Влияние успешности обучения на самооценку младшего школьника
Ребёнок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нём, она ещё только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению.
2. Организация собственного исследования на тему: «Влияние успешности обучения на самооценку младшего школьника»
Цель исследования - изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.
Эксперимент проводился в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Шатуры Московской области.
Объект исследования - учащиеся начальной школы со 2 по 4 класс, в возрасте 8-10 лет, всего 33 ребёнка.
В ходе исследования использовались экспертная оценка, цель которой - выявление хорошо и плохо успевающих детей; наблюдение, цель - выявление познавательной активности в процессе психодиагностического исследования; и беседа, цель - выявление индивидуальных проявалений отношения к своим удачам и неудачам в учёбе, диагностические методики.
Информационная карточка
Название - Методика исследования самооценки «Дембо-Рубинштейн»
Автор - модификация А.М. Прихожан
Источник - Психодиагностические методы изучения личности
Назначение методики - Выявление особенностей и уровня самооценки, диагностика частных и общей самооценки.
Информационная карточка
Название - Личностный дифференциал
Источник - О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону 2006.
Цель - выявление социально-психологических свойств личности и ее самосознания, а также для самооценки и уровня притязаний.
Может использоваться не только для исследования самооценки, но и для оценки других людей, и не только реальных людей, но и возможных, типа «идеальный учитель», «лучший друг», «каким бы я хотел быть в будущем». Может диагностировать рассогласованность между реальными и воображаемым «Я», характер ожиданий в отношении учителя и родителей
Информационная карточка
Название - Тест Векслера
Автор - Дэвид Векслер
Источник - Всё идёт нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников / Авт. - сост. В.И. Екимова, А.Г. Демидова. - М.: АРКТИ, 2007. - 88 с. (школьное образование).
Назначение методики - оценка уровня интеллектуального развития и определения структуры психического дефекта у детей и взрослых. Тест позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры. Тест Векслера состоит из 11 отдельных методик-субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т.д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение «вербального и невербального» интеллекта, анализируют выполнение каждого задания.
2.1 Результаты диагностического исследования самооценки младших школьников при помощи методики Дембо-Рубинштейн
Хорошо успевающие дети
Хорошо успевающие дети
|
Пол
|
Возраст
(Лет, мес)
|
Параметры самооценки (в баллах)
|
|
|
|
|
Самооценка умственных способностей
|
Самооценка характера
|
Самооценка авторитета
|
Самооценка умелости рук
|
Самооценка внешности
|
Самооценка уверенности
|
Средняя самооценка
|
|
1. Женя Б.
|
ж
|
8 лет, 2 мес
|
-71
|
-63
|
+52
|
-78
|
-80
|
-79
|
-70,1
|
|
2. Антон М.
|
м
|
8 лет, 6 мес
|
-64
|
+40
|
-62
|
-80
|
-80
|
-79
|
-67,5
|
|
3. Женя П.
|
м
|
8 лет, 5 мес
|
-76
|
-76
|
-77
|
-77
|
-76
|
-75
|
-76,0
|
|
4. Ира Р.
|
ж
|
8 лет, 3 мес
|
-80
|
-76
|
-77
|
+44
|
+58
|
+49
|
-64,0
|
|
5. Кирилл Ш.
|
м
|
8 лет, 2 мес
|
-80
|
+40
|
+40
|
-80
|
-80
|
-80
|
-66,6
|
|
6. Вика В.
|
ж
|
9 лет, 2 мес
|
+55
|
+55
|
+46
|
+55
|
+59
|
+48
|
+53,0
|
|
7. Вика К.
|
ж
|
9 лет, 8 мес
|
-76
|
+35
|
-73
|
+22
|
+49
|
-75
|
+55,0
|
|
8. Света Е.
|
ж
|
9 лет, 3 мес
|
+57
|
-70
|
+60
|
-71
|
-62
|
-63
|
-63,8
|
|
9. Саша Кор.
|
м
|
9лет1 мес
|
+42
|
-68
|
+44
|
+45
|
+60
|
-63
|
+53,6
|
|
10. Оля М.
|
ж
|
9 лет, 9 мес
|
+54
|
-65
|
-68
|
-70
|
-66
|
+60
|
-63,8
|
|
11. Настя М.
|
ж
|
9лет11 мес
|
+40
|
+29
|
+51
|
+58
|
-70
|
+51
|
+49,8
|
|
12. Лада С.
|
ж
|
9 лет, 1 мес
|
+60
|
-72
|
-70
|
-68
|
+51
|
-69
|
-65,0
|
|
13. Люба А.
