бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние внутренней позиции на поведение младших подростков бесплатно рефераты

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

rs= 1-6*? (d2+Та+ Тв) /N (N-1) (1)

Поправка на одинаковые ранги:

Та=? (а3_а) /12 (2), Тв=? (в3-в) /12 (3)

N - количество ранжируемых значений. rs= - 0,73

Определим критические значения rs N= 20 [36, С.340].

0,45 (р?0,05)

rsкр = 0,57 (р?0,01)

зона зона зона значимости,

незначимости неопределенности,

0, 45 0,57 0,73.

Рис.4. Ось значимости

Принимаем Н1, связь достоверна. Корреляция между уровнем агрессии и баллам по коллективистическому восприятию группы значимо отличается от нуля (обратная связь). Итак, чем выше уровень агрессии, тем менее выраженное коллективистическое отношение к классу.

Выводы по второй главе

Проведенное исследование показало, что дети младшего подросткового возраста которые относятся к группе как к самостоятельной ценности, на первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность, проявляется потребность в коллективных формах работы, именно они имеют благоприятные статусные категории. В отличие от тех, кто свои интересы ставит выше интересов группы.

Исследование выявило, что существует обратная связь между внутренней позицией младшего подростка, а в нашем случае мы исходили из того, что одним из проявлений внутренней позиции в данном возрасте является отношение к коллективу одноклассников, у уровнем проявления агрессии в межличностных отношениях. Чем выше уровень агрессии, тем менее выраженное коллективистическое отношение к классу.

Заключение

В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. В данной работе был дан анализ особенностей межличностного общения у детей младшего подросткового возраста.

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. В результате эксперимента, можно сказать, что более половины подростков, принимавших участие в исследовании, имеют высокий уровень агрессии, а как, показало исследование, это может быть одним из следствий особенностей внутренней позиции младшего подростка, проявляющейся в отношении к классному коллективу. Возможно, это две взаимообусловленные характеристики младшего подростка. В рамках курсовой работы невозможно более глубоко исследовать причину этого. Мы предполагаем, что, возможно, младшие подростки, воспринимающие своих одноклассников, как средство достижения каких-то своих целей, вызывают тем самым негативное к себе отношение со стороны своих одноклассников, а это в свою очередь провоцирует агрессивное поведение первых. Поэтому так важно своевременно проводить специальную работу с младшими подростками, направленную на оптимизацию межличностных отношений.

Библиографический список

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Аспект Пресс, ЭКСМО - Пресс, 1999. - 206с.

2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2006. - 144с.

3. Божович Л.И., Проблемы формирования личности. - М: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. - 560с.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 390с.

5. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. / Под ред.М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 280с.

6. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Академия, 1982. - 350с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991. - 345с.

8. Гаралева М.Д. Проявление саморегуляции в разных видах агрессивного поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. №6. - С. 20-24.

9. Долгова В.И., Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности. - СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 2002. - 138с.

10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя д/сада. - М.: Просвещение, 1996. - 290с.

11. Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. - СПб.: Питер, 1997. - 336с.

12. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ. 1980. - 431с.

13. Ильин Е.П. - Эмоции и чувства СПб.: ВЛАДОС, 2001. - 517с.

14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160с.

15. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.

16. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников - М.: Изд-во УРАО, 1999.270с.

17. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и вопросы дисциплины. - М.: Генезис, 2000. - 295с.

18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд-во УРАО. 1997. - 140 с.

19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб: ООО Изд-во Речь, 2001. - 259с.

20. Макарова О.Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика. // Журнал практического психолога. - 1999. - N 7. - С.15-18.

21. Мельниченко Н.Д. Детская психология. - СПб.: ВЛАДОС, - 2003. - 321с.

22. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004. - 248с.

23. Немов Р.С. Психология: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512с.

24. Общая психология. / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: 1987. - 110 с.

25. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога - М,: Просвещение, 1996. - 280с.

26. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 274 с.

27. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - МПСИ; Воронеж, 2004. - 304с.

28. Психология. Словарь/ под ред. А.В. Петровского, - М. Просвещение, 1988г. - 281с.

29. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995. - 384с.

30. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов-М.: Гардарики, 1998. - 120с.

31. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возрастаю. Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М.: Академия, 1991. - 263с.

32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Академия, 1996. - 285с.

33. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО Речь, 2001. - 350 с.

34. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - М.: Академия, 1998. - 295с.

35. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1998. - 360с.

Приложения

Приложение 1

Материалы диагностических методик

Фамилия Имя__________________________

Класс_________________________________

Дата__________________________________

Таблица 3

Тесовая карта для методики оценки отношений подростка с классом

№ вопроса

вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Итого:

Приложение 2

АНКЕТА

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

А - знает больше, чем я;

Б - все вопросы стремится решать сообща;

В - не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые

А - используют индивидуальный подход;

Б - создают условия для помощи со стороны других;

В - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А - знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б - умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В - помогают другим, когда представляется случай.

