Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие подростков (особенности мыслительной деятельности)
Аллергический ринит характеризуется типичным набором основных симптомов, таких как:
- заложенность носа;
- ринорея (выделение из носа);
- чихание;
- зуд в носу;
- глазные симптомы (конъюнктивиты и слезотечением)
Кроме того, могут наблюдаться головная боль, неприятные ощущения в области пазух, боль в ушах и выделения из носоглотки.
Ввиду того, что ринит является заболеванием затрагивающем часть дыхательной системы, воздействующим на дыхание больного ребенка могут присутствовать дополнительные жалобы в виде:
- сухости во рту;
- ночного кашля;
- храпа;
- плохого сна;
- чувства усталости.
Дети, страдающие аллергическим ринитом, могут описывать свои симптомы по-разному:
- как легкую степень;
- средней тяжести;
- тяжелую степень.
Несмотря на то, что эти симптомы не угрожают жизни ребенка, они очень неприятны и могут заметно снизить качество жизни.
Аллергический ринит делится на сезонный и постоянный.
Постоянный ринит развивается часто на протяжении всего года в ответ на воздействие экзогенных неинфекционных аллергенов (эпидермально-бытовых, пищевых и др.).
Атопический дерматит - это аллергическое воспалительное заболевание кожи, вызванное генетически обусловленным IgE- зависимым ответом на сочетанное воздействием генетических факторов и факторов внешней среды.
Причинами вызывающими атопический дерматит является пищевая аллергия, которая вызывается широким спектром аллергенов, которые делятся на облигатные и факультативные. А также нарушение сложнейшей взаимосвязи между общей и местной иммунной реакцией, функциональным состоянием слизистой оболочки кишечника и кожи.
Основными симптомами атопического дерматита является:
1) Воспалительные проявления на коже.
2) Интенсивный зуд.
3) Увеличение периферических лимфоузлов.
4) Частота обострения кожного процесса в течение года.
5) Длительность ремиссии.
В свою очередь клиника атопического дерматита делится по течению болезни на:
Легкая степень:
1) На коже высыпания в виде легкой гиперемии, экссудацией, шелушением.
2) Слабый зуд кожных покровов.
3) Увеличение периферических лимфоузлов до размеров «горошины».
4) Обострение болезни 1-2 раза в год.
5) Продолжительность ремиссии 6-8 месяцев.
Среднетяжелая степень:
1) На коже множественные поражения с экссудацией или инфильтрацией, экскориациями и корками.
2) Зуд умеренный или сильный.
3) Лимфоузлы увеличены до размеров «лесного ореха» и «фасоли».
4) Обострение болезни 3-4 раза в год.
5) Длительность ремиссии 2-3 месяца.
Тяжелая степень:
1) На коже множественные очаги поражения с выраженной экссудацией, с глубокими трещинами и эрозиями.
2) Зуд сильный, «пульсирующий» или постоянный.
3) Увеличение большого количества лимфоузлов до «лесного» или «грецкого орехов».
4) Обострение болезни до 5 и более раз в год.
5) Длительность ремиссии 1-1,5 месяца.
Атопический дерматит у детей подразделяется на распространенную и локальную форму.
Распространенная форма - это наличие высыпаний на лице, туловище, конечностях, кистях, стопах.
Локальная форма - это наличие высыпаний только в области лица, либо только в областях сгибов, крупных и средних суставов.
Атопический дерматит у подростков носит диффузный характер и сопровождается более выраженной сухостью и шелушением кожи. Отмечается выраженный и интенсивный зуд кожи, который ведет к астенизации организма и сопровождается изменениями со стороны нервной системы в виде различных нарушений психоэмоционального характера.
Бронхиальная астма - это заболевание легких проявляющиеся периодически повторяющимися приступами удушья с затрудненным выдохом, который развивается в результате нарушения бронхиальной проходимости, в основе чего лежит: бронхоспазм, отёк слизистой бронхов, повышенное образование слизи.
В этиологии бронхиальной астмы основную роль играют аллергены, которые бывают инфекционной и неинфекционной природы.
