Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка
отец - 5 б, в процентах - 86,63%.
По IV параметру баллы:
мать - 2 б, в процентах - 32,13%.
отец - 0 б, в процентах - 4,41%.
По V параметру баллы:
мать - 1 б, в процентах - 45,57%.
отец - 2 б, в процентах - 70,25%.
В семье 05 по I параметру родители получили следующие баллы:
мать - 5 б, это в процентах - 0%.
отец - 5 б, это в процентах - 0%.
По II параметру баллы:
мать - 5 б, в процентах - 12,29%.
отец - 3 б, в процентах - 7,88%.
По III параметру баллы:
мать - 0 б, в процентах - 4,72%.
отец - 4 б, в процентах - 74,97%.
По IV параметру баллы:
мать - 1 б, в процентах - 13,86%.
отец - 0 б, в процентах - 4,41%.
По V параметру баллы:
мать - 1 б, в процентах - 45,57%.
отец - 0 б, в процентах - 14,55%.
В семье 06 по I параметру родители получили следующие баллы:
мать - 5 б, это в процентах - 0%.
По II параметру баллы:
мать - 9 б, в процентах - 80,33%.
По III параметру баллы:
мать - 1 б, в процентах - 19,53%.
По IV параметру баллы:
мать - 1 б, в процентах - 13,86%.
По V параметру баллы:
мать - 1 б, в процентах - 45,57%.
В семье 07 по I параметру родители получили следующие баллы:
мать - 13 б, это в процентах - 84,17%.
отец - 5 б, это в процентах - 0%.
По II параметру баллы:
мать - 8 б, в процентах - 48,92%.
отец - 4 б, в процентах - 9,77%.
По III параметру баллы:
мать - 3 б, в процентах - 57,96%.
отец - 3 б, в процентах - 57,96%. По IV параметру баллы:
мать - 6 б, в процентах - 95,74%.
отец - 2 б, в процентах - 32,13%.
По V параметру баллы:
мать - 2 б, в процентах - 70,25%.
отец - 0 б, в процентах - 14,55%.
В семье 08 по I параметру родители получили следующие баллы:
мать - 9 б, это в процентах - 31,01 %.
отец - 9 б, это в процентах - 31,01%.
По II параметру баллы:
мать - 7 б, в процентах -31,19%.
отец - 7 б, в процентах -31,19%.
По III параметру баллы:
мать - 2 б, в процентах - 5,67%.
отец - 5 б, в процентах - 86,63%.
По IV параметру баллы:
мать - 4 б, в процентах - 74,49%.
отец - 1 б, в процентах - 13,86%.
По V параметру баллы:
мать - 1 б, в процентах - 14,55%.
отец - 2 б, в процентах -- 70,25%.
В семье 09 по 1 параметру родители получили следующие баллы:
мать -76, это в процентах - 3.79%.
отец - 2 б, это в процентах - 0,%.
По II параметру баллы:
мать - 6 б, в процентах - 19,22%.
отец -- 3 б, в процентах -- 7,88%.
По III параметру баллы:
мать - 4 б, в процентах - 74,97%.
отец - 4 б, в процентах - 74,97%.
По IV параметру баллы:
мать - 1 б, в процентах - 13,86%.
отец -- 1 б, в процентах -- 13,86%.
По V параметру баллы:
мать - 2 б, в процентах - 70,25%.
отец - 4 б, в процентах - 93,04%.
В семье 10 по I параметру родители получили следующие баллы:
мать - 15 б, это в процентах -90,50%.
отец - 9 б, это в процентах -- 31,01%.
По II параметру баллы:
мать - 5 б, в процентах - 12,23%.
отец - 3 б, в процентах - 7,88%.
По III параметру баллы:
мать - 6 б., в процентах - 92,93%
отец - 2 б., в процентах - 39,06%
По IV параметру баллы:
мать - 6 б, в процентах - 95,74%.
отец -- 3 б, в процентах -- 53,87%.
По V параметру баллы:
мать - 7 б, в процентах - 99,37%.
отец - 1 б, в процентах - 45,57%.
Анализ полученных результатов теста-опросника родителей свидетельствует о том, что:
1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр - авторитарная гиперсоциализация.
2. В семье 02 - V параметр - «маленький неудачник», инфантилизация.
3. ВВВ семье 03 - V параметр - «маленький неудачник», инфантилизация.
4. В семье 04 - III параметр, симбиоз.
5. В семье 05 III параметр, симбиоз.
6. В семье 06 - II параметр, социальная желательность.
7. В семье 07 - IV параметр, гиперсоциализация.
8. В семье 08 - III параметр, симбиоз.
9. В семье 09 - V параметр, «маленький неудачник».
10. В семье 10 - IV параметр, гиперсоциализация.
Общий анализ:
По I параметру - 0 семей
По II параметру 1 семья, 10% 06
По III параметру - 3 семьи, 30% 04, 05, 08.
По IV параметру - 3 семьи, 30% 01, 07, 10
По V параметру - 3 семьи, 30% 02, 03, 09
Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.