4. Больше всего мне нравиться, когда в группе:

А - некому помогать;

Б - не мешают при выполнении задачи;

В - остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А - я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б - мои усилия достаточно вознаграждены;

В - есть возможность проявить инициативу, полезную ля других.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А - каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б - каждый занят своим делом и не мешает другим;

В - каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А - создают дух соперничества между учениками;

Б - не уделяют им достаточного внимания;

В - Не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А - возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б - возможность получение новой информации от других людей;

В - возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться:

А - в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б - в подготовке к самостоятельной жизни людей;

В - в подготовке людей, способных извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А - предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б - предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В - стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В - поощрял инициативу учащихся, направленную на достижения общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А - ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б - чувствуешь себя ненужным в группе;

В - тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А - личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

Б - общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В - успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А - работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;

Б - работать индивидуально с преподавателем;

В - работать со сведущими в данной области людьми

Приложение 3.

Диагностика состояния агрессии Басса-Дарки

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Текст опросника:

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю не согласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их I щелкнули по носу

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам"

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить 52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67. Я часто думаю, что жил неправильно

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72. В последнее время я стал занудой

73. В споре я часто повышаю голос

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Обработка и интерпретация данных.

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия:

"Да"-№ 1,25,33,48,55,62,68;

"Нет"-№ 9,17,41.

2. Косвенная агрессия:

"Да"-№ 2,18,34,42,56,63;

"Нет" - № 10,26,49.

3. Раздражение:

"Да"-№ 3, 19,27,43,50,57,64,72;

"Нет"-№ 11,35,69.

4. Негативизм:

"Да"-№ 4,12, 20,23,26.

5. Обида:

"Да"-№ 5,13,21,29,37,51,58;

"Нет"-№ 44

6. Подозрительность:

"Да"-№ 6,14,22,30,38,45,52,59;

"Нет"-№ 65,70.

7. Вербальная агрессия:

"Да" - № 7,15,28,31,46,53,60,71,73;

"Нет"-№ 39,66,74,75.

8. Чувство вины:

"Да" - № 8,16,24,32,40,47,54,61,67.

Ответы оцениваются по восьми шкалам. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 3,7.

1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение-готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм - это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида-зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия-выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание ответов (угрозы, проклятия).

8. Чувство вины - убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности-6,5-7 плюс-минус 3.

Стимульный материал: опросник из 75 утверждений, бланк для ответов, шариковая ручка.

Приложение 4

Результаты исследования. Результаты диагностики уровня агрессивности учащихся 5 класса

Таблица 4

Результаты диагностики уровня агрессивности учащихся 5 класса по методике Басса-Дарки

Ф.И.

Индекс враждебности

Уровень враждебности

Индекс агрессивности

Уровень агрессивности

1

М.Л.

8

ср.

15

низ.

2

С.О.

16

выс.

29

выс.

3

П.Т.

12

выс.

26

выс.

4

К.М.

13

выс.

30

выс.

5

Х.А.

10

ср.

18

ср.

6

Е.А.

3

низ.

26

выс.

7

Т.Ж.

6

ср.

23

ср.

8

К.К.

11

выс.

25

ср.

9

Ч.А.

3

низ.

19

выс.

10

З.М.

12

выс.

21

выс.

11

С.М.

6

ср.

22

выс.

12

Ф. Н

13

выс.

19

ср.

13

Ш.И.

8

ср.

15

низ.

14

К.Д.

8

ср.

19

ср.

15

Р.Э.

8

ср.

15

низ.

16

К.А.

11

выс.

25

выс.

17

Кр.А.

13

выс.

19

выс.

18

З.А.

3

низ.

19

выс.

19

П.А.

16

выс.

29

выс.

20

Н.А.

10

ср.

18

выс.

Таблица 5

Результаты диагностики по методике "Методика оценки отношений подростка с классом"

Ф.И.

Тип восприятия, балл

Инди-

видуалис-

тический

Коллекти-

вистический

Прагмати-

ческий

1

М.Л.

3

8

3

2

С.О.

4

3

7

3

П.Т.

8

3

3

4

К.М.

6

4

4

5

Х.А.

3

7

4

6

Е.А.

7

4

3

7

Т.Ж.

5

4

6

8

К.К.

6

3

5

9

Ч.А.

4

6

4

10

З.М.

5

3

6

11

С.М.

5

3

6

12

Ф. Н

3

5

6

13

Ш.И.

5

7

2

14

К.Д.

3

6

5

15

Р.Э.

3

7

4

16

К.А.

4

6

4

17

Кр.А.

3

6

5

18

З.А.

4

7

3

19

П.А.

4

4

6

20

Н.А.

5

6

3

Страницы: 1, 2, 3