Неинфекционные:
1. бытовые - домашняя пыль, библиотечная пыль, перо подушек. Активный компонент аллергена из домашней пыли - дерматофагоидный клещ, который обитает в пастельном белье.
2. растительного и животного происхождения - аквариумные корм, шерсть животных, сено.
3. продукты - яйца, цитрусовые, рыба, мясо, клубника, шоколад.
4. лекарственные препараты - это большинство антибиотиков и витаминов.
5. продукты химического производства - пыль (хлопковая, металлическая, древесная, селекатная, химическая).
6. физические и метеорологические факторы - магнитное поле земли, влажность земли, температура воздуха.
Инфекционные - это различные бактерии, вирусы, грибы, а так же патогенные и не патогенные грибки, гельминты.
Способствующими факторами в возникновении бронхиальной астмы являются: наследственная предрасположенность лица с хроническим бронхитом, с астматическим компонентом (предастма), лица с аллергической риносинусопатией (хронический насморк, полипы носа).
Клиника делится на атопическую, инфекционную, иммунологическую бронхиальную астму.
В клинике основным симптомом является приступ удушья. При атопической бронхиальной астме приступ внезапный с заложенностью носа, стеснения в груди, надсадного кашля.
При инфекционной - постепенно ухудшаются симптомы бронхита, пневмонии, на фоне которого возникла бронхиальная астма. Во время приступа резко затруднен выдох, дыхание шумное, сопровождается свистом и шумом. Больной находится в вынужденном положении.
Приступы бронхиальной астмы могут иногда затянуться и привести к астматическому статусу, не смотря на проводимую терапию. При астматическом статусе происходит полная закупорка бронхов (обструкция), за счет скопления и задержки в бронхах трудноотделяемой, вязкой мокроты. смерть больного может наступить при несвоевременной терапии астматического статуса.
Хронический бронхит - это диффузное длительно протекающие необратимое воспаление слизистой оболочки бронхов, захватывающие более глубокие слои, стенки бронхов.
Хронический бронхит чаще появляется на фоне острого бронхита или воспалении легких, а также длительном вдыхании химических веществ и пыли, в городах с сырым климатом и резкой переменой погоды. Большую роль играет курение.
В клинике в период обострения у больного наблюдается кашель, мокрота, отдышка. Кашель имеет различный характер, и изменяется от времени года, погоды. Летом кашля почти нет. Осенью и зимой кашель усиливается, у больного отделяется вязкая, гнойная мокрота. Отдышка имеет чаще смешанный характер. В начале заболевания отдышка только при физической нагрузке, а затем она и в покое. Температура у больного повышается редко. Несвоевременное лечение, запускание болезни может привести к различным осложнениям типа эмфиземы лёгких, пневмосклероза.
Гайморит - это острое или хроническое воспаление верхнечелюстной пазухи носа.
Причиной гайморита могут быть острые затянувшиеся воспаления пазух носа, анатомические особенности самой верхнее челюстной пазухи, так и патологические изменения в полости носа (искривление носовой перегородки, врожденная узость носовых ходов, гипертрофия и полипы в среднем носовом ходе). Причиной гайморита может послужить воспалительные процессы зубного происхождения. Гаймориты так же могут развиться при ранениях, особенно в тех случаях, когда в пазухи попадают инородные тела, костные осколки.
Основными симптомами гайморита являются - это длительный одно - или двусторонний насморк, гнойное, вязкое, отделяемое из носа. Затруднение носового дыхания из-за плохого оттока слизи. Головные боли, имеют разлитой, неопределённый характер, но могут локализоваться на стороне поражения - в области челюстной пазухи, в вике или глазнице, реже в области лба - или иметь характер невралгии тройничного нерва. При этом больные не редко жалуются на ослабление памяти, быструю утомляемость при умственной нагрузке.
Мастоидит - это воспаление костной ткани сосцевидного отростка.