Далее нами изучались особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:
1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 - сотрудничество.
Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:
1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые конфликты, 4 - отсутствие сотрудничества, 5 - холодность. (см. Приложение 5).
По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.
В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 03 взаимоотношения носят негативный характер.
В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.
В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 06 взаимоотношений позитивные.
В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.
В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.
В семье 10 Взаимоотношения позитивные.
Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).
Сравнив результаты трех тестов, мы сделали следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных тестов:
Код
|
01
|
02
|
03
|
04
|
05
|
06
|
07
|
08
|
09
|
10
|
|
Х
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
|
У
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
Z
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
|
|
где Х - это тревожность, проявляемая ребенком в семье, У - это неадекватное отношение родителей к ребенку, Z, - негативные взаимоотношения в семье, 1 наличие признака, 0 - отсутствие признака.
По таблице видно, что 70% показатели совпадают. Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка.
2.2. Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями
Вторая часть практической работы направлена на выявление степени самостоятельности детей, что определяет цель данной работы. В данной части мы выделили следующие задачи:
1. Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе трудовой деятельности и нравственной саморегуляции.
2. Соотношение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на основе этого определить влияние самостоятельности или ее связь с характером детско-родительских взаимоотношений. Использовались беседы, наблюдения.
Для выявления самостоятельности трудовых умений и навыков выделили следующие параметры:
1. Навыки самообслуживания.
2. Выполнение определенных постоянных обязанностей.
3. Умение планировать свою трудовую деятельность.
4. Выполнение поручений без помощи родителей.
5. Доводить начатое дело до конца (Приложение 6).
К высокому уровню относятся дети с суммой баллов от 25 до 30 (04, 06, 09) - 30%.
К среднему уровню с суммой баллов от 17 до 24 (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) - 70%.
Низкий уровень 0%.
Общий анализ результатов наблюдений можно сформулировать в следующем заключении: в младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное овладение трудовой деятельностью. Проведенное наблюдение выявило средний уровень сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у большинства детей.
В этом возрасте у детей формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к саморегуляции.
Как мы отмечали в I главе нашей работы, высоким уровнем самостоятельности является ее проявление в суждениях, оценках, которые проявляются в самокритичности, ответственности и дисциплинированности.
В связи с этим мы этот уровень самостоятельности рассматриваем как нравственную саморегуляцию детей. Данный этап исследования проводился в ходе индивидуальных бесед и наблюдений. В результате проведенных методов нами выявлено:
1. У 20% выявлено наличие указанных трех компонентов (06, 09).
2. У 60% отметили наличие только двух компонентов (01, 02, 04, 05, 07, 10).
3. У 20 % в наличии только один компонент (03, 08).
Для того, чтобы четко представить общий уровень самостоятельности детей составили матрицу:
Код
|
01
|
02
|
03
|
04
|
05
|
06
|
07
|
08
|
09
|
10
|
|
Труд
|
II
|
II
|
II
|
I
|
II
|
I
|
II
|
II
|
I
|
I
|
|
Нравственная саморегуляция
|
II
|
II
|
III
|
II
|
II
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
|
|
В итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности самостоятельности, их показатели по всем двум параметрам показывают I (06, 09 - 2%). Вторая группа состоит из детей с достаточной степенью самостоятельности с показателями I и II (04, 10 - 20%). В третью группу вошли дети со средним уровнем общей самостоятельности с показателями II, II (01, 02, 05, 07 - 40%). В группу 4 входит ребенок (03, 08) с показателями по всем двум параметрам II и III. Эту группу определяем как низкий уровень самостоятельности.
Таким образом, общая самостоятельность у детей младшего школьного возрасту в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности, что определяется развитием личности детей.
Для того, чтобы определить влияние и связь самостоятельности со взаимоотношениями в семье сопоставили полученные данные 1 и 2 частей практической работы. Данные занесли в таблицу.
Код
|
Наличие тревожности
|
Отношение родителей к детям
|
Характер взаимоотношений в семье
|
Уровень общей самостоятельности
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
01
|
тревожность
|
авторитарная гиперсоциализация
|
неустойчивый
|
средний
|
|
02
|
тревожность
|
инфатилизация
|
неустойчивый
|
недостаточный
|
|
03
|
тревожность
|
инфатилизация
|
негативный
|
низкий
|
|
04
|
благоприятная
|
симбиоз
|
позитивный
|
достаточный
|
|
05
|
благоприятная (наличие тревож.)
|
симбиоз
|
неустойчивый
|
средний
|
|
06
|
благоприятная
|
социальная желательность
|
позитивный
|
высокий
|
|
07
|
тревожность
|
гиперсоциализация
|
неустойчивый
|
средний
|
|
08
|
выраженная конфликтность
|
симбиоз
|
неустойчивый
|
низкий
|
|
Продолжение таблицы
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
09
|
благоприятная
|
инфантилизация
|
позитивный
|
высокий
|
|
10
|
благоприятная (ощущение тревожности)
|
гиперсоциализация
|
позитивный
|
средний
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|