Влияние характера на девиантное поведение
Гипертимный тип. 50% испытуемых, имеющих данный тип акцентуации составляют группу риска в отношении девиантного поведения, т.к. проживают в неполной семье. По данным ПДО у всех определена психологическая склонность к алкоголю. Анализ анкетных данных показал - 50% часто посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 75% опрошенных регулярно курят и имеют высокий риск употребления наркотических веществ. Согласно анкетным данным, лишь 25% респондентов признались, что пробовали наркотические вещества. По данным ПДО у всех испытуемых в данной группе выявлен риск социальной дезадаптации, при этом у 50% - высокий. У половины испытуемых с указанным типом акцентуации наблюдается очень сильная реакция эмансипации, в то время как у остальных - слабая. Демонстративный характер суицида, по данным ПДО, наблюдается у 75% испытуемых.
По результатам дополнительных шкал, проведенной методики ПДО определена наибольшая склонность к девиантному поведению у подростков, акцентуации характера которых относятся к эпилептоидному и к лабильному типами. Эти данные подтверждаются и результатами анкетных данных. При сопоставлении выявлено, что у эпилептоидного типа и лабильного типа очень высокие процентные показатели, определяющие девиантность.
У гипертимов прослеживается тенденция к девиантному поведению лишь у 50 % испытуемых.
Таким образом, на основании проведенного исследования, при анализе данных, полученных по применяемым методикам: патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО) и анкетирование, можно говорить, что эпелептоидный и лабильный типы определяют девиантное поведение подростков.
Заключение
Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.
Статистические данные, относительно табококурения, наркомании, злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте пугают своими цифрами. Каждый второй подросток регулярно курит.
Целью данной дипломной работы являлось исследование влияния акцентуаций характера на формирование девиантного поведения подростков.
В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были проанализированы структуры и типы девиантного поведения, рассмотрены подходы к пониманию нормы и девиантного поведения. Дано определение акцентуированной личности. Рассмотрены психосоциальные особенности развития в подростковом возрасте.
Было проведено эмпирическое исследование. При помощи методов психодиагностики, анкетного опроса и метода экспертной оценки. Согласно гипотезам 1 и 2 предлагалось подтвердить влияние акцентуации характера на формирование девиантного поведения подростка, выявить высокую встречаемость эпелептоидного и лабильного типов акцентуаций характера у подростков с девиантным поведением.
В ходе проведенного исследования предложенные гипотезы нашли свое подтверждение. Среди испытуемых с девиантным поведением выявлено большое количество подростков с эпилептоидным типом акцентуации характера - 38,46%, а также с лабильным и гипертимным типами акцентуаций с одинаковым процентным соотношением - 12,82%.
Полученные данные в ходе исследования могут иметь практическую значимость, использоваться в процессе преподавания соответствующих курсов. Большое значение полученные выводы будут иметь для социальных служб, педагогов, психологов, при работе с подростками.
В результате проведенного эмпирического и практического исследования гипотезы доказаны, цели достигнуты, задачи решены. Однако данная проблематика требует дальнейшего более подробного исследования.
Список литературы
1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. Ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1998.
2. Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.- Мн: Университетская, 1991.
3. Социальные отклонения - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: С69 Юрид. лит., 1989.
4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.
5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. - М.: Институт практической психологии, 1996.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.
7. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. - Т. 5. - № 6. - С. 48 - 54.
8. Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. - 2002.
9. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды по экономич. теории - М., 2003.
10. Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-политический журнал №2, 1995г.
11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. - 1971. - №4. - С 6-20.
12. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М. Фокин. - М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1992. -77с.
13. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.
14. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.
15. Филонов Л.Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.
16. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.
17. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
18. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.
19. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.: Знание, 1975. - 64 с.
20. Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.
21. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
22. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с
23. Тарас А.Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. - Минск: Нар. асвета, 1986. - 72 с.
24. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969.
25. Невский И.А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
26. Ананьев Б,Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980,- Т. 2, С. 10- 127.
Приложение
Инструкция к заполнению анкеты
Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить варианты ответов, не предусмотренные нами.
Заранее благодарим Вас, за участие в исследовании!
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Состав семьи
· Полная
· Только мать
· Только отец
· Другое _____________________________________________
2. Есть ли у вас родные братья и сестры
· Брат старший
· Брат младший
· Сестра старшая
· Сестра младшая
· Другое _____________________________________
3. Случалось ли так, что вы пропускали школу не по уважительной причине?
· Никогда
· Время от времени
· Часто
4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки?
· Не посещаю совсем
· Посещаю, но не употребляю
· Время от времени
· Часто
5. Ваше отношение к табакокурению?
· Не курю
· Пробовал
· Курю регулярно
6. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические препараты?
· Да, один раз
· Да, изредка
· Нет, никогда
· Другое _______________________________
7. Со скольки лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения? ________________________________
8. Часто ли вы конфликтуете с родителями?
· Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями
· Случалось
· Регулярно, мои родители меня не понимают
9. Случаются ли у вас ссоры с друзьями?
· Никогда
· Случалось
· Регулярно
10. Допускаете ли вы конфликты с учителями?
· Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»
· Случается, но редко
· Постоянно, они сами меня вынуждают
11. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны попробовать в этой жизни всё? ____________________________________
В заключении сообщите данные о себе.
Фамилия, имя, отчество __________________________________
Возраст (полных лет) _______________________________________
Номер школы, класс ________________________________________
Приложение 2
Регистрационный лист к методике «Акцентуации характера»
Названия списка суждений
|
Номера выбираемых суждений
|
|
|
Наиболее характерные
|
Наименее характерные
|
|
Самочувствие
|
|
|
|
Настроение
|
|
|
|
Сон и сновидения
|
|
|
|
Пробуждение ото сна
|
|
|
|
Аппетит и отношение к еде
|
|
|
|
Отношение к спиртным напиткам
|
|
|
|
Отношение к одежде
|
|
|
|
Отношение к родителям
|
|
|
|
Отношение к друзьям
|
|
|
|
Отношение к окружающим
|
|
|
|
Отношение к незнакомым людям
|
|
|
|
Отношение к одиночеству
|
|
|
|
Отношение к будущему
|
|
|
|
Отношение к новому
|
|
|
|
Отношение к неудачам
|
|
|
|
Отношение к приключениям и риску
|
|
|
|
Отношение к критике и возражениям
|
|
|
|
Отношение к лидерству
|
|
|
|
Отношение к опеке и наставлениям
|
|
|
|
Отношение к правилам и законам
|
|
|
|
Оценка себя в детстве
|
|
|
|
Отношение к школе
|
|
|
|
Оценка себя в данный момент
|
|
|
|
Отношение к деньгам
|
|
|
|
|
Приложение 3
Диаграмма распределения выборочной совокупности по данным ПДО А.Е. Личко
Типы «акцентуаций характера в типологиях К. Leonhard и А.Е. Личко
Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями и нравоучениями, «проработкой» за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.
Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому - роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры.
Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.
Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.
Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.
Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.).
Циклоиды в детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется - сперва дни, 1-2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.
В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.
Эмансипационные устремления и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в субдепрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются к ним или находят новые. Сексуальная активность возрастает в периоды подъема, но в субдепрессивной фазе. может усиливаться онанизм. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема.
Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень неточной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|