Влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека
Таким образом, в экспериментальной группе после проведения массажа и телесно-ориентированной терапии не наблюдается проявлений физической агрессии у пациентов.
Повторное исследование тревожности показало следующие результаты (табл. 9 Приложение 2 и рис.7)
Рисунок 7- Уровень тревожности в контрольной группе, %
После проведения тренинга у пациентов наблюдается снижение ситуативной с 15% до 13% в контрольной группе и до 10% в экспериментальной группах. Снижение личностной тревожности произошло с 45% до 43% в контрольной и до 35 % в экспериментальной группах.
Таким образом, после проведения эксперимента было выявлено положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние проблемных подростков. В экспериментальной группе, где проводили терапию с помощью методик классического расслабляющего массажа и телесно-ориентированной терапии произошло снижение агрессии, тревожности и депрессии в целом больше, чем при применении только массажа.
Заключение
Проблемные дети отличаются эмоциональной нестабильностью, неуравновешенностью, неадекватной самооценкой, зависимостью от других людей, тревожностью.
Будучи психологией человеческой телесности и чувств, телесно-ориентированная терапия основана на целостном подходе к разрешению трудностей, стрессов, кризисов, с которыми мы сталкиваемся в ходе жизни. Она представляет собой систему - психологической помощи, поддержки, исцеления и коррекции - обширного круга человеческих проблем.
Существенной особенностью телесно-ориентированной терапии является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия "вне цензуры сознания", что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. В ходе терапевтической работы становятся осознаваемы и доступны для изменения негативные состояния и чувства - ярость, гнев, агрессия, страх, тревога, сверхконтроль и др. Эта особенность предопределяет высокую эффективность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.
Экспериментальная часть работы проводилась на базе МОУ ДО Социально-психологического центра "Ника".
В работе применялись следующие методики исследования: опросник Бека для диагностики депрессивных состояний, опросник А. Басс и А. Дарки для диагностики агрессии и шкала самооценки Спилбергена-Ханина для диагностики тревожности.
Коррекционная работа проводилась в двух группах: контрольной и экспериментальной.
В контрольной группе проводился массаж 3 раза в неделю (в течение месяца) - итого 12 раз, в экспериментальной группе проводился массаж 3 раза в неделю и телесно-ориентированная терапия на следующий день после массажа в течение трех часов также в течение месяца 12 раз.
В ходе исследования было выявлено снижение депрессии в контрольной группе в среднем на 4,6% и в экспериментальной группе в среднем на 7,79 % по группе. После проведения массажа и телесно-ориентированной терапии исчезли проявления физической агрессии у пациентов, также было установлено снижение ситуативной с 15% до 13% в контрольной группе и до 10% в экспериментальной группах. Снижение личностной тревожности произошло с 45% до 43% в контрольной и до 35 % в экспериментальной группах.
Таким образом, в работе было выявлено положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние пациентов.
Благодаря данному исследованию можно в дальнейшем достичь хороших результатов в углублении знаний в данной области.
Список литературы
1. Баскаков В. Свободное тело. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 224 с.
2. Вишнякова Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. Автореф. дис. на соиск. уч. степени доктора психолог. н. - М., 1996.
3. Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. М. 2000
4. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.
5. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.
6. Дунаев И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг»;ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. - 480 с.
7. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.
8. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. // Пер. с англ. Москва, 1999. 238 с.
9. Кнастер Мирка. Мудрость тела. // Москва, ЭКСПО, 2002.
10. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992
11. Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. - СПб., 1995.
12. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. - 256 с.
13. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. // М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.
14.
15. Молодиченко Т. А. Самоактуализация личности в педагогической деятельности. Учебное пособие. - Саратов, 2000.
16. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. // Москва: Алтейа, 1998. 488 с.
17. Н
18. Психотерапевтическая энциклопедия /Под редакцией Б. Карвасарского. СПб., 1998
19. Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. _ Мн.: Харвест, 1999. - 640 с.
20. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/Под ред. М.К. Тутушкиной. Сиб., 1998.
21. Руководство по телесно-ориентированной терапии. // СПб: "Речь", 2000. 256с.
22. Руководство практического психолога - психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И.В. Дубровской. М., 1995.
23. Свободное тело. Хрестоматия, сост. Баскаков В. // Москва, Самиздат, 2001.
24. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. СПб. 2000
25. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 1992.
26. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под редакцией В. Баскакова. М., 19972. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. // Спб: Речь, 2003. 192с.
27. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М., 2001.
28. Шамионов Р. М. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности. - Саратов, 1999.
29. Школа и психическое здоровье учащихся // Под ред. С.М. Громбаха. М., 1988.
30. http://www.chat.ru/~bodywork (Телесные психотехники. Body work in Russia.)
Приложение 1
Таблица 1 - Исследование депрессии
Пациент
|
Оценка в баллах
|
Итого
|
|
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
З
|
И
|
К
|
Л
|
М
|
Н
|
|
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
8
|
|
2
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
|
3
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
8
|
|
4
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
25
|
|
5
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
16
|
|
6
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
30
|
|
7
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
|
8
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
9
|
|
9
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
17
|
|
10
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
30
|
|
11
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
12
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13
|
|
13
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
8
|
|
14
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
15
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
16
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13
|
|
17
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13
|
|
18
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13
|
|
19
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13
|
|
20
|
1
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
25
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|