бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Внутриличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в ВУЗе бесплатно рефераты

Внутриличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в ВУЗе

КУРСОВАЯ РАБОТА

Внутиличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в вузе

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена ростом потребности общества в специалистах-психологах, способных к продуктивному решению профессиональных задач во всех сферах общественной жизни: образовании, бизнесе, медицине, правоохранительной деятельности, социальной работе и многих других.

Сегодня можно констатировать, что профессия психолога, став в какой-то мере «модной», с каждым годом привлекает к себе все больше абитуриентов. Во многом это обусловлено и тем, что в обыденном сознании деятельность и личность психолога окутаны множеством мифов, важнейшими из которых является представление о способности психолога решать все без исключения проблемы, о сверхвозможностях его влияния на других людей, о том, что психологические знания позволяют успешно преодолевать и собственные психологические трудности. Желание быть причастным к этому «тайному знанию» психологов нередко становится одной из мотивационных детерминант профессионального выбора для многих абитуриентов, поступающих на психологические отделения вузов.

Отечественные исследователи (Белокрылова Г.М, Березин А.Ф, Буякас Т.М., Донцов А.И., Дубровина И.В. и другие), в различных аспектах исследуя личность, деятельность и профессиональную подготовку психологов, акцентируют внимание на специфических особенностях, в той или иной мере характерных для лиц, выбравших эту профессию. Это, прежде всего, стремление к рефлексии и самопознанию, высокая эмоциональная сензитивность, сложный внутренний мир, характеризующийся наличием внутренних конфликтов (иногда очень глубоких).

Специфика профессиональной деятельности психолога определяется, прежде всего, особенностями ее объекта, каким выступает человек, нуждающийся в психологической помощи. Это предъявляет особые требования к уровню личностного здоровья самого психолога, требуя от него адекватности в восприятии проблем клиента, гармоничности внутреннего мира.

Можно зафиксировать наличие следующих противоречий:

- между высокими требованиями, предъявляемыми содержанием психологической деятельности к личности специалиста и наличием существенных психологических проблем у психологов-практиков;

- высокой конфликтогенностью труда психолога и отсутствием у начинающих психологов опыта конструктивного разрешения внешних и внутренних конфликтов;

- необходимостью психологического сопровождения гармоничного развития личности студентов-психологов и недостаточной разработкой этой проблемы на теоретическом и эмпирическом уровнях.

Именно перечисленные причины обусловили постановку цели исследования: изучение характеристик внутриличностных конфликтов студентов психологических факультетов во время обучения в вузе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявить природу и движущие силы развития внутриличностных конфликтов;

2. Определить виды внутриличностных конфликтов, характерных для будущих психологов и обосновать критерии их классификации и определения;

3. Изучить особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов.

Объект исследования - внутриличностный конфликт.

Предмет исследования - особенности внутриличностного конфликта студентов-психологов.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что на возникновение и формирование внутриличностных конфликтов студентов-психологов влияет как личность абитуриентов, выбирающих данную профессию, так и особенности психологического знания в процессе обучения в вузе.

1. Внутриличностный конфликт

1.1 Понятие и общая характеристика внутриличностного конфликта

Осмысление сущности и природы внутриличностных конфликтов требует обращения к более общей категории конфликта.

Этимология слова «конфликт» восходит к латинскому conflictus - столкновение. «Конфликт» - чрезвычайно широкий термин, использующийся в отношении любой ситуации, когда происходят антагонистические события, сталкиваются противоположные мотивы, цели, действия, импульсы и т.п. В гуманитарных науках это понятие является междисциплинарным, входя в понятийный аппарат, как минимум одиннадцати областей знания. Чаще всего под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [15]. Однако, большинство ученых, исследовавших данное явление, пришли к выводу, что конфликт может и выступает не только на межличностном уровне, но и на уровне самой личности, являясь так называемым «внутриличностным конфликтом».

Задолго до научного объяснения внутриличностного конфликта большой вклад в его описание и понимание внесла философская и художественная литературы. Так, в работах известного русского писателя Ф.М. Достоевского, герои развиваются путем самоанализа, разрываясь между различными сторонами своих чувств и сознания, находясь в тяжкой ситуации выбора стоящего перед ними. Великий писатель дает нам ярчайшие картины высшего выражения внутриличностного конфликта вплоть до раздвоения личности; конфликта, пожирающего саму личность и обрекающего ее на невыносимые страдания.

Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - австрийского ученого Зигмунда Фрейда, раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. Таким образом, в теории психоанализа внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями). В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др. Если для 3. Фрейда источник конфликта, из которого проистекает тревога - это противодействующие силы «Оно», «Я» и «Сверх-Я», то для А. Адлера - это комплекс неполноценности, противостоящий стремлению к совершенству; для К. Юнга - неустранимое противоречие между инстинктом и духом; для Г. Салливена - конфликтующие требования сложных межличностных связей; для Э. Эриксона - психосоциальные кризисы, возникающие в процессе формирования идентичности личности [5].

Карен Хорни, изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества.

В условиях всеобщей борьбы всех против всех постоянное соперничество и конкуренция перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе, в постоянное недовольство собой. В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой [20]. С одной стороны, ее успехом восхищаются почти независимо от того, какими средствами он достигнут, с другой, - общество рассматривает скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели и вознаграждает за эти качества хвалой и признанием. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма.

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин, который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации.

1. Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. Эту конфликтную ситуацию можно представить на следующем рисунке:

где Л - личность, - сила 1, - сила 2.

2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример - ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой - ему грозит наказание, если он его не сделает. Эту ситуацию можно представить таким образом:

3. На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном и том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили. Эту конфликтную ситуацию можно представить так:

Карл Роджерс, один из основателей гуманистической психологии, фундаментальным компонентом структуры личности считал «Я-концепцию». «Я-концепция» - представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека.

Но «Я-концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» - с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию [5].

Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в любви;

4) потребность в уважении;

5) потребность в самоактуализации.

Самая высшая - потребность в самоактуализации, то есть в реализации потенций, способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.

Согласно концепции австрийского психолога и психиатра Виктора Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных (смысловых) неврозах».

По мнению Франкла, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие определяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз - это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни [5].

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку данной проблемы, следует назвать А.Р. Лурию, В.Н. Мясишева, B.C. Мерлина и других. Но прежде всего нужно обратить внимание на деятелъностный подход А.Н. Леонтьева, который своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.

Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь детерминирована объективно противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности [12]. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека, по мнению А.Н. Леонтьева, даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду.

В различные периоды жизни, в различных сферах человеческого бытия и в разных ситуациях у личности возникает множество других, кроме ведущего, мотивов, образующих мотивационную сферу или мотивационное поле.

Леонтьев считал, что «направленность личности» неполно описывается потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной. Противоречивое взаимодействие этих «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.

Таким образом, внутриличностный конфликт, имманентно присущий внутренней структуре личности, - нормальное явление. Структура любой личности характеризуется внутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами. Обычно эта борьба проходит в заурядных формах и не нарушает гармоничности личности. «Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы» [12]. Но иногда эта борьба становится главным, что определяет поведение человека и весь его облик. Именно такова структура трагической личности.

В целом же, все концепции, описывающие механизмы и факторы возникновения внутриличностного конфликта можно разделить на группы в зависимости от связи с внешней средой или по определению предмета столкновения. На основе анализа отечественных и зарубежных концепций российские исследователи выделяют три группы таких конфликтов: интрапсихические, ситуативные и когнитивные [5].

Интрапсихические конфликты описаны в теориях 3. Фрейда, К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни, основаны на представлениях о биопсихической основе индивида.

Ситуативные конфликты представлены в исследованиях сторонников бихевиористического подхода (Д. Скиннера, Н. Миллера, Дж. Долларда), концепции которых опираются на рассмотрение конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств.

Когнитивные конфликты рассмотрены в работах К. Роджерса, А. Маслоу, К. Левина, В. Франкла, Л. Фестингера, теории которых базируются на понимании конфликта как познавательного феномена.

Несмотря на методологические разногласия, все перечисленные выше концепции объединяет понимание внутриличностного конфликта как острого негативного переживания, вызванного борьбой различных структур внутреннего мира личности, отражающего противоречивые связи с социальной средой и задерживающего принятие решений [5].

Внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них [5].

Внутриличностный конфликт - это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта:

1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ - большее, а наказанию предпочитает награду;

4) любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;

5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:

* противоречивыми позициями сторон;

* противоположными мотивами, целями и интересами сторон;

* противоположными средствами достижения целей в данных условиях (например, преследуется цель - победить в битве, но вместе с тем необходимо христианские заповеди соблюсти, в том числе - «не убий»);

* отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

Страницы: 1, 2