

правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;

правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.[4]

Однако знания правил недостаточно, чтобы они стали средством воспитания дошкольников. Сопоставление ответов детей с их реальным поведением (что отмечается при наблюдении за их самостоятельной деятельностью) нередко свидетельствует о наличии "нравственного формализма" (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, Т. И. Ерофеева), т. е. обнаруживается разрыв между знаниями о том, как следует поступать, и реальными поступками детей.

Следовательно, возникает задача приводить в соответствие знания детей о том, как следует себя вести в окружении сверстников, и накапливать опыт использования правил в регуляции своего поведения. Большую роль в решении этой задачи играет формирование у детей осознанного отношения к правилам, понимание их значимости, целесообразности при организации своей деятельности и поведения. [13, с. 45]

Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам, в себя, по мнению Е. А. Киянченко включает:

а) установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимы правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;

б) воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;

в) обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка. Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.[13]

Беседы по прочитанным рассказам расширяют представления детей о разнообразии поступков, в которых будет отражаться действие по правилу, конкретизированное в каждом случае.

Например, при проведении беседы по рассказу В. Осеевой "Строитель", Р. Буре предлагает воспитателю прочитать только первую часть рассказа, в которой описывается отрицательный поступок мальчиков, а затем задает вопрос: "Как бы вы оценили этот поступок?" И только после осознания поступка всеми детьми, прочитать окончание рассказа. Использование этого приема учит детей анализировать возникшую ситуацию, развивает умение предвидеть последствия поступков, способствует формированию самоконтроля.

В целях предупреждения морализирования, т. е. нравоучения, при внесении правил и воспитания пассивного послушания, а не осознания их значимости целесообразно использовать юмор.

Юмор представляет персонажей в смешном виде и тем самым побуждает дошкольников удерживаться от плохих поступков. Юмор высмеивает героев, попадающих в такое положение из-за своего нежелания следовать советам, правилам и справедливым замечаниям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6