|
ж
|
10 лет, 4 мес
|
-62
|
+53
|
+44
|
+56
|
+42
|
+47
|
+50,6
|
|
14. Кирилл Л.
|
м
|
10 лет, 3 мес
|
+60
|
+41
|
+58
|
+60
|
+51
|
+50
|
+53,3
|
|
15. Оля С.
|
ж
|
10 лет, 4 мес
|
+40
|
-77
|
-79
|
-79
|
-79
|
-80
|
-72,3
|
|
16. Вика Ш.
|
ж
|
10 лет, 7 мес
|
-62
|
+59
|
-62
|
+59
|
+60
|
-62
|
+60,6
|
|
Средние показатели
|
61,2
|
57,4
|
60,2
|
62,6
|
63,8
|
64,4
|
62,5
|
|
Стандартное отклонение(сигма)
|
13,2
|
16,0
|
13,0
|
16,2
|
12,3
|
11,1
|
8,1
|
|
|
Плохоуспевающие дети
Плохо-успевающие дети
|
Пол
|
Возраст (Лет, мес)
|
Параметры самооценки (в баллах)
|
|
|
|
|
Самооценка умственных способностей
|
Самооценка характера
|
Самооценка авторитета
|
Самооценка умелости рук
|
Самооценка внешности
|
Самооценка уверенности
|
Средняя самооценка
|
|
1. Оля Г.
|
ж
|
8 лет, 3 мес
|
-80
|
-80
|
-0
|
-80
|
-80
|
-80
|
-66,6
|
|
2. Саша Кр.
|
м
|
8 лет, 1 мес
|
-70
|
-69
|
+22
|
+61
|
-73
|
-74
|
-61,5
|
|
3. Дима П.
|
м
|
8 лет, 6 мес
|
-76
|
-71
|
-72
|
-70
|
-67
|
-65
|
-70,1
|
|
4. Костя С.
|
м
|
8 лет, 6 мес
|
-78
|
-64
|
+45
|
+46
|
+44
|
-74
|
+58,5
|
|
4. Даша З.
|
ж
|
8 лет, 11 мес
|
-68
|
-72
|
-76
|
-69
|
-76
|
-70
|
-71,8
|
|
6. Ира К.
|
ж
|
8 лет, 11 мес
|
+57
|
+43
|
+58
|
+52
|
-14
|
+44
|
+44,6
|
|
7. Ира З.
|
ж
|
9 лет, 7 мес
|
+46
|
+46
|
-8
|
+61
|
+61
|
+22
|
+40,6
|
|
8. Стас О.
|
м
|
9 лет, 2 мес
|
+60
|
+60
|
+42
|
-65
|
+40
|
-69
|
+56,0
|
|
9. Костя П
|
м
|
9 лет, 6 мес
|
+60
|
+48
|
+40
|
-80
|
+40
|
+40
|
+51,3
|
|
10. Катя П.
|
ж
|
9 лет, 6 мес
|
-67
|
-78
|
-77
|
-69
|
-63
|
-8
|
-72,3
|
|
11. Вася Т.
|
м
|
9 лет, 8 мес
|
+44
|
+40
|
+49
|
+55
|
+60
|
+35
|
+50,5
|
|
12. Дима И.
|
м
|
10 лет, 7 мес
|
+40
|
-14
|
-3
|
+40
|
-14
|
-0
|
-18,5
|
|
13. Ваня К.
|
м
|
10 лет, 1 мес
|
+35
|
-18
|
-21
|
+49
|
-17
|
+53
|
+32,1
|
|
14. Таня С.
|
ж
|
10 лет, 3 мес
|
+44
|
+58
|
+59
|
+59
|
+42
|
+42
|
+50,6
|
|
15. Андрей Ш.
|
м
|
10 лет, 9 мес
|
-80
|
+40
|
+40
|
-80
|
+40
|
-80
|
-60,0
|
|
16. Марина У.
|
ж
|
10 лет, 10 мес
|
-80
|
-80
|
-73
|
-74
|
-73
|
-79
|
-76,5
|
|
17. Оксана Б.
|
ж
|
10 лет, 5 мес
|
-64
|
-73
|
-74
|
-77
|
-70
|
-79
|
-72,8
|
|
Средние показатели
|
61,7
|
56,1
|
44,6
|
63,9
|
51,4
|
53,8
|
55,3
|
|
Стандартное отклонение (сигма)
|
15,2
|
20,5
|
26,3
|
12,54
|
22,0
|
26,1
|
15,8
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|