бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние характера на девиантное поведение бесплатно рефераты

Гипертимный тип. 50% испытуемых, имеющих данный тип акцентуации составляют группу риска в отношении девиантного поведения, т.к. проживают в неполной семье. По данным ПДО у всех определена психологическая склонность к алкоголю. Анализ анкетных данных показал - 50% часто посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 75% опрошенных регулярно курят и имеют высокий риск употребления наркотических веществ. Согласно анкетным данным, лишь 25% респондентов признались, что пробовали наркотические вещества. По данным ПДО у всех испытуемых в данной группе выявлен риск социальной дезадаптации, при этом у 50% - высокий. У половины испытуемых с указанным типом акцентуации наблюдается очень сильная реакция эмансипации, в то время как у остальных - слабая. Демонстративный характер суицида, по данным ПДО, наблюдается у 75% испытуемых.

По результатам дополнительных шкал, проведенной методики ПДО определена наибольшая склонность к девиантному поведению у подростков, акцентуации характера которых относятся к эпилептоидному и к лабильному типами. Эти данные подтверждаются и результатами анкетных данных. При сопоставлении выявлено, что у эпилептоидного типа и лабильного типа очень высокие процентные показатели, определяющие девиантность.

У гипертимов прослеживается тенденция к девиантному поведению лишь у 50 % испытуемых.

Таким образом, на основании проведенного исследования, при анализе данных, полученных по применяемым методикам: патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО) и анкетирование, можно говорить, что эпелептоидный и лабильный типы определяют девиантное поведение подростков.

Заключение

Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.

Статистические данные, относительно табококурения, наркомании, злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте пугают своими цифрами. Каждый второй подросток регулярно курит.

Целью данной дипломной работы являлось исследование влияния акцентуаций характера на формирование девиантного поведения подростков.

В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были проанализированы структуры и типы девиантного поведения, рассмотрены подходы к пониманию нормы и девиантного поведения. Дано определение акцентуированной личности. Рассмотрены психосоциальные особенности развития в подростковом возрасте.

Было проведено эмпирическое исследование. При помощи методов психодиагностики, анкетного опроса и метода экспертной оценки. Согласно гипотезам 1 и 2 предлагалось подтвердить влияние акцентуации характера на формирование девиантного поведения подростка, выявить высокую встречаемость эпелептоидного и лабильного типов акцентуаций характера у подростков с девиантным поведением.

В ходе проведенного исследования предложенные гипотезы нашли свое подтверждение. Среди испытуемых с девиантным поведением выявлено большое количество подростков с эпилептоидным типом акцентуации характера - 38,46%, а также с лабильным и гипертимным типами акцентуаций с одинаковым процентным соотношением - 12,82%.

Полученные данные в ходе исследования могут иметь практическую значимость, использоваться в процессе преподавания соответствующих курсов. Большое значение полученные выводы будут иметь для социальных служб, педагогов, психологов, при работе с подростками.

В результате проведенного эмпирического и практического исследования гипотезы доказаны, цели достигнуты, задачи решены. Однако данная проблематика требует дальнейшего более подробного исследования.

Список литературы

1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. Ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1998.

2. Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.- Мн: Университетская, 1991.

3. Социальные отклонения - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: С69 Юрид. лит., 1989.

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.

5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. - М.: Институт практической психологии, 1996.

6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.

7. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. - Т. 5. - № 6. - С. 48 - 54.

8. Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. - 2002.

9. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды по экономич. теории - М., 2003.

10. Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-политический журнал №2, 1995г.

11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. - 1971. - №4. - С 6-20.

12. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М. Фокин. - М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1992. -77с.

13. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.

14. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

15. Филонов Л.Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

16. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

17. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

18. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.

19. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.: Знание, 1975. - 64 с.

20. Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.

21. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

22. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с

23. Тарас А.Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. - Минск: Нар. асвета, 1986. - 72 с.

24. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969.

25. Невский И.А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

26. Ананьев Б,Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980,- Т. 2, С. 10- 127.

Приложение

Инструкция к заполнению анкеты

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить варианты ответов, не предусмотренные нами.

Заранее благодарим Вас, за участие в исследовании!

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Состав семьи

· Полная

· Только мать

· Только отец

· Другое _____________________________________________

2. Есть ли у вас родные братья и сестры

· Брат старший

· Брат младший

· Сестра старшая

· Сестра младшая

· Другое _____________________________________

3. Случалось ли так, что вы пропускали школу не по уважительной причине?

· Никогда

· Время от времени

· Часто

4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки?

· Не посещаю совсем

· Посещаю, но не употребляю

· Время от времени

· Часто

5. Ваше отношение к табакокурению?

· Не курю

· Пробовал

· Курю регулярно

6. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические препараты?

· Да, один раз

· Да, изредка

· Нет, никогда

· Другое _______________________________

7. Со скольки лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения? ________________________________

8. Часто ли вы конфликтуете с родителями?

· Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями

· Случалось

· Регулярно, мои родители меня не понимают

9. Случаются ли у вас ссоры с друзьями?

· Никогда

· Случалось

· Регулярно

10. Допускаете ли вы конфликты с учителями?

· Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»

· Случается, но редко

· Постоянно, они сами меня вынуждают

11. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны попробовать в этой жизни всё? ____________________________________

В заключении сообщите данные о себе.

Фамилия, имя, отчество __________________________________

Возраст (полных лет) _______________________________________

Номер школы, класс ________________________________________

Приложение 2

Регистрационный лист к методике «Акцентуации характера»

Названия списка суждений

Номера выбираемых суждений

Наиболее характерные

Наименее характерные

Самочувствие

Настроение

Сон и сновидения

Пробуждение ото сна

Аппетит и отношение к еде

Отношение к спиртным напиткам

Отношение к одежде

Отношение к родителям

Отношение к друзьям

Отношение к окружающим

Отношение к незнакомым людям

Отношение к одиночеству

Отношение к будущему

Отношение к новому

Отношение к неудачам

Отношение к приключениям и риску

Отношение к критике и возражениям

Отношение к лидерству

Отношение к опеке и наставлениям

Отношение к правилам и законам

Оценка себя в детстве

Отношение к школе

Оценка себя в данный момент

Отношение к деньгам

Приложение 3

Диаграмма распределения выборочной совокупности по данным ПДО А.Е. Личко

Типы «акцентуаций характера в типологиях К. Leonhard и А.Е. Личко

Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями и нравоучениями, «проработкой» за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.

Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому - роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.

Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.).

Циклоиды в детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется - сперва дни, 1-2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.

Эмансипационные устремления и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в субдепрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются к ним или находят новые. Сексуальная активность возрастает в периоды подъема, но в субдепрессивной фазе. может усиливаться онанизм. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема.

Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень неточной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5