Важной причиной при возникновении мастоидита является отягощение или осложнение течения хронического среднего гнойного отита, а так же играет роль задержка оттока воспалительного экссудата из полостей среднего уха. Благоприятными факторами в возникновении мастоидита служит пожилой и ранний детский возраст в сочетании с определенной инфекцией, пониженная общая и местная сопротивляемость организма при сахарном диабете и нефрите и др.
В клинике мастоидита различают как местные, так и общи симптомы. Общие это повышение температуры до субфебрильных цифр и выше. Местные симптомы - это боль при надавливании на сосцевидный отросток. Наличие пульсации и ли пульсирующего шума в глубине уха. Характерна головная боль, особенно ночью. Для мастоидита характерно профузное гноетечение, часто сливкообразное, с заполнением слухового прохода сразу после очистки. Так же присутствуют жалобы на плохой слух, больного уха.
Все эти заболевания естественно влияют не только на физическое, но и психическое развитие ребенка, которое в дальнейшем может привести к необратимым последствиям в его будущей жизни.
1.2 Психологические особенности ребенка, имеющего соматические заболевания
Заболевший ребенок, как правило отличатся от здорового. у него меняется настроение он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, тревожным, беспокойным и реже беспечно - благодушным. Однако может расстраиваться не только эмоциональное состояние. Иногда появляются и упорствуют мысли о тяжести заболевания, о его исключительности, о невозможности излечения или, напротив, о его незначительности и несерьёзности. В связи с этим отношение к лечению оказывается либо адекватным, и даже зависимым, либо пренебрежительным и отвергающем процедуре, манипуляции и медикаменты. У многих детей нарушается поведение. Они перестают играть, утрачивается непосредственное общение, с взрослыми и детьми. Дети не получают радости от совместных игр и развлечений. Иногда происходят и более выраженные нарушения контактов, что приводит к уединению больных детей, не стремящихся более к обществу сверстников и старших. Они могут тяготиться теми ограничениями, которые на них налагает болезнь. Нередко дети отказываются от выполнения режима, не подчиняются старшим, упрямятся. Рисунок их поведения нарушается шалостями, а иногда неожиданными, неуместными поступками.
Описанные переживания и нарушения поведения у больных детей - своеобразное проявление реакции детской личности на возникшую болезнь.
Болезнь, пришедшая в дом, меняет не только установленный порядок жизни, отношение взрослых, меняет и самого ребенка. К сожалению, не всем удается правильно и своевременно отметить, что изменения происходят не только в теле, во внутренних органах, но и его психике, настроением, поведением. В то же время многие знают, что если от заболевания внутренних органов зависит душевное состояние ребенка, то и последние может повлиять на ход выздоровления. Заболевшие дети различно переносят свою болезнь, но нет ни одного ребенка, у которого бы на нее не возникла та или иная реакция. Эта реакция даже маленького ребенка достаточно сложна. Она складывается из оценки и переживания множества местных, болезненных ощущений, общего самочувствия, самонаблюдения, представления о своей болезни и её причинах. В связи со сложностью, эта реакция личности больного на заболевание, получила название внутренний картины болезни. Её формирование у детей отличается от такового у взрослых тем значительнее, чем младше ребенок. Внутренняя картина болезни в зависимости от ее содержания, может действовать и положительно, и отрицательно, она влияет на проявление и течение заболевания, на отношение в семье, на успеваемость. В некоторых случаях она оказывается причиной серьёзных заболеваний, иногда приводящих к развитию невротических расстройств.
Как уже было сказано, внутренняя картина болезни детей формируется иначе, чем у взрослых. Эта зависит от ряда особенностей. Прежде всего, на оценку и переживания своей болезни влияют умственные способности ребенка. Понимание происходящего в организме и представление о болезненных процессах зависит от уровня развития мышления и поэтому, как правило, связано с возрастом. Возможность оценки болезненных переживаний зависит также от представлений о своём теле. Если что-нибудь помешает этому, например, перенесенное заболевание центральной нервной системы, неправильное воспитание, то это послужит препятствием к правильной оценке болезненных ощущений. Необходимо уметь систематизировать и объяснять свои впечатления и переживания, связанные с болезнью. Отсутствие или недостаток таких способностей приводит к тому, что будет создана искаженная внутренняя картина болезни. Требуются также значительные волевые усилия. Без них невозможно сосредоточиться на своих переживаниях, сопоставить их с пережитым в прошлом, т.е. дать им оценку.
Без знаний о том, как ребенок относится к своему здоровью, т.е. без понимания его внутренний картины здоровья, невозможно составить представление о внутренней картине болезни. Таким образом, необходимость изучения психологии здоровья диктуется тем, что без проникновения в ее суть невозможно сформировать адекватное представление о реакциях личности ребенка на болезнь, а потому, и нельзя создать больному необходимую психотерапевтическую поддержку. Оценка психологии здоровья складывается из наблюдения за настроением, поведением, реакции ребенка на те или иные изменения окружающей среды и из его рассказов о своем самочувствии. Состояние отражает истинное положение дел в организме и его функциях. Самочувствие субъективно, но не всегда точно. Оно выражает чувства и настроения, испытываемые человеком. Для ребенка здоровье приобретает смысл тогда, когда он начинает понимать его значение для эффективного выполнения той или иной деятельности в игре или учебе. В создании внутренней картины здоровья принимает участие вся личность в целом. Чем сложнее психика, старше ребенок, многообразные мотивы деятельности, тем большее значение для ребенка имеет его физическое состояние.
Отношение ребенка к здоровью является частью его самопознания или, точнее частью его образа «Я». Образ самого себя складывается из восприятия своего внешнего облика, своего поведения, своих качеств. С возрастом возникает идеальный образ себя и появляется желание стать похожим на него. Оценка ребенком самого себя определяется степенью его удовлетворенности собой и оказывается значимой для поведения и переживаний. Мера удовлетворенности собой и, в конечном счете, своим здоровьем оказывается связанной с числом положительных и отрицательных оценок окружающих (родителей, взрослых, старших сверстников). На удовлетворенность своим здоровьем может повлиять различие между тем, каким ребенок воспринимает себя и тем, каким бы он хотел быть.
На формирование отношения к болезни оказывают влияние переживаемые ребенком во время болезни сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. К их числу, в первую очередь, относится направление в больницу, которое сопровождается отрывом от родителей, сверстников, учебных или иных занятий, ограничением подвижности, утратой перспективы, переживанием разочарования. У детей до 11-12 лет сама госпитализация, даже без связанных с болезнью и лечением переживаний, возбуждает такой страх, что он нередко вытесняет полученную перед болезнью подготовку. Причина этого страха в отрыве ребенка от людей, к которым он наиболее привязан. При этом, чем самостоятельнее ребенок, тем выше его способность быть одному, вдали от близких. Прекращение посещения детского сада или школы, нарушение обычного ежедневного режима - всё это вместе с отрывом от родителей, братьев и сестер, товарищей по играм и учебе, от привычных вещей и занятий, нарушает у ребенка чувство безопасности и уверенности в своем благополучии. Реакция ребенка на помещение в больницу зависит от возраста, семейных отношений, продолжительности госпитализации, числа и характера предшествующих поступлений в больницу, природы заболевания, подготовки перед направлением в стационар, посещение родителей, проводимых лечебных процедур, средств, используемых для ослабления тревожности у ребенка, реакции родителей, восприятие ребенком госпитализации.
После выписки 1/5 детей обнаруживает трудности приспособления, нарушение поведения, раздражительность, непослушание, расстройство сна, реже - непроизвольное мочеиспускание, эмоциональную взрывчатость, расстройства аппетита, речевые дефекты.
Чтобы уменьшить психическую травму в связи с госпитализацией, в процессе подготовки к ней ребенку следует по возможности понятно объяснить всё, что с ним произойдет в больнице, тогда и внутренняя картина болезни будет более адекватной. Значительно уменьшает тревожное напряжение ребенка в больнице посещение родителей и близких.
Страницы: 1, 2, 3
